Мы закончили еще один интересный проект - цифровой двойник кустовой площадки добывающих и нагнетательных скважин, которая предназначена обучения операторов добычи и персонала, связанного с работой на кустовых площадках.

В основе была поставлена цель - создать тренажер для обучения операторов добычи сразу по всем возможным компонентам кустовой площадки, с учетов всех видов оборудования и компоновок, применяемых в России при добыче нефти и газа. Также мы учли тот факт, что бывают различные компоновки, например при повышенном содержании сероводорода и других газов. Как обычно будет много букв, но для тех кто не любит читать сразу приведу видеоролик с несколькими темами:

Про опыт использования тренажеров для СПО/ВПО я недавно докладывал на одном их форумов про среднее профессиональное образование:

Коротко цели и задачи создания такого симулятора. Начнем с проблемы. Опять таки импортозамещение и существующие ограничения. На сегодняшний день тренажеры по обучению операторов добычи это тренажеры , как правило, без математической модели, т.е. мультики, а значит - неэффективны. Кроме того, данные тренажеры бурения имеют в своей основе компоновки, характерные только для местных добывающих компаний , не учитывают все возможные погодные условия и компоновки, которые применяются на всей территории РФ, кроме того не предоставляют открытую архитектуру для объединения с другими тренажерами (см. конец статьи). Соответственно для решения указанных проблем нами был в очередной раз модернизирован и улучшен один из наших проектов, успешно эксплуатируемый сейчас во многих учебных центрах РФ.

Теперь подробнее: Компьютерный имитационный тренажер “Кустовая площадка” – программно-техническое средство профессиональной подготовки обучаемого, предназначенное для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений, необходимых им для управления материальным объектом путем многократного выполнения действий, свойственных управлению реальным объектом. Назначение компьютерного имитационного тренажера “Кустовая площадка” – формирование и совершенствование знаний по оборудованию кустовых площадок, умений и навыков по выполнению типовых операций, перенос навыков на условия реальной работы.

Тренажер содержит три необходимые части: конструктивную (точную копию рабочего места); программную (адекватную модель оборудования и процессов); дидактическую (рабочее место инструктора с программой оценки и контроля действий оператора, сервисных программ).

Учтены изменения в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности “Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности”

Выполнены работы по модернизации графики, математической модели, модуля инструктора.

Использована собственная технология автоматического синтеза математической модели объекта. Технология повышает качество и технико-экономический уровень создаваемых математических моделей. Адекватность и универсальность моделей находится на уровне ведущих мировых компаний. Поддержка однофазных и многофазных режимов течения жидкости и газа. Точный контроль фазовых состояний веществ во всех элементах модели технологической схемы (подробнее).

Состав компьютерного имитационного тренажёра:

  • модуль синтеза 3D изображения и звука.

  • модуль распределенных вычислений, математической модели, инструктора.

  • модуль АСУТП.

  • система формирования виртуальной и смешанной реальности.

Перечень технологических объектов – подземная часть и кустовая площадка:

  • Горизонтальные и вертикальные скважины, оборудование для механизированной добычи: (УЭЦН, УШГН, УШВН, Нагнетательные скважины, газодобывающие и газонагнетательные скважины)

  • АГЗУ

  • Станции управления

  • Блоки дозирования реагентов

  • Факельное хозяйство

  • Блок гребенки

  • Блок местной автоматики (БМА)

  • Дополнительное оборудование (дренажные емкости и т.д.)

Реализованные сценарии

  • Инструктаж

  • Обустройство кустовой площадки

  • Газодобывающая скважина и наземное оборудование, применяемое при добыче газа

  • УЭЦН и наземное оборудование, применяемое при добыче нефти

  • УШГН и наземное оборудование, применяемое при добыче нефти

  • УШВН и наземное оборудование, применяемое при добыче нефти

  • Водозабор ППД

  • Нагнетательные ППД

  • Изучение оборудования КП

  • ПБиОТ на КП

  • Емкость Е-1 - запуск в работу

  • Емкость Е-1 – останов

  • Насос типа ЦНС - запуск в работу

  • Насос типа ЦНС - переход на резерв

  • Насос типа ЦНС – останов

  • Станок качалка (УШГН) – запуск

  • Станок качалка (УШГН) – останов

  • Станок качалка (УШГН) – опрессовка

  • Станок качалка (УШГН) - вывод на режим

  • Станок качалка (УШГН) - замена манометра

  • Станок качалка (УШГН) - изменение длины хода

  • УЭЦН – запуск

  • УЭЦН – останов

  • УЭЦН - снятие параметров

  • УЭЦН - опрессовка

  • УЭЦН - вывод на режим

  • УЭЦН – недогруз

  • УЭЦН – перегруз

  • Фонтанная скважина - запуск в работу

  • Фонтанная скважина – останов

  • Нагнетательная скважина - запуск в работу

  • Нагнетательная скважина – останов

  • АГЗУ - запуск в работу

  • АГЗУ - постановка на замер

  • АГЗУ - ревизия основных узлов

  • АГЗУ - установка манометра

  • Насос типа КС - запуск в работу

  • Насос типа КС – останов

  • Насос типа КС - переход на резерв

  • УШВН – запуск

  • УШВН – останов

  • УШВН - снятие параметров

  • УШВН – опрессовка

  • УШВН - вывод на режим

Тренажер переведен на современные стандарты в области распределенного имитационного моделирования и имитации IEEE 1516, предоставлении истории обучения xAPI и др. Тренажер поддерживает открытую тренажерную платформу “Полигон” (подробнее)

Архитектура тренажеров базируется только на открытых универсальных стандартах – High Level Architecture / IEEE 1516.  Более подробно Вы можете прочитать в нашей статье на HABR.

Запуск и предоставление отчетов в платформе “полигон” базируется на использовании наиболее перспективных стандартов:

  • xAPI (в т.ч. IEEE P9274.1 Experience API – xAPI 2.0). Наша компания является официальным поставщиком контента в формате xApi. 

  • CMI5

  • Группы стандартов Total Learning Architecture (TLA)

  • Группы стандартов ISO 35.240.90 IT APPLICATIONS IN EDUCATION

Спасибо за внимание, в ближайшее время постараюсь продемонстрировать проект целого виртуального месторождения целиком) Обещаю - будет интересно.

Комментарии (9)


  1. maxgammer Автор
    12.10.2023 09:38

    Буду рад ответить на все Ваши вопросы:


  1. maxgammer Автор
    12.10.2023 09:38

    В сообществе DigitalLearning также идет обсуждения этого и других интересных проектов в современном образовании. - https://t.me/npsonline


  1. dprotopopov
    12.10.2023 09:38
    -1

    а можно без видео? я конечно понимаю что это практика инфоцыган ... но это неуважение к технарям

    если читаешь текст - то способен воспринимать информацию со скоростью 10000 бит/с - это обычная скорость чтения обычного человека

    человеческая речь компрессируется без потери понимания в поток 100 бит/с - соответственно ты потребишь информации не более чем с такой скоростью

    если смотришь видео - то, как нам явно продемонстрировали генераторы изображений по промту, ценность этой информации - ну может 10 бит/с


    1. maxgammer Автор
      12.10.2023 09:38

      В смысле без видео? А как еще показать внешний вид тренажера? А еще видео можно и не смотреть, а читать текст, все продублировано в статье.


    1. maxgammer Автор
      12.10.2023 09:38

      10000 бит/с - это обычная скорость чтения обычного человека... Не знал что скорость чтения в битах измеряется... Может лучше всё-таки в количестве слов? А то мало ли у всех на одну букву разное количество бит)


      1. dprotopopov
        12.10.2023 09:38

        Изыди ... Шеннона (телефониста компании Белл) на тебя нет...


        1. maxgammer Автор
          12.10.2023 09:38

          Понятно. 8 байт, 0.0064 секунды на чтение.


        1. maxgammer Автор
          12.10.2023 09:38

          Почитал Ваши посты, интересно, люблю математику, даже карму увеличил)


  1. maxgammer Автор
    12.10.2023 09:38

    Да, по вопросам терминологии "двойников" тут добавил ... https://lcontent.ru/czifrovye-dvojniki-voprosy-terminologii/