Как нормальные русские дети, в девяностые мы с друзьями играли на «Денди», китайском клоне Famicom, обменивались картриджами 500-in-1, каких весь остальной мир в глаза не видел, читали потрепанные книжки с кодами и секретами… До сих пор кажется, что лучше тех игр ничего уже и не было (хотя «Сега» потом тоже доставляла немало). Вчера увидел на GamesIndustry статью про создателя NES, посвященную 30-летию приставки, не удержался и… перевел. Оригинал — по ссылке после статьи. Статья озаглавлена примерно так: «Nintendo всегда была такой, мы как инди-студия — Масаюки Уэмура, разработчик NES, говорит о роли этой приставки и нынешнем состоянии видеоигр». Приятного чтения!


Сигеру Миямото, Сатору Ивата, Эйдзи Аонума — эти легендарные имена Nintendo знают почти все геймеры. Но слышал ли кто-нибудь из вас о Масаюки Уэмуре? Как ведущий разработчик японской консоли Famicom, которую мы на Западе знаем как NES, Уэмура оказал огромное влияние на рынок домашних приставок и, возможно, именно благодаря ему видеоигры вновь стали актуальны после катастрофы 1983 года. Где были бы мы сегодня без NES? «Отцом видеоигр» часто называют Ральфа Баера, создателя Magnavox Odyssey, но именно Уэмура — отец современной консольной индустрии. (Лицензирование игр от сторонних компаний появилось на NES и стало общепринятой практикой.) Недавно я взял у него интервью. Мы сидели в Рочестерском музее видеоигр, где как раз проходила выставка под названием «Играя с мощью», посвященная 30-й годовщине NES. Для того, кто сыграл такую важную роль в истории Nintendo, он оказался очень скромным человеком. В начале 80-х Хироси Ямаути, тогдашний президент Nintendo, поручил ему подумать над новой приставкой. Уэмура был в ужасе: кто вообще посмотрит на новое железо, если рынок и так завален всяким барахлом!

«Да какое там спасение видеоигр! Мне просто было страшно и хотелось избежать провала в Америке, — признается он. — Это сейчас, спустя 30 лет, в этом музее я понимаю, что мы действительно спасли рынок, но тогда я такого и представить не мог».

Уэмура долго рассказывает мне о Nintendo: как компания делала игровые автоматы (включая нашумевшую VS System), как она дала компании ColecoVision лицензию на Donkey Kong, как занималась хендхелдами Game & Watch и приставками TV-Game и т. д. Не буду пересказывать его 20-минутный восторженный монолог. Скажу лишь, что из всего случившегося компания сделала важный вывод: видя, как хорошо приняли в Америке игровые автоматы, Nintendo поняла, что ее игры нравятся американцам. Это был первый шаг в сторону NES. Nintendo знала, что новая приставка должна быть не такой, как все что было до нее. Уэмура говорит, что именно поэтому американская NES так сильно отличалась внешне от японской Famicom: она больше походила на популярные тогда видеомагнитофоны, потому что картриджи вставлялись спереди — совсем как видеокассеты.

Фронтальная загрузка картриджа в американской NES. Механизм был сложноват и часто ломался. Нам в России повезло больше: в «Денди» картриджи вставлялись сверху, как в Famicom.

«Когда мы запустили рекламу на ТВ, потенциальным покупателям было сразу понятно, что наша приставка отличается от Atari, — рассказывает Уэмура. — А еще у нас был робот R.O.B., новая игрушка, которая реагировала на происходящее на экране… И световой пистолет. На других приставках такого не было. Запуская NES в Америке, мы отвели роботу и пистолету очень важную роль. Еще мы рекламировали приставку в торговых центрах: люди могли поиграть и убедиться, что у нас хорошие игры».

Уэмура руководил нинтендовским отделом разработки много лет. Он же был ведущим разработчиком SNES — во всем мире было продано почти 50 миллионов этих приставок (правда, это меньше чем у NES — 62 млн). Даже не считая продаж, главной гордостью Уэмуры остается Famicom. В основном благодаря тому испытанию, через которое пришлось пройти ему и Nintendo: «Это было самое сложное… Разрабатывая Famicom, я постоянно сваливался в старую колею. Даже после выхода приставки мы были вынуждены решать множество проблем», — вспоминает он.

Итак, Nintendo вдохнула в видеоигры новую жизнь, поэтому никто не удивился новому участнику консольной гонки: все, кто играл на приставках в начале 90-х, с теплом вспоминает консольные войны. Да, Sega Genesis уступила SNES по продажам, но была очень популярна, особенно в Америке. Уэмура говорит, что ему понравилось то, что сделала Sega, но именно тогда, в 16-битную эпоху, он заметил первые признаки «графической гонки вооружений». Эта гонка усилилась, когда на арене появилась Sony и ее PlayStation.

«Вы, наверное, в курсе, что на каком-то этапе мы сотрудничали с Sony. Мы знали, чем они занимаются и чего хотят добиться. Когда Sony и другие компании стали выпускать свои приставки, все осознали, как сложно создать игру с хорошей механикой. Nintendo же со времен Game & Watch пыталась делать игровые механики в рамках ограниченных вычислительных ресурсов. И вот начали появляться графически продвинутые игры, которые подчеркивали мощь железа. Разработчики были вынуждены тратить все больше усилий не на механику игры, а на графику и звук. И сегодня рынок заполнен именно такими играми», — говорит Уэмура.

Плод сотрудничества Nintendo и Sony, прототип их совместной приставки, из которой потом получилась PlayStation.

«Мы в Nintendo всегда старались выйти за границы стандартных видов геймплея, что и отличало наши игры от других. Игровая индустрия взрослела, и настало время снова подумать о важности механики и геймплея. Двадцать лет издатели и производители железа думали только о графике, звуке и т. п., не слишком заботясь о гейм-дизайне и новых механиках».

Забавно, но именно теперь, когда консоли стали такими мощными, игроделы вновь уделяют внимание геймплею, главным образом потому, что у взрослой аудитории стало меньше времени для игр: «Времени у людей мало, и разработчики занялись механиками и гейм-дизайном», — замечает мой собеседник. Так как официально Уэмура уволился в 2004 году (иногда, правда, возвращаясь как консультант), он неохотно говорит о нынешней стратегии компании и проблемах Wii U. Несмотря на это, ветеран Nintendo твердо верит, что компания вернется на былые высоты — всего-то нужна одна яркая звездочка. Быть может, следующий «миямото» уже стоит за кулисами, готовясь выйти на сцену и повести всех в новое захватывающее путешествие.

«У нас много сотрудников. Возможно, среди них есть новый Ивата или Миямото. Может, он сам еще не знает об этом. Когда появляется новая идея, наша задача — претворить ее в жизнь. Я знаю, что они справятся. Сила Nintendo в людях. Те, с кем мне довелось работать, сейчас занимают важные посты, управляют всем и т. д. Я в них верю», — добавляет он.

Он подчеркивает, что компанию всегда двигали вперед отдельные личности. Да, в понятие «инди» мы вкладываем немного другой смысл и вряд ли назовем этим словом огромную игровую корпорацию, но именно «фактор личности» делает Nintendo по сути инди-студией, считает Уэмура. «Мне кажется, что направление видеоиграм всегда задавали инди-разработчики. При создании хорошей игры роль личности огромна. Если вы хотите использовать железо на полную, выжать из него лучшую графику и звук и включить в игру поддержку разных технологий, вы увеличиваете штат. Но вы могли бы увеличить и роль отдельных людей. Nintendo всегда так делала, и в этом компания похожа на инди-студию», — отмечает он.

Тот самый Миямото — создатель Марио, Стар Фокса, Зельды, пикминов и т. д.

«Придумывая что-то новое, мы всегда стараемся поставить все с ног на голову, изменить правила игры, пошатнуть устои. Яркий тому пример — Wii. Популярность этой консоли превзошла все наши ожидания. Для нас это стало знамением, мы почувствовали себя инди».

Время покажет, как изменится Nintendo. Сейчас компания готовится представить миру новую платформу — NX. Независимо от того, что будет с NX, игровая индустрия многим обязана Nintendo и Уэмуре. Людям, которые выросли на NES, сейчас по 30–40 лет, а видеоигры стали неотъемлемой частью жизни общества. Этому удивляется даже сам Уэмура, изучающий игры в киотском университете Рицумэйкан. Несмотря на то, что в Японии еще можно столкнуться с «немного негативным» отношением к видеоиграм, Уэмура «впечатлен тем, как охотно американцы приняли видеоигры в свою культуру».
Вы играли в детстве на «Денди»?

Проголосовало 832 человека. Воздержался 31 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (20)


  1. outcoldman
    25.11.2015 18:44
    +4

    Только ради NES emulator (https://github.com/jasarien/Provenance) обновил AppleTV, заказал себе джостик. Ни одна игра не радует так, как игры на денди.


  1. Mercury13
    25.11.2015 20:13
    +1

    Зарезался с братом в «Чипа с Дейлом» и в Tecmo Soccer (считаю, лучший футбол на «Денди»). Он на пульте, я на клавиатуре. Как-то не пошло, много лет спустя. Хотя, когда он уехал, я прошёл ЧиД2, как давным-давно в детстве.


    1. hmpd
      25.11.2015 23:10

      Чипы и Дейлы, особенно вторая часть, были офигенные. Была даже третья часть — с автоматами-огнеметами и видом сверху :) Потом выяснилось, что китайцы взяли какую-то контру и заменили спрайты на бурундуков.


      1. Mercury13
        25.11.2015 23:21
        -2

        Я знаю очень-очень мало игр для Dendy, довольно быстро родители обзавелись нормальным IBM.
        Как нормальным? Вис не по-детски, оказалось, видяха не тянула частоту. Замена на банальную S3 Trio проканала.


      1. Mercury13
        25.11.2015 23:23

        А вот «Марио» дошёл до последнего мира, а дальше — только с сейвами.


      1. DenimTornado
        26.11.2015 16:33
        +1

        Какую-то??? Heavy Barrel же, она была офигенна!


        1. hmpd
          26.11.2015 19:30

          Погуглил — да, это она. С бурундуками игра смотрелась забавно


  1. Lorien_Elf
    25.11.2015 22:32
    +1

    Невероятно жалею, что в детстве у меня не было такой классики, как Metroid, Megaman, Zelda и Super Mario 3.


    1. hmpd
      25.11.2015 23:09

      На 3дс-ке в них и сейчас можно без проблем поиграть. Или на эмуляторах. Правда, времена уже не те, и некоторые из этих игр плохо состарились. Например, метроид. А вот Марио до сих пор отлично играется.


  1. Denai
    25.11.2015 23:04
    +1

    В детстве денди как раз обламывало фразой «press start to play». На моей консоли была только одна такая кнопка и все игры, где второй игрок подтверждался ей, оставались без кооператива (либо нужно было брать геймпад с оной кнопкой у соседа)


    1. hmpd
      25.11.2015 23:06

      Кстати, да, помню такое: на втором джойстике иногда не было ни селекта, ни старта. Самое смешное, что «брать геймпад у соседа» на моей денди не прокатывало, потому что джойстики были неотсоединяемые.


      1. Denai
        25.11.2015 23:08
        +1

        Почти у всех они такие были, мне вот повезло и можно было отключать или мой или соседский «главный» и нажимать эту кнопку) Ещё верхние кнопки (A B) почему-то не работали так как надо


        1. hmpd
          25.11.2015 23:13

          Верхние А и В, это которые «турбо»? Они вообще в играх работали странно, потому что на оригинальной NES/Famicom их не было )) Помню, как я не мог пройти первого босса в «охотниках за привидениями 2» (в зале суда) просто потому, что пытался жать турбо-кнопки, а не обычные. Но в некоторых играх с ними было удобно (по-читерски).


          1. Denai
            25.11.2015 23:18

            Наверно турбо. Ими в «том и джерри» нужно было делать прыжок на половину высоты и это становилось критично на третьем уровне (сейвов же нет), я там обычно все жизни и сливал.


          1. Tujh
            26.11.2015 15:22

            У меня на втором джойстике эти турбо кнопки как раз глючили, но весьма оригинальным способом — при загрузке картриджа, если нажать на турбо-А и А одновременно некоторые игры переключались в какое-то меню, по типу сервисного что-ли, на главном джойстике я ни как не мог войти в это меню. Например в тех же «Охотниках» (не помню какая часть, где ты управляешь одним охотником с плазмомётом, а второй — AI, бегает за тобой с ловушкой) можно было выбирать персонажей и слушать всю музыку и звуки.


            1. hmpd
              26.11.2015 19:28

              Класс! Больше похоже не на баг турбо-кнопок, а на секретный вход в режим дебага со второго джойстика


  1. ShtAnigga
    26.11.2015 00:56
    +1

    Dendy потрогал первый раз в двадцать лет, подарили на День Рождения!
    Играю с радостью, но крайне редко. Раз в несколько месяцев.
    Забавная штука


  1. Rumlin
    26.11.2015 08:17

    Разработчики были вынуждены тратить все больше усилий не на механику игры, а на графику и звук. И сегодня рынок заполнен именно такими играми

    Эх… Видимо из-за этого и поставил на телефон и планшет эмуляторы Sega и NES. Единственный облом — на USB джойстике работают только курсоры. Кнопки Start, Select, A, B не реагируют. :(
    Если кто знает софт лечащий эту проблему, пожалуйста, отпишитесь ниже.


    1. hmpd
      26.11.2015 11:41
      -1

      С эмуляторами всегда что-то не работает. Да и сенсорный экран вместо нормальных кнопок — это неудобно.


  1. Speccyfan
    26.11.2015 15:34
    +1

    Денди убийца моего любимого ZX-SPECTRUM, но нужно отдать должное, играли в нее тоже много.
    Часто подключали их не кабелем, а по радиоканалу, были в комплекте антенны и тогда смотрели трансляцию всем подъездом.