Привет! Мы, команда Fitil, за почти два года своей работы построили сообщество, где люди знакомятся, общаются, влюбляются и приобретают новый полезный опыт. Наш первый материал был посвящён созданию проекта, а в этой статье мы хотим рассказать о том, как нам удалось построить вокруг бренда лояльное и активное сообщество.

Начнём с определения самого понятия «сообщество» или «комьюнити». Под ним мы подразумеваем группу людей, которые разделяют общие интересы и ценности, объединены общей миссией и регулярно взаимодействуют друг с другом.

Допустим, вы хотите собрать своё комьюнити. Желание, безусловно, хорошее, но перед этим стоит ответить на вопросы:

  • Зачем вы собираете комьюнити?

  • Что изменится в жизни его участников? 

  • Что изменится в вашей жизни?

  • Как изменится мир в результате работы комьюнити?

Если после ответа на эти вопросы вы окончательно убедились в необходимости создания сообщества – предлагаем такой план для его формирования:

  1. Определить, в чём ваша миссия и цель

  2. Решить, вокруг чего вы строите сообщество

  3. Определить свою аудиторию – из кого будет состоять ваше сообщество?

  4. Определить рутину вашего сообщества: что люди будут делать вместе?

  5. Определить ключевые роли: кто будет отвечать за формирование и поддержание сообщества?

Разберём процесс построения комьюнити на примере нашего приложения Fitil

Зачем мы собираем комьюнити?
Мы хотели, чтобы люди чувствовали, что взаимодействуют не только с бизнесом, а с людьми. Чтобы коммуникация инициировалась не только нами в одностороннем порядке, а пользователи хотели и могли говорить о своих потребностях, идеях и предложениях.

Что изменится в жизни участников сообщества?
У них появится новое окружение, новый круг общения. Там они смогут проявлять себя с новых сторон, общаться, делиться знаниями, практиковать коммуникативные навыки, обмениваться опытом и энергией. То есть участники смогут не только получать новые знания и эмоции в разрезе совместного посещения мероприятий, но и делиться друг с другом своими компетенциями и знаниями в повседневном общении как при полноценном нетворкинге. 

Что изменится в жизни бренда?
Проект получит аудиторию с бóльшей лояльностью и вовлечённостью в процессы. Участники сообщества не только выбирают мероприятия из афиши и записываются на них, но и берут инициативу в свои руки – предлагают свои идеи для событий или помощь в организации.

Как изменится мир в результате работы комьюнити?
Люди смогут чувствовать себя чуть менее одинокими, получат возможность раскрыться.

Теперь к плану

  1. Определяем миссию и цель.

«Нам очень хотелось создать место, безопасное и спокойное для общения, где люди могли бы раскрывать себя, находить друзей, общаться и пробовать что-то новое.

Наше приложение (и наш будущий сайт) работает в рамках больших городов. То есть там, где постоянный стресс, много работы, люди очень спешат и пробегают, не обращая внимания друг на друга. Мы же нашим сообществом помогаем людям немножко расслабиться, увидеть людей не только на работе или в разрезе того, как они могут быть полезны, а с точки зрения обычного общения. И не просто общения, а безопасного человеческого общения» — Наталия Куденко, основатель Fitil

Итак, миссия и цель нашего сообщества – создать комфортную безопасную среду для нашей аудитории, инициировать и поощрять общение, делиться полезной информацией и опытом.

  1. Вокруг чего мы строим сообщество?

    Центральная активность — это событие, которое повторяется регулярно, помогает сплотить людей в сообществе и проговорить миссию. Это визитная карточка вашего сообщества.

В случае Fitil этой центральной активностью стали мероприятия. Мы обновляем афишу каждую неделю и наполняем её событиями разных форматов: книжные и языковые клубы, мастер-классы, вечеринки, настолки, бранчи, катания под парусом или на багги — вариантов больше тридцати.

  1. Определяем аудиторию.

Понимая суть сообщества и кого мы в нём видим, нам проще найти для коммуникации правильные слова.

Аудитория Fitil – это образованные интересные люди, которые хотят разнообразить свой досуг, открыты к новым знакомствам, общению, дружбе и отношениям.  

  1. Определяем рутину сообщества. 

Рутина зависит от целей и выбирается по двум параметрам:
контент, который определяется миссией и целями сообщества, ценностями и интересами людей;
периодичность, которая определяется потребностями людей в сообществе.

Наши главные приоритеты – комфорт общения, грамотная коммуникация, полезный досуг, развитие человека внутри сообщества.

Мы выбрали гибридный вид коммуникации – оффлайн + онлайн.
Мы общаемся вживую на мероприятиях и онлайн в соцсетях и чатах, где делимся анонсами мероприятий и фотоотчётами. Рубрикатор в соцсетях разработан так, чтобы пользователи могли не только следить за афишей, но и развиваться с помощью полезного контента, который мы создаём вместе с психологами, узнать больше о нашей команде и о сообществе в целом.

Дополнительный вопрос: как развивать у участников чувство принадлежности к сообществу?

  • Знакомить похожих по духу и интересам участников, чтобы у них появилась персональная связь. Здесь хорошо работает алгоритм в нашем приложении, который после прохождения психологического теста может подсказать человеку, с кем из пользователей у него может быть высокая совместимость.

  • Обсуждать миссию сообщества, ценности, просить делиться чувствами и историями – так мы делали в преддверии дня Святого Валентина, когда участники делились своими историями про неудачное 14 февраля.

  • Создавать больше возможностей для того, чтобы участники предлагали свои идеи, делали что-то для развития сообщества. Это формирует причастность на самом глубоком уровне (= вклад в общее дело).
    Например, мы просим подписчиков наших аккаунтов делиться любимыми мемами про отношения для рубрики «мемторник» или фильмами, которые они хотят посмотреть, для наших киноклубов.
    А ещё участники делятся идеями мероприятий и развития сообщества, которые мы потом воплощаем в жизнь.

Для сообщества характерно создание своих «подсообществ», так случилось и у нас. Наиболее активные наши участники объединились в телеграм-чате и сами создают совместные встречи. Кто-то из участников даже становится нашим супер-клиентом – так мы называем тех, кто потом приходит организовывать мероприятия вместе с нами. 

  1. Определяем ключевые роли: кто будет отвечать за формирование и поддержание сообщества?

Модераторы

– занимается рассылкой в приложении, отвечает на вопросы пользователей, организовывает мероприятия, помогает участникам раскрыться во время встречи, делится с участниками мероприятий фото- и видеоотчётами.

«Модераторы располагают к спокойствию, к уважительному отношению людей друг к другу, к тому, чтобы наши пользователи чувствовали себя в своей компании. Находясь при этом среди людей, которых они не знают.

Ведь мы же понимаем, что человек, впервые приезжая к нам, в опредёленной степени выходит из зоны комфорта. И мы очень благодарны ему за его решимость и смелость. И именно поэтому мы несём ответственность в Fitil за то, как пройдёт встреча, и понравится ли человеку на нашем мероприятии. Поэтому мы их очень скрупулезно готовим» — Наталия Куденко, основатель Fitil

Маркетинговый отдел

– транслирует ценности сообщества, создаёт контент для удовлетворения интересов и потребностей аудитории, вовлекая пользователей в этот процесс; поддерживает онлайн-рутину сообщества и ищет новые возможности его расширения.

«Наши участники интересуются саморазвитием и психологией, поэтому мы совместно с психологами создаём полезные материалы, которые помогают лучше понять своё поведение, выстроить отношения с собой, партнером и окружающими. Также у каждого из нас есть свой опыт знакомств и отношений, который может быть смешным, грустным или позитивным – мы изучаем эти истории, просим поделиться ими, чтобы поддержать друг друга, разделить прошлый опыт в безопасной атмосфере или научиться чему-то на чужом опыте. Например, в комментариях под постом “5 способов расслабиться в незнакомой компании” участники активно делились своими способами, которые помогают им, я и для себя почерпнула новые идеи. 

И куда же без юмора в теме любви: так у нас появилась рубрика по вторникам “мемторник”, где мы просим участников присылать нам мемы на тему отношений, чтобы после поделиться ими со всеми, многим откликаются картинки :) 

А ещё мы создали рубрику #fitil_лица, а рамках которой рассказываем об участниках сообщества – так каждый желающий может заявить о себе во всех наших социальных сетях» — София Куманеева, маркетолог Fitil

Контент из мемторника
Контент из мемторника

Руководитель (идейный вдохновитель)

– рассказывает в соцсетях о делах проекта, делится планами, вовлекает участников в процесс обсуждения новостей сообщества, усиливая ощущение причастности к проекту.

Итог

Для того, чтобы построить сообщество, нужны:

  • большая вдохновляющая миссия;

  • люди, близкие по ценностям и готовые её разделять;

  • базовое количество рутины, понятных процессов, традиций;

  • базовая площадка для взаимодействия: онлайн или оффлайн.

Есть всё из этого? Тогда действуйте!

Всё остальное можно нарастить потом.

Комментарии (2)


  1. kostin-an
    29.06.2023 14:06
    -1

    +1


    1. SofiyaFitil Автор
      29.06.2023 14:06

      ура)