В конце этого лета прогуливался с товарищем по набережной Невы, болтали о том, о сём. И внезапно он заявил:
— Сейчас, работая в новой роли, нахожу много полезной информации, которая делает меня лучше как специалиста. И вот почему я не столкнулся с этим лет двадцать назад?
«Новая роль» — это что-то вроде тим-лида. То есть, он теперь работает в том числе и над развитием команды. Я поделился с ним своими мыслями по этому поводу и начал со слов: «Это совершенно неудивительно. И нормально, что раньше ты не искал подобной информации». Вот моя история.
Я рос вместе с рынком. Когда меня взяли проектировщиком в компанию Webmaster.SPB, эта профессия в моём регионе была ещё очень молодой, не старше двух-трёх лет. Я писал технические задания на разработку сайтов и никто меня этому специально не обучал. Начальник отдела занимался своими проектами, я своими. Мне было интересно развиваться, и я постоянно смотрел по сторонам в поисках чего-то нового и полезного. Так, через пару лет работы, я притащил в компанию инструмент по проектированию интерфейсов Axure, и мы одними из первых начали делать интерактивные прототипы.
Затем я вышел на фриланс и проработал не меньше пяти лет, выполняя чужие заказы и считая себя ого-го каким крутым специалистом. Пока в один прекрасный день ко мне не обратился за проектированием Кирилл Якобенко, будущий создатель сервиса Ютека. На сегодня это один из крупных агрегаторов лекарств. Я проектировал его первую версию.
Всё шло как обычно до того момента, пока Кирилл не начал давать мне обратную связь по работе и вносить свои корректировки. Я немного прифигел. Он значительно моложе меня и в целом не из айтишки, но… Вся обратная связь была по делу. Критика была объективной. Корректировки действительно делали результат моей работы лучше. Напомню, это через пять лет и, наверное, уже сотню клиентов на фрилансе.
Дело в том, что вероятность появления в моей жизни человека, который будет хотя бы немного более компетентным в вопросах проектирования, чем я, очень мала. И Кирилл оказался таким человеком по ряду вопросов.
Это меня осадило. Я перестал считать себя профессионалом и продолжил учиться с удвоенной силой. А ещё проявлять неуверенность в работе с последующими клиентами. И всё это привело к реальному и значительному росту моих компетенций.
А вот моему товарищу не повезло встретить своего Кирилла Якобенко за всю карьеру. Он отличный программист и в целом очень умный человек, который рос и развивался вместе с рынком. Кто из его окружения покритикует? Никто.
Но есть ещё один способ стать лучше. Преподавать. С этим он и столкнулся. Объясняя команде, как работать с теми или иными вещами, обязательно лезешь разбираться с источниками, чтобы объяснение носило фундаментальный характер. А, объяснив, понимаешь, что и сам не всегда придерживаешься тех или иных вещей и что есть чему подучиться. Начинаешь копать глубже — и баатюшки! Оказывается, неплохо бы подкорректировать и собственные подходы к работе.
Я вот каждый раз, рассказывая кому-то, как правильно делать, вижу, что сам зачастую пренебрегаю собственными советами. Потому что одно дело знать, как надо, а другое — делать. Но чем больше преподаю — тем больше советов внедряю в свою практику, чтобы слова не расходились с делом даже в мелочах.
Так что и по сей день придерживаюсь правила: хочешь стать в чём-то ещё лучше — попробуй обучить других тому, в чём ты уже хорош.
Комментарии (12)
DikSoft
07.11.2023 15:39+3Спасибо. Хорошая иллюстрация правила: хочешь в чем-то разобраться, или ещё раз для себя разложить по полочкам - проведи обучение на эту тему.
Мне помогло. Прочитал пару авторских курсов по управлению клиентской инфраструктурой на Windows и ещё один по гибридной Windows Server платформе - опять вернулось общее понимание картинки, до этого тонувшее в деталях.
Обычно в рутине теряется масштаб обзора. Тонкости и хитрости начинают выигрывать у оптимальных и самых банальных best-practice решений.
grumbler70
07.11.2023 15:39Но есть ещё один способ стать лучше. Преподавать.
+100500 . И в идеале не бесплатно.
Abobcum
07.11.2023 15:39+1Объясняя команде, как работать с теми или иными вещами, обязательно лезешь разбираться с источниками, чтобы объяснение носило фундаментальный характер.
На самом деле, чтобы научиться думать, вовсе не обязательно кому-то об этом говорить. Но да, для развития рано или поздно придётся напрячь свои извилины.
MinimumLaw
07.11.2023 15:39+2Я рос вместе с рынком
Вот интересно, а почему когда мы говорим о росте, мы всегда подразумеваем вертикальный рост "вместе с рынком"? Почему рост это всегда в сторону организации и управления? И что в конце-концов значит "лучший в своем деле"? Кто это решил? На основании каких данных?
Почему мы категорически не рассматриваем возможность горизонтального роста (смежные направления) или вглубь (к фундаментальным основам)? Ах да - мы же в мире капитала - там денег меньше. А показатель профессионализма у нас один - доход. Ну, если так, то да.
Но есть ещё один способ стать лучше. Преподавать.
В терминах вертикального роста сомнительное утверждение. Впрочем, и тут можно вспомнить сказку о кошке и тигре. Только в таком ключе. А вот в обратном варианте - да. Навык обучения это отличный опыт. Отчасти и потому, что благодаря ему вдруг понимаешь - да не настолько ты сам и хорош, как тебе мерещится.
Потому что одно дело знать, как надо, а другое — делать.
Кто угодно может сделать хорошо, если создать подходящие условия. И только настоящий профессионал ни при каких условиях не сможет сделать плохо. Не знаю автора. Но уж очень мне в душу запало это высказывание.
sepetov
07.11.2023 15:39Почему мы категорически не рассматриваем возможность горизонтального роста (смежные направления) или вглубь (к фундаментальным основам)
Вот это, кстати, хорошая стратегия. Обеими руками "за". Бывает полезно хотя бы чуть-чуть разбираться в смежных направлениях, чтобы там подшаманить, здесь глюк поправить. Ну а "перебежчики" из условной веб-разработки в сторону условного kotlin иногда у нас используются в роли свежей головы. У них мышление бывает нестандартное.
Ekamelev Автор
07.11.2023 15:39+1Вот интересно, а почему когда мы говорим о росте, мы всегда подразумеваем вертикальный рост "вместе с рынком"? Почему рост это всегда в сторону организации и управления? И что в конце-концов значит "лучший в своем деле"? Кто это решил? На основании каких данных?
Я говорю только за себя. «Рос вместе с рынком» — становился более продвинутым специалистом по мере развития технологий и методологий на рынке проектирования интерфейсов. Когда я начинал, не было прототипирования, верстали на таблицах, был хтмл ранних версий, для дизайна использовался фотошоп. Сегодня ситуация сильно изменилась. И мне, подрастая вместе с рынком, гораздо проще было осваивать новые технологии, т.к. это был последовательный процесс.
В статье термин «лучший в своём деле» означает «лучший в рамках своего окружения». Я надеялся, что это будет понятно из контекста. Я, например, был какое-то время лучшим специалистом по работе в Axure. Если бы вы захотели изучить туториалы на русском языке на эту тему, то обязательно попали бы либо ко мне в группу в ВК, либо на один из моих видеороликов на ютубе.Кто угодно может сделать хорошо, если создать подходящие условия. И только настоящий профессионал ни при каких условиях не сможет сделать плохо. Не знаю автора. Но уж очень мне в душу запало это высказывание.
Пример: я больше десяти лет рассказывал окружающим, что, работая на фрилансе, просто необходимо вести базу клиентов. При этом сам начал её вести в 2022 году. Я знал, как надо, знал, почему это важно и полезно, но не делал. При этом очевидно, что это не делало плохо моим клиентам. За последний год я больше сил вкладываю в распространение своего дизайнерского опыта — и это привело к тому, что базу пришлось завести, чтобы слова не расходились с делами. Так что одно дело знать, как надо, а другое — делать.
Vadziku
07.11.2023 15:39Работает только если разница в уровнях между преподавателем и обучаемыми не очень велика. Иначе ничему ты там особенно не научишься разжевывая элементарщину(с точки зрения преподавателя)
vvbob
07.11.2023 15:39Это распространенная ситуация, сам с таким сталкивался - работал на одном месте года четыре считал себя довольно крутым разработчиком, опыт и Яву знаю просто на отлично.. Потом у фирмы начались финансовые проблемы и мне пришлось искать работу.. Первый же собес ощущался как ведро ледяной воды на голову, я внезапно осознал что мне еще учиться и учиться, и Яву я знаю так себе на троечку, и дохрена чего вообще не знаю и не понимаю.. Думаю любому специалисту такое полезно, что-бы не зазвездиться.
garr1nch4
На самом деле интересно, но все-таки раскрыто не полностью. Это же не может быть безусловным правилом?
Например, есть ты senior и будешь рассказывать какие-то базовые вещи джунам, то я не уверен, что на этом можно ощутимо вырасти. Да, некоторые пробелы подтянуться, но ощутимого прироста не будет.
А вот если разница в опыте/грейде будет небольшой, то рост наоборот может быть ощутимым.
grumbler70
Может. Объясняя "банальности" растёшь сам.
Слушая рассказы и советы более грамотных (реально грамотных, а не строящих из себя "гуру) - получаешь опыт. Какая бы разница в скилах не была.
Ну и правило "усложнять просто, упрощать сложно" всегда работает.
saboteur_kiev
Как человек, который несколько лет играется с преподаванием, я полностью подписываюсь под статьей.
Даже если вы будете пытаться объяснить базовые вещи джунам, но несколько раз, вы и вопросы от джунов накопите, на которые не сразу ответите, и ваше объяснение обрастет правильной и общепринятой терминологией. А для этого придется и почитать и погуглить и разобраться как все на самом деле.
Просто есть разница между тем, чтобы объяснить пару раз и написать knowledge base для текущего проекта, чтобы рассказать как это сделано тут. И между тем как учить других, без привязки к конкретному проекту, давая общую базу и общие рекомендации. Тут придется поинтересоваться вариантами.