За последние полтора десятилетия русскоязычное SEO претерпело значительные изменения. Задача SEO-специалистов была и остается – продвинуть сайт на топовые позиции в выдаче поисковых систем. Методы, которыми она решалась, порой шли вразрез с интересами пользователей и поисковых систем. Поэтому в конце нулевых не редко первые позиции по коммерческим запросам были переспамленные ключевиками.

Тогда за звание «поисковик №1 в Рунете» боролись Яндекс и Google, Рамблер стремительно сдавал позиции. Если пользователь не находил релевантных ответов на свой запрос в одной поисковой системе, он уходил в другую. Поэтому для поисковиков было важно, чтобы в выдаче были сайты, релевантные запросам. И они боролись не только за пользователей, но и против «черных» методов SEO. Как? Меняя и докручивая поисковые алгоритмы.

Рассмотрим некоторые известные алгоритмы Яндекса, под влиянием которых менялся внешний вид и логика поисковой выдачи, а вместе с ней методы работы SEO-специалистов.  

Внедрение поисковых алгоритмов

В 2007 году руководитель поисковых сервисов Яндекса Александр Садовский объявил о том, что компания разработала новую формулу ранжирования сайтов. Предполагалось, что алгоритм, который назывался «Версия 7», улучшит релевантность результатов. SEO-специалисты начали покупать больше внешних или обратных ссылок (бэклинков) и при внутренней оптимизации интегрировать контент с обилием ключевых запросов.

Чуть позже появились фильтры, которые позволили трастовым сайтам получить приоритетные места в рейтинге поисковой системы. Усилилась борьба с накруткой ссылочных факторов (автоматическое размещение ссылки на стороннем сайте).

Последующие алгоритмы появлялись с периодичностью раз в 6-12 месяцев. Новым фильтрам давали имена городов. Первым стал «Магадан».

«Магадан» и «Магадан 2.0»

Поиск по аббревиатурам, транслитерации и синонимам стал более релевантным. Улучшилась обработка региональных и коммерческих запросов. Также возросли требования к уникальности текстов. Это побудило оптимизаторов сосредоточиться на создании оригинального контента, в который они начали внедрять геозависимые и коммерческие ключи («Купить кондиционер в Москве»).

«Снежинск»

С этим алгоритмом появился фильтр АГС, который отсеивал бесполезный контент, переполненный ключевыми словами. Согласно его рекомендациям, SEO-специалистам нужно было:

  • снизить плотность ключевых запросов;

  • избавиться от задублированного контента;

  • создать уникальные мета-теги для каждой страницы;

  • сократить количество агрессивной рекламы.

«Конаково» и его дополненная версия

Этот алгоритм порадовал улучшенной геовыдачей и усовершенствованной формулой ранжирования для геонезависимых запросов. С ним улучшились позиции электронных энциклопедий, онлайн-журналов и сайтов-отзовиков.

SEO-специалисты стали активнее генерировать качественные материалы, а также размещать информацию о продвигаемом бренде на Яндекс Картах.

«Без ссылок» и «Минусинск»

В конце 2013 года Яндекс анонсировал политику, согласно которой при ранжировании сайта должен был перестать учитываться вес внешних ссылок. Эта стратегия была направлена на борьбу с покупными бэклинками.

Частично внедренный алгоритм заработал в марте 2014 года, заставив оптимизаторов обратить внимание на прирост естественных обратных ссылок — бэклинков, размещенных на сайтах смежной тематики и интегрированных в полезный контент.

С запуском «Минусинска» в 2015 году многие сайты, державшиеся на выгодных позициях за счет некачественных ссылок, существенно понизили свои рейтинги. Даже после удаления искусственных бэклинков они не смогли вернуться в топ.

«Многорукие бандиты» Яндекса

Этот экспериментальный фильтр ввели, чтобы исследовать поведенческие факторы. Алгоритм сделал выдачу рандомной: лидеры рейтинга показывались вперемешку с ресурсами, находившимися на невыгодных позициях.

В приоритете у оптимизаторов по-прежнему оставалось юзабилити, которое потенциально положительно влияло на пользовательское поведение, а также создание контента с максимальной релевантностью запросам.

«Владивосток»

Алгоритм стал ответом на стремительно выросший трафик с мобильных устройств. Таким образом, более высокие позиции занимали сайты, которые предлагали пользователям удобную мобильную версию.

«Палех» и «Королев»

Эти алгоритмы помогали поисковой системе распознавать пользовательский интент и выдавать релевантную информацию, даже если запрос не соответствовал ключам в заголовке и теле текста. Например, поисковой системе, чтобы предоставить пользователю описания фильма «За бортом», хватало запроса «Женщина теряет память и ее забирает многодетный мужчина, который делал ей шкаф».

Теперь оптимизаторам нужно было сосредоточиться на полезности контента, внедрении LSI и смысловой уникальности.

«Баден-Баден»

Данный фильтр был призван бороться с переспамом — со страницами и сайтами с избытком ключей. В рекомендациях к нему предлагалось вписывать по 3-5 ключевых слов на материал, причем максимально естественно.

Y1

Это масштабный алгоритм, который проводил комплексную оценку сайта, предоставлял больше быстрых ответов и даже релевантные фрагменты видео.

«Мимикрия»

Фильтр, запущенный в августе 2022 года, призван бороться с сайтами, которые копируют функционал, дизайн и контент ранее существовавших ресурсов.

Заключение

На протяжении многих лет Яндекс остается лидирующей поисковой системой в России, а значит высокие позиции сайта в выдаче не теряют своей актуальности.

Чтобы ресурс соответствовал критериям ранжирования и не попадал под санкции Яндекса, он должен:

  • иметь уникальный функционал, дизайн и контент;

  • быть удобным для пользователей;

  • располагать мобильной версией;

  • иметь только естественные внешние ссылки;

  • не быть переспамленным;

  • предлагать релевантную, актуальную и полезную информацию.

Лидирующая позиция в выдаче — это потенциально высокий органический трафик, для получения которого необходимо помнить не только о SEO, но и о других каналах продвижения.

Комментарии (3)


  1. dblackpro
    09.01.2024 22:05

    Ох, прямо как в альбом со старыми фотками "Кодак" полистал. Спасибо за обзор.

    Магадан, Палех и Баден-Баден сформировали этику SEO-контента. Такими и должны быть статьи - незаспамленными, уникальными, интересными и наполненными смыслом.

    Те, кто изначально просто делал хорошие тексты, не скатились с горки Снежинска и не тряслись на ухабах Минусинска. Делай хорошо - будет хорошо.

    А вообще, сейчас был бы своевременен Магадан 3.0 для пессимизации GPT генерёнок, которыми сейчас, как цунами, залило топ по низкочастотке.


    1. EkaterinaMz Автор
      09.01.2024 22:05

      Спасибо, что оценили :) Действительно, было интересно вспомнить то, что стоит за плечами у опытных SEO-специалистов.

      Мы также делали вебинар в конце прошлого года "Как изменилось SEO за последние 15 лет". Возможно, вам он будет интересен. Буду рада вашей обратной связи.

      С наступившими праздниками вас!


  1. seoevil
    09.01.2024 22:05

    Про последние алгоритмы которые изменили seo, че там?