Уже давно нельзя усомниться в том, что благополучие сотрудников напрямую влияет на результативность и успешность компаний. Особенно это актуально в сфере ИТ, где стресс и высокие нагрузки являются повседневной реальностью. Последние исследования Harvard Business Review показывают, что компании, внедряющие программы благополучия, или так называемые Well-Being программы, наблюдают повышение производительности до 12% и уменьшение текучки персонала до 25%.
Как эти программы устроены? Кто за ними следит? Как они вписываются в общую корпоративную культуру? Мы в Artezio провели очередную дискуссию на Youtube, чтобы детально рассмотреть подробности Well-Being программ, которые могут быть введены для эффективного управления благополучием сотрудников. В дискуссии приняли участие представители различных компаний, которые имеют практический опыт создания комфортных условий для работы в ИТ.
«Сотрудники на удаленке забывают о необходимости жить и двигаться»
Тема с Well-Being и Work-Life в российской сфере ИТ относительно новая, но это не означает, что ранее компании не присматривались к способам сделать своих сотрудников более здоровыми и счастливыми. Просто сейчас, в моменте, когда спрос на опытных специалистов вырос, в ИТ-секторе задумались о дополнительных стимулах для привлечения и удержания специалистов. Well-Being и Work-Life – хороший инструмент для этого, хотя и имеет дополнительный эффект. В целом, Well-Being и Work-Life – это прежде всего способ «генерировать» счастливых сотрудников, которые будут эффективно работать и ценить свою компанию.
По мнению Теймура Имранова, Well-Being Development Manager платформы Stayfitt, сегодня наблюдается определенная тревога, связанная с тем, что сотрудники, работающие на удаленке, иногда забывают о необходимости не только работать, но и жить, двигаться.
«Внутри нашей компании мы уверены, что Well-Being — это тот инструмент, который должен быть создан в любой компании. Он, в первую очередь, влияет на удовлетворенность жизнью сотрудника. В итоге, получая более счастливых и довольных сотрудников, мы получаем и более производительный персонал. В долгосрочной перспективе мы формируем сотрудников внутри компании, которые более тесно ассоциируют себя с тем, что они делают, и с компанией в целом»,– считает он.
Это подтверждает и Кристина Гурочкина, руководитель группы подбора персонала «Рексофт». Она считает, что в наши дни, когда технологический мир меняется с невероятной скоростью, программы Well-Being становятся такой же необходимостью, как и воздух.
«Без нее существование становится фактически невозможным, и в конечном итоге мы сталкиваемся с большими рисками, включая психологическую дезадаптацию персонала и угрозу ментальному здоровью. Для меня это стало столь же неотъемлемой частью, как и воздух. Это необходимость, без которой компаниям, особенно в ИТ-секторе, очень сложно функционировать, поскольку она встраивается в ДНК корпоративной культуры», — отмечает эксперт.
«Время, когда мы просто платили зарплаты прошло»
По мнению экспертов, сегодня одной зарплатой вывести работу в компаниях на комфортный для сотрудников уровень очень сложно.
«Мы живем в эпоху, когда важно, чтобы работодатели были более ответственными. Время, когда мы просто платили зарплаты, кажется, прошло. Это был первый шаг – просто платить зарплату и «гонять» всех сотрудников. Вторым шагом было обеспечение комфортного рабочего места. Но сейчас, в XXI веке – это просто необходимость. Я уверена, что все компании должны двигаться в этом направлении», – отмечает Екатерина Лай, менеджер по заботе о сотрудниках в ИТ-компании Outlines Tech.
«Все знают, что уровень счастья сотрудников компании сильно влияет на уровень производительности и, в конечном итоге, на успешность компании. Несчастный сотрудник создаст несчастных клиентов. Я верю в эту взаимосвязь между людьми. Несчастный сотрудник может сделать несчастным коллегу, и все это идет по кругу, в конечном итоге затрагивая клиентов. Поэтому я настоятельно верю в создание здоровой атмосферы счастья внутри компании», — отмечает она.
Вовлеченность и лояльность сотрудников к бренду важны, полагает Кристина Гурочкина, так как они напрямую влияют на бизнес-показатели.
«Вовлеченный и лояльный сотрудник — это снижение текучки кадров, экономия на прямых затратах, сокращение незапланированных отгулов, увеличение удовлетворенности сотрудников. Это также влияет на HR-бренд: кандидаты реже отказываются от предложенных им офферов. Если компания внедряет программу Well-Being, она может оценить её эффект в конкретных цифрах и посмотреть, как это влияет на результат. Для бизнеса важно видеть, как именно программа работает. Мы, HR-специалисты, можем говорить о её преимуществах, но бизнесу нужно показать, как это сказывается на его работе», — считает эксперт.
«Мы не можем оставить айтишников в беде»
Пандемия стала очередным вызовом для компаний, которые заботились о своих сотрудниках в офисе. Локдауны заставили ответственные компании разработать новый подход для генерации счастья своих сотрудников.
«Мы не можем оставить их в беде, поэтому мы организуем мероприятия для внутренней коммуникации, например, неформальные беседы, где мы общаемся с коллегами и помогаем им понять, что они не одиноки. Это очень важно для нашей команды. Мне всегда радостно видеть, как они обмениваются фотографиями своего отдыха, посещений театров и т. д. Это очень важно для них, потому что все наши сотрудники работают на расстоянии», — говорит Екатерина Лай (Outlines Tech).
«Также стоит упомянуть, что мы часто работаем на кухне, рядом с холодильником. Давайте будем честными, мы довольно часто открываем этот холодильник в поисках чего-то для перекуса. В рамках нашей программы WorldBink мы успешно реализуем проекты, связанные с работой диетолога и коррекцией пищевого поведения. Несмотря на то, что это может показаться беспроблемной задачей, на самом деле она достаточно сложна. Ведь не каждому удается контролировать количество «открытий» холодильника в течение дня», — говорит Екатерина Лай.
Теймур Имранов (Stayfitt) считает, что сейчас на компаниях лежит большая ответственность за формирование правильной корпоративной среды, отношение к распорядку дня, образу жизни, физической активности своих сотрудников. Понимание важности этих аспектов и внедрение подходящих программ могут существенно повлиять на качество жизни сотрудников и их продуктивность.
«Не думаю, что неактивный сотрудник будет высокопродуктивным. Мы часто забываем о превентивной роли Well-Being в корпоративной жизни. Важно предотвратить возникновение критических ситуаций с физическим и ментальным здоровьем, так как лечение уже возникших проблем может обойтись работодателю дороже. Например, сотрудник будет брать больничные, у него увеличится уровень абсентеизма и т. д. Крупный бизнес уже осознает эти риски, поэтому делает ставку на улучшение условий труда и поддержание Work-Life Balance», — считает эксперт.
«Вы работаете столько, сколько вам нужно»
Эксперты считают, что нужно прекратить контролировать сотрудников и заставлять их работать с 8.00 до 17.00. Время, которое лучше подойдет для работы или отдыха, вправе определять сотрудники компании. Такое мнение во время дискуссии на Youtube высказала Кристина Гурочкина («Рексофт»).
«Мы предлагаем гибкий график работы, и это не просто возможность работать с 9.00 до 17.00 и уйти раньше. Сотрудники могут совмещать личные дела с работой, за ними не следят и не спрашивают, что они делают. Они могут сочетать рабочую и личную жизнь. В течение одного рабочего дня вы можете устроить все так, чтобы утром пойти к врачу, потом поработать и еще что-то сделать. Т. е. вы работаете столько, сколько вам нужно, совмещая это с эффективными показателями», — отметила она.
По версии Елены Пановой, маркетолога Artezio по направлению «HR-бренд», компании должны принять тот факт, что новые поколения работников «делают акцент на стремлении к удовольствию».
«Если проанализировать эти тенденции, то становится видно, что происходит изменение поколений. Постепенно на смену приходят поколения Millennial и поколение Z, а в будущем и поколение Alpha. Эти поколения имеют совершенно другие потребности и представления о работе, их стремление к радости, счастью и балансу на работе является отличительной чертой. Если вы исследуете и составляете так называемые карты трендов, то можете наблюдать эти изменения, которые влияют на общество и технологии. Именно эти поколения стремятся к тому, чтобы работа не только обеспечивала их определенный доход, но и приносила удовлетворение от того, что они делают», — сказала она.
Говоря о глобальных трендах, Елена Панова отметила, речь не только о разработчиках или о сфере ИТ. Речь идет о глобальной тенденции, которая меняет общество и подходы к работе.
«Если мы конкретно обсуждаем разработчиков, то вопрос не в их удовлетворении, а в эффективности и продуктивности компании. Например, исследования Института iOpener, который изучает благополучие и процессы продуктивности внутри компаний, показывают, что более счастливые сотрудники на 16% увеличивают продажи по сравнению с коллегами, испытывающими стресс или дисбаланс в личной жизни. Более того, такие сотрудники более эффективны, они более продуктивны на работе, более инновационны, что в конечном итоге ведет к достижению бизнес-показателей компании», — сказала она.
«Айтишники имеют закрытые базовые потребности в пирамиде Маслоу»
Стремление к счастью и комфорту может быть очередной целью специалистов, которые уже закрыли все базовые потребности. По словам Елены Пановой, сегодня большинство сотрудников, включая ИТ-специалистов, имеют закрытые базовые потребности в пирамиде Маслоу, такие как хорошая зарплата и бенефиты, связанные со здоровьем и спортом.
«Они хотят чего-то большего, чего не могут достичь самостоятельно, но могут получить в сотрудничестве с компанией. Совместное развитие – ключевой элемент такой концепции, как Well-Being. Например, сотрудникам важно, чтобы их работа приносила им удовлетворение и вносила изменения в мир и общество», — резюмировала она.
С другой стороны Well-Being вполне может стать для компаний с равными финансовыми возможностями в части оплаты труда конкурентным преимуществом.
«Мы живем в эпоху высокой конкуренции на ИТ-рынке, и все компании борются за таланты. Важно, чтобы сотрудник оставался в компании как можно дольше и был доволен своим рабочим местом. Положительные отзывы о нас в Интернете также имеют большое значение», — отмечает Екатерина Лай (Outlines Tech).
Елена Панова из Artezio с этим не согласна. «Если бы главной причиной для работы в компании были только деньги, такие проблемы, как профессиональное выгорание, абсентеизм или переработки, не возникали бы. Однако они существуют, и они приводят к стрессам, уменьшению продуктивности и в итоге к уходу из компании. Именно поэтому концепция Well-Being столь важна и в то же время сложна», — сказал она.
По ее словам, программы заботы о благополучии (Well-Being) активно развиваются и расширяются, включая Россию.
«Большинство наших компаний довольно рациональны и не будут тратить деньги без нужды. Если эти программы работают, если они помогают команде чувствовать себя лучше и быть более продуктивными, тогда они оправданы. Например, время пандемии COVID-19, наша компания Artezio пережила с минимальными потерями. Когда сотрудники начали массово переходить на удаленную работу, для многих это стало большим стрессом. Они не понимали, как можно работать дома с бегающими по квартире детьми и домашними животными, как совмещать личную жизнь и работу.
В нашей компании ситуация складывалась по-другому. Мы всегда обращаем внимание на баланс между работой и личной жизнью наших сотрудников, поэтому мы начали разрабатывать практики гибридной и удаленной работы давно. Благодаря этому, стресс от перехода на удаленную работу был для наших сотрудников минимальным. В ходе проведенных нами опросов о настроении, выяснилось, что команда в целом чувствовала себя удовлетворенной, так как наша компания стала для них своего рода островком стабильности. Сотрудники понимали, что их ждет в будущем, они знали, что компания заботится об их благополучии. А их мнение и, в частности, психическое здоровье, были для нас важны», — рассказала Елена Панова.
«Well-Being - это не только о здоровье»
Принято считать, что благополучие сотрудников начинается со здорового образа жизни. Это спортивные игры или тренажерный зал в офисе, или оплата расходов на спорт на удаленке. Но эксперты говорят, что не стоит забывать и про социальные программы.
«Это комплексные программы, которые затрагивают различные сферы жизни человека. Они влияют на его психическое здоровье, социальные связи, общественную жизнь и карьеру. Well-Being представляет собой комплексный баланс и гармонию в жизни человека. Например, в Artezio существуют программы для карьерного роста и консультации с карьерными специалистами. Также, в рамках портфеля Well-Being, который включает финансовые аспекты, существуют финансовые консультации и вебинары об инвестициях. Помимо общения с психологами, существуют лекции и программы, направленные на поддержку психологического и эмоционального состояния. Well-Being также предполагает внимание к теме здоровья: правильному питанию, йоге и занятиям киберспортом», — отметила Елена Панова (Artezio).
Екатерина Лай (Outlines Tech) говорит, что в рамках заботы о сотрудниках в их компании организовываются так называемые «теплые» встречи.
«Это кратковременные контакты с сотрудниками, в ходе которых мы узнаем о том, как у них обстоят дела. В нашем современном мире для людей очень важно, чтобы кто-то интересовался их состоянием. Так мы выстраиваем дружеские отношения на основе доверия с сотрудниками. Даже те, кто не хочет общаться в общих чатах и обсуждать что-то с коллегами, могут обратиться к менеджеру по заботе о сотрудниках с вопросом: «Катя, просто хочу поболтать. Как дела? Смотрела ли ты это кино?». У интровертов, которые не хотят общаться, тоже есть чувство внутреннего одиночества. Когда они пишут мне, это вижу только я, а не их семья или коллеги. Так они остаются интровертами, но удовлетворяют свою потребность в общении. Они могут написать мне в Instagram, прислать мем и посмеяться над ним. Это действительно важная и недооцененная вещь, когда ты общаешься с человеком с большим интересом. Дружеские отношения и общение с сотрудником несколько раз в месяц позволяют нам узнать о нем, о его жизни, о его хобби. Так при новом созвоне я могу спросить: «Как твоя собака? У нее зажила нога или нет? Теща приезжала или нет? Она привезла тебе твои нелюбимые пирожки?» Такие моменты помогают нам выстраивать общение с каждым из сотрудников», — отмечает Екатерина Лай.
«Сотрудник может быть на работе 8 часов, но ничего не сделать»
С другой стороны, при такой заботе о благополучии встает вопрос злоупотребления свободами и программами.
Анатолий Бобунов, SDET (Software Development Engineer in Test) с опытом работы в стартапах и больших компаниях полагает, что компаниям важно, чтобы работники выполняли свои задачи, а не просто проводили на работе 8 часов. Сотрудник может быть на работе 8 часов, но ничего не сделать. А может выполнить все задачи за 2 часа и заняться своими делами.
«В нашей команде мы обычно договариваемся на начальном этапе проекта о том, как мы будем работать. Кому-то удобно проводить ежедневные встречи утром, кто-то предпочитает собираться раз в неделю. Никто не контролирует, никто не мониторит. Это личная ответственность каждого, которая контролируется только со стороны техлида или тимлида. Свобода в работе, когда человек может сделать перерыв на йогу или пробежку, может увеличить эффективность. Это особенно актуально, когда человек знает, что за ним не следят. Свобода позволяет увеличить эффективность выполнения задач», — говорит Кристина Гурочкина («Рексофт»).
При этом в отсутствии контроля со стороны работодателя есть и жирный минус, который давно обсуждается сообществом ИТ. Этот минус заключается в возможности параллельной работы на разных работодателей. Кто-то критикует это явление: в свободное время нужно отдыхать и возвращаться на работу свежим. Но есть и защитники такого подхода с аргументом, что работник продает услуги, а не время.
«Вопрос о том, является ли работа на нескольких местах одновременно воровством, активно обсуждается в Америке и Европе, на таких площадках, как Reddit, и в крупных изданиях. Я не считаю это воровством. Когда я заключаю договор с работодателем, я продаю не свое время, а свои услуги. Например, если я обязан построить дом, то важно, что я построил его, а не сколько времени я на это потратил. Если я выполнил работу быстрее, я могу потратить оставшееся время, как мне угодно. Ведь я продал услугу, а не время», — говорит Анатолий Бобунов.
«Если ты любишь свою компанию, это не значит, что ты должен работать без перерыва. Но ты должен понимать, что иногда возникают ситуации, которые требуют дополнительных усилий и выходят за рамки обычного рабочего времени. Это временные ситуации, подобные форс-мажору. В таких случаях ты помогаешь компании достичь успеха и, соответственно, помогаешь себе. Я больше говорю о совместном развитии, о совместном движении вперед», — добавляет Елена Панова (Artezio).
«Касательно вопроса о двойной или тройной работе, я считаю, что нам нужно уйти от слова «работник», потому что его корневое слово носит негативный оттенок. Вместо этого мы говорим о сотрудничестве и партнерстве», — отмечает Екатерина Лай (Outlines Tech).
Приглашаем к обсуждению и дарим подарки
А что думаете вы о вопросах, которые поднимались во время обсуждения. Нам интересно, закрыты ли ваши базовые потребности, цените ли вы заботу компании о вашем здоровье и балансе жизни и работы?
Свои комментарии оставляйте под видеозаписью дискуссии на Youtube. За лучший комментарий под видео мы подарим 3 месяца бесплатной Литрес Подписки, по которой доступно больше 400 000 аудиокниг, их текстовых версий, подкастов и лекций.
Подпишитесь на канал и оставьте комментарий под видео обсуждения Well-Being и Work-Life Balance. Мы выберем лучший (на наш субъективный взгляд) комментарий и свяжемся с его автором до 31 июля.
Кстати, не забывайте заглядывать в раздел вакансий Artezio. Мы ищем талантливых специалистов под интересные задачи.