Приветствую всех, кто интересуется разработкой игр!

Начиная с момента, когда я впервые попал в мир геймдева в 2008 году, я увидел, как игровой саунд-дизайн совершенствуется и становится важной частью игр. 

Мой путь в области игрового аудио начинался с работы техническим саунд-дизайнером в компании, которая специализировалась на разработке игр и CG видеороликов. Позже я много времени провел, работая в качестве саунд- дизайнера, создавая звуковые ресурсы. Затем, профессиональная карьера привела меня в компанию Playrix, где я занимал должность саунд-продюсера, а позже, исполнительного саунд-продюсера, руководя разработкой аудио для лучших продуктов компании. После этого я работал в компании G5 Entertainment, где занимал должность директора звукового отдела. В настоящее время я руковожу студией по разработке звукового дизайна для игр.

За годы работы в индустрии игр, я накопил богатый опыт и знания, которыми хочу поделиться в этом блоге. В серии публикаций вы погрузитесь в тонкости процессов создания звукового сопровождения для игр, узнаете, как эффективно взаимодействовать с аудио-специалистами и познакомитесь с современными практиками в области разработки игрового аудио. Наша цель - улучшить взаимопонимание между разработчиками и аудио-специалистами, повысив тем самым качество игр. 

Игровое аудио — это магия, которая делает игры живыми и захватывающими. Я приглашаю вас погрузиться в этот мир и научиться использовать его во благо ваших игр!

Вступление

И прежде чем мы погрузимся в процессы разработки игрового аудио, я предлагаю начать с основ. Для тех, кто занимается разработкой игр, понимание ролей в звуковой команде является фундаментальным элементом успешного создания целостного продукта. От технического саунд-дизайнера и до директора отдела, каждый вносит свой вклад в создание аудиальной магии, которая делает игры неповторимыми. За каждой потрясающей идеей, за каждым классным звуком и захватывающим саундтреком стоит, прежде всего, аудио-специалист. 

В этой статье мы рассмотрим структуру звукового отдела, а также ключевые роли в звуковой команде. Это поможет вам понять, кто отвечает за какие аспекты аудио и как совместная работа создает уникальное звуковое оформление для игр. После прочтения этой статьи у вас сложится представление об иерархии аудио-специалистов, их обязанностях и навыках. Вы узнаете, к какому специалисту лучше обратиться для решения конкретных задач.

Сразу стоит отметить, что требования к аудио-специалистам могут разниться в зависимости от понимания и интерпретации их разными компаниями. Специалисты в области игрового аудио могут обладать более широкими компетенциями. Иерархия и структура звукового отдела могут также различаться от компании к компании. В данной статье мы рассмотрим наиболее классические варианты и общепринятые стандарты.

Структура звукового отдела

На схеме представлены классические структуры звукового отдела. Думаю, тут не возникнет трудностей с пониманием иерархии, все довольно просто.

Давайте более детально разберем каждый элемент этой схемы и требования к позициям. У каждого специалиста есть набор основных обязанностей и дополнительных навыков, которые могут пригодиться, но не являются обязательными.

Обязанности специалистов

Sound Director/Head of Audio

Руководитель звукового отдела в игровой индустрии - играет критическую роль в обеспечении функционирования департамента. Он должен обладать широким кругозором в индустрии разработки аудио для игр, от технических знаний до управленческой экспертизы, чтобы обеспечивать выдающееся звуковое сопровождение и содействовать успеху продуктов на рынке.

Ключевые обязанности:

Разработка и реализация стратегии развития звукового отдела

  • Определение структуры отдела, включая роли и зоны ответственности сотрудников;

  • Обеспечение отдела компетентными специалистами и необходимыми инструментами для разработки аудио;

  • Активный поиск и привлечение талантливых аудио-специалистов;

  • Построение коммуникации с другими отделами компании для обеспечения эффективной разработки звукового сопровождения.

Разработка и реализация стратегии развития игровых продуктов

  • Обеспечение высокого качества разработки звукового сопровождения для игр;

  • Сбор и анализ данных о восприятии звука игроками, чтобы оптимизировать игровой опыт;

  • Внедрение процессов и стандартов для улучшения качества звукового контента;

  • Оптимизация процессов внутри звукового отдела для повышения эффективности и снижения затрат времени на разработку и ресурсов;

  • Изучение рынка разработки звукового сопровождения и поиск наилучших решений для разработки аудио.

Развитие технологий

  • Исследование и внедрение новых технологий, инструментов для эффективной работы с аудио, возможностей звуковых движков и т.д.

Фиксация и распространение накопленного опыта

  • Создание аудио-гайдлайнов, описаний процессов, стандартов внутри отдела и прочей аудио-документации, чтобы сохранить и передать накопленный опыт.

Дополнительные навыки:

  • Понимание процессов, принципов разработки и инструментария других аудио-специалистов в отделе;

  • Некоторые навыки из обязанностей Sound Producer необходимые для создания и контроля качества, обеспечения реализации озвучания.

Sound Producer

Sound Producer - это специалист, который ответственен за создание концепции звучания, организацию и координацию разработки звукового сопровождения в игровых продуктах, а также за соблюдение стандартов и контроль качества звука. Этот профессионал играет важную роль в обеспечении высокого качества звука и целостности звукового дизайна в играх.

Ключевые обязанности:

Реализация стратегии озвучания

  • Обеспечение создания звукового сопровождения для подконтрольных продуктов по определенным процессам и методам.

Создание основной концепции звучания и документации определяющей качества звукового сопровождения

  • Создание основной концепции звучания продукта и его частей;

  • Создание документов, которые определяют требования к качеству звукового сопровождению.

Контроль за соблюдением качества

  • Внимательное следование за концепцией звучания, заранее определенным стандартам и требованиям, чтобы обеспечить соответствие звука заданным критериям;

  • Проведение аудитов и проверок звукового контента, чтобы удостовериться, что он соответствует заданному качеству. В случае необходимости, внесение корректив для улучшения качества.

Дополнительные навыки:

  • Владение некоторыми навыками из списка обязанностей Sound Director, например, развитие локальных технологий или создание дополнительной аудио-документации на подконтрольных ему продуктах;

  • Понимание процессов, принципов работы и инструментов других аудио-специалистов в отделе (Sound Designer, Technical Sound Designer, Composer, Voice Over Artist) для эффективной организации их работы.

Sound Generalist

Термин "Generalist" в названии должности обычно означает, что специалист, занимающий эту позицию, обладает широким спектром знаний и навыков, а не специализируется на конкретной какой-либо узкой области. Sound Generalist может выполнять разнообразные задачи и иметь множество обязанностей, в отличие от специалиста, который фокусируется на конкретной области.

Зачастую Sound Generalist объединяет в себе несколько специализированных ролей, таких как Sound Designer, Technical Sound Designer, Composer и Voice Over Artist. Эти роли требуют разных наборов навыков и экспертиз, и, хотя с точки зрения зрения бизнеса найти одного эффективного специалиста на все эти роли может показаться логичным, это может негативно сказаться на качестве исходного продукта, так как каждая из этих ролей требует углубленных знаний и опыта в своей области. Далее рассмотрим каждого из этих специалистов более детально.

Sound Designer

Sound Designer - это профессионал в области звукового дизайна специализирующийся на создании аудио-ресурсов для игр, в большой степени звуков.

Ключевые обязанности:

Разработка звуковых аудио-ассетов

  • Создание аудио-ассетов, включая звуковые эффекты, эмбиентные звуки и их синхронизция с видеорядом. Sound Designer отвечает за разработку звуковых элементов, которые воздействуют на восприятие игры, улучшая таким образом игровой процесс.

Проверка и настройка аудио-ассетов в игре

  • Контроль и настройка звукового контента в игре, включая регулирование громкости, балансировку звуковых ассетов и обеспечение их синхронизации с игровыми событиями или видео. Это необходимо для достижения максимальной иммерсии и обеспечения высокого качества аудио-восприятия игроков.

Дополнительные навыки:

Дополнительные навыки Sound Designer, помимо основных функций, могут включать некоторые функции смежных аудио-специалистов, но опять же мы скатываемся в дженерализм:

  • Sound Designer может разрабатывать документацию, определяющую общую концепцию звукового дизайна для игры, а также технические спецификации для аудио-ресурсов;

  • Sound Designer может следить за тем, чтобы аудио-ресурсы соответствовали заранее установленным стандартам и концепции звукового дизайна, а также проводить ревью конечного качества аудио-эффектов;

  • Создание и настройка звуковых систем. Этот навык включает в себя умение пользоваться звуковыми движками, способность создавать и настраивать звуковые системы для интеграции звуковых эффектов в игровой процесс;

  • Sound Designer может создавать оригинальную музыку или сотрудничать с композиторами для разработки музыкальных композиций, которые соответствуют атмосфере и событиям в игре;

  • Разработка голосовых аудио-ассетов. Этот навык включает в себя создание голосовых записей для персонажей игры или существ.

Technical Sound Designer

Technical Sound Designer в индустрии разработки игр - это профессионал, который объединяет знания в области звукового дизайна и технических навыков, чтобы обеспечить правильную интеграцию и оптимизацию аудио-ресурсов в игровом проекте. 

Ключевые обязанности:

Имплементация аудио-ассетов в игру

  • Technical Sound Designer отвечает за техническую сторону интеграции аудио-ресурсов и их настройку в звуковом или игровом движке, среде разработки.

Проверка и настройка аудио-ассетов в игре

  • Technical Sound Designer следит за качеством и производительностью аудио-компонентов в игре. Проводит тестирование и оптимизацию аудио, чтобы убедиться, что оно работает правильно и не нагружает ресурсы игровой платформы.

Создание и настройка звуковых систем

  • Создание, программирование и настройка систем, которые управляют воспроизведением аудио, чтобы аудио-ассеты корректно синхронизировались с игровыми событиями.

Дополнительные навыки:

  • Из дополнительных навыков можно выделить переиспользование готовых звуковых ресурсов игры там, где это уместно, и способность адаптировать их к игровым событиям.

Composer

Композитор в игровой индустрии - это профессионал, который специализируется на создании музыкальных композиций и музыкальных джинглов. Его работа играет важную роль в создании атмосферы, настроения и эмоционального воздействии в игровом мире.

Ключевые обязанности:

Разработка музыкальных аудио-ассетов

  • Создание оригинальных музыкальных композиций и музыкальных джинглов, которые соответствуют атмосфере и событиям в игре.

Дополнительные навыки:

  • Композитор может иметь дело с разработкой звуковых систем, например для создания адаптивного саундтрека, которые позволяют интегрировать музыку в игровой процесс с учетом игровых событий и действий игроков.

  • Умение интегрировать созданные музыкальные композиции в игровой движок или среду, чтобы они воспроизводились в соответствии с событиями и условиями игры.

  • Композитор может следить за соответствием музыкального контента в игре относительно своего видения для обеспечения высокого качества аудио-восприятия, включая регулирование громкости, балансировку и синхронизацию звуковых компонентов.

Voice Over Artist

Voice Over Artist в игровой индустрии - это профессионал, именуемый обычно как актер озвучания, специализирующийся на озвучивании персонажей и существ. Его задачей является придание голосового облика, личности и эмоций, чтобы сделать игровой мир более убедительным и живым. Voice Over Artist играют важную роль в создании уникальных персонажей и звуковой атмосферы в играх, помогая игрокам глубже погружаться в игровой мир и переживать его события.

Ключевые обязанности:

Озвучание персонажей и существ

  • Voice Over Artist работает над озвучиванием диалогов и фраз персонажей или существ игры, чтобы придать им индивидуальность, характер и голосовое выражение. Они передают эмоции и манеру говорить персонажей, делая их более реалистичными и интересными.

Дополнительные навыки:

  • В некоторых случаях Voice Over Artist работает над синхронизацией губ и движений персонажей с озвучанием, чтобы достичь максимальной иммерсии и реалистичности;

  • Умение использовать плагины и инструменты для звуковой обработки, чтобы придать звукам нужный характер и атмосферу;

  • Способность к импровизации и созданию дополнительных фраз или реакций персонажей на основе контекста, что может пригодиться при неожиданных ситуациях в разработке голосового озвучания;

  • Иногда Voice Over Artist может также участвовать в создание звуковых эффектов, таких как крики, вопли или шепот, чтобы создать атмосферу или реакции на действия игроков.

Ниже я приложил наглядную табличку в которой отметил обязанности и навыки каждого из специалистов в звуковом отделе.

Выводы

Подведем краткий итог. Если нам нужно организовать работу звукового отдела, наладить и оптимизировать процессы, расходы связанные с разработкой аудио - мы идем к Audio Director.

Если нам нужен специалист который создает концепции озвучания, следит за целостностью звука и его качеством, реализовывает стратегию разработки аудио - мы ищем Sound Producer.

Если нас интересует сам продакшн аудио (музыка, звуковые, эффекты, озвучивание персонажей) и мы хотим закрыть эту потребность, по возможности, одним специалистом, то ищем скилового Sound Generalist

Sound Designer - разрабатывает звуковые эффекты и фоновые шумы, может озвучить кат-сцену, видеоролик.

Technical Sound Designer - разбирается в звуковых движках, звуковых системах и имплементации аудио в игровую среду.

Composer - сочиняет музыку и музыкальные джинглы.

Voice Over Artist - нужен для озвучивания персонажей и существ игры.

Или стоит обратиться в хорошую студию разработки аудио для игр на аутсорсе, где все эти потребности можно закрыть сразу. По сути, это ваша звуковая команда с которой вы общаетесь через своего персонального менеджера.

Аудио-специалист узкой направленности VS Sound Generalist

Иметь Sound Generalist в команде может быть полезным, но также может иметь некоторые негативные аспекты и ограничения:

  • Generalist не всегда имеет глубоких знаний или специализации в определенной области, что может снижать эффективность в решении сложных или специфических задач;

  • В сравнении с узконаправленными аудио-специалистами, Generalists могут не быть настолько производительными и эффективными в решении задач, связанных с определенными узкими областями;

  • При работе над сложными и специализированными задачами Generalists могут столкнуться с ограничениями в понимании и глубоком анализе;

  • Generalist может тратить больше времени на изучение новых областей и задач, что может замедлить процесс принятия решений и выполнения работ.

Несмотря на эти ограничения, Sound Generalist также может быть очень ценным в тех ситуациях, где требуется широкий спектр знаний и умений. Важно правильно балансировать команду, чтобы обеспечить эффективное функционирование и достижение целей.

Часть важных аспектов разработки аудио может ускользать из вида

Из-за ограниченных знаний в области разработки звукового сопровождения для игр и возможностей бизнеса для найма высококвалифицированных аудио-специалистов, возникают нарушения в процессах разработки качественного и эффективного звукового сопровождения. 

Важно отметить, что процесс разработки игрового звука состоит из трех ключевых этапов: препродакшн, продакшн и постпродакшн. Найм специалиста по саунд-дизайну или дженералиста может быть недостаточным, так как они в большей степени специализируются на процессах стадии продакшна, упуская важные стадии разработки аудио других этапов. На табличке выше хорошо заметно, что обязанности этих специалистов занимают только примерно половину от обязанностей всех специалистов отдела которые позволяют отделу функционировать максимально эффективно.

В результате возникают следующие проблемы:

  • Упущение этапа препродакшна разработки аудио. Этот этап критически важен, так как на нем формируются ключевые концепции звукового оформления, определяются критерии к качеству и технологии производства аудио, которые будут лежать в основе всего процесса разработки аудио. Игровой продукт получается не консистентным. Части игры звучат разрозненно, никто не понимает как и с какой целью разрабатывается аудио и какие вопросы в игре оно решает;

  • Игнорирование постпродакшна разработки аудио. Этот этап включает в себя контроль за соблюдением концепции и качества звукового сопровождения, а также детальную настройку и финальное полирование звука, что имеет решающее значение для общего восприятия и качества продукта.

Свой звуковой отдел VS разработка звукового сопровождения на аутсорсе

Вопрос о выборе между разработкой собственной командой и разработкой саунд-дизайна на аутсорсе важен для многих компаний. Каждый из этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Давайте рассмотрим их более подробно и посмотрим, как разработка на аутсорсе может быть выгодна в некоторых сценариях.

Разработка своей командой:

Плюсы:

  • Когда вы разрабатываете продукт своей командой, у вас есть полный контроль над процессом, вы можете непосредственно управлять задачами и ориентироваться на ваши конкретные цели;

  • Ваша команда, знакомая с вашей компанией и вашими продуктами, обычно имеет более глубокое понимание ваших потребностей и целей;

  • Вы можете легко вносить изменения и корректировки в процессе разработки, не задерживаясь на долгих согласованиях.

Минусы:

  • Создание и поддержание внутренней команды требует значительных затрат на зарплаты, обучение, оборудование и софт;

  • В команде может не быть всех необходимых навыков и ресурсов, что может привести к затяжным срокам и недостаточной экспертизе в некоторых областях;

  • Работа с собственной командой связана с рисками найма и увольнения сотрудников, что может повлиять на стабильность процесса разработки.

Разработка озвучания на аутсорсе:

Плюсы:

  • Аутсорсинг позволяет сэкономить время и снизить затраты на обучение и инфраструктуру, так как эксперты уже находятся внешне и имеют необходимое оборудование и софт для разработки аудио;

  • Вы можете быстро дотянуться до специалистов с необходимыми навыками и опытом, что сокращает время на коммуникацию и разработку;

  • Аутсорсинг позволяет быстро масштабировать команду в зависимости от потребностей проекта, без необходимости поддерживать постоянную команду.

Минусы:

  • Разница в часовых поясах, языковые барьеры и удаленная работа могут создать сложности в коммуникации между внутренней командой и аутсорс-командой;

  • При передаче чувствительных данных стороннему подрядчику могут возникнуть вопросы безопасности и конфиденциальности.

При выборе между разработкой внутренней командой и заказом аудио на аутсорс, следует учитывать много факторов. Аутсорсинг может быть наиболее выгодным решением в ситуациях, когда требуется скорость, экспертиза и экономия ресурсов. Этот подход позволяет быстро привлечь к проекту опытных профессионалов, что существенно сокращает время разработки. 

Желаю вашим играм отличного звучания!

Комментарии (2)


  1. DragonRider
    09.10.2023 16:01
    +1

    Спасибо за статью, хорошо расписано. Жалко что в нашей текущей индустрии такой команде работающей со звуком сложно будет найти проект. Насколько я общался с разработчиками на последнем Игропроме, со звуком работает 1 человек и то в основном аутсорсер.


    1. ONSOUNDWAVES2013 Автор
      09.10.2023 16:01

      Спасибо, культура разработки так или иначе растет, еще около 5 лет назад было еще печальнее. У нас есть компании со схожими структурами, качество продуктов у них на соответствующем высоком уровне. Потихоньку приходит понимание важности качества звука в играх и его влияния на прибыль, для бизнеса этот критерий роляет в первую очередь.