Команда Auxilium принимает участие во втором этапе чемпионата «Битва роботов». Почти полгода ребята собирали БОБРа, то есть барабанного отбойного боевого робота. Сейчас он проходит финальные испытания перед битвой, которая состоится 21 октября в Перми. Мы нашли 15 минут в плотном графике Auxilium, чтобы поговорить о команде, концепции робота и соперниках.  

—  Когда и как появилась ваша команда?

—  Наша команда не появилась из пустого места. Изначально был Алексей, который занимался экзоскелетами  в гараже, и Иван, который делал то же самое у себя на даче в импровизированной мастерской и снимал об этом видео. Они познакомились ещё, когда Иван учился в седьмом классе, то есть 6 лет назад. Алексей оставил комментарий к видео Ивана, они списались, и выяснилось, что оба из Петербурга, интересы в целом одинаковые. Так они начали общаться и делать совместные проекты. В дальнейшем Алексей поступил в ИТМО, через два года там начал учиться Иван. Как только лаборатория биомеханики и энергоэффективной робототехники узнала, что есть такие люди, которые занимаются схожими проектами и в целом готовы и заниматься ими дальше, ребятам выделили первую мастерскую. Она была довольно маленькая, однако место для экспериментов давали далеко не каждому студенту. В этой мастерской (или как ее называют в нашей команде лаборатории) Алексей и Иван начали полноценно работать над совместными проектами.

Однако мы считаем, что команда Auxilium образовалась, когда к нам присоединился Леонид, и нас стало трое. Леонид поступил одновременно с Иваном, но они познакомились чуть раньше, чем пришли учиться в ИТМО.  В состав команды входит Константин — он доцент того же университета. Его задача, грубо говоря, присматривать за нами и быть передаточным звеном между нами и руководством университета. То есть коллектив у нас был уже сформирован. Весной этого года этого года нам написал профессор нашей лаборатории Сергей Алексеевич Колюбин и предложил нам поучаствовать в Битве Роботов. На это предложение мы сразу же согласились, но у нас была проблема. У нас не было в команде человека, который занимается электроникой и программированием. И так в Auxilium появился Фёдор, который сейчас сидит рядом и улыбается. И в таком составе мы уже полноценно приступили к разработке робота. 

—  Какой опыт в робототехнике у каждого члена вашей команды? 

Иван и Алексей обладали схожими навыками — это 3D-моделирование и ручная сборка. На самом деле, умение работать руками присуще не каждому студенту, в университете, в основном, вырастают больше теоретики, чем практики. Возможно, предложение поучаствовать в битве роботов пришло именно к нам, потому что мы работали руками. У Леонида больше в 3D-моделированию опыта, а Фёдор до этого, в принципе, неплохо разбирался с программированием микроконтроллеров, и электроника - это прямо его. У Константина был реальный опыт работы с предприятиями, также он является преподавателем. И забавный случай: сейчас Иван учится на третьем курсе, и Константин у него ведёт 3D моделирование. Это говорит само за себя: его навыки также относятся к реальному моделированию и чертежам.

—  Были ли вы знакомы с форматом Битвы роботов и похожими соревнованиями? 

— С Битвой роботов мы были знакомы. По крайней мере, Иван на своём Youtube-канале ещё до экзоскелетов, давно-давно в школе, в классе, наверное, в пятом, снимал похожие видео, где собирал гораздо меньшего по размерам робота. Но он тоже создавался под так называемую битву. Видео с этим роботом тоже набирало какие-то там просмотры, где-то около 1.000. Тогда Ивану это казалось, прямо очень интересно, но после этого он стал заниматься экзоскелетами, тема с боевыми роботами ушла в долгий ящик.

—  На кого вы ориентировались при создании робота?

— В нашей команде особо не просматривается восхищение кем-либо, мы так не делаем. В мае, при выборе основной идеи робота, мы встретили одного зарубежного робота, у него была как раз-таки ходовая часть на колесах илона, и она нас впечатлила. Мы решили сделать ходовую часть своего робота такой же. Однако мы сильно усовершенствовали этот механизм, сильно сократив объем. То есть если у западного коллеги присутствует, грубо говоря, отдельно мотор и к нему прикреплено колесо, то в нашем же роботе мотор и колесо объединены. Так что в целом да, кумиров у нас нет.

—  Какие концепции робота рассматривали? 

— Как только мы узнали про то, что участвуем, сразу же устроили мозговой штурм, чтобы рассмотреть существующие концепции боевых роботов и проанализировать самые эффективные из них. В российском сегменте Битвы роботов наиболее эффективными можно назвать роботов категории пневмолифт. Это такие двухколёсные машины, у которых по центру стоит поршень огромный, и он под давлением активирует рычаг, который переворачивает соперников. Такой вариант предложил Иван. Алексей остановился на варианте с четырьмя омниколёсами, аргументируя тем, что мы сможем ездить боком, и в целом у нас будет больше манёвренности, чем у обычного двухколёсного робота. В итоге мы увидели образец, у которого онмиколёса были расположены треугольником, и в целом у него было какое-то сомнительное оружие, но вот сама ходовая часть нам очень понравилась, и мы взяли за основу её. По поводу оружия. Мы решили не использовать сжатый воздух с поршнем, то есть не делать пневмолифт, потому что это заняло бы очень много места внутри робота. Мы решили использовать второй по эффективности тип оружия — это вертикальный спиннер.

—  Почему вы остановились на концепции именно барабана отбойного боевого робота? 

—  Времени у вас было не так уж и много, чтобы размышлять над тем, каким будет робот, поэтому, определив самый эффективный тип ходовой части и оружия, мы сразу же начали концепцию реализовывать. Идея с названием пришла к нам позже, когда была готова первая плюс-минус проработанная модель. Она своим расположением оружия, зубов так называемых, напоминала чем-то бобра. Помимо такого варианта, было предложено ещё несколько, но нам больше всего понравился вариант БОБР, и позже мы придумали расшифровку этой аббревиатуры и получился барабанный отбойный боевой робот. На основе уже названия у нас выстроилась легенда команды, девиз и так далее, —  всё, что необходимо было для подачи анкеты на Битву роботов. 

—  БОБР и БОБРенок: расскажите о своем семействе роботов?

—  Идея создания уменьшенной копии боевого робота родилась сразу же, в момент проектирования. Мы хотели, чтобы интеллект робота развивался параллельно с его телом, а не так, чтобы мы ждали время, пока он создастся, а потом уже тратили время на его программирование практически с нуля. Буквально за один вечер был смоделирован уменьшенный робот, которого мы назвали Бобрёнок. Потом он за день напечатался на 3D-принтере, а потом через три дня он уже был готов и начал проходить испытания. 

Помимо бобра и бобрёнка есть ещё деревянный БОБР, который в принципе, для таких же целей, то есть для проверки уже не программной части, а каркаса. То есть мы вырезали каркас полноразмерным виде, только не из алюминия, а из фанеры, и на него уже поставили оборудование, которое к нам приехало,и испытывали уже управление на нём. Основная цель деревянного каркаса была в том, чтобы проверить посадочное отверстие, то есть правильно ли мы смоделировали посадочные места под купленные компоненты.

—  Как оцениваете уровень соперников?

— Организаторы мероприятия держат в секрете, кто с кем будет участвовать. Возможно, это уже известно, но не нам. Мы узнаем об этом уже в момент битвы. Однако есть реестр участников Битвы роботов, где можно посмотреть, кто в целом участвует. Конечно, есть там интересные конструкции, но когда был составлен реестр, они были ещё слабо проработаны и очень хотелось бы узнать, что они представляют из себя сейчас. В целом там типовые конструкции: либо пневмолифты, либо со спиннерами роботы тоже двухколёсные, но вот прям робота, работающего на таких же принципах, как наш, мы не встречали. Возможно, это будет преимуществом.

—  Какие рекомендации вы бы дали каждому, кто захочет участвовать в битве роботов? Какие ресурсы для этого нужны?

—  Помимо желания, необходима материальная база, кроме навыков, нужны необходимые ресурсы. Желательно, чтобы был некий коллектив, который занимался до этого чем-то похожим и имел вообще понимание, каково это работать в команде, какие последствия могут быть. Не стоит говорить про денежную составляющую, потому что это совсем недешёвое удовольствие. Конечно, есть довольно бюджетные роботы, но их уровень проработки соразмерен вложенным деньгам. Поэтому да, наверное, это важно. Но никакой бюджет не спасёт, если у команды нет навыков и условий для работы и мастерской, то есть места, где всё это будет создаваться и храниться. Про место для испытаний, наверное, даже зарекаться не стоит, потому что сами мы о таком вообще даже не мечтали, когда начинали создавать робота. Однако сейчас у нас появилась небольшая арена для испытаний. 

Комментарии (4)


  1. shadovv76
    13.10.2023 11:56

    я минус статье не ставил :)

    но, выбранные вами хабы, все таки, предполагают хоть какой то технический материал.

    хотя бы фото робота сзади.


    1. Ann_Rodina Автор
      13.10.2023 11:56
      -4

      Думаю, с видео статья будет лучше. Спасибо за фидбек)


      1. mlnw
        13.10.2023 11:56
        +1

        На хабр идут всё-таки не для того, чтобы смотреть встроенное видео...


  1. sdy
    13.10.2023 11:56

    Парни, для фанеры есть специальные киянки. Даже если таковых нет, то просто через досочку бейте чтобы фанерку не коцать в месте удара