
Мы привыкли к стандартному виду многих технических компонентов и даже не представляем, что они могут быть кардинально иными, и в полной мере сказанное выше относится к подшипникам.
Мы знаем, что эти компоненты должны быть металлическими или из специальных составов, чтобы обеспечить минимальное трение (нейлон, фторопласт, графитонаполненные композиции и т.д.) одновременно с хорошей долговечностью.
Тем не менее, тут есть явная проблема: металлы трудно обрабатывать, а спецматериалы не лежат «на каждом углу, под рукой», чтобы их было так легко раздобыть и использовать.
Эта проблема ещё более усугубляется, если надо изготовить нечто чуть более масштабное, чем «подшипник с ноготь мизинца диаметром» :-)
Тем не менее, есть один широко распространённый материал, о котором прекрасно известно профессионалам, но он малоизвестен для применения в подшипниках широкой публике — и это древесина!
Да-да, как ни странно, она вполне может быть применена для этой цели, и далее мы посмотрим, каким именно образом…
Для начала небольшая предыстория, почему я вообще поднял эту тему: в своё время (довольно давно, лет 15-20 назад) я видел любопытный ролик, где один из самодельщиков показывал интересный вариант подвода вращательного движения от водяной крыльчатки диаметром примерно метра полтора, которую вращал речной поток воды, к генератору, расположенному довольно далеко от реки, на расстоянии примерно метров в 40.
К сожалению, за давностью лет я этот ролик сейчас не смог найти, поэтому ниже я привёл картинку, которая описывает всю систему:

Как можно видеть, вращение от крыльчатки подводится к генератору с помощью отрезков стальной водопроводной трубы, соединённых кусками резинового шланга. То есть получается своеобразный карданный вал.
Но здесь интересно не это, а то, как реализованы подшипники, на которые опирается этот вал: это обычные куски бревна, заточенные с одного конца и вбитые в землю, а с другого — несколько расщеплённые в форме буквы V, чтобы образовалась небольшая ложбинка, в которой и лежит труба.
Труба в этих ложбинках никак сверху не закреплена и просто лежит в них под своим весом.
Автор в этом видео довольно подробно показывал всю систему и говорил о том, что она у него работает уже не первый год в режиме 24/7 и ничего с ней не случилось за несколько лет, и даже подшипники-брёвна не износились! Просто он иногда (где-то 1 раз в день летом, а зимой реже) поливает места трения водой, чтобы они не высыхали, и этого оказалось более чем достаточно…
Почему система такая «замороченная»? Ведь по идее можно было поставить генератор и около реки: насколько можно понять по его рассказу, автор не сильно богат, живёт в сельской местности и дорожит генератором, поэтому он его таким образом защитил от негативных природных воздействий и разместил в специальном сарайчике, в стенке которого проделано отверстие, через которое вал и входит в сарайчик, где крутит генератор, который вырабатывает достаточный ток, позволяющий запитать нагрузку в несколько киловатт.
Таким образом, как можно видеть, даже такие простые, почти в буквальном смысле «дубовые» решения вполне неплохо работают.
И, кстати говоря, он не одинок в своём стремлении использовать древесину: деревянные подшипники являются одним из старейших элементов инженерных конструкций — известно их использование ещё в Древней Месопотамии, где они применялись в качестве втулок для колёсных повозок (этот принцип практически в неизменном виде дожил и до 20 века — вспомним колёсные телеги; а кое-где применяется и поныне).
В дальнейшем, когда наступила эпоха парусного флота, деревянные подшипники удерживали рулевые валы, долгое время выдерживая трение и воздействие морской воды, чему способствовало то, что они были изготовлены с использованием одного из видов «железных» деревьев — сердцевины («бакаута») гваякового дерева, которая обладает большой плотностью, а за счёт пропитанности большим количеством смол имеет эффект самосмазывания (то есть не требует внешней смазки) и успешно противостоит негативным факторам окружающей среды, скажем, в примере выше — солёной морской воде.
Использование бакаута на флоте не ограничилось эпохой парусников — в XX веке его применяли даже на подводных лодках: в качестве подшипников скольжения для подвешивания гребного вала — так называемых дейдвудных подшипников, с планками, укреплёнными внутри втулки.

Например, известно использование такого рода подшипников на первой в мире атомной подводной лодке USS Nautilus, а также на советских подводных лодках проекта «Варшавянка».
Впрочем, где он только ни использовался — даже на гидроэлектростанциях, одна из которых такого типа проработала в США до 1980-х годов.
Кстати, несмотря на то что об этом прямо не говорится, я подозреваю, что именно гваяковое дерево и послужило источником идеи о том, что некоторые виды древесины можно превратить в его искусственный аналог — с помощью пропитки под давлением машинным маслом. По некоторым данным, стоимость 1 м³ натурального бакаута превышает 2000 долларов, что, разумеется, вполне стимулирует научные изыскания по поиску более дешёвого аналога ;-)
И, раз уж мы упомянули об этом, посмотрим, как изготавливают «по науке», более дешёвые аналоги бакаута…
Для этого мы обратимся к книге Б.Д.Воронкова — «Подшипники сухого трения», где как раз подробно и рассматривается этот вопрос.
Как мы помним, бакаут — достаточно плотный и пропитанный смолами материал. Для получения синтетического аналога изготовляют прессованную древесину (а в качестве материала берут берёзу), которая прессуется в специальных пресс-формах под давлением в
Согласно Б.Д.Воронкову, для пропитки используют минеральные масла, например: «масло индустриальное 45», «автол», «МС-20» и др. (но тут надо сразу учесть, что книга достаточно старая, и в современных условиях наверняка можно подобрать и другие маркировки масел, так как указанные масла могут уже не производиться на данный момент).
В таблице ниже можно увидеть характеристики некоторых видов использованной ранее прессованной древесины для изготовления подшипников и области их применения:

Ниже будет ещё одна любопытная таблица, где показаны характеристики пропитанной древесины, полученной с применением трёх методов:
- По методу профессора П.Н.Хухрянского: древесина сначала подвергается прессованию и сушке, а затем естественным образом пропитывается маслом с температурой в 50°С;
- По методу ЛТА им. С.М.Кирова: сначала древесина пропитывается маслом при температуре в 105...120°С, а затем прессуется;
- По методу ЦНИЛХИ: принудительная пропитка прессованной древесины в вакууме при комнатной температуре:

Результаты тестовой эксплуатации показали, что древесина, обработанная по второму методу, показала несколько меньшую износостойкость, чем обработанная по первому или третьему методу: подшипники, обработанные по второму методу, прослужили порядка 3200 часов, тогда как по первому или третьему методу — 4000 часов.
Для работы таких пропитанных подшипников условия должны находиться в следующих пределах (это крайние значения, желательно меньше — об этом будет ниже):
- рабочая температура не должна превышать 90°, так при превышении начинается обугливание деревянной поверхности и коксование масла;
- количество масла в пропитке должно быть не менее 15...20% от веса сухой втулки;
- скорость скольжения не должна превышать 3...4 м/с;
- давление не должно превышать
.
При работе на предельных режимах, близких к указанным значениям, срок службы резко сокращается и необходимо периодически повторять пропитку маслом, поэтому рекомендуемые параметры существенно ниже:
- давление не более
;
- скорость скольжения не более 1 м/с;
- рабочая температура узла: до 70...80°С.
Говоря о пропитанной древесине, нельзя не сказать и о таком интересном её варианте, который также был испытан советскими учёными: под давлением в
Но есть один существенный момент: пропитка металлами из-за высокой температуры приводит к обугливанию волокон, поэтому был разработан альтернативный способ, который ещё и решает одну интересную попутную проблему.
Было выявлено, что, так как древесина представляет собой естественный полимер, при трении её о стальную поверхность при температуре более 100 °C начинает выделяться водород, который проникает в поверхностные слои, увеличивает хрупкость и разрушает поверхность.
Для борьбы с этим явлением был разработан способ, заключающийся в пропитке деревянного подшипника окисью меди, что уменьшает коэффициент трения, а сама окись меди восстанавливается водородом до чистого металла, предотвращая проникновение водорода в поверхность стали.
Если сказать обобщённо, то такую пропитку можно проводить солями металлов, стоящих в ряду активности за водородом.
В целом можно сказать, что, несмотря на кажущуюся странность такого применения для несведущего человека, прессованная древесина в подшипниках рассматривается как полноценный заменитель бронзы, например марки БрОЦС5-5-5, прошедшей многократные испытания — например, в кондитерской промышленности, где в качестве материала для подшипников плунжерных насосов она смогла увеличить срок службы последних в 4–10 раз!
У таких подшипников есть целый ряд сфер, где их применение не только оправдано, но и необходимо:
- Во-первых, их дешевизна и лёгкость изготовления в любых габаритах позволяет применять такие подшипники во множестве самодельных устройств — например, в сельскохозяйственной сфере, для удержания различных валов конвейеров, сеялок и т. д., а также генераторов (как мы видели выше, в начале статьи);
- во-вторых, они незаменимы в условиях повышенной пыльности и абразивности среды: было обнаружено, что, например, в горной промышленности подшипники конвейеров, которые транспортируют руду, очень быстро выходят из строя из-за высокой абразивности пыли; то же самое касается и цементных производств — оказалось, что цемент обладает настолько высокой абразивностью, что за несколько месяцев истирает шары подшипников и они заклинивают, в то время как деревянные могут «жить» до 4 раз дольше!
Несмотря на то, что выше рассмотрены научные, несколько сложные способы создания подшипников (прессование, вакуумная пропитка), в самом простом варианте, они могут быть просто изготовлены вытачиванием на токарном станке по дереву (или даже без этого, будучи просто выструганными), после чего должны быть пропитаны любым маслом нагретым до 60-70°С (нагрев нужен для более глубокого проникновения в волокна). В качестве ещё одного альтернативного метода известно замачивание подшипников в масле на 12-24 часа.
Но если захочется «чего-то понаучней», то можно пойти по пути практической реализации одного из рассмотренных выше способов вакуумной пропитки – он, тем не менее, достаточно прост, не требует высоких температур, не вызывает растрескивание деревянных деталей: учитывая, что на известном китайском сайте продают вакуумные компрессоры всего за 5000 руб, можно попробовать повторить советскую технологию с вакуумным пропитыванием: подшипники помещаются в вакуумную камеру, из которой откачивается воздух, что вызывает удаление воздуха даже из глубоких пор древесины.
Далее в камеру подаётся масло для пропитки, которое заливает подшипник (подшипник можно заранее поместить в посудку, а масло подавать через, например, большой шприц).
На следующем шаге камера плавно разгерметизируется и давление атмосферного воздуха «вталкивает» масло глубоко в поры древесины (дополнительно, можно оставить подшипник, залитый маслом, на 12-24 часа).
Вся операция производится при комнатной температуре, без какого-либо нагрева.
Таким образом, подытоживая, можно сказать, что деревянные подшипники имеют свои ограничения и сферу применения, но, тем не менее, в некоторых случаях они незаменимы, а их дешевизна и возможность изготовить подшипник любого разумного размера делают их привлекательными для использования в разных проектах.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (105)
MountainGoat
07.06.2025 13:17В деревне рогатиной подпереть - это хорошо. А в более серийных условиях сначала надо бы посмотреть стоимость твёрдой древесины типа дуба, и стоимость полиацеталя.
haqreu
07.06.2025 13:17Извините за душность, но рогатина и рогатка - разные вещи.
Скрытый текст
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рогатка :
Ошибочно считать, что рогатка имеет отношение к рогатине — холодному оружию, применявшемуся на Руси.
SebastianP
07.06.2025 13:17крутит генератор, который вырабатывает достаточный ток, позволяющий запитать нагрузку в несколько киловатт.
соединённых кусками резинового шланга
Пару киловатт это 3 лошади (л.с) - и какой-то шланг - извините, НЕ ВЕРЮ. Я своими хиленькими ручками этот шланг в нитку закручиваю , и чтоб пару лет таких деформаций выдержал. Вероятна мощность меньше на порядок и шланг высокого давления с условного экскаватора.
DAN_SEA Автор
07.06.2025 13:17За давностью лет - вполне могу не совсем точно помнить;-). Но крутила вся эта штука генератор неслабого размера, как лист А4 диаметром (примерно).
Ну, тут я просто привёл его конструкцию;-) Я же сам, если бы делал - сделал бы карданные узлы везде:-) С запасом по мощности.Radisto
07.06.2025 13:17Видел где-то в незапрещенном ютубе линии передачи мощности от водяного колеса к потребителям относительно большой протяженности 19 века. Там не вращение передавалось, а дёрганье на качающихся рогулях. Выше надёжность и больше передаваемая мощность (как выше правильно написали, палки хороши на разрыв, особенно скованные цепью, на сжатие уже не очень, а кручение из них скоро щепки сделает. Правда, в 19 веке конечным потребителем был насос, которому периодические рывки были идеальны. Генератору придется обратно во вращение преобразовывать. Но можно сделать из палок и гвоздей. А шланг и вправду скрутит
rPman
07.06.2025 13:17десяток метров лучше передавать обычной ременной передачей (в качестве ремня - тонкая бечевка, в идеале в резиновой трубке/изоляции для хорошего трения к блокам), засунуть в трубу для защиты от механических повреждений.. но тут нужны два хороших подшипника, так как нужно держать достаточное натяжение
technomancer
07.06.2025 13:17Нет, я тоже помню этот ролик. Там речь шла о сотнях метров, да ещё по неровному ландшафту.
mapnik
07.06.2025 13:17За давностью лет - вполне могу не совсем точно помнить
DAN_SEA Автор
07.06.2025 13:17Нечто подобное - только там длиннее гораздо было. Я ещё удивлялся, когда он мимо этого кардана шёл метров 40, а то и 50 :-) И он гнутый (в местах сочленений) шёл по всяким кустам и т.д. довольно далеко.
И конструкция у него гораздо более хлипкая была -буквально на макушках расщеплённых пеньков лежал вал.
fquantum
07.06.2025 13:17Смотря что вы понимаете под "шлангом". Самая близкая аналогия тому советскому поливному шлангу сегодня - это шланг высокого давления, например в автомобиле. Только диаметром побольше. То есть толстостенная резина, армированная тканью.
arheops
07.06.2025 13:17Зависит от оборотов на валу. Вполне может быть. Но тут маловерятно ибо врядли речка быстрая.
К тому же, советские поливные шланги в связи с не очень качеством процесса и долгим ожидаемым сроком службы - делали из резины толщиной почти в см с двойным тканевым слоем(и все равно их постоянно чинили).
middle
07.06.2025 13:17Где тэг "импортозамещение"?
GeorgKDeft
07.06.2025 13:17Да тут пахнет законом об новых вариантах экспорта обработанной древесины. Как в анекдоте про стеклобой в ящиках продаваемых в Японию.
tormozedison
07.06.2025 13:17В одном из вариантов анекдота фигурировали стереофонические проигрыватели винила высшего класса. Что, дескать, Япония их приобретала исключительно для извлечения из них фанеры. Это наверняка не так. Во-первых, примерно с середины восьмидесятых фанеру заменили на ДСП, а шпон - на ПВХ даже без смены наименования модели. Во-вторых, наверняка аппараты покупали для применения по назначению. Вполне нормально они работали. Даже третьего класса некоторые поздние были с магнитными головами, а не пьезо, и звучали достойно, и выглядели. А уж высшего - тем более.
avost
07.06.2025 13:17А уж высшего - тем более.
Дело в том, что эти самые "высшие" зачастую были ухудшеными копиями тех же японских. Поэтому, имея оригиналы, никакого смысла покупать это не имело. Байка и есть байка.
geher
07.06.2025 13:17Если цена существенно ниже, то смысл имеется.
avost
07.06.2025 13:17Неа. Отсутствие запчастей и поддержки делает эту затею чуть более, чем глупой. Лучше взять японский же классом ниже - он всё равно будет качественнее, надёжнее, с гарантией, ремонтом и саппортом.
Такая история работала с простейшим металлопрокатом, которым союз демпинговал на мировом рынке (там не нужен саппорт и запчасти). И едва работала с автомобилями начального уровня. В сложной бытовой технике шансов не было. Все прекрасно это понимали, поэтому и родилась эта байка по деревянные изделия.
geher
07.06.2025 13:17Если дешевле в случае поломки каждый раз покупать новое, чем один раз купить "вечное", то будут покупать то, что дешевле. Как показывает современный мир, люди готовы покупать одноразовые вещи даже заметно худшего качества, чем надежные, если им нравится цена.
Wesha
07.06.2025 13:17Проблема в том, что невозможно предсказать: то, за что просят много денюх — это реально хорошая вещь, или точно такое же овно, как и дешёвая вещь, просто выкрашенное золотой краской. Поэтому я лучше за ту же сумму куплю десять экземпляров дешёвого овна и тупо буду их менять по мере поломки.
avost
07.06.2025 13:17Если дешевле в случае поломки каждый раз покупать новое, чем один раз купить "вечное", то будут покупать то, что дешевле
Правда? А я, вот наблюдаю обратное - если уровень дохода превышает предел выживания, то подавляющее большинство покупает дорогой айфон или дорогой самсунг. Несмотря на то, что можно раз в месяц покупать новый айпон или снумьсамг. Выйдет дешевле, но велик риск остаться без телефона когда он нужен.
люди готовы покупать одноразовые вещи даже заметно худшего качества, чем надежные, если им нравится цена
Только если совсем нет денег. И полки завалены этим дешманом. Что в случае советских проигрывателей высшего класса не было даже в стране происхождения при конской цене - дифьсит, однако... :)
Wesha
07.06.2025 13:17если уровень дохода превышает предел выживания, то подавляющее большинство покупает дорогой айфон или дорогой самсунг.
Потому что надо ж попонтоваться!
А вот у меня «уровень дохода сильно превышает предел выживания», однако у меня штук пять дешманских телефонов, по вышеописанной причине. Кроме того, не так обидно их ударить об асфальт.
avost
07.06.2025 13:17Потому что надо ж попонтоваться!
Это как раз для тех, кто их в кредит покупает. А как можно понтоваться айфоном в штатах, если он у 8 из 10?
у меня штук пять дешманских телефонов, по вышеописанной причине
Вы с ними ходите со всеми пятью? Плохо представляю такое.
Или они у вам прозапас в тумбочке лежат? Тут я вообще не могу представить - кажется, это запредельная глупость купить прозапас 5 китаефонов. Они же сдохнут пока лежат, да ещё и самовозгореться могут.
А я чё-то не так богат, чтобы покупать дешман. Мне переезд с телефона на телефон в полдня обходится. И это при исправных аппаратах. Восстановление с издохшего и бэкапов не меньше дня. Оно мне надо по пять раз в году (это раз в два месяца? - данунафиг!)?
Кроме того, не так обидно их ударить об асфальт
Перспектива геморроится с рекавери сводит на нет обиду о потеряных деньгах ))
Wesha
07.06.2025 13:17они у вам прозапас в тумбочке лежат?
Конечно.
Они же сдохнут пока лежат, да ещё и самовозгореться могут.
Это США, детка. Коли самовозгорятся — производитель налетит на компенсацию всего плюс моральный ущерб.
Мне переезд с телефона на телефон в полдня обходится. И это при исправных аппаратах.
Ну Вы
торнеспешное существо. Вынуть симку из старого и засунуть в новый — дело трёх минут. И кто говорит, что они дохнут раз в год?Перспектива геморроится с рекавери
Зачем??? Вы что-то на них храните?
tormozedison
07.06.2025 13:17«в качестве втулок для колёсных повозок (этот принцип практически в неизменном виде дожил и до 20 века — вспомним колёсные телеги; а кое-где применяется и поныне)»
Про них в первую очередь и вспомнил. Так что ничего шокирующего в том, что деревянные подшипники возможны и работоспособны, нет. «Костотряс» (по нынешней классификации - беговел) тоже наверняка был на них. Но современные деревянные самокаты «чукуду» уже с металлическими подшипниками, берут их в автомастерских.
tormozedison
07.06.2025 13:17Ну и не исключу, что в часах с деревянным механизмом подшипники тоже деревянные, и всё работает.
VT100
07.06.2025 13:17То ли в ЮТ, то ли в ТМ была история, как при отправке на стройку забыли положить в комплект подшипники для механической передачи к станкам в токарный цех. Пока то-сё - работали на проваренной в масле берёзе.
slog2
07.06.2025 13:17В мельницах водяных и ветряных подшипники были деревянные. Это даже не прошлый век технологий, позапрошлый и ранее.
Moog_Prodigy
07.06.2025 13:17Году в 2009 кажется, на нашей ГРЭС меняли древнюю турбину. Японскую еще, трофейную - больше 50 лет проработала. И вот у этой турбины как раз были деревянные подшипники.
А вообще в промышленности подшипники качения весьма распространены. Даже в дешевых комп. кулерах. Или вкладыши коленвала в автомобилях. Или шпиндели высокоточных станков.
BadNickname
07.06.2025 13:17Или вкладыши коленвала в автомобилях. Или шпиндели высокоточных станков.
Там всё-таки используется масляный клин под давлением, а не подшипник трения. И при работе без давления и то, и то умерает моментально.
MTyrz
07.06.2025 13:17подшипники качения весьма распространены
Вы хотели сказать, скольжения ;)
ABowser
07.06.2025 13:17По-моему, трение в паре дерево-сталь увеличивается при намокании древесины.
MTyrz
07.06.2025 13:17Я на второй абзац коммента отвечал. Который про компьютерные кулера и вкладыши коленвала, там точно древесина не используется ;)
Moog_Prodigy
07.06.2025 13:17Был не прав, масляный клин это все таки другое. Но подшипник для кулера можно выточить деревянный чисто ради прикола.
И вообще, Гараж54 делал деревянные поршни для жигуленка. Куда там подшипникам =)
MTyrz
07.06.2025 13:17В восьмидесятых ходили городские легенды про покупку в комиссионке мотоцикла с дубовым поршнем. Типа, завелся, до дома доехал, а дальше привет, переборка.
HandrIT
07.06.2025 13:17А зачем раз в день поливать водой? Бутылки с отверстиями подвесил и капельным поливом. А если выдолбить лунки под масло?
AVX
07.06.2025 13:17Где-то, кажется, на ЯПе, был пост, как на севере в тундре мужики ехали на уазике буханке, и что-то там развалилось у них в заднем мосту. А вокруг очень далеко ничего нет, и они там как раз из дерева прямо на коленках сделали подшипник (и кажется ещë что-то, но не помню точно), и им хватило доехать куда надо, и потом уже отремонтировать более прилично.
Dr_Faksov
07.06.2025 13:17как на севере в тундре
В тундре? Из развесистой клюквы? На всякий случай их вики: "Ту́ндра (от фин. tunturi — безлесная плоская вершина[1]) — вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами, сильно заболоченная местность. "
Там с деревьями большой напряг.
randomsimplenumber
07.06.2025 13:17Может дело было на самом краю тундры ;)
А может это байка?
geher
07.06.2025 13:17сильно заболоченная местность
Дерево они могли везти с собой в виде толстых досок или бревна, чтобы из болота в случае чего вытаскиваться.
Так что в этом моменте, даже если это байкат вполне правдоподобно.
MTyrz
07.06.2025 13:17В южных тундрах дерева еще вполне хватает, просто низенького, худенького, но на подшипник точно хватит. А еще бывают лесотундра, реликтовые леса по речным долинам и литературный прием гипербола.
alcotel
07.06.2025 13:17"А подшипники мы сделаем деревянными. Всё равно до сюда никто не дочитает" (с) - из дипломной работы технаря.
Как пользователь музыкальных инструментов, полностью согласен. Есть минусы, конечно - под нагрузкой плывёт, как тот же фторопласт. От влажности сильно зависит. Но при правильной обработке живёт очень долго. Бук и чёрное дерево - вообще наше всё.
Скоммуниздил как-то у знакомых в деревне
Лет примерно 100 артефакту. Обычное дерево типа ольхи, скорее всего. До сих пор крутятся подшипники
Dr_Faksov
07.06.2025 13:17А может просто вспомнить что слово "подшипник" произошло от двух слов - "под шип". Где шип- обструганный конец бревна, служивших валами на мельнице.
alexhott
07.06.2025 13:17Чувствуется уже современное поколение. Подшипник для мотоцикла вполне мог быть сделан даже на токарном станке и спрессован на прессе в мастерской колхоза, просто потому что ездить хочется а купить новый подшипник банально негде, даже при наличии денег. Ну и вырезать топором, ножом тоже за пару часов вполне можно.
Wesha
07.06.2025 13:17Тут современное поколение уже не верит, что отцы без единого гвоздя на
большойпросёлочной дороге сепараторы клепали...
RusikR2D2
В каком-то советском журнале, предлагалось в случае поломки "в поле" колесного подшипника в мотоцикле, вырезать втулку из березы, пропитать ее маслом и использовать.
randomsimplenumber
Если уж так удачно вышло, что у вас с собой есть токарный станок, канистра масла и вакуумная камера - почему и нет.
Kurochkin
Это некий посконный Царь-Мотоцикл, в него всё это встроено (а также среди прочего бензопила и походный Храм)
salnicoff
Царь-Пушка ни разу не стреляла, Царь-Колокол ни разу не звонил, следовательно, Царь-Мотоцикл не должен с завода выехать, и подшипники ему не нужны. :-)
CitizenOfDreams
Заодно той же березой можно зафиксировать переломы, появившиеся от поломки колесного подшипника на мотоцикле.
Но вообще надо иметь особо пофигистичное отношение к техобслуживанию, чтобы довести колесный подшипник до поломки. Он же не отказывает внезапно, а задолго до своей кончины начнет издавать нездоровые звуки.
Wesha
Вот вы тут ржОте, а суровые советские мацациклисты...
randomsimplenumber
Ну да. Чел нашел на обочине банку из-под масла, а съёмник для подшипников у него всегда с собой. В СССР все так ездили ;)
Wesha
Какой ещё «на обочине»? Это было то масло, которым оно мотоцикл смазывал, в «бардачке» возил. Вы бы ещё удивились, откуда у него отвёртка.
И зачем ему съёмник? Нигде не сказано, что он этот подшипник как‑то отделял от колеса.
randomsimplenumber
В мотоцикле нет частей, которые нужно смазывать в дороге. А бардачок не резиновый.
Да и вообще, внезапно сломанный сепаратор это не причина а симптом. Значит, смазки он в своей жизни не видел.
VT100
В мотике с двухтактным мотором - надо "смазывать" мотор.
randomsimplenumber
Надо готовить смесь бензина с маслом. Обычно для этого берут канистру и в ней смешивают. В гараже. Прямо в баке - сложно угадать пропорцию, и неудобно перемешивать.
Хотя да, если это мотопробег по дальним гребеням - у участников будет с собой и масло, и канистра, и съёмник. И запасной подшипник ;)
VT100
Нередко - для этого имелся мерный стакан, встроенный в пробку бензобака.
frt123
Жванецкий предлагал спорить с теми, кто их пробовал.
Вернемся в советское время.
"сложно угадать пропорцию" - кашу маслом не испортишь
"неудобно перемешивать" - у мотоциклов в СССР на тех дорогах не было проблем с перемешиванием.
"В гараже" - Фильм так и называется "Гараж", что-бы прочувствовать ту эпоху
"у участников будет с собой и масло, и канистра, и съёмник." - опять-же люди у которых не было жизненно необходимых инструментов и материалов не выживали. Их еще называли наездниками.
Мотоцикл заезжал на заправку и если повезло с бензином, то в бак заливалось масло из мерной баночки/пробки/ etc.
randomsimplenumber
А если не повезло, то дальше пешком? ;)
Заправок было мало. На заправку ехали целенаправленно. Не так как сейчас - лампочка замигала, можно заехать по пути. Чтобы ездить туда не так часто - логично намутить канистру (не обязательно, конечно же. но удобно.). Так вот, про масло. Если едешь на заправку - логично взять флакон масла с собой. Если едешь не на заправку - зачем возить с собой поллитровый флакон масла? На случай если захочется смазать берёзового подшипника?
frt123
"На заправку ехали целенаправленно."
милое поколение, для которого фраза "сапоги выкинули" не несет романтической ностальгии ушедших лет.
"логично - взять флакон масла с собой" - логика очень изменилась с тех пор. "все свое ношу с собой" это сейчас про внутренний мир человека, тогда это воспринималось достаточно буквально.
randomsimplenumber
В смысле заправки ничего нового не придумали. Разве что в очереди стоять не надо, ибо автоматика. И флакон масла тогда на заправке не продавали, нужно действительно везти с собой. Но я никогда не слышал, чтобы масло (0.5л) возили с собой постоянно, на случай если вдруг в поле окажется заправка.
DrZlodberg
Даже сейчас на 2т с премиксом на покатушки народ возит баночку масла. Если вдруг катка затянулась и необходима дозаправка - льют на глаз. Кашу маслом не испортишь :D
MTyrz
А коробка смазывалась отдельно.
Borrroda
Внезапно сломанный сепаратор, при невозможности замены подшипника, лечится деревянными чопиками. Ничего нового тут нет. Известный дедовский метод. Почему то рекомендуют ольху. Сам был в такой ситуации и набивал задний подшипник в ниве.
p07a1330
Цепь?
После каждого дождя + каждые N километров
randomsimplenumber
Этим можно (и нужно) в гараже заниматься. Исключение - мотопробег по гребеням , когда до гаража 1000 км.
JoshMil
Масло в двигателе не в счет?
randomsimplenumber
Залили и ездим, до следующего ТО. Или в мотоцикле нужно доливать каждый день?
salnicoff
В то время очень часто масло для двигателя заливали в топливный бак. Да и сейчас на всяких мото-косах, бензо-пилах и прочем, что работает от двухтактных бензиновых «перделок», масло льется в бак...
randomsimplenumber
Готовится смесь масла и бензина и потом льется в бак.Прямо в бак тоже можно, если результат не важен ;) В канистре удобнее же.
MTyrz
Канистры были в дефиците. А в бак - вылил, покачал мотоцикл вправо-влево, чтобы разболталось - и вперед, к новым свершениям!
randomsimplenumber
Ну да. Зато мотоциклов было в избытке:)
Вылил откуда?
С чем в СССР точно был дефицит, так с круглосуточными АЗС на каждом углу. Канистра - необходимый аксессуар. Даже если дальше деревни не ездить.
MTyrz
Из флакона с надписью М6з10Г1.
Канистра - аксессуар необходимый. Но достать ее было проблематично. Поэтому были таки не у всех. А ближе к 90-м появилась еще одна проблема, туда бензин не всегда отпускали, потому что бензин тоже стал дефицитом. В бак пожалуйста, в канистру хрен. Помню такие таблички на тех самых не-круглосуточных АЗС (хотя иногда можно было договориться, а еще иногда можно было заправляться вообще от грузовиков, еще и дешевле выходило).
randomsimplenumber
Чтобы вылить чего-то из флакона - сначала надо туда чего то налить. Если туда наливают на заправке бензин - значит это канистра ;)
MTyrz
Вы не поймали. Это название т.н. "жигулевского" масла. Не лучший выбор для двутактника, но ничего другого зачастую просто не было.
А бензин лили в бак.
VT100
Поправка, М8В.
MTyrz
Да что было, то и лили, честно говоря. Иногда удавалось добыть даже легендарное МС-20.
Wesha
Да, какое в жёппу «круглосуточными»? С 9–00 до 18–00, строго по Трудовому Кодексу!
salnicoff
На заправке залил 10 литров, посчитал, сколько надо масла, залил. Мерный стакан часто был совмещен с пробкой. А возить канистру на мотоцикле, даже на «Урале» или на «Днепре», — так себе идея.
Wesha
Канистру на мацацикле можно возить в коляске!
salnicoff
С коляской реальные чуваки не ездят!!!
randomsimplenumber
Полбака?
Пристегнул и повез. Если заправка не по пути - поездка на заправку - минус литр легко. Логично заправляться до полного.
Wesha
Это 1989 год. Какоё в жёппу ТО? «Если сам не можешь сделать ТО своему пепелацу — то на хрена ты его покупал?»
randomsimplenumber
Сам, конечно же. Но зачем самостоятельное ТО делать в поле?
Wesha
Незачем, конечно. ТО надо делать в гараже.
Но можно и в квартире
salnicoff
Не знаю, как мотоциклисты ездили, но на автомобилях много чего с собой возили. Особенно если это грузовик. Да и сейчас ребята на арбузно-дынных фурах с югов берут груза раза в полотора-два больше номинала и второй мотор с коробкой в разобранном виде. Едет это все медленно и печально, даже с горы, но зато любую поломку устраняют прямо на дороге.
RulenBagdasis
А этот транзистор мы сделаем из берёзы, потому что всё равно никто мой диплом читать не будет (с)
randomsimplenumber
Из дубового бревна диаметром 5 метров же :)
isden
И не транзистор, а сердечник трансформатора. Никто уже классику не помнит :(