В самый разгар летней жары трудно думать о чём-то другом кроме низких температур. И сегодня мы поговорим об одном из интересных способов их достижения, который малоизвестен широкой публике (что, однако, не исключает его известности у интересовавшихся этим вопросом).
Когда заходит разговор о не совсем стандартных способах получения низких температур, интернет заполнен в основном различными вариациями одного и того же способа — использованием элементов Пельтье: больше, меньше элементов, с радиаторами, без радиаторов и т. д. и т. п.
А если я скажу вам, что существует способ получения достаточно низких минусовых температур без какого-либо электропитания?
Причём способ этот не импульсный, позволяет непрерывно получать низкую температуру, а устройства, построенные на его основе, называются абсорбционными холодильниками, правда, тут нужно оговориться, что подобные холодильники всё же допускают использование электроэнергии для своей работы. Но сначала давайте разберёмся — а какие вообще газовые холодильники бывают? Здесь мы умышленно оставим за скобками иные типы холодильников, например, термоэлектрические на элементах Пельтье, так как это не предмет нашего исследования.
▍ Типы газовых холодильников
Говоря о широко известных типах газовых холодильников, их можно разделить на компрессионные и абсорбционные.
По принципу действия их можно считать почти одинаковыми: оба типа холодильников построены на использовании отбора тепла из охлаждаемой камеры с помощью жидкого хладагента. Например, на картинке ниже в левой части (а) показана принципиальная схема компрессионного холодильника, в то время как в правой части (б) — абсорбционного:
Картинка: www.holodilshchik.ru
Принцип действия компрессионного холодильника основан на том, что механический компрессор (1) сжимает газообразный хладагент, испаряющийся внутри испарителя (2) (которым выступает змеевик внутри холодильника), и направляет его в большой змеевик-конденсатор (3), находящийся позади холодильника и охлаждающийся окружающим воздухом. Конденсатор и испаритель разделены так называемым вентилем (4), суть которого заключается в создании разницы давлений между конденсатором и испарителем. В качестве подобного вентиля в реальных холодильниках выступает так называемая капиллярная трубка — медная трубка с очень маленьким проходным сечением (например, 0.2 мм). Таким образом, за счёт маленького проходного сечения трубки через неё может проходить только ограниченное количество сжиженного хладагента в единицу времени, благодаря чему в секторе конденсатора увеличивается давление, и несмотря на относительно высокую температуру (40–50°), хладагент сжижается, в то время как в условиях гораздо более разряжённой атмосферы в секции испарителя при температурах –5°… –10° хладагент закипает и испаряется, отбирая тепло и понижая температуру в камере холодильника.
Принцип действия абсорбционного холодильника весьма схож, как можно видеть по картинке (б): точно так же холодильник охлаждается с помощью хладагента, кипящего в испарителе (2). Также для превращения хладагента в жидкую форму служит конденсатор (3).
Но на этом сходства заканчиваются, так как в этом случае вместо компрессора используется так называемый тепловой компрессор, в качестве которого выступает абсорбер (5) и генератор (6), где в абсорбере хладагент (аммиак) жадно поглощается водой, что по своей сути соответствует всасывающему такту поршневого компрессора в компрессионных холодильниках. Связано это с тем, что аммиак очень сильно поглощается водой: например, при 0° 1 л воды может поглотить более 1 000 л аммиака. Далее этот водоаммиачный раствор поступает в генератор, где раствор подогревается, и из него начинает активно испаряться аммиак — этот этап соответствует нагнетательному такту в компрессионных холодильниках.
В компрессионных холодильниках в качестве хладагента используется фреон, а в абсорбционных — аммиак, за счёт больших возможностей его поглощения водой.
Несмотря на то, что абсорбционный принцип известен достаточно давно, построить на его основе работающую установку долгое время не удавалось, так как для этого необходимо было решить противоречия: в одном и том же в газовом контуре на одних участках давление должно быть высоким, а на других — низким, кроме того, необходимо было включить в систему какой-то нагнетательный насос.
Да, в наше время это кажется достаточно простым, но на тот момент инженерам это не удавалось, и только в 1922 году шведским изобретателям Платену и Мунтерсу удалось решить этот вопрос, причём весьма оригинально — дополнительно включив в систему газообразный водород, а также тем, что их система не содержит каких-либо вентилей, компрессоров, а суммарное давление во всех частях системы одинаково, но есть нюансы: дело в том, что согласно закону Дальтона суммарное давление газовой смеси равно сумме парциальных давлений её компонентов, то есть тех давлений, которые каждая из компонентов смеси имела бы, если бы заняла весь доступный объём.
В созданном изобретателями холодильнике, несмотря на то, что общее давление в системе везде одинаковое, давление водорода существенно выше в испарителе и абсорбере. Таким образом, суммарное давление системы составляет 14–16 атмосфер, при этом давление паров аммиака в испарителе достигает 2–3 атмосферы, то есть водород автоматически устанавливает нужные давления в частях системы даже без всяких вентилей.
Для обеспечения циркуляции же (так как в генераторе не весь аммиак будет испаряться из воды, в результате чего будет образовываться газообразный аммиак и обеднённый раствор, который необходимо вновь подавать в абсорбер), они просто-напросто абсорбер расположили чуть ниже генератора. А для подачи жидкости с более низкого уровня на высокий (то есть из абсорбера в генератор), они соединили их простым устройством под названием термосифон, которое представляет собой простую трубку, соединённую с дном абсорбера и верхней частью генератора.
Трубка по всей своей длине подогревается тем же самым источником тепла, что и генератор. Таким образом, внутри трубки, заполненной раствором, образуются пузырьки газообразного аммиака, жидкость в целом становится как бы легче и начинает переливаться из нижнего уровня в верхней (из абсорбера — в генератор).
В итоге изобретателям удалось создать крайне удачное устройство, которое не содержит каких-либо движущихся механических частей, сложных элементов конструкции (вентилей), но в то же время вполне себе отлично работает!
Это вызвало большой интерес со стороны промышленников к подобному устройству и начиная с 1922 года подобные холодильники стали активно производиться. Мало того, подобный тип холодильников, не претерпев серьёзных изменений, вполне успешно производится и по сей день!
Сильными сторонами подобного типа холодильников является не только отсутствие каких-либо движущихся механизмов в составе конструкции (а, соответственно, отсутствие потребности в осуществлении техосмотров и смазки механизмов), но и всеядность: подобные холодильники могут работать от любого источника тепла, в качестве которого может выступать как электричество, так и любой иной нагрев! Например, известны холодильники, использующиеся в автодомах для путешествий, где в качестве источника нагрева используется три варианта:
- от электричества 220 вольт,
- от электричества 12 вольт,
- от газовой горелки.
Кроме того, сильной стороной подобных холодильников является практически полная бесшумность (ну, может, только слабое шипение, если используется газовая горелка для подогрева), а также большая долговечность (известны экземпляры, произведённые более чем 50 лет назад и всё так же успешно работающие и ныне).
▍ Изучение конструкции реально существующих холодильников
Ниже мы рассмотрим усреднённую конструкцию производимых промышленностью абсорбционных холодильников (производятся ли ещё на данный момент — неизвестно), чтобы понять некоторые их нюансы.
Изучение конструкции реальных холодильников поможет лучше понять их устройство и принцип действия и, кто знает, может быть, вы когда-то соберёте и свой такого типа? ;-)
Промышленностью производится ряд холодильников с объёмом рабочей камеры от 30 до 200 дм³, где потребляемая мощность варьируется от 75 до 200 Вт:
Картинка: Д. А. Лепаев, В. В. Коляда — «Ремонт холодильников»
В своей работе показанные выше холодильники используют следующие компоненты смеси для загрузки:
- аммиак: бесцветный газ с очень резким запахом, легко растворяется в воде. Водный раствор аммиака имеет щелочную реакцию, благодаря чему его утечки легко обнаруживаются: лакмусовая бумажка синеет при попадании на неё паров воды, содержащих аммиак;
- абсорбент: бидистиллят воды;
- ингибитор: для защиты внутренней поверхности трубопроводной системы от коррозии в состав раствора вводят хромат натрия в количестве приблизительно 2% от объёма раствора;
- инертный газ: водород.
Водоаммиачный раствор изготавливается с помощью смешивания аммиака с дистиллированной водой двойной перегонки. Система заполняется этим раствором под давлением 1,47–1,96 МПа, при этом количество раствора для заполнения агрегата варьируется от 350 до 750 см³, а концентрация аммиака в нём составляет 34–36%.
Насыщение водного раствора аммиаком ведётся при включённой вытяжной вентиляции. Также необходимо учитывать, что аммиак является горючим газом, и рядом не должно быть открытого огня.
Создание водоаммиачного раствора и заправка раствором холодильного агрегата производятся по определённым регламентам, которые можно найти в специализированной литературе, например, приведённой в конце этой статьи.
Электронагреватели таких аппаратов в общем случае изготавливаются из нихромовой проволоки X20H80-H-1-0,25 сечением 0,25 мм, свитой в спираль (2), на которую надеты фарфоровые втулки (4):
Картинка: Д. А. Лепаев, В. В. Коляда – «Ремонт холодильников»
Сама же спираль вставлена в металлическую гильзу длиной 200–250 мм и диаметром 20–25 мм (1), сделанную из трубы. Оставшееся свободное пространство между гильзой и втулками спирали заполнено песком (3).
В зависимости от требуемой мощности нагреватели могут разделяться по количеству ступеней (1-2-3) и по напряжению. Например, одноступенчатый нагреватель имеет мощность 125 Вт, в то время как двухступенчатый — 200 и 75 Вт (мощность может переключаться по потребности).
Нужная мощность может выставляться владельцем холодильника вручную с помощью соответствующего переключателя, либо, в случае с использованием газового подогрева, также с помощью выставления нужного расхода сгорающего газа.
Для обеспечения же автоматического режима работы холодильники снабжаются терморегуляторами (типа АРТ-2А или Т-110), которые обеспечивают циклический режим работы, который ввиду некоторой инертности холодильного цикла обеспечивает нужную температуру, в то же время сохраняя экономичность холодильника.
Рассмотрим работу конкретного агрегата на примере известного холодильника «Морозко-3М»:
Картинка: Д.А.Лепаев, В.В.Коляда – «Ремонт холодильников»
Концентрированный водоаммиачный раствор подогревается с помощью нагревателя (14) в термосифоне (10) генератора (9) до достижения температур 165–175°, при этом образуется парожидкостная смесь с меньшим удельным весом, чем вес концентрированного раствора в сборнике (2). После того как смесь выходит из термосифона, от неё отделяется водоаммиачный пар, в то время как слабоаммиачный раствор через трубку (12) поступает в верхнюю часть абсорбера (4). Далее пар через трубку (13) поступает в регенератор (11), после чего подаётся через дефлегматор (6) в концентратор (7).
Охлаждение пара концентрированным раствором в регенераторе 11 даёт увеличение концентрации пара без непроизводительных потерь тепла. Дальнейшее повышение концентрации пара (для чего используется окружающий воздух) с одновременным отделением от него воды происходит в дефлегматоре (6), после чего пар поступает в концентратор (7), а флегма — в регенератор (11).
Процесс удаления из паров аммиака паров воды производится на выходе из генератора. При этом концентрированный раствор аммиака отделяется от паров, другими словами, пары аммиака очищаются от примеси воды, при этом пары воды вместе с концентрированным раствором возвращаются в генератор.
Далее пары конденсируются в концентраторе, после чего сливаются в испаритель (8), где происходит испарение жидкого аммиака, в ходе которого происходит поглощение тепла из окружающей камеры.
В системе между абсорбером и испарителем происходит циркуляция водорода под высоким давлением в смеси с аммиаком.
После испарителя пароводородная смесь спускается через регенеративный газовый обменник (5) в сборник раствора (2), куда также поступает и неиспарившаяся часть жидкого аммиака. В это же время выходящая из испарителя пароводородная смесь отдаёт аммиак сливающемуся сверху противотоком слабому аммиачному раствору, стекающему вниз.
После того как пароводородная смесь очистилась от большей части аммиака, она становится бедной, у неё уменьшается удельный вес, и она вытесняется из абсорбера более богатой смесью, после чего поступает в регенеративный теплообменник (5), где происходит её охлаждение с помощью насыщенной пароводородной смеси, поступающей из испарителя. Далее бедная пароводородная смесь поступает в испаритель.
Водоаммиачный раствор, обогатившись аммиаком в абсорбере, поступает в сборник раствора (2), теплообменник (1), где происходит его подогрев слабым раствором, возвращающимся из генератора, после чего нагретый раствор поступает в термосифон (10) и процесс повторяется.
Интенсификация процессов теплообмена холодильника обеспечивается за счёт развитой оребрённой снаружи поверхности трубок.
Аккумулятор водорода (3) используется для сбора водорода и газообразного аммиака, выполняя роль стабилизатора работы холодильного агрегата в случае повышения температуры окружающей среды.
▍ Апгрейд
А теперь подумаем, можем ли мы как-то улучшить работу подобного агрегата?
Как нетрудно было заметить по описаниям выше, основными типами холодильников абсорбционного типа являются всё же подогреваемые с помощью электричества, что не совсем удобно в ряде применений — например, для выездов на природу или в походе. Почему: так как потребует использования соответствующего электрогенератора, который будет, как правило, бензиновым, производящим большое количество выхлопных газов и шума. Кроме того, подобные генераторы не отличаются особой экономичностью и придётся запастись изрядным количеством топлива.
Но есть альтернатива — многие любители берут подобные холодильники, производимые серийно, и переводят их кустарным способом на иные источники подогрева, например газовый подогрев, как в видео ниже, где человек перевёл подобный холодильник на подогрев с помощью газовой горелки, что обеспечивает бесшумную работу холодильника круглые сутки во время походов. При этом потребление нагревателя составляет всего лишь 2,5 л пропана на 5 суток непрерывной работы:
А здесь вариант автодома для установки такого холодильника:
Применив же свои навыки электронщика и программиста, можно легко обеспечить кратковременно-периодичный режим работы системы для увеличения её экономичности.
В результате мы можем получить весьма надёжный, бесшумный и экономичный агрегат, дающий нам возможность охлаждения продуктов весьма продолжительное время вдали от цивилизации.
Более ленивые же могут просто взять готовый газовый холодильник для автодомов и просто использовать его в своих целях.
Особо экстремальные самодельщики могут попробовать изготовить его самостоятельно, тем более принцип его работы не так уж и сложен.
Для желающих более сильно углубиться в холодильные процессы, думается, будет весьма полезен источник [2] в списке источников ниже, так как там, в главе VIII, даётся разбор и иных видов смесей для абсорбционных холодильников, а также весьма подробный разбор физики протекающих процессов в целом (кликабельно):
В любом случае, полагаю, что подобное устройство займёт достойное место в арсенале любого путешественника и туриста!
▍ Список использованных источников
- Интернет-газета «Холодильщик».
- А. В. Быков – «Теплофизические основы получения искусственного холода».
- Д. А. Лепаев, В. В. Коляда – «Ремонт холодильников».
Telegram-канал с розыгрышами призов, новостями IT и постами о ретроиграх ????️
Комментарии (185)
Wizard_of_light
27.07.2023 09:41+13О, да, сильно удивился, когда узнал - холодильник, работающий от нагревателя! На работе стоял такой, правда с электрическим нагревателем. Работал почти бесшумно, иногда только булькал хладагентом. В его морозилке вода в бутылке всегда отлично переохлаждалась, когда доставали была жидкой, но потом при ударе или попытке открыть вода стремительно превращалась в лёд. Видимо, потому что вибрации от компрессора не было - в обычном холодильнике такой эффект получить редко удавалось, а тут это было в порядке вещей.
sanalex76
27.07.2023 09:41+2Они и сейчас выпускаются на Западе, но стоят, как крыло от Боинга:
https://campinet.pt/campismo-e-ar-livre/electrodomesticos/frigorificos/frigorificos-de-absorcao/SukhovPro
27.07.2023 09:41Потому что рынок автокемперов всетаки не такой широкий. + это цена розницы, сами производитель кемперов их по идее покупают совсем по другой цене.
maikuss
27.07.2023 09:41Для автокемперов, как и для лодок, всё так стоит, потому что игрушки для взрослых принято продавать за большие деньги. Банальная газовая плита будет по цене раз в семь дороже обычной.
ATHMOSPHEROS
27.07.2023 09:41+2вот бы к такому холодосу применить тепловую солнечную энергию. Не солнечные батареи, а именно прямой нагрев от Солнца
DAN_SEA Автор
27.07.2023 09:41+3Кстати, есть ещё один любопытный способ получения сверхнизких температур - с его помощью получают в буквальном смысле вагоны жидких газов в сутки - из атмосферы. О нём я уже писал - турбодетандеры.
Radisto
27.07.2023 09:41Это в газовых холодильниках. В бытовых удобнее получать низкие температуры кипением хладагента, а сжижать при комнатной температуре: теплоемкость газа мала, теплообмен плохой. От бытовых холодильников на основе охлаждения газа кажется по этой причине и отказались. если цель - охлаждать именно газ, а не что-то ещё, тогда конечно спора нет
frex
27.07.2023 09:41+1Как вы считаете, реально использовать вместо компрессора гравитацию?
Hardcoin
27.07.2023 09:41+1С помощью гравитации можно получить электричество (преобразовав потенциальную в кинетическую и вращая генератор), а дальше всё просто.
Вот только рабочее тело придётся постоянно поднимать потом обратно.
frex
27.07.2023 09:41Рабочее тело может поднять любая запруда. А вот компрессор и генератор довольно сложные устройства и в полевых условиях не ремонтируются. Хотелось бы обойтись без них.
Hardcoin
27.07.2023 09:41+1К концу света готовитесь? Аммиак и водород тоже в полевых условиях сложно добыть, если холодильник разгерметизировался.
А в обычной ситуации генератор - довольно надёжная штука.
frex
27.07.2023 09:41А почему бы и нет? Вероятность растет не по дням, а по часам.
Аммиак да, это сложно. Думаю с фреоном все было бы попроще. Там баллончик то небольшой нужен для заправки змеевика. И вероятнее всего радиатор от авто вполне подойдет.Hardcoin
27.07.2023 09:41О нет, это не сарказм с моей стороны. Вероятность и правда далека от нулевой.
Но лучше брать готовые коммерческие решения, чем колхозить самому. Обычно это намного надежнее. Тот же генератор проработает от водопада десятилетия (немного запчастей всё придется запасти)
Radisto
27.07.2023 09:41+2а зачем генератор? Видел в интернете, в США в первой половине двадцатого века производились холодильники для фермеров запада или юга. Выглядели как нечто постапокалиптическое или для хиллбилли: компрессор крутился напрямую ДВС. Морозило оно снаружи, фермеру предполагалось ходить туда как в подвал или амбар. Но тогдашние фермеры были непритязательны. Для обычного реднека и это было роскошью
Hardcoin
27.07.2023 09:41Если вам только холодильник нужен, то можно и без него. Передать крутящий момент от реки к месту расположения холодильника можно и механически. Не очень удобно, но можно.
ДВС вряд ли долго будет полезен - бензин взять негде.
dragonnur
27.07.2023 09:41Вспоминается система передачи момента из "Синьора Робинзона" (старая итальянская комедия).
Dr_Faksov
27.07.2023 09:41предполагалось ходить туда как в подвал или амбар
Я дико извиняюсь, вы промышленные холодильники видели? Куда не просто ходят, а ездят.
Фермерам как раз нужны подобные размеры. Им не упаковку пива хранить, а несколько тон яблок, к примеру.
Radisto
27.07.2023 09:41О чем и речь. Тогда это был аналог холодного погреба в местности, где такой погреб естественным образом не устроить. А привычный бытовой холодильник тогда только появлялся как концепция в городах, а для жителя глубинки был чем-то футуристическим. В те годы в тех регионах люди жили почти так же, как Том Сойер, только с тракторами. Ацетиленовое освещение было вполне в ходу
dragonnur
27.07.2023 09:41На всего-то несколько тонн яблок -- это полупромышленный ;-). Сейчас самый распространённый промышленный -- это рефрижераторный контейнер в размерах 40-футового морского; холодильные агрегаты на целый трюм парохода, или там на весь цех пищепрома отходят в прошлое, как я понимаю.
dragonnur
27.07.2023 09:41Без магнитной муфты современные хладоны ("фреоны") шустро вытекут через неплотности, а они в такой конструкции будут просто по определению. Впрочем, в то время могли быть компрессионные полупромышленные холодильники на том же копеечном аммиаке.
Serge78rus
27.07.2023 09:41+1Странно, что в таблице с абсорбционными холодильниками не упомянут "Ленинград", который был довольно широко распространен, во всяком случае в одноименном городе и области.
https://doc.vintagetorg.com/byt-tekhnika/738-holodilnik-leningrad-2.html
Jianke
27.07.2023 09:41+3А вместо нагрева от газовой горелки возможно использовать нагрев от солнца?
DAN_SEA Автор
27.07.2023 09:41Ну, например в статье, где описывается холодильник "Морозко" - есть такое: "Концентрированный водоаммиачный раствор подогревается с помощью нагревателя (14) в термосифоне (10) генератора (9) до достижения температур 165–175° ".
Насколько мне известно, на солнце, та же поверхность авто - нагревается до температур свыше 100 градусов, а в жарких странах (или если поверхность чёрная) - еще выше. Например, известны прецеденты плавления бамперов авто. Исходя из этого -почему бы и нет? Если ещё какой то концентратор солнечной энергии подключить. Например параболическое зеркало с отслеживанием солнца (ардуино в помощь :-) ).
Jianke
27.07.2023 09:41Не, с ардуино - это не заявленный холодильник без электричества. Лучше просто расположить в фокусе зеркала окрашенную в чёрную трубку выгнутую дугой так, чтобы при любом положении солнца тот или иной участок трубы оказывался бы в фокусе зеркала.
DAN_SEA Автор
27.07.2023 09:41можно наверное...в том же видео люди вообще просто греют его горелкой, не заморачиваясь о правильном температурном диапазоне нагрева. Делают "ну примерно так" :-) - и оно работает, даже без термодатчика (насколько я понимаю, т.к. термодатчик электрический вроде).
iig
27.07.2023 09:41А вместо нагрева от газовой горелки возможно использовать нагрев от солнца?
А ночью?
Volodichev
27.07.2023 09:41+1Используйте тепловые аккумуляторы на базе фазового перехода. При чём можно аккумулировать как тепло (и отдавать его на испаритель), так и холод.
Или тупо чугуниевую чушку в пару десятков кило.iig
27.07.2023 09:41+1Или тупо чугуниевую чушку в пару десятков кило.
Теплоемкость стали 500 дж/кг*К.
Если мы нагреем 100 кг на 100 К, мы запасем 500 * 100 *100 = 5МДж. Допустим, мы сможем их забрать с КПД 50% ;). Останется 2.5 МДж. Много ли это?
1квт*ч = 1000 Вт * 3600 с = 3.6 МДж.
Около часа работы холодильника.
Если, например, всю камеру холодильника сделать из чугуния массой 100 кг, КПД будет лучше. Но возить его с собой будет неудобно ;) И не факт, что
световоготеплового дня хватит для охлаждения.Volodichev
27.07.2023 09:41Ну вот я и говорю: тепловые аккумуляторы. Простой кусок льда плавится с потреблением 333кДж/кг, почти на 3 порядка эффективнее.
Нитрат натрия (правда при 308 градусах) отдаст 187кДж/кг при застывании. Наверное можно подобрать вещество с более удобной температурой плавления.dragonnur
27.07.2023 09:41Нитрат натрия в качестве теплового аккумулятора? Да вы, батенька, потенциальный т-рист (расплавленная натриевая селитра -- не самый приятный материал в обращении).
Stanislavvv
27.07.2023 09:41Припой с температурой плавления градусов 170. Пару кг и хорошую теплоизоляцию.
Kanut
27.07.2023 09:41+2А если я скажу вам, что существует способ получения достаточно низких минусовых температур без какого-либо электропитания?
В описанной вами схеме компрессионного холодильника ничего не написано про электропитание. Там написано про механический компрессор, который по идее совсем не обязан быть электрическим. Или я чего-то не понимаю?
DAN_SEA Автор
27.07.2023 09:41Смотрите...Для начала: компрессионные и абсорбционные - это два разных типа холодильников. Совсем разных. И в абсорбционном нет компрессора - но он есть в компрессионном. Поэтому мы про компрессор забываем. Насчёт нагрева: или использовать родные датчики - они там в статье упомянуты. И просто подключение к сети этой спирали нагрева.
Или (если самому делать) - я бы сделал так: термодатчик+ардуино(esp32)+мощный полевой транзистор с логическим уровнем (т.е. чтобы открывался от перепадов HIGH/LOW на пине микроконтроллера. Ну и ШИМ + алгоритм PID-контроллера (это если рулить питанием спирали).
Если рулить горелкой -всё то же самое, только некий пневмоклапан, управляющий подачей газа + вся та же электроника, упомянутая выше. И электроника рулит не спиралью, а открытием/закрытием клапана подачи газа (ну и зажигание ещё).
И будет всё ок.
Kanut
27.07.2023 09:41+2Не-не-не. Там написано "без какого-либо электропитания". И потом переход к абсорбционным холодильникам.
Но если я всё правильно вижу, то и компрессионный спокойно можно сделать без электропитания. Или нельзя?
DAN_SEA Автор
27.07.2023 09:41+1Наверное можно - главное ведь как то крутить этот компрессор. А электричеством или лошадью - это вторично :-)
dragonnur
27.07.2023 09:41Можно и не крутить. Существуют (кажется, у LG) "прямодействующие" компрессоры с ЛЭД и штоковым приводом поршня.
Вопрос, скорее, в том, что компрессионные холодильники с хладонами очень не любят утечек, а любят газоплотные соединения, к которым "сквозной вал наружу" не относится.
konst90
27.07.2023 09:41Автомобильные так и работают, насколько я понимаю. Компрессор крутится напрямую от двигателя.
Правда, дальше начинается электромуфта для включения, вентилятор и управляющая температурой электроника, но при желании можно сделать систему и без электричества вообще.
Dr_Faksov
27.07.2023 09:41+1Если рулить горелкой
Если рулить горелкой, так как вы предлагаете, то гарантированно получаем либо врыв, либо пожар. Основная задача любого нормального газового оборудования не зажечь горелку, а потушить её если что-то пошло не так.
Посему обязателен датчик наличия пламени и датчики перегрева.
Датчики перегрева- минимум два последовательно и оба механические. Любая электроника недопустима.
Датчик пламени - отдельная песня. Но гарантированно без микроконтролеров, голые транзисторы\операционники. И дубовое реле управления клапаном на выходе.
И выходит что простой термостат, вполне возможно что механический, (да, WiFi не будет) вполне справится с управлением.
TestNickname
27.07.2023 09:41Датчик пламени - отдельная песня. Но гарантированно без микроконтролеров, голые транзисторы\операционники. И дубовое реле управления клапаном на выходе.
Датчики пламени и датчики перегрева больше века делались чисто электрическими, на одном термоэлементе и одном нормально замкнутом электромагнитном клапане.
Датчик пламени - термоэлемент, вставленный в факел праймера. Нажали ручками байпасный клапан, подали газ на праймер, зажгли праймер, и дальше после прогрева термоэлемента у нас есть подача газа и на праймер и на основную горелку. Праймер погас - ток пропал, клапан безопасности закрылся и никто никуда не горит.Датчик перегрева - опять же, биметаллический нормально замкнутый выключатель, вставленый в разрыв цепи датчика пламени и повешеный где-нибудь на корпусе.
А уже после клапана безопасности основной горелкой можно крутить в любую сторону, и любым управляющим устройством. Схема простая, антикварная, и работающая со времён калорифера Юнкерса и по сей день.
lorc
27.07.2023 09:41+6По ходу, единственный холодильник которому действительно строго необходимо электричество - это холодильник на элементах Пельтье.
IvanPetrof
27.07.2023 09:41+1Ну тут зависит от того - как абстрагироваться. Ведь можно к холодильнику на элементах Пельтье прикрутить синей изолентой генератор и получится у нас холодильник, работающий от механической энергии. Мы крутим педали - он охлаждает. А то что у него там
внутре неонкабегают электроны, ну так они в любых материалах бегают (просто потому, что они там есть). И если глубоко заглянуть в атом, то можно заметить, что там сплошное взаимодействие полей. Там нет никакой механики (ну разве только - квантовая).
frex
27.07.2023 09:41А есть возможность на основе этой технологии извлекать энергию из водоемов? Как я понимаю теплоноситель нагреть до 100 градусов и сделать паровую турбину проблемы не должно составить? Или такое вообще нереально.
DmitriiR
27.07.2023 09:41+1Кпд будет мал. Мала температура пара.
Хотя если использовать легкокипящие вещества... но утечки будут.
п.с.
Касаемо адсорбции, пропан растворяется в ацетоне.
DAN_SEA Автор
27.07.2023 09:41+1Вот это кстати весьма интересное замечание! Ибо и пропан и ацетон- весьма доступны и не так опасны, как аммиак. Надо глянуть, может их так использовали уже... (в качестве хладагента).
Dimsml
27.07.2023 09:41+2Обычный пропан - хладагент R-290, экологичная альтернатива хадагентам, разрушающим озоновый слой.
arheops
27.07.2023 09:41Но он же не в таких количествах растворяется, как в амиак в воде.
Плюс давление такой смеси в разы больше будет. Не взлетит.
nikhotmsk
27.07.2023 09:41-1Тем временем, холодильники без подвода энергии возможны.
Во первых, древнее приспособление из двух кувшинов (один внутри другого) и мокрого песка между ними. Вода испаряется из песка, внутренний кувшин становится чуть холоднее. Видео: физика от побединского - как спастись от жары без кондиционера. Перемотайте на 4:28.
Потом, предметы, покрашенные особой краской, будут остывать, излучая энергию в небо. Вот видео, где изобретатель экспериментирует (Tech Ingredients - Air condidioning isn't free).
sergeyns
27.07.2023 09:41+2О, у меня был такой холодильник в общаге. Как минус - он вообще не морозил, охлаждал где то до небольшого плюса, и всё...
gazkom
27.07.2023 09:41+2Это самый главный нюанс таких холодильников и есть. Морозко точно не морозил, как настоящий холодильник.
ministrell
27.07.2023 09:41Далеко не общий. У меня стоит испарительный от Dometic с пропановой горелкой, после включения за 12 часов где-то выходит на режим и замораживает морозильную камеру напрочь, если забыть убавить
lehshik
27.07.2023 09:41+2кстати есть фильм берег москитов с Харрисоном Фордом в главной роли, он там строит гигантский сорбционный холодильник.
nikhotmsk
27.07.2023 09:41+3А вообще самый крутой холодильник в кино - это конечно же из фильма "Назад в будущее 3"
Hidden text
Dimsml
27.07.2023 09:41+2У французов был адсорбционный холодильник на метаноле и активированном угле размером с маленький сарай.
tormozedison
27.07.2023 09:41В СССР одно время каждый третий-четвёртый холодильник таким был. Например, была популярна модель "Север-6".
welga
27.07.2023 09:41+2У меня тоже был холодильник этого типа. Марку не помню, двухкамерный. Морозил сильно, работал тихо. Гарантия была 5 лет. Ровно через 5 лет после покупки сломался, чинить никто не брался, пришлось выбросить
welga
27.07.2023 09:41+1Добавлю, еще одно преимущество. Т.к компрессора нет, то все нижнее пространство холодильника полностью использовалось, в отличии от обычных холодильников, где внизу стоят укороченные ящики из-за компрессора.. Ели бы был в свободной продаже (90 годы), то купил бы не глядя.
DAN_SEA Автор
27.07.2023 09:41Начать производить такие холодильники. Для авто и дома. Стартап? ;-)
Только в качестве хладагента взять нечто другое, а не аммиак (но считать надо конечно эффективность такой замены).
Obormottt
27.07.2023 09:41+1А ещё их надо было переворачивать вверх ногами периодически.
А ещё они взрываются.
MaFrance351
27.07.2023 09:41+1Во многих гостиницах такие стоят (наравне с компрессорными, конечно, но всё же). Indel B, например, их делает. Из преимуществ — очень эффективно используется внутреннее пространство, ну и не гудит он, само собой.
ss-nopol
27.07.2023 09:41А что если нагреватель заменить элементами Пельте, которые при этом будут дополнительно охлаждать морозилку? Это же можно поднять КПД ещё выше!
iig
27.07.2023 09:41+5Это же можно поднять КПД ещё выше!
Как получить 30% сливки? Элементарно: нужно всего лишь смешать 10% сливки и 20%.
agat000
Немедленно возникает вопрос - можно ли такую систему сделать для автомобильного кондиционера? Нагрев халявный от двигателя, сам двигатель не грузится копрессором, охлаждение через тот же радиатор кондея... Профит!
DAN_SEA Автор
Каких либо принципипальных проблем не вижу, за исключением, несколько меньшего КПД, чем у компрессионных (встречал только такое упоминание, без конкретных цифр). Однако более менее современные версии таких холодильников вполне себе обеспечивают хорошие минусовые температуры.
С другой стороны - почему бы не греть такой холодильник той же охлаждающей жидкостью, которая идёт через печку авто? Или вообще выхлопом...Без особой нагрузки на авто (в отличие от нормального авто-кондея, компрессор которого надо крутить а- там поршней "мама дорогая") - получаем терморегуляцию салона...Для примера, что такое компрессор кондея авто:
Цилиндрические каналы - это цилиндры поршней. Бывают даже с двух сторон (но не в этом случае, тут похоже "всего" 7). Например - 14 поршней! О_о Чтобы крутить - надо от 5 кВт.
Serge78rus
Когда в жару садишься в машину, особенно если она постояла на солнце, первым делом хочется охладить салон. А здесь, чтобы заработал кондиционер, придется еще подождать пока прогреется двигатель, причем хорошо прогреется.
RusikR2D2
Если греть выхлопными газами, то ждать не придется. Также можно греть автономной печкой, которую зимой использовать уже для прогрева.
n0isy
Закон сохранения энергии никто ещё не отменял с 2022? ))
MountainGoat
Нет, но поправки уже обсуждают.
RusikR2D2
Немного не понял вашего комментария. Холодильник из статьи может работать от нагревания, например, газовой горелкой. Значит он будет работать от нагревания выхлопными газами - на выходе из коллектора они горячие. Далее тепло уже не используется автомобилем. Автономная печка для автомобиля - та же горелка, только работает на топливе автомобиля. Так что все должно работать сразу (с поправкой на время, которое нужно на выход самому "холодильнику" на рабочий цикл.
DGN
Довольно сложная система выходит. Или блок холодильный совмещать с выхлопной системой, или отдельный контур теплоносителя с t=200 делать. Компрессор вещь компактная. Плюс непонятно, как вся эта холодильная магия будет работать в условиях движения и знакопеременных перегрузок по всем осям.
iig
Ну и смысл выхлопной системы - быстро сбросить выхлопные газы вместе с лишним теплом в атмосферу. С минимальными потерями. Если это тепло отбирать через дополнительный контур - это будет либо неэффективно (газ не успевает охлаждаться), либо возрастет давление в выпускном коллекторе, что понизит мощность двигателя.
DGN
Задача - оптимизировать потери, шум и затраты. При больших затратах можно вписать теплообменник без ощутимых потреь. Есть авто с теплообменником.
iig
Можно, вопрос в целесообразности.Есть штатная система отбора тепла, достаточно легкая и компактная, мощность двигателя не понижает, работает с достаточно инертной жидкостью.
brdm
а при чём нагрев двигателя до системы кондиционирования!? У них общего- только приводной ремень компрессора.
Didimus
Греть внешней жарой. Например, с крыши тепло снимать
kuza2000
А вот это уже вряд ли получиться. Что бы получить полезную работу, нужен поток тепла. Оно должно перемещаться от горячего к холодному. Если с крыши снимать, то нужно на что-то сбрасывать. А у нас все вокруг горячее.
С двигателя можно - он горячее окружающей среды. Рассееваем с него тепло, делая полезную работу (охлаждаем что-то намного ниже окружающей среды).
Didimus
Крыша тоже горячая, а радиатор холодный, например, в днище багажника
iig
Первые 10 минут ;) А потом он прогреется.
Вопрос на засыпку: почему выхлопная труба горячая? Почему не остывает?
Didimus
В движении у нас есть штатные радиаторы спереди
iig
Потому что спереди лучше условия для охлаждения. В днище багажника - хуже.
Wan-Derer
На некоторых машинах сейчас солнечная батарея во всю крышу. Используется в частности для питания кондея во время стоянки.
fio
Питает кондиционер? Ему обычно требуется приличная мощность для работы - обеспечит ли ее солнечная панель?
Давным-давно в Мерседесе видел что маленькая панелька питает небольшой вытяжной вентилятор - он удаляет горячий воздух из салона. Так уменьшается нагрев солнцем, но ниже температуры воздуха не охлаждает.
Wan-Derer
Я сам не видел, но слышал именно о кондее. Возможно, он работает на минимальной мощности, типа "лучше чем ничего". А может, и правда, говорили "кондиционер", имея в виду просто вентилятор :)
funnycar
5 кВт не многовато? Может 5 кВт это холодопроизводительность?
DAN_SEA Автор
Видел тест, когда такой компрессор подключили к внедорожнику а-ля "бигфут", чтобы ездить по грязям. И он там служил для накачки колёс в реальном времени. Так вот, чтобы крутить его - нужно было минимум 5 кВт подводимой мощности (люди замеряли).
funnycar
Т.е. он почти 7 л.с. отбирает у двигателя что бы охладить салон? Эффективность конечно так себе.
DAN_SEA Автор
ну да, похоже как то так...
SukhovPro
Да, но он работает циклически, если приводиться муфтой. Либо работает не на max мощности, если система с перепускным клапаном. Но средние замеры показывают, что 1-2 Квт*ч в час отъедает в среднюю погоду.
funnycar
Всегда казалось, что для охлаждения салона в жаркую погоду должно хватать кондиционера с мощностью компрессора 0.5-1.5 кВт. Оказалось, не так. Что ж, буду знать. Спасибо.
SukhovPro
Если бы в режиме постоянно рециркуляции то да, расход меньше.
1. А так обычно пишут мощность в странных единицах 1 - 2,5 Квт*ч, но это не мощность, это потребление, что бы оценить его влияние на расход топлива.
2. Мощность 5-7-10 киловатт во включённом состоянии, это на максимальных оборотах двигателя. Но Мы то так почти не ездим, кондею приходится охлаждать машину в пробках на холостых, и тут от 5-7 остается те самые 0,5-2,5, о которых вы справедливо заметили.
zatim
5-7-10 кВт - это, очевидно, тепловые кВт, а не механические. Теплопроизводительность.
strvv
на полторашке едь в городе и с кондеем и без него — существенно заметно. на 2.5 или более литровом двигателе эластичность выше — почти не заметна работа кондея.
SukhovPro
Сильно зависит от системы управления кондиционером. Если стоит перепускной клапан, то чем больше разница между реальным и желаемым крутящим моментом, тем больше скважность управляющего клапана. Грубо в момент набора оборотов, кондиционер кратковременно уменьшает отбираемую мощность.
DMGarikk
если сравнить с квартирным сплитом, то эффективность вполне себе
у него на вход воздух температурой +35-50 градусов (учитывая где находится воздухозаборник у большинства авто), а на выходе +5
не каждый домашний кондей такое потянет (учитывая что домашние кондеи в постоянном режиме рециркуляции воздуха работают, а авто нет)
rapidstream
В современных автомобилях, при резком нажатии на педаль газа, кондиционер временно выключается, чтобы не отбирать мощность у двигателя и позволить быстрее разогнаться.
SuperTEHb
Подтверждаю, на жигулях так. А ещё немного поднимаются холостые обороты при работе компрессора.
Wan-Derer
На мелких европейских машинках с крохотными моторами кнопка отключения кондея используется в качестве"турбо", например, во время обгонов :)
PowerMetall
Я так на своём Рено постоянно делаю )))
Didimus
Кондей это где-то 0.5-1 литр к расходу. То есть около 10-20% средней мощности, где-то так и выходит 1-2 л.с.
fio
Сильно зависит от режимов работы двигателя. На низких оборотах кондиционер может кушать побольше. Обычно это в городе.
На трассе двигатель работает в зоне оптимальных оборотов, кондиционер кушает 0.2-0.3 л/100км.
Radiokach
По ощущениям так и есть, отбор мощности кондиционером немаленький. Когда в движении включаешь кондиционер прям чувствуется как падает тяга
agat000
угу, на моломощной машине вполне чувствуется. У меня была Гранта с 89 ЛоСями - при включении кондея динамика заметно ухудшалась. Сейчас 120, все равно немного чувствуется, особенно на низких оборотах.
strvv
теплопроизводительность скорее всего 10 кВт. так что вполне нормально. это авто, высокая температура, металл, небольшая, по сравнению с стационарными зданиями теплоемкость и высокая по сравнению с ними же теплопроводность.
Tsimur_S
утечка аммиака после аварии. Не то что бы самый полезный газ.
iig
От концентрации зависит.
dragonnur
Он заметно легче воздуха (0,75 кг на кубометр вместо 1,25), воспламеняется плохо, да и объём жижи пусть даже 1 л концентрации 35 % (предположим, что автомобильный кондиционер за счёт большего объёма системы из-за длины трубок нуждается в "нехолодильничном" объёме заправки) -- 0.35 кг жидкого аммиака это менее полукубометра газа, выделиться и регазироваться целиком и разом ему не удастся, а при атмосферном давлении газ почти мгновенно будет разбавлять и "сдувать", в т.ч. архимедовыми силами. Хотя, конечно, в месте утечки вонять всё равно будет сильно, до рези в глазах и нежелания сделать вдох, покуда облачко не унесёт.
BARSRAB
Что-то много как-то. У меня в машине включение кондея даже в самую лютую жару и 0,5л не добавляет к расходу (по крайней мере по показаниям штатного БК). Разве что это компрессор от чего-то большого.
DMGarikk
а какая мощность авто?
у меня был лансер 6, 1.3 с 75 л.с., на обгонах я кондей выключал. потому что он оочень заметно авто тормозит
а расход от кондея я тут даже внезапно на своем 3.5 литровом авто заметил, если по пробкам много ездить, правда разница расхода по городу 13-16 литров это погрешность самого авто… но относительно зимы, летом я начинаю замечать "чото часто на заправку заезжать приходится"
BARSRAB
У меня 150 турбоконяшек. Что зимой, что летом заезжаю на заправку примерно одинаково. Климат, соответственно, все время включен. В пробках расход показывает в районе 10-11л, в спокойной езде по городу без пробок 8-9л, по трассе на круизе 100 км/ч в районе 5л. Ну и при езде воздействие кондея на двигатель не заметно вообще. Но там и момент за счет турбинки повыше, чем у не турбо.
SukhovPro
От региона всетаки зависит, у кого-то в 7мь утра уже +30, днем все +40, У кого-то +25 только в полдень и то не всегда.
BARSRAB
Вот у меня как раз первый вариант xD
venanen
Летом включен кондей, но зимой машину дольше греть. И получается то же самое плюс-минус. У меня на холостом включенный кондей добавляет 0.3 л/ч, (0.9 -> 1.2), и даже на тахометре видно, как включающийся кондей просаживает обороты.
С другой стороны так сравнивать не очень корректно - я думаю кондеев в машине куча моделей, и, понятно, тот, который охлаждает крузак и тот, который охлаждает смарт - будут иметь сильно разную мощность
BARSRAB
Интересно, а у меня когда сильно жарко при включении кондея обороты на хх становятся в районе 1000 вместо 600. А так весь климат машины, включая попогрейки и подогревы стекол не может потреблять более 1 л/ч по БК. Вот мгновенный расход не смотрел ни разу, надо будет глянуть сегодня.
DMGarikk
ну кстати оба подогрева стекла плюс все четыре попогрейки плюс подогрев зеркал — это вполне вероятно под киловатт, а то и больше мощности, это кстати много.
BARSRAB
Пока ехал с работы, поигрался с кондеем. На хх 0,6 л/100км, с кондеем 1 л/100км. Машина уже была более-менее охлажденная, но за бортом показывала 38 градусов.
Hemml
По частоте заправок судить не очень правильно. Я, например, зимой просто езжу медленнее и у меня заметно расход падает. Какова тут доля кондиционера -- определить сложно.
gluck59
Давным-давно, когда трава была зеленая а машины надежными, блок управления двигателем принудительно отключал муфту компрессора кондиционера когда водитель нажимал на газ до упора.
Это делалось как раз для того чтобы не отъедать лишнюю мощность у двигателя в те моменты когда она действительно была необходима. И эта фича была даже у 2-3-литровых моторов даже с 200-300 лошадей...
BARSRAB
Ну вот про это не скажу, не в курсе. Может VAG тоже так делать умеет)
gluck59
Это умели делать еще в 80-е годы... А затем мир пошел по пути удешевления всего и на такие мелочи перестали обращать внимание.
SukhovPro
Ошибаетесь, многие блоки так делают. И мало того с управлением через клапан, а не муфту так ещё и плавно и не заметно для водителя. Откройте карты калибровок любой доступной спец. программой и убедитесь. Просто есть провал в том, что в 80е и 90е это так делали в премиум по техническим причинам, а сейчас часто по маркетинговым причинам. В итоге простоя машина не именитого производителя делает больше, чем простая от именитого, только по той причине, что ей несчем конкурировать внутри себя.
sterr
У меня VAG 1996г. TDI и он так делать умеет.
BARSRAB
Ну у меня 2018, и не факт что он еще умеет так делать) Хотя должен, хотя бы в целях экономии ресурса компрессора. Двигатель то 6-7к в легкую раскручивается, причем буквально за секунды.
konst90
И сейчас делается. Калина 2015 года так умеет, например.
zatim
Может, это делается для защиты компрессора? На высоких оборотах он может такое давление нагнать, что и перепускного клапана не хватит.
Не вижу иной необходимости отключать компрессор. Отбираемая мощность не такая уж и большая.
gluck59
Достаточная чтобы временно отключить ее отбор.
А компрессор владелец купит новый...
zatim
1-2 л/с при мощности двигателя в 120-150 - это, по вашему, достаточная?
gluck59
1-2 — это вы придумали только что.
Стандартный мелкий насос кондиционера (практически все бюджетные модели) потребляет 2,9кВт, что состаляет ≈4 л.с. Обе цифры можно найти в справочниках.
Но автомобиль разгонют не "лошади", его разгоняют ньютон-метры, а там цифры слегка печальнее. Считается, что насос кондционера отъедает от 5% до 15% момента, и таким образом да, я считаю что это достаточный показатель для того чтобы на время кикдауна кондей таки отключить.
zatim
Вы, вероятно, путаете механическую мощность с тепловой. Эти цифры как раз отличаются примерно в 2,5-3 раза. Не может компрессор потреблять 3 кВт. Тупо просто потому что ремень не передаст такую мощность.
Автомобиль разгоняют таки лошади. Используя редуктор (коробку передач) ньютон - метры можно получить сколь угодно большие, но быстрее ехать от этого автомобиль не станет.
DAN_SEA Автор
Вставлю небольшую ремарку в вашу дискуссию, насчёт:
У меня есть токарный станочек домашний по металлу. Так вот. Его крутит ОГРОМНЫЙ двигун, еще производства ГДР - на 2 кВт. И мощность механическая передаётся на станок с помощью шкива с 1 ручьём. И ремень даже не кашляет :-)
Ширина ремня - 1,5 см.
Теперь смотрим на типовой самый банальный, какой под руку попался - компрессор от кондея ВАЗ и размер его шкива (там 5см где то). И понимаем, что 5 кВт передать - как делать нечего:
zatim
У меня тоже есть станок - 1е61мт. Его крутит двигун на 4,5 кВт и эта мощность передается 4-мя ремнями А на коробку и 6-ю (!!!) Б на шпиндель.
Передаваемая мощность, внимание!, пропорционально зависит от скорости ремня. Дайте угадаю, ваш двигатель на 3000 оборотов?
DAN_SEA Автор
Да, там двигатель примерно на 3000 об/мин. Точно не скажу- всё заржавело на табличке :-)
zatim
Через 5 см шкив? 5 кВт? Это не просто сомнительно - крайне сомнительно. Хотелось бы чтобы вы подкрепили свои утверждения расчетами. И, ко всему прочему, нужно учесть, что ремень крутит не только один компрессор, на него еще навешено дофига другого оборудования - гидрач, помпа, генератор.
AndronNSK
У меня в машине генератор мощностью 2.5кВт.
А площадь остекления квадратов 6. 2 испарителя кондиционера на один компрессор.
Доводы про "не передать 5кВт", как и про максимальную мощность - смешны и абсурдны.
zatim
Причем тут генератор? Вы когда что то пишете, вообще задумываетесь, к чему вы это пишете? Или пишете просто так - от фонаря, лишь бы ляпнуть? А у меня, например, на работе есть зарядное устройство - 10 кВт! И аккумулятор к нему весом в тонну. Все, я побил все ваши аргументы в труху!
Мы обсуждаем компрессор. Вы все время с этой темы норовите куда свалить.
AndronNSK
Конкретно вы вообще ничего не обсуждаете, вы пишете бред на тему, в которой не понимаете совершенно ничего.
Ну и тролля я кормить больше не буду.
SukhovPro
Он и так работает по давлению, при достижении заданного давления отключается не зависимо от оборотов. Тут именно дело в отбираемой мощности в момент разгона. На машинах поинтересней, даже генераторы снижают напряжение в момент разгона.
zatim
Отключение по давлению - это цикл регулирования. К защите не имеет отношения.
Ну, тогда, может, это защита не компрессора, а ремней. У ремня есть фиксированная механическая мощность, которую ремень способен передать. После чего он тупо рвется. Та же фигня, может быть и с генератором. Ограничивается его мощность чтобы не порвать ремень.
Отбираемая этими агрегатами мощность по сравнению с мощностью двигателя - единицы процентов. На разгоне и обгоне это никак не скажется. Эта нагрузка сравнима с лишним пассажиром в салоне.
SukhovPro
Все может быть. Машин и разработчиков тысячи, но те калибровки что видел, там было отключение именно по разнице между фактическим и запрошенным крутящим моментом, т.е. педалька в пол при малых и средних оборотах.
Насчет единицы процентов сложно сказать, но попой на небольших двигателях при ручном отключении кондиционера это ой как ощущается при обгоне, на тех машинах которые не отключают кондей автоматически.
По защите если бы оно нужна была, она бы бала на всех машинах, а так есть не мало машин которым всеравно на обороты и момент, и ничего не рвется. Но может быть и так.
konst90
Только не мощность, а момент. Нас ограничивает прочность ремня, то есть сила, которая его (ещё не) порвет. Эта сила, умноженная на радиус ведомого шкива (то есть того, который и отбирает силу с ремня), и есть момент. Повысив обороты, мы можем при сохранении момента увеличить передаваемую мощность. До определенного предела, конечно.
В многоступенчатых редакторах похожая ситуация, кстати. Чем выше обороты, тем ниже момент (мощность на всех ступенях одинакова) и соответственно Уже шестерни.
AndronNSK
Большая. При штатной езде на легковой двигатель развивает очень не большую мощность относительно максимальной. И относительная мощность компрессора получается большой.
Вряд-ли при штатной езде в городе мощность двс превысит 15кВт.
zatim
А если еще и заглушить двигатель, тогда относительная мощность компрессора вообще улетит в стратосферу) только причем тут относительная мощность?
AndronNSK
При том. Есть разница во влиянии, куда загрузить 50 кг песка. В камаз с ГП 8 тонн, или вам на багажник велосипеда.
zatim
Только эту разницу вы как раз и не понимаете. Камазу от 50 кг мешка нет никакой разницы ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ И ПО КАКОЙ МЕСТНОСТИ ОН СЕЙЧАС ЕДЕТ. Точно также и двигателю 150 л/с без разницы на доп нагрузку 1 л/с ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ГДЕ ОН СЕЙЧАС ЕДЕТ И С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ.
От езды по городу у камаза двигатель НЕ СТАНОВИТСЯ равным по мощности погонщику велосипеда. От того, что автомобиль едет в городе, мощность его двигателя НЕ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ.
Блин, не знаю как еще проще объяснить эту банальщину. Ну это же детский сад, ей-богу!
VT100
При движении в установившемся режиме не на максималке - потребная мощность меньше. При включении кондиционера - нагрузка растёт. Рядом - удельный расход топлива, кг*кВт/ч.
zatim
И? Речь не об этом идет. Прочитайте ветку. Напоминаю, для двигателя мощностью 150 л/с добавление нагрузки 1-2 л/с - это НИОЧЕМ. И мы обсуждаем принудительное отключение компрессора при резком нажатии педали газа при обгоне на трассе. Причем тут движение в установившемся режиме по городу?
DMGarikk
Это вам так кажется, хотябы потому что 150л.с. это в пике и только на определенных оборотах
А вообще 1-2л.с. это заметно
например заметно влияет даже багажник на крыше авто
zatim
Это не кажется, а факт, подтверждаемый цифрами.
Еще раз повторюсь, мы обсуждаем отключение компрессора при резком разгоне по трассе, когда двигатель работает на МАКСИМАЛЬНОЙ мощности.
AndronNSK
От нажатия педали газа максимальная мощность у двигателя вдруг не появляется.
Максимальная мощность у двигателя достигается в одной единственной точке оборотов двигателя.
А до этой точки двигателю ещё нужно умудриться раскрутиться под нагрузкой .
zatim
То есть, вы утверждаете, что нажатие на педаль газа на мощности двигателя никак не сказывается?
AndronNSK
Я утверждаю то, что пишу. Учитесь читать собеседников, а не фантазировать.
zatim
Ну так если вы что-попало пишете, я что могу сделать?
Так как, при нажатии на педаль газа мощность двигателя увеличивается или нет?
AndronNSK
У вас не хватает знаний и монимания, чтобы участвовать в дискуссии, так что проходите мимо.
zatim
Да уж чья бы корова мычала) вы сначала разберитесь, увеличивается ли мощность при нажатии на педаль газа) а потом про уровень знаний говорить.
konst90
Можно выжать сцепление, раскрутиться без нагрузки и переключиться на пониженную передачу. В единственную точку, конечно, не попадем, но можем к ней приблизиться - процентов 80 от максимальной мощности у нас будет довольно быстро.
konst90
Нет, отключение происходит сразу после газа в пол, а не при достижении определенных оборотов.
AndronNSK
Я такое видел только на своей лада калина 2011го года. Нам одногодках (фокус, меган) такого не было.
Причём, на калине было весело. На 2й выжимаешь газ в палас, потому что с кондеем она не едет и через секунду конлей отключается и она с визгом прыгает во впередиидущую машину)))
strvv
тепловая мощность большая нужна. машина это весьма горячая штучка, особенно на солнце.
адсорбционных холодильник для такой мощности будет весить как бы не больше самой машины.
dragonnur
Компрессор аксиально-плунжерный с качающейся шайбой.
Напрямую сконвертировать тепло охлаждающей жидкости из мотора в абсорбционник не получится, необходимо более высокопотенциальное, у вас же прямо в тексте:
Для приемлемых ресурсов современных масел и собственно автодвигателей температуру ОЖ лучше держать не выше 110°Ц, соответственно, для получения нужных температур потребуется, как минимум, дополнительная "жижеперегревающая петля", например, в выпускном коллекторе. И я не очень уверен, что это в целом хорошая идея -- двигатель, в определённом смысле, "болтается" на подрамнике (мотораме) как известный вторпродукт в проруби, за счёт специальных опор тем самым частично компенсируются вибрации и вредные моменты, а тут придётся вводить в выхлопной коллектор мотора дополнительную железку, да ещё и обеспечивать её гибкое соединение с протоком жижи при 1,5 МПа вышеуказанной немалой температуры.
RusikR2D2
Возможно, есть какие-то сложности, так как обычных кондиционеров на таком принципе почему-то нет. В жару как раз можно греть на солнце (в том числе гелиоконцентратором). На выходе получился бы "вечный" кондиционер, которым сам регулирует температуру - чем жарче на улице, тем сильнее охлаждает. И не тратит электричество.
inkelyad
Что-то мне это напоминает...
Холодильнику целиком все равно что-то надо нагревать. И чем жарче на улице - это 'что-то' (которое, кстати, где находится?) тоже, скорее всего, будет более горячим. Так что есть большие сомнения, что процитированное - получится.
Volodichev
Для стационарного случая испаритель можно закопать под землю. Там температура постоянная.
gluck59
Это у геотермальников такая фича — т.е. в практически любом офис-торг-центре.
Hardcoin
Солнце должно быть сфокусированное, т.е. тело нагрето больше температуры воздуха. Тогда получится. Двигатели Стирлинга от солнца в целом работают.
BARSRAB
Думается мне, дело в габаритах конструкции. Судя по фото агрегаты такого холодильника занимают прилично больше пространства, чем у компрессионного. Плюс надо ставить электроклапан на подвод ОЖ, дабы отключать охлаждение когда оно не нужно. А надежность клапана, постоянно работающего при температурах 90+ градусов будет явно ниже, чем у электромуфты. А так да, было бы весьма занятно охлаждать салон при помощи побочного тепла двигателя, которое все равно просто выбрасывается в воздух.
Dr_Faksov
Все забывают один принципиальный момент работы такого холодильника - он, в отличии от компрессионного, не начинает охлаждать сразу. Ему нужно время на нагрев жидкости. Не скажу, что много, но десяток минут потребуется. Вы согласны ждать 10 минут в раскалённом салоне?
Есть ещё один момент - производительность. У таких агрегатов она СУЩЕСТВЕННО ниже компрессионных. Вы видели такие холодильники с большими объёмами? Он этот крошечный шкафчик еле-еле охлаждает.
А на счёт клапана - никто не будет заморачиватся, просто будет управляемая заслонка которая будет перенаправлять холодный воздух с салона на улицу.
Или вы всерьёз думаете что в современных машинах есть кран в магистрали радиатора печки салона? Нет его там. Радиатор печки отопителя шпарит на 100% и зимой и летом. Просто летом его не обдувают.
BARSRAB
Это понятно, оно так работает еще начиная со времен ВАЗ2110 и раньше. Но с испарителем есть проблема, если его не обдувать он может обмерзнуть. Плюс они не сильно любят постоянный контакт с влагой, а без обдува он будет плавать в воде постоянно. Хотя можно его обдувать все время, просто воздух не подавать в салон.
Dr_Faksov
Ваша правда, не подумал. Что не отменяет остального написанного, про скорость и производительность.
konst90
В термостате работает как раз при 90-100 градусах. Отказ термостата конечно бывает, но обычно они довольно надёжны.
А есть клапана, которые работают с ещё более горячей средой - выпуск из цилиндров.
BARSRAB
Ну так у термостата простая механика и шток наружу не торчит. А с электроклапаном все несколько сложнее....
dragonnur
... я балбес, я не дочитал ленту комментариев.
arheops
Есть принципиальная проблема
1) Почти все авто рано или поздно получают повреждения
2) При повреждении данного контура выделяется очень ядовитый газ, причем горючий.
Radisto
самая скверая особенность этого газа - он ужасающе воняет и режет все что можно, и глаза и носоглотку. Кажется, это называется рефлекторная остановка дыхания. Там даже при концентрации намного ниже порога отравления (а тем более воспламенения) будет атас. я как-то раз нечаянно испытал на себе
dragonnur
Слабогорючий.
Рудольф Дизель начинал свои моторные эксперименты именно с аммиаком, насколько мне известно.
Yamazaki123
Для двигателей с турбокомпрессором можно сделать халявный кондиционер на основе вихревой трубки Ранке-Хилша. При достаточном давлении и расходе воздуха она может выдавать нехилые отрицательные температуры. Неудобство в том, что турбина крутится с разной скоростью в зависимости от оборотов двигателя, и чтобы всё это работало предсказуемо, надо автоматически регулировать подачу газов на турбину. Ииии... думаю, что уровень шума с обычным кондиционером ни в какое сравнение не идет, если не принять особых мер.