Привет! С вами директор Мегаплана Сергей Козлов. Чуть больше месяца назад мы официально зарелизили Рабочие пространства — наш новый функционал, над которым трудились больше двух лет. За это время мы полностью переосмыслили логику работы классического продукта — CRM-ки: изменили интерфейс, добавили новые способы визуализации данных, оптимизировали фреймворк. Старались учесть все ошибки наших прошлых больших релизов.

Было сложно, долго и иногда даже страшно. Но мы старались, и вот что в итоге получилось. В первый день запуска в Рабочие пространства зашло 5000 человек, сейчас, спустя месяц, ими ежедневно пользуются порядка 700 компаний. 

Попросил руководителя нашей разработки Игоря Суховерхова поделиться опытом создания Рабочих пространств с нуля и рассказать о сложностях, с которыми могут столкнуться разработчики, как и мы, размышляющие над тем, в какую сторону развивать многолетний продукт. Кому-то наш опыт точно будет полезен. Передаю слово Игорю.

Кстати, это Игорь записывает выступление для нашего прошлого релиза
Кстати, это Игорь записывает выступление для нашего прошлого релиза

Пару слов о себе. В Мегаплан пришел в 2017 году разработчиком, дорос до руководителя. Пока рос, было много всего интересного: допиливали мобилку, завершали редизайн продукта, выпускали крутые обновления и новые модули. Но только недавно решили замахнуться на большее и... запустили новый дашборд и цифровой офис с виджетами, которые выглядят и работают совсем не так, как наш классический продукт. Вот так, после 15 лет довольно спокойной жизни, мы рискнули зайти в настоящие джунгли разработки. Сегодня расскажу, как туда пришли и, главное, как выжили.

Рабочие пространства сейчас — наш флагманский инструмент, на который мы делаем ставку. История у этого решения долгая. Все началось с переделки нашего мобильного приложения, а точнее, с ключевой идеи главного экрана в последней версии.

Когда в 2018 году мою команду попросили обновить приложение (а до меня уже делалось два подхода), мы выпустили вполне себе успешный релиз — ровно в том виде, в котором нас просили. Старались придерживаться изначальной концепции: нужно было поддержать редизайн и переход веб-версии на React JS, расширить функции и убрать несколько технических ошибок.

Тогда мы сделали приложение, в котором изначально был задуман ряд экранов. Вроде ничего необычного, пойдет! И все бы хорошо, только при первом запуске в них легко было запутаться и вообще отказаться от приложения. Ведь, регистрируясь в какой-то программе, люди не ожидают увидеть что-то сложное. Им важно быстро понять, что и как там делать, чтобы сразу начать пользоваться.

Вот так эволюционировало наше мобильное приложение:

После двух лет доработок и добавления новых функций мы реализовали новую для нас идею. Придумали сфокусировать внимание пользователя на одном экране со всей важной информацией для работы: подсказками, настройками, ключевыми данными. Это был личный кабинет пользователя, который стал единой точкой входа для приложения. Так приложение выглядит сейчас: это набор виджетов с комментариями, задачами и процессами.

По сути, у нас получился дашборд, на который было достаточно бросить взгляд, чтобы оценить фронт работ, итоги команды или результаты целой компании. После релиза нового приложения с личным кабинетом не только на 50% выросло количество новых пользователей, но и на 30% увеличилась активность: люди стали чаще писать комментарии и вносить данные в программу. 

Из мобилки ― в веб

Из мобильного приложения идея перекочевала в веб-версию. Мы хотели и там эмоционально привязать пользователя к одному экрану, чтобы все возможности были у него перед глазами и он как можно глубже в них погружался, привыкал к ним. Так рабочий стол с виджетами появился и в вебе. Дальше мы подумали, что столы ведь могут быть множественными, чтобы их можно было пролистывать и расшаривать для других. 

Потом, изучая западные сервисы, мы пришли к более простой механике: созданию набора рабочих пространств, которые можно вкладывать друг в друга, комбинировать с виджетами и разными данными, в том числе из внешних сервисов. Вот так выглядел наш первый подход к единому рабочему столу в вебе:

Рисовали просто на бумаге, до реального прототипа тогда было еще далеко
Рисовали просто на бумаге, до реального прототипа тогда было еще далеко

Тогда для нас это было чем-то действительно новым, что могло облегчить наш труд и одновременно улучшить опыт пользователя. Мы пошли по пути оптимизации и борьбы с избыточностью в интерфейсе. Объясню по-простому, что это для меня означает.

Например, при добавлении новых фич в продукт можно добавить аналогичное количество кнопок. Это простой путь. А можно немного задуматься над другими контролами и сделать заметными функции, которыми чаще всего пользуются, а остальные спрятать. Вроде бы просто и логично, но, для того чтобы классно эту идею реализовать, нужно хорошо подумать. 

Баланс между творчеством и дедлайнами

Я убежден, что любой новый продукт нельзя долго вычищать, тратя много времени на мелкие доработки. Иначе можно потерять широту взгляда и рыночную «чуйку». Внутри нового продукта может быть много ошибок и неправильных решений, но в конечном счете при должном упорстве через путь таких проб и ошибок нужно пробиваться к результату. 

Критически важно стремиться как можно быстрее выкатить более-менее рабочую версию, чтобы собрать обратную связь и внести коррективы. Если ее не собирать и не перерабатывать, можно вдруг оказаться в информационном пузыре, когда делаешь то, что пользователям на самом деле не нужно, а ты думал иначе. 

Наша работа ко всему прочему осложнялась тем, что в продукте было много легаси-кода и фреймворков, которые требовали обновления. Разработчики всегда хотят попробовать новые технологии, но в этот раз мы решили остаться на старых проверенных. После серьезных споров и даже ссор все-таки решили остаться на React и не переходить на Solid. Спустя время это позволило нам перекидывать разработчиков из одной команды в другую, массово не набирая людей на новое направление.

И нашим и вашим

В разработке есть две основные стратегии. Можно пошагово медленно развиваться, а можно быстро сделать один, но мощный рывок вперед. Это как игра в шашки, где можно быстро пройти в дамки. 

Мы увидели проблемы нашей программы со стороны разработки и захотели решить не каждую точечно, а подойти комплексно, с минимальными затратами повысить ценность продукта и, возможно, даже упростить работу пользователям, нашим клиентам и интеграторам. 

Поясню на примере. Наш классический Мегаплан состоит из разных модулей: для задач, сделок, клиентов и других. Раньше каждый модуль нам приходилось отдельно поддерживать, а сейчас у нас есть реализация в виде различных представлений (например, таблица, канбан, календарь), и мы просто подключаем к ней разные источники данных. Тем самым пользователи получают максимальную ценность в формате виджетов, которых раньше не было, и поэтому приходилось отдельно реализовывать для каждого модуля.

А интеграторам стало проще адаптировать программу под запросы заказчиков. Сейчас это можно делать централизованно: программа настраивается один раз, выглядит и работает для всех пользователей одного аккаунта одинаково. Раньше такая задача решалась с помощью фильтров: для каждого отдела настраивался свой фильтр, а у руководителей в программе была длинная простыня с разными фильтрами, в которых они обычно путались.

Теперь же каждый пользователь может настроить рабочее пространство и поделиться им с остальными. У него появился конструктор, с помощью которого он на одном экране собирает необходимый ему набор пространств с виджетами. К конструктору прилагаются шаблоны преднастроенных пространств по отраслям. При этом можно еще конструировать свои пространства и выкладывать их в общий доступ. Выглядит это так:

Слева список рабочих пространств, справа виджеты с данными
Слева список рабочих пространств, справа виджеты с данными

В конечном итоге реализация Рабочих пространства позволила нам снизить порог входа в продукт, значительно упростить разработку и оптимизировать настройку.

Обратная связь

Мы проводили несколько коридорок и фокус-групп с клиентами и партнерами. Их результаты, в принципе, подтвердили правильность изначально выбранной стратегии, и это было отлично. 

Но, конечно, был и негатив. Люди всегда хотят в первую очередь доработку функций, которые уже есть в программе, поэтому и возникают сложности в восприятии совсем нового. Получая обратную связь, нужно определиться, кого слушать: тех, кто громко вас критикует, или тех, кого все устраивает. Кроме того, я всегда смотрю на цифры и оцениваю метрики, а не ориентируюсь на того, кто громче всех кричит. 

Внешние критики с рынка — не единственная проблема разработки с нуля. Могут быть и внутренние: в компании и даже в твоей собственной команде. Соблюдая баланс интересов и разных точек зрения, важно не переборщить с ним и уметь в какой-то момент принять жесткое решение. Кстати, в спорах внутри команды всегда хорошо иметь третью, независимую сторону, чтобы услышать другую точку зрения. 

Ну и, конечно, самые суровые критики — это мы сами. Признаюсь, у нас самих был страх не справиться, не успеть. В такие сложные моменты важно понять, что внедрение в продукт чего-то кардинально нового  — это всегда лотерея. Спасает мотивированная команда профессионалов, которые ориентированы на результат и болеют за общее дело. 

Самое важное еще впереди

Когда ты показываешь идею на макетах, не понимаешь, как потом все будет выглядеть вживую. Со временем возникают новые идеи и мысли, предлагаются новые способы реализации каких-то функций, которые изначально были задуманы по-другому. Каждый день, каждый час, на каждом совещании ты выбираешь дорогу, и она может поменяться в любой момент.

Разработка шла достаточно гибко. Единственное, что мы для себя точно решили, что Рабочие пространства пока существуют как один из модулей классического продукта. Источники данных находятся в интерфейсе Мегаплана и выводятся в Пространства. Как постоянные клиенты могут без проблем попробовать новый модуль, так и новички быстрее адаптируются к логике работы, которая им близка по западным сервисам. 

Это концепт Рабочих пространств с набором виджетов, который мы уже почти полностью реализовали
Это концепт Рабочих пространств с набором виджетов, который мы уже почти полностью реализовали

Из мировых трендов, мимо которых не смогли пройти, — темная тема для тех, кто любит или вынужден работать при слабом освещении. Смотрится интересно.

Концепт Рабочих пространств с виджетами в темной теме
Концепт Рабочих пространств с виджетами в темной теме

Сейчас мы продолжаем развивать то, что уже сделано. Цикл планирования новых фич зависит от скорости разработки, которая зависит от многих факторов, иногда непредсказуемых. Предлагая какое-то новшество и делая изменения в плане работ, я всегда стараюсь оценивать уровень сложности реализации и ее полезности. 

Для нас самой важной датой было 16 ноября — день, к которому Рабочие пространства должны быть максимально собраны и очищены от багов. Не хотелось переносить срок, так как обычно со временем угасает запал и пропадает энтузиазм. Что-то из запланированного мы еще доделываем, ведем телеграм-канал, где обо всем рассказываем (ссылку не даю, потому что знаю правила Хабра, но найти его легко по названию). Из большого, что действительно важно доделать, — это диаграмма Ганта и интеграция с другими сервисами. Всем этим сейчас и занимаемся. Параллельно собираем обратную связь и делаем мелкие доработки. 

На этом пока все. С чистой совестью готовлюсь к Новому году, так что всех вас с наступающим! Отвечу на вопросы в комментариях.

Комментарии (2)


  1. ShADAMoV
    26.12.2023 22:09

    А из скольки человек состоит "команда" и сколько человек всего в штате?


    1. MegaplanCEO Автор
      26.12.2023 22:09

      Тут интересная история. За время реализации проекта постепенно вовлекалась почти вся команда разработки. Но первые несколько месяцев только всего два разработчика участвовали.