За последние годы мировой рынок логистики пережил много потрясений: covid в 2020 году, последовавший за ним контейнерный кризис 2021-2022 гг, нарушение цепочек поставок в связи с конфликтом в Украине. На этом фоне появляется все больше стартапов, которые помогают сделать грузовые перевозки более эффективными.
В предыдущем материале мы рассмотрели стартапы, которые стремятся дигитализировать грузовые перевозки в России, теперь более подробно остановимся на международном рынке.
Инвестиционный бум в грузовой логистике продолжается
В 2021 году общее финансирование логистических стартапов достигло пика с 2014 года: согласно данным McKinsey, общая сумма привлеченных инвестиций превысила $25 млрд. В 2022 году произошел резкий спад: финансирование упало на 49%, до $13 млрд. Доля логистических стартапов в общем объеме венчурных инвестиций снизилась с 3,5% в 2021 году до 2,6% в 2022.
Одна из причин — частичное возвращение потребителей в офлайн-ритейл после того, как ситуация с COVID-19 улучшилось.
Как следствие, логистические сегменты, привлекшие рекордные инвестиции в 2021 году, в особенности те, что связаны с e-commerce, замедлили рост. Падение, однако, не затронуло логистических брокеров и экспедиторов: в 2022 году их финансирование выросло на 206% по сравнению с 2021 годом (главным образом за счет нескольких крупных раундов финансирования отдельных стартапов, например, Flexport в феврале прошлого года привлек $935 млн).
Крупнейшие игроки
По подсчетам TheEconomist, среди цифровых экспедиторов на рынке грузовых перевозок наибольшее количество инвестиций привлекли следующие стартапы: Flexport, Forto, Sennder, NowPorts, InstaFreight, ZenCargo и Beacon.
Стартап |
Страна |
Год основания |
Привлеченные инвестиции |
Flexport |
США |
2013 |
$2,4 млрд |
Forto |
Германия |
2016 |
$616 млн |
Sennder |
Германия |
2015 |
$310 млн |
NowPorts |
Мексика |
2018 |
$239,5 млн |
ZenCargo |
Великобритания |
2017 |
$66 млн |
Beacon |
Великобритания |
2018 |
$65 млн |
InstaFreight |
Германия |
2016 |
$49,5 млн |
Flexport
Flexport был основан в 2013 году в США и одним из первых перенес экспедиторские услуги в облако, одновременно добавив дату-аналитику. Компания появилась в нужный момент — Flexport быстро стал одним из самых успешных стартапов, в 2022 году его оценка превысила $8 млрд. Изначально стартап занимался автоматизацией таможенного оформления, но впоследствии его функционал значительно расширился. Flexport изучает цепочку поставок клиента и предлагает варианты по ее улучшению. Компания специализируется на международных перевозках (авиа, морские и ж/д). У Flexport более 11 тысяч клиентов в 112 странах.
В последнее время Flexport предпринимает активные шаги в e-commerce: в феврале компания заключила партнерство с конкурентом Amazon в США — Shopify. В рамках соглашения продавцы Shopify получили возможность бронировать международную доставку товаров от поставщиков на склад через Flexport. В мае Shopify полностью передал свой логистический бизнес Flexport (до этого компания пыталась самостоятельно развивать это направление).
Forto
Forto — быстро растущий немецкий цифровой экспедитор морских, воздушных и ж/д перевозок. По словам основателей, его миссия – сделать трансграничную доставку контейнеров такой же легкой, как отправку электронного письма. Компания разработала платформу, которая помогает отслеживать перевозку контейнеров от пункта А пункт Б в режиме реального времени и сокращает административные расходы, по собственным обещаниям, на 30%. Кроме того, каждому маршруту Forto присваивает рейтинг экологичности – таким образом клиенты могут контролировать свои углеводородные выбросы. Forto заявляет, что тщательно отбирает морских перевозчиков и отдает предпочтение тем, кто использует биотопливо. В качестве дополнительных услуг стартап предлагает страхование грузов, доставку груза «от двери до двери» и консолидацию заказов от разных поставщиков.
У Forto около 2500 клиентов, включая Home 24 и немецкую сеть супермаркетов Edeka, стартап отгружает до 10 тысяч контейнеров в год морским, железнодорожным и воздушным транспортом.
Sennder
В отличие от Forto и Flexport, немецкий Sennder занимается только автодорожными перевозками в Европе. По функционалу Sennder напоминает маркетплейсы грузоперевозок, которые мы рассматривали на российском рынке. На сайте стартапа значится, что к его платформе подключено более 40 тысяч фур.
Sennder соединяет грузоотправителей и перевозчиков на маркетплейсе и предлагает дополнительные сервисы для тех и других. Например, для владельцев фур Sennder выпустил отдельное приложение, где водители могут искать и принимать заказы и даже находить безопасные места для душа и сна. Кроме того, водители могут загрузить в приложение документы о том, что товар доставлен — так они смогут получить оплату за перевозку быстрее. Одновременно грузоотправители на платформе могут просматривать информацию о местоположении груза, узнавать о его прибытии или задержке.
Sennder стремится расширить свое присутствие в Европе. В сентябре 2020 года компания приобрела европейскую часть Uber Freight, занимающуюся грузоперевозками. В мае 2021 Sennder купила нидерландского экспедитора Cars & Cargo. Приобретение позволило укрепить позиции во Франции и странах Бенилюкс. Также компания управляет совместным предприятием с Poste Italiane, почтовой службой Италии.
Как и многие другие европейские компании, Sennder уделяет большое внимание вопросам экологии. Компания входит в 16% лучших компаний в области экологической ответственности. Стартап обеспечивает сокращение выбросов углерода за счет использования современных видов топлива.
NowPorts
NowPorts позиционирует себя как «Flexport для Латинской Америки». NowPorts — это также мультмодальный экспедитор (авиа, ж/д, авто) для международных перевозок. Онлайн-платформа стартапа позволяет отслеживать грузоперевозки 24/7 и находить оптимальные маршруты по «конкурентным ценам» Отличительная черта стартапа — наличие финансовых сервисов. В 2021 году компания запустила своего рода рассрочку, с помощью которой клиенты могут купить больше импортных товаров, но оплатить их не сразу.
Zencargo
Как и другие цифровые экспедиторы, лондонский Zencargo предлагает клиентам платформу, которая выстраивает наиболее эффективные и дешевые маршруты для перевозки грузов, а также помогает отслеживать углеводородный след. Росту Zencargo поспособствовал Brexit, который привел к большому беспорядку в движении товаров между Соединенным Королевством и континентальной Европой (Zencargo как раз помогал упорядочить грузоперевозки). Позитивное влияние оказал и COVID-19: потребители тратили больше денег на товары для себя и меньше на путешествия, что способствовало росту глобального спроса на международные грузовые перевозки. Компания не раскрывает свою оценку, но среди клиентов есть крупные e-commerce игроки Европы, в том числе, Vivienne Westwood, Swoon Furniture и Soho Home. Со стартапом также сотрудничает Amazon.
Beacon
Beacon похож на рассмотренных выше конкурентов. Стартап предлагает оптимизировать цепочки поставок за счет большей прозрачности и аналитических инсайтов. Из интересных функций — аналитика температуры в ключевых точках цепи поставок, чтобы клиент мог спланировать маршрут в соответствии с требованиями хранения своего товара. Как и NowPorts, Beacon предлагает финансовые инструменты, прежде всего, кредитную линию до £1 млн. Стартап не отстает от эко-тренда и предлагает мониторинг уровня углеводородных выбросов.
InstaFreight
InstaFreight — второй в списке (после Sennder) региональный игрок по типу маркетплейса, который специализируется на грузовых автоперевозках в Европе. У InstaFreight есть собственный автопарк, а также сеть из более 25 тысяч партнеров-перевозчиков. Ключевой продукт для грузоотправителей — экспедиторская платформа, на которой клиенты могут букировать перевозку по конкурентным ценам, полностью онлайн. В 2020 году, помимо экспедиторских услуг, InstaFreigt добавил в свою продуктовую линийку TMS (систему управления транспортом).
Для партнеров-грузоперевозчиков, помимо стандартного набора (скидки на заправках, загрузка ТС на обратном пути следования, быстрая оплата и пр.) InstaFreight обещает подобрать заказчиков, с которыми удастся выстроить долгосрочные отношения (соответственно, они будут отправлять грузы по одним и тем же маршрутам, удобным грузоперевозчику)
Выводы
Общее финансирование логистических стартапов в 2022 снизилось, однако цифровые брокеры и экспедиторы продолжают привлекать инвестиции
Помимо США, рынок цифровых экспедиторских услуг активно развивается в Германии и Великобритании: из 7 крупнейших стартапов 5 были основаны именно в этих двух странах
Абсолютный must для логистических стартапов в Европе — экологические сервисы, которые помогают сократить количество углеводородных выбросов. Еще один вариант соответствия эко-повестке: выбор перевозчиков, которые используют экологичные виды топлива
Ряд цифровых экспедиторов развивает финтех-инструменты: прежде всего, кредитные продукты
Maxh
Почему все до сих пор называют бизнес "стартап", так сильно занегативили этот термин что уже надоедает. Такое ощущение, что это как отмазка на будущее, если не взлетит-то это же был стартап. Блаблакар тоже стартап, который все еще убыточный).
А теперь серьезно, грузовые перевозки сейчас очень активно изучают как раз пассажирские перевозчики, которые заимствуют модели развития и обкатанный функционал, и это правильно, особенно если берем мультимодальные системы с пересадками на двух, трех видах транспорта.