Все конечно же смотрели фильм ‘Матрица’. И, конечно же, уверены, что это художественный вымысел, и мы не живем в матрице. Но вы ошибаетесь. Реальная матрица выглядит не так фантастически, как в фильме, но она существует.

У вас прихватило сердце, и вы обратились к врачу. Обследование показало, что у вас проблемы с сосудами, и вам назначили операцию по стентированию. Стент — это миниатюрная пластиковая трубка, которой закрывают поврежденный участок сосуда. Его вводят в кровеносную систему через вену в ноге и через пару часов операция завершена. Сегодня такие операции проводят по всему миру миллионами в год. 30 лет назад для такой операции вам разрезали бы грудную клетку. 50 лет назад вероятность остаться в живых после такой операции была меньше 50%, и вы на всю жизнь остались бы инвалидом, да и жизнь была бы так себе. 70 лет назад вам даже не смогли бы диагностировать проблему, и вы бы умерли от инфаркта.

Казалось бы, стент небольшой кусок пластика в виде трубочки, что в нем особенного? Но за этой трубочкой стоят знания всей современной цивилизации и сотни лет работы миллионов людей. Она результат накопления огромного количества информации как об окружающем нас мире, так и об устройстве нашего организма.

Стент должен быть из специального пластика, который не отторгается организмом. Для этого нужны знания об иммунной системе. О ее наличии 100 лет назад мы даже не догадывались. 100 лет назад также не умели производить пластик, для этого нужно знать нефтепереработку и химию. Чтобы диагностировать болезнь у нас должна быть соответствующая аппаратура, что в свою очередь требует знаний в области полупроводников, информатики, медицины, радиологии и т.д. Операцию нужно проводить в больнице, которую нужно обеспечить электричеством, канализацией, которую нужно построить. Для этого нужны знания из области строительства, коммуникаций, металлургии и электричества. И еще, наверное, миллиард различных вещей. А также нужны специалисты во всех этих областях, которых нужно обучить, передать знания как теоретические, так и практические.

Итог такой: чтобы произвести простой, казалось бы, стент, нужны знания всех возможных областей нашей цивилизации, накопленные за все время ее существования. Иначе эта пластиковая трубочка, спасающая жизни людей, не появилась бы в нашей реальности. И это касается практически любого искусственного объекта, которым мы пользуемся сегодня, начиная простым шурупом и заканчивая телескопом Уэбба.

Такое огромное количество специализированных знаний невозможно было бы сохранять и передавать, не создай мы внешние от нашего тела накопители информации.  Все началось с наскальных рисунков и достаточно быстро, всего лишь за какие-то пару десятков тысяч лет доросло до книг и интернета. Знания множатся в экспоненциальной прогрессии, что неминуемо приводит к специализации. Тысячи вещей, которыми мы пользуемся каждый день, начиная от дверной ручки и заканчивая смартфоном, не созданы нами. Большинство из нас даже не имеет представления как это все сделано. Все это нам дает цивилизация. Цивилизация — это накопленный и обобщенный опыт всех поколений людей.  Если убрать цивилизацию, все знания, которые мы накопили за последние 10 000 лет развития исчезнут, а мы откатимся назад в до каменный век (даже для работы с каменными орудиями нужны знания, давно нами утерянные). А большинство из нас погибнет. Цивилизация — это облако знаний, которое окружает нас, меняя реальность под наши нужды, сохраняя и оберегая нас.

Где бы вы ни сидели сейчас, оглянитесь вокруг. Подавляющая часть объектов вас окружающих искусственного происхождения. Мы полностью погружены в продукты цивилизации. Без них мы не выживем. Более того, любой из нас есть продукт цивилизации. То, как мы живем, что делаем и что думаем большая часть этого вложена в нас цивилизацией. Где выпить кофе и что такое кофе и кофейня. Что надеть, само понятие одежды и ее назначение. Куда сходить после работы, понятие работы и ее необходимость. Не только предметы нас окружающие, но и понятия, и соответственно, и слова, их описывающие, не придуманы нами.

В начале прошлого века провели эксперимент, пытаясь выяснить какой он наш генетический первоначальный пра-язык. Ведь, если у нас сегодня столько языков, возможно они произошли от одного общего языка.  Казалось логичным предположить, что он формируется с помощью некой генетической основы. Несколько младенцев собрали вместе, за ними ухаживали, но с ними не разговаривали. Надеясь, что они между собой заговорят на изначальном пра-языке. Результат был печальный, дети не только не начали разговаривать, но молчание сказалась на их когнитивных способностях, они стали отставать в развитии.  Что неминуемо привело к пониманию что нет никакого генетически определенного языка. Гены определяют только способность произносить членораздельные слова и способность мыслить. А сами слова — это именно культурный феномен.

Сегодня уже очевидно - никаких слов дети не могли придумать. Для новых слов, понятий, представлений, моральных догм нужен более развитый мозг, чем мозг младенца. Кроме базовых настроек, таких как эмоции, способности мыслить, типов характера и тп, которые мы получаем через гены, все остальное передается нам цивилизацией. Она формирует в нас нужные желания и корректирует естественные, цивилизация вкладывает в нас знания и моральные догматы.

Процесс нашей подстройки к цивилизации начинается с раннего детства и называется воспитанием (вообще-то это обычная дрессировка, но нам кажется если мы назовём что-то относящееся к Хомо каким-то другим словом, от этого поменяется смысл происходящего, и оно будет выглядеть более значительным). С младенчества наши родители приспосабливают нас к цивилизации, делая из маленького зверя человека. Став взрослыми, мы уже воспринимаем многое как естественное. Когда приспичило мы знаем, что нужно идти в туалет, кушая суп - нужно пользоваться ложкой, а не прихлебывать рукой, выходя на улицу - нужно одеться. Став взрослыми, мы забываем как это было неудобно, не справлять естественные надобности сразу же, когда хочется, как неприятно ходить в одежде, и как неудобно в обуви. Какая это мука учиться читать и писать, а казалось бы, простое вычитание  это очень сложно. Все что нам во взрослом состоянии кажется естественным и нормальным, таким совершенно не является и есть результат нашей дрессировки. Но мы уже не ощущаем неправильность, ведь базовые навыки неестественности нам привили в детстве, и они намертво вписались в наше мироощущение.

В ребенка можно заложить практически любой набор правил. Все благодаря огромной пластичности детского мозга. В начале развития нейроны мозга образуют множество разнообразных синаптических связей, в разы больше, чем у взрослого. Те, которые находят подкрепление, остаются и развиваются, а те, которые не соответствуют получаемым знаниям, отмирают. Таким образом мозг структурируется и затачивается под определенный набор знаний, в том числе и моральных постулатов. Во взрослом состоянии структура мозга уже полностью сформирована и ее практически невозможно поменять. Именно поэтому смена стереотипов процесс долгий и для многих очень болезненный.

Смотря в какой культурной среде вы выросли, соответствующие стереотипы и закрепятся в детском возрасте. Пару тысяч лет назад никто во всем мире кроме северных варваров не носил штаны. А сапоги на каблуках были привилегией всадников. Сегодня мужчина в платье и на каблуках вызывает совершенно другие ассоциации. С другой стороны, сто лет назад женщина в брюках тоже считалось невозможным явлением и продолжает считаться таковым в некоторых странах. Что доказывает относительность закрепляемых стереотипов и моральных догматов. Ведь и мораль есть не что иное как правила (знания) обучающие, как реагировать на события, людей, явления.

Огромная пластичность детского мозга приводит не только к способности усваивать любые знания очень быстро, но принимать любые знания и моральные догматы сразу же. В детском возрасте отсутствует критическое мышление (оно еще не сформировалось, а может и вовсе не сформироваться), поэтому все новые знания принимаются без осмысления и анализа. И структурно закрепляются в мозгу, в прямом смысле вшиваются в структуру мозга в виде соответствующих синаптических связей. Если вы скажете ребенку что солнце вращается вокруг земли или что земля плоская, то и во взрослом возрасте он будет уверен, что так оно и есть, тем более что повседневный опыт не противоречит его знаниям. И переучивать его во взрослом состоянии будет очень непросто.

Изначально любой человеческий детеныш совершенно аморален, у него нет понятия правильности или неправильности. Присутствуют только базовые реакции типа страха удовольствия, любопытства, агрессии и тп. Но принципы того, как, когда и по отношению к кому применять эти реакции формируются под воздействием культуры окружающих ребенка людей.  Цивилизация через культуру формирует моральные принципы человека. Это необходимый процесс, позволяющий ребенку адаптироваться к социальной среде, в которой он будет жить.

Мозг ребенка настолько пластичен, что он может приспособиться не только к человеческой морали, но и к любой другой. Ярким примером являются маугли – дети, которых воспитывали не люди, а например, волки. В стае они усваивают волчьи моральные догмы и правила поведения. Когда маугли возвращаются к людям им приходится переучиваться, и это очень непростой процесс. Если ребенок маленький примерно до 7 лет, то процесс ре-адаптации протекает более менее успешно. Но вот если он уже взрослый лет 10-12, то назад к людям дороги нет. Структура морали волчей стаи намертво запечатывается в мозгу ребенка, и он навсегда останется волком, хотя генетически он человек. Обычно такие дети погибают, не дожив и до 20 лет из-за постоянного стресса, который они испытывают ежедневно сталкиваясь с человеческой аморальностью.

Способность воспринимать чужаков как своих и адаптироваться к их морали наблюдается не только у нас, но и практически у любых детенышей высокоразвитых стайных видов. Конечно же, это в первую очередь касается собак. Для любого пса люди, с которыми он живет это его стая (стая уродливая, двуногая и голокожая, но тут ничего не поделаешь, какая есть такая есть). И собаки перенимают мораль своей человеческой стаи. В отличие от людей их мозг менее пластичен и соответственно не так аморален. Цивилизация попросту не может настолько сильно изменить их мозг, как сумела поменять наш. Поэтому, надежнее собаки нет друга среди людей.

Пожалуй, Маугли единственные люди вне человеческой цивилизации. Даже окажись в одиночестве на необитаемом острове, мы не сможем избавиться от цивилизации.  Типичным примером является история Робинзона. Попав на остров, он начал переделывать его под себя на основе знаний, которыми он обладал. Тем самым распространяя цивилизацию сперва на необитаемый остров, а потом и на подвернувшегося Пятницу. Цивилизация не только окружает нас, она также наша неотъемлемая часть. Она впечатана в структуру мозга каждого из нас.

Что происходит если в ребенка вовремя не вложить мораль и знания, или он не сможет полностью их воспринять? Мозг не разовьется, и он вырастет зверем, заботящимся только об удовлетворении своих желаний и амбиций, и часто неспособным их контролировать. Примеров вокруг множество. Противоборство зверя и цивилизации продолжается и поныне. Зверь учится манипулировать цивилизацией, а цивилизация учиться этим зверем управлять. Процесс этот кровавый, самодрессировка человека отнюдь не завершена и не сказать, что очень успешна.

Контроль над людьми цивилизация осуществляет с помощью законов. Законы суть внешние знания в виде правил, которые навязываются человеку. Эти внешние правила разнообразны и формируются разнообразными институтами; государством, церковью, семьей, двором, школой, городом, общиной. Неудивительно что они часто противоречат друг другу, приводя ко всевозможным конфликтам как личностным, так и общественным. Все эти моральные драмы, описанные в книгах, сериалах и фильмах, это столкновения различных моралей. И очень часто они сталкиваются внутри человека. И зверь выработал способность компенсировать тот хаос, который цивилизация пытается впихнуть ему в голову.

Какие-то из законов закрепляются у человека в виде собственной морали, но многие он принимает только поверхностно. И это еще одна наша особенность, защитный механизм, который сформировался под давлением цивилизации: конформизм и лицемерие. Мы можем жить по правилам, которые не считаем правильными. Причем добровольно. Это пожалуй одно из наших важнейших отличий от других животных. Например, собака на цепи, не считает правила, которые ее ограничивают, правильными. Но она вынуждена им подчиниться физически. А вот мы можем существовать по правилам, не ограничивающим нас физически, при этом не считать их правильными.

Например, когда с утра так не хочется идти на работу или везти детей в школу, ведь идете? А ведь силой никто вас не заставляет, рабство вроде бы давно отменили, но вы встаете и идете. А почему идёте? Потому что надо. Кому надо? Разве вам надо? Вы приведете тысячу и одну причину, почему надо. Но если задуматься большинство аргументов: от купить машину до содержать детей или поехать в отпуск не придуманы вами. Все эти желания вложены вам в голову цивилизацией. И никуда от нее не деться. Можно конечно же не пойти на работу или вовсе уволиться, но вот от цивилизации уйти не получиться. Она пронизывает нас и все вокруг. Матрица давно включена и работает, и конечно же мы не замечаем ее, ведь среда в которой мы родились и выросли нам кажется естественной. И кстати именно нам матрица создала понятие надо, у зверей нет таких понятий, только желания.

Фактически цивилизация — это наши знания о реальности, чем больше проходит времени, тем больше знаний мы накапливаем. Эти знания помогают нам выжить, сделать наше существование более комфортным и безопасным. Но в то же время эти знания меняют нас, приспосабливая под свои нужды. Часто калеча и убивая. Правила постоянно эволюционируют и меняются, и всегда есть люди, которые не могут приспособиться к новой реальности по тем или иным причинам. У матрицы свои цели и она огромна, ведь матрица включает не только всех людей ныне живущих, но и всех, кто был до нас и внес вклад в развитие цивилизации. Любой из нас воздействует на матрицу, формируя ее, но вклад отдельного человека обычно минимален. А вот воздействие матрицы на отдельного человека огромно.

Цивилизация, как и все в этой реальности эволюционирует во времени. Возникают разные цивилизации, которые конкурируют друг с другом. Побеждают наиболее приспособленные и лучше знающие людей. Сегодня цивилизация глобальна, но это не значит, что она унифицирована. Мы наблюдаем разнообразнейшие варианты государственного устройства и огромное количество религий и сект. Все они генерируют наборы законов. Постоянно происходит смешивание и адаптация этих законов под новые реалии. С появлением интернета и соц. сетей моральные правила стали выходить за границы государств и религий, стали максимально масштабными. Все эти холивары, прокатывающиеся по сетям, это процесс настройки моральных правил в новых условиях глобализации.

Помните спинеры? Они появились неизвестно откуда и вдруг всем очень понадобились. Все начали их крутить. У каждого должен был быть этот спинер, а желательно не один и не два, а несколько десятков. Разнообразнейших цветов, форм и размеров. Даже бабули в ужасе крестились, но крутили их на пальцах. А потом раз и все исчезло.  Давно вы о них вспоминали? Почему они вдруг появились и также неожиданно исчезли? Что это вообще было? Мировое помешательство или матрица тестировала свои возможности?

Только не подумайте, что я пытаюсь подвести к мысли, что у матрицы есть сознание (его пока нет). Или ее создали рептилоиды или роботы или кто-то еще.  В существовании матрицы нет никакой мистики. Появление и развитие цивилизации — это такой же естественный процесс, как возникновение и формирование многоклеточных организмов. Матрица состоит из нас, включает в себя каждого из нас и, в то же время, она больше чем просто сумма 8 миллиардов человек. Так же, как и мы, это больше чем простая сумма всех клеток нашего организма. Цивилизация — это новая сущность. В интеллектуальном плане она пока более примитивна чем мы. Но она огромна, ведь она включает знания всех живущих сегодня и всех, кто был до нас. Разница и в знаниях, и в размерах как минимум в 10 порядков. И главное, она развивается и совершенствуется. И структурируется. Если пустить процесс ее формирования на самотек, результат будут как показывает вся человеческая история плачевным. Но, если у нас хватит интеллекта проконтролировать, то может быть что-то путное и получиться. Хотя, конечно, сомнительно, возможно, нужно еще пару десятков лет эволюции.

Матрица приспосабливается к нам, учится нас контролировать. А мы учимся приспосабливаться к ней. Это двусторонний эволюционный процесс, направленный в будущее. Те из нас, кто не могут или не хотят приспособиться к текущей версии матрицы безжалостно калечатся и уничтожаются. Хотя и те, кто приспособился, в случае необходимости, также безжалостно калечатся и погибают. Но матрица старается, пытается создать нам комфортные условия, она старается дать нам все что вы пожелаем. Старания матрицы не есть сознательный процесс. Этот процесс аналогичен тому, как наш организм снабжает клетки всем необходимым; кислородом, белками сахарами, минералами и тп. Организм создает комфорт клеткам, из которых он состоит, но это не осознанный процесс. А когда надобность в клетке отпадает или она мешает нуждам организма, то происходит апоптоз — клетка уничтожается.

Мы как попугайчики в клетке, тут тепло и уютно. Все привычно и комфортно. Да иногда тянет полетать, ведь однообразие жутко надоедает. Если очень хочешь полетать, нет проблем, езжай в путешествие, где увидишь клетки других фасонов. И удовлетворив свое естественное желание очередным суррогатом, довольный вернешься в такой вдруг ставшим милым дом.

Примитивные версии матрицы пугали; ууу, не уходи из дома, там страшно, там другие, разноцветные монстры ждут тебя чтобы сожрать. Это местечковые, старые версии матриц, они конкурируют друг с другом, они боятся, что ты уйдешь к другой матрице. Но современная глобальная цивилизация не боится отпускать своих людей, ведь они никуда не уйдут, матрица она всюду. От нее не избавиться и от нее не сбежать, она внутри каждого из нас.  Мы не лежим в ваннах, подключенные к единой сети (пока что), но матрица и без этого подменяет нам реальность. Она формирует нашу мораль, наши представления и восприятие реальности. И от нее не избавиться выдрав провод. Матрица впечатана в структуру, в нейронные связи нашего мозга. Она наша неотъемлемая часть. Каждый из нас, все мы, с рождения это часть корабля под названием цивилизация. А вот кто будет управлять этим кораблем, это уже совершенно другая история.

P.S. Думаю понятно чем является Морфеус в матрице? Раковой клеткой. А весь фильм — это описание процесса развития раковой опухоли, которая в итоге убивает организм.

Комментарии (24)


  1. uuger
    29.09.2023 06:13
    +10

    Обследование показало, что у вас проблемы с сосудами, и вам назначили операцию по стэндированию. Стэнд — это миниатюрная пластиковая трубка, которой закрывают поврежденный участок сосуда. 

    Это стент (stent)


    1. myswordishatred
      29.09.2023 06:13
      +6

      Is that a JoJo reference?


  1. av220
    29.09.2023 06:13
    +4

    "которой закрывают поврежденный участок сосуда" - не закрывают а открывают, эта сетчатая трубка расширяет сосуд и армирует его после в таком расширенном состоянии. "через пару часов операция завершена" - не пару часов а пару минут, потому как операция делается в компютерном томографе под рентгеновскими лучами. короче писатель эту историю в маршрутке услышал.


    1. avost
      29.09.2023 06:13

      не пару часов а пару минут

      Ну, нет. Далеко не пару минут. Пару-тройку-четвёрку десятков минут.

      потому как операция делается в компютерном томографе под рентгеновскими лучами

      Гм. Может бывают и в томографе, но я бы сказал, что это съёмка в нескольких плоскостях, но не томографическая - над телом летает на манипуляторе рентгено- то ли головка, то ли наоборот приёмник по командам хирургической бригады. Выглядит это реально фантастически.

      Кстати, входить сейчас стараются через артерию на запястье. Через бедренную только если не получилось через руку.


      1. myswordishatred
        29.09.2023 06:13

        А можете подробнее рассказать, как, собственно, стент таскают туда-сюда?

        Предположим, сосуд у меня где-нибудь в шее повреждённый, а вводят через артерию на руке его. И что дальше-то?


        1. avost
          29.09.2023 06:13
          +2

          очень приблизительно. там инструмент в виде полой гибкой трубки (конструкция как у тросиков тормозов в велосипеде). На первом этапе там внутрь засунута камера и вот как-то этот прибор проводят по сосудам в нужное место, ориентируясь по рентгеноскопии и изображению с камеры. Не спрашивайте как это делается - для меня это тоже какая-то высшая магия )). Оказавшись на месте, камеру вынимают из внешней трубки и вставляют инструмент на конце которого стент в транспортировочном состоянии - это такая сетчатая конструкция, она сжата, чтобы пройти через инструмент, а внутри стента баллончик. Когда стент доставляют до кончика трубки, высовывают на нужное расстояние чтобы встал на место сужения сосуда, баллончик раздувают газом и стент расширяясь расширяет просвет сосуда. Баллон сдувают, стент остаётся на месте, инструмент вынимают из трубки, а дальше либо опять камеру и едут дальше, либо операция закончена - вынимают трубу из сосуда. Потом можно попросить скинуть всё это кино на диск и смотреть дома по телевизору :)

          Про шею не знаю, а вот как раз только что дружественный резидент с профильной конференции сообщил, что сейчас уже стентируют не только сердце, но и сосуды мозга. Вообще, это реально какая-то фантастика, конечно.


          1. myswordishatred
            29.09.2023 06:13
            +1

            Чудны дела твои, Асклепий. Спасибо за ответ!


  1. Suharkov
    29.09.2023 06:13
    +2

    Давно вы о них вспоминали? Почему они вдруг появились и также неожиданно исчезли? Что это вообще было?

    Это была мода, или, как сейчас говорят, хайп.


  1. saipr
    29.09.2023 06:13

    Мозг ребенка настолько пластичен, что он может приспособиться не только к человеческой морали, но и к любой другой.

    Да, как это верно. Лично я стараюсь вложить в детской мозг как можно больше хорошего, нивелировать все отрицательное что попадает в детский мозг на улице и т.п. Отрицательное может попадать и бессознательно, детский мозг еще не может понять что такое хорошо и что такое плохо. И задача взрослых, если обнаруживается это отрицательное, то вовремя и осторожно нивелировать это из детского мозга. Это бывает очень и очень сложно.


    1. AcckiyGerman
      29.09.2023 06:13
      +1

      Вот только не всегда ваша мораль хороша для вашего ребёнка. Вместо готовых ответов "что такое хорошо и что такое плохо" лучше научите ребёнка спрашивать вопросы и думать.


      1. saipr
        29.09.2023 06:13
        +1

        А что вы знаете про мою мораль?
        Неплохо прочитать ребенку и стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»:


        Крошка сын
        к отцу пришёл,
        и спросила кроха:
        — Что такое
        хорошо
        и что такое
        плохо? —

        И самое главное, надо чтобы ребёнок получал ответы на свои вопросы:


        У меня
        секретов нет, —
        слушайте, детишки, —
        папы этого
        ответ
        помещаю
        в книжке.


  1. AlexeyK77
    29.09.2023 06:13
    +2

    хорошее ессе, и оно подводит к мысли, что насколько наша цивилизация хрупка и узявима, т.к. сейчас, в связи с очень высокой специализацией гибель нескольких спецов или даже просто не передача знаний от них следующему поколению может привести к коллапсу очень важных направлений. И это не только хайтек, но и металургия. А если случится какой-то катаклизм, то коллапс может быть катастрофически быстрым.


    1. gagarinas
      29.09.2023 06:13
      +2

      Коллапс волновой функции :)


  1. mepMuHamop
    29.09.2023 06:13
    +9

    сколько у автора мусора в голове

    к тому же она ещё поражена графоманством????


  1. Luanna33
    29.09.2023 06:13
    +2

    Именно поэтому так называемая цивилизация вытесняет из своей среды людей, которые иначе мыслят или не придерживаются общепринятого "надо" или "как все, так и ты должен"


  1. sami777
    29.09.2023 06:13

    Очень интересная статья по СТЕНД. Читал про СТЕНД, а оказалось, что про СТЕНТ. Норма контроля на хабре не хватает.


  1. inscriptios
    29.09.2023 06:13

    В отличие от людей их мозг менее пластичен и соответственно не так аморален.

    Эм, чего? Что такое по вашему "пластичность" мозга и почему это автоматически равно аморальности? Обосновать сможете?


  1. MAXH0
    29.09.2023 06:13
    +2

    Хорошая эссе... И определенная позиция, которая вы высказали. " чем является Морфеус в матрице? Раковой клеткой. " ПРАВДА? Не думаю. Дальше будет мое ИМХО (так же пространно, как и у автора)...

    Началось все с красивой истории про стенд. Ok!!! Предположим, что сердце заболело у грузчика бананов где нибудь в Анчурии. Анчурия - банановая сверхдержава интегрированная в глобальную цивилизацию и каждый третий банан на полках всего мира - из Анчурии. Грузчик идет к врачу. Врач делает ему кардиограмму и прописывает ему новый патентованный аспирин от ИзвестногоБренда (по цене в десятину от зарплаты грузчика) и предписывает покой и не поднимать тяжелого. Поскольку у грузчика нет финансовой подушки безопасности не работать он не может. Поэтому он покупает таблетки и продолжает работу. Инфаркт! И конец истории...
    Почему так? Стенд для сосуда, копеечное в массовом производстве изделие, недоступно.
    Потому что (ИМХО) Анчурия встроена в матрицу. Стенд не просто кусок пластмассы. Это

    за этой трубочкой стоят знания всей современной цивилизации и сотни лет работы миллионов людей. Она результат накопления огромного количества информации как об окружающем нас мире, так и об устройстве нашего организма.

    И вот всеми этими сотнями лет работы миллионов людей владеет МАТРИЦА. Они не образуют общественное достояние ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, а придавлены копирайтами, патентами, системами сертификации. Побег (особенно коллективный) из МАТРИЦЫ делает делает жизнь грузчика ЛУЧШЕ и ДЛИННЕЕ. Особенно если это массовый побег. Хотя грузчик может решиться и на индивидуальный и перебраться на более высокие этажи матрицы, пусть и в трюме банановоза, как нелегальный эмигрант. Тогда он, проявив смекалку и легализовавшись, узнает, что его жизнь важна и он имеет право на пособие, которое выше его зарплаты в Анчурии, но работы, скорее всего для него нет.

    Чем является Морфеус в матрице для меня? Для меня он анархист - нелегал. И в первых фильмах "Матрицы" показана типичная подпольная ячейка в действии...


  1. keydach555
    29.09.2023 06:13
    +1

    Проблема в том, что матрица не может дать человеку ответ на вопрос - для чего ему следует быть ее частью. Короткие удовольствия типа гедонизма и потребления это не ответы, а заманухи, типа красивых разноцветных спинеров для детей. И поэтому матрица, любая, изначально обречена в самой себе - империи рушатся, страны распадаются, войны как волны истории стирают остатки былого величия. Потому что любая матрица это на самом деле паразит


  1. garwall
    29.09.2023 06:13
    +1

    > Изначально любой человеческий детеныш совершенно аморален, у него нет понятия правильности или неправильности. Присутствуют только базовые реакции типа страха удовольствия, любопытства, агрессии и тп. 

    Разумеется, это утверждение максимально спорное


  1. anonym0use
    29.09.2023 06:13
    +1

    то происходит апоптоз — клетка уничтожается.

    Не всегда, более того, как показывает практика, как бы долго "матрица" организма не старалась, конец у нее всегда один и тот же.


  1. klopp_spb
    29.09.2023 06:13
    +1

    Как человек, у которого стоит 4 стента, могу сказать: и через руку бывает.


  1. truthseeker
    29.09.2023 06:13

    Помните спинеры? Они появились неизвестно откуда и вдруг всем очень понадобились. Все начали их крутить. У каждого должен был быть этот спинер, а желательно не один и не два, а несколько десятков. Разнообразнейших цветов, форм и размеров.

    Не надо обобщать. У меня не было спинера, потому что он мне никогда не был нужен. И Тамагочи не было. И многих других странных вещей, к примеру, галстуков. А почему? Потому что мне всё равно, с чем там сегодня развлекаются двуногие приматы. Я не обязан брать с них пример, и делать так же, если мне не комфортно. А ещё я не моргаю, когда смотрящий на меня человек моргает. Не покашливаю, когда кто-то рядом кашлянул. Не пытаюсь невольно скопировать позу, или мимику собеседника. И я не один такой. Людей с социофобией, социопатией, повреждениями прифронтовой коры головного мозга, и с расстройствами аутистического спектра — в мире куда больше, чем многим кажется. И они не очень склонны заигрывать с цивилизацией, и мимикрировать под стандарты и хотелки общества. Некоторые могут включать маскировку, когда это нужно(особенно, когда выгодно), но не более того. Если спинер — условность, и его не нужно заводить, чтобы казаться более-менее нормальным, такие люди его просто не заведут. Если не обязательно улыбаться людям, или проявлять симпатию, или даже элементарную вежливость, они могут их не проявлять. Пока это действительно не будет им нужно, а не обществу. В общем, не у всех есть чувство причастности к стае, и желание сойти за "своего". Оно врождённое и естественное только для той части человеческого общества, что по какому-то странном стечению обстоятельств стало считаться нормой. Но, это далеко не все homo sapiens, проживающие в нашем мире.


  1. MrSung
    29.09.2023 06:13

    Наша матрица имеет в основе квантовой поле, а не электричество.