Мы закончили еще один интересный проект - цифровой двойник кустовой площадки добывающих и нагнетательных скважин, которая предназначена обучения операторов добычи и персонала, связанного с работой на кустовых площадках.
В основе была поставлена цель - создать тренажер для обучения операторов добычи сразу по всем возможным компонентам кустовой площадки, с учетов всех видов оборудования и компоновок, применяемых в России при добыче нефти и газа. Также мы учли тот факт, что бывают различные компоновки, например при повышенном содержании сероводорода и других газов. Как обычно будет много букв, но для тех кто не любит читать сразу приведу видеоролик с несколькими темами:
Про опыт использования тренажеров для СПО/ВПО я недавно докладывал на одном их форумов про среднее профессиональное образование:
Коротко цели и задачи создания такого симулятора. Начнем с проблемы. Опять таки импортозамещение и существующие ограничения. На сегодняшний день тренажеры по обучению операторов добычи это тренажеры , как правило, без математической модели, т.е. мультики, а значит - неэффективны. Кроме того, данные тренажеры бурения имеют в своей основе компоновки, характерные только для местных добывающих компаний , не учитывают все возможные погодные условия и компоновки, которые применяются на всей территории РФ, кроме того не предоставляют открытую архитектуру для объединения с другими тренажерами (см. конец статьи). Соответственно для решения указанных проблем нами был в очередной раз модернизирован и улучшен один из наших проектов, успешно эксплуатируемый сейчас во многих учебных центрах РФ.
Теперь подробнее: Компьютерный имитационный тренажер “Кустовая площадка” – программно-техническое средство профессиональной подготовки обучаемого, предназначенное для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений, необходимых им для управления материальным объектом путем многократного выполнения действий, свойственных управлению реальным объектом. Назначение компьютерного имитационного тренажера “Кустовая площадка” – формирование и совершенствование знаний по оборудованию кустовых площадок, умений и навыков по выполнению типовых операций, перенос навыков на условия реальной работы.
Тренажер содержит три необходимые части: конструктивную (точную копию рабочего места); программную (адекватную модель оборудования и процессов); дидактическую (рабочее место инструктора с программой оценки и контроля действий оператора, сервисных программ).
Учтены изменения в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности “Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности”
Выполнены работы по модернизации графики, математической модели, модуля инструктора.
Использована собственная технология автоматического синтеза математической модели объекта. Технология повышает качество и технико-экономический уровень создаваемых математических моделей. Адекватность и универсальность моделей находится на уровне ведущих мировых компаний. Поддержка однофазных и многофазных режимов течения жидкости и газа. Точный контроль фазовых состояний веществ во всех элементах модели технологической схемы (подробнее).
Состав компьютерного имитационного тренажёра:
модуль синтеза 3D изображения и звука.
модуль распределенных вычислений, математической модели, инструктора.
модуль АСУТП.
система формирования виртуальной и смешанной реальности.
Перечень технологических объектов – подземная часть и кустовая площадка:
Горизонтальные и вертикальные скважины, оборудование для механизированной добычи: (УЭЦН, УШГН, УШВН, Нагнетательные скважины, газодобывающие и газонагнетательные скважины)
АГЗУ
Станции управления
Блоки дозирования реагентов
Факельное хозяйство
Блок гребенки
Блок местной автоматики (БМА)
Дополнительное оборудование (дренажные емкости и т.д.)
Реализованные сценарии
Инструктаж
Обустройство кустовой площадки
Газодобывающая скважина и наземное оборудование, применяемое при добыче газа
УЭЦН и наземное оборудование, применяемое при добыче нефти
УШГН и наземное оборудование, применяемое при добыче нефти
УШВН и наземное оборудование, применяемое при добыче нефти
Водозабор ППД
Нагнетательные ППД
Изучение оборудования КП
ПБиОТ на КП
Емкость Е-1 - запуск в работу
Емкость Е-1 – останов
Насос типа ЦНС - запуск в работу
Насос типа ЦНС - переход на резерв
Насос типа ЦНС – останов
Станок качалка (УШГН) – запуск
Станок качалка (УШГН) – останов
Станок качалка (УШГН) – опрессовка
Станок качалка (УШГН) - вывод на режим
Станок качалка (УШГН) - замена манометра
Станок качалка (УШГН) - изменение длины хода
УЭЦН – запуск
УЭЦН – останов
УЭЦН - снятие параметров
УЭЦН - опрессовка
УЭЦН - вывод на режим
УЭЦН – недогруз
УЭЦН – перегруз
Фонтанная скважина - запуск в работу
Фонтанная скважина – останов
Нагнетательная скважина - запуск в работу
Нагнетательная скважина – останов
АГЗУ - запуск в работу
АГЗУ - постановка на замер
АГЗУ - ревизия основных узлов
АГЗУ - установка манометра
Насос типа КС - запуск в работу
Насос типа КС – останов
Насос типа КС - переход на резерв
УШВН – запуск
УШВН – останов
УШВН - снятие параметров
УШВН – опрессовка
УШВН - вывод на режим
Тренажер переведен на современные стандарты в области распределенного имитационного моделирования и имитации IEEE 1516, предоставлении истории обучения xAPI и др. Тренажер поддерживает открытую тренажерную платформу “Полигон” (подробнее)
Архитектура тренажеров базируется только на открытых универсальных стандартах – High Level Architecture / IEEE 1516. Более подробно Вы можете прочитать в нашей статье на HABR.
Запуск и предоставление отчетов в платформе “полигон” базируется на использовании наиболее перспективных стандартов:
xAPI (в т.ч. IEEE P9274.1 Experience API – xAPI 2.0). Наша компания является официальным поставщиком контента в формате xApi.
CMI5
Группы стандартов Total Learning Architecture (TLA)
Группы стандартов ISO 35.240.90 IT APPLICATIONS IN EDUCATION
Спасибо за внимание, в ближайшее время постараюсь продемонстрировать проект целого виртуального месторождения целиком) Обещаю - будет интересно.
Комментарии (9)
maxgammer Автор
12.10.2023 09:38В сообществе DigitalLearning также идет обсуждения этого и других интересных проектов в современном образовании. - https://t.me/npsonline
dprotopopov
12.10.2023 09:38-1а можно без видео? я конечно понимаю что это практика инфоцыган ... но это неуважение к технарям
если читаешь текст - то способен воспринимать информацию со скоростью 10000 бит/с - это обычная скорость чтения обычного человека
человеческая речь компрессируется без потери понимания в поток 100 бит/с - соответственно ты потребишь информации не более чем с такой скоростью
если смотришь видео - то, как нам явно продемонстрировали генераторы изображений по промту, ценность этой информации - ну может 10 бит/с
maxgammer Автор
12.10.2023 09:38В смысле без видео? А как еще показать внешний вид тренажера? А еще видео можно и не смотреть, а читать текст, все продублировано в статье.
maxgammer Автор
12.10.2023 09:3810000 бит/с - это обычная скорость чтения обычного человека... Не знал что скорость чтения в битах измеряется... Может лучше всё-таки в количестве слов? А то мало ли у всех на одну букву разное количество бит)
dprotopopov
12.10.2023 09:38Изыди ... Шеннона (телефониста компании Белл) на тебя нет...
maxgammer Автор
12.10.2023 09:38Почитал Ваши посты, интересно, люблю математику, даже карму увеличил)
maxgammer Автор
12.10.2023 09:38Да, по вопросам терминологии "двойников" тут добавил ... https://lcontent.ru/czifrovye-dvojniki-voprosy-terminologii/
maxgammer Автор
Буду рад ответить на все Ваши вопросы: