К этому подступались долго - изучить точный механизм обучения у птиц и узнать заодно - весь этот опыт в распознавании звуков опасности - это врождённое-генетическое или нет? Поскольку статья не роман ( это не первая статья на данную тему, но очень свежая, 2024 года ), то сразу ответ - опыт не сидит в генах ни у птиц, ни у человека с медведями. Всему птицы обучаются от родителей и сородичей. Птенцы рождаются по сути чистым листом. Как родители и среда обучит - так птица и будет ориентироваться в звуках. Скажем, если родители научат, что звук "че-че" это опасность и вокруг все птицы этого вида так же будут делать - птенцы будут "че-че" понимать как опасность, а звук ки-ки - как сигнал к кормлению. И наоборот - обучат что "че-че" это кормление, значит так и будут думать птенцы.

Пеночка трещотка - Phylloscopus sibilatrix. Вес от 8 до 13 граммов, размах крыльев 19 - 24 см. Питается насекомыми, ягодами. пауками, моллюсками. Высиживание птенцов от 12 до 14 дней, птенцы могут вылетать из гнезда между 10 и 13 днями после вылупления.
Пеночка трещотка - Phylloscopus sibilatrix. Вес от 8 до 13 граммов, размах крыльев 19 - 24 см. Питается насекомыми, ягодами. пауками, моллюсками. Высиживание птенцов от 12 до 14 дней, птенцы могут вылетать из гнезда между 10 и 13 днями после вылупления.

Исследовали Phylloscopus sibilatrix - пеночек-трещоток. Дальше буду звать их просто пеночками, их исследовали в Польше, выбрали вид по причине крайне быстрого взросления, всего 10 дней от вылупления и птенцы могут покидать гнездо. В дикой природе, в ходе эволюции, у данного вида закрепилась такая особенность - птицы кормят птенцов молча, а если появляется любая угроза рядом - прекращают кормить и издают простые, односложные сигналы тревоги. Важно, что пеночки ещё и селятся группами из своего вида, слыша друг друга при таких сигналах тревоги, в итоге повышается общая безопасность для птиц.

Для эксперимента взяли два участка леса, по 138 и 60 га, между ними 3500 метров. Все гнёзда пеночек пронумеровали и закрепили на карте. Важно было доказать - птицы раньше новые звуки никак слышать не могли и реакция на звуки именно естественная. 12-ти парам славок давали слушать 3,3 секундные вступительные риффы панк-рок песен - The Passenger Игги Попа и Outsider Pidżama Porno, песня IP и песня PP соответственно. Контрольным звуком выбрали песню зяблика в дикой природе, её пеночки точно могли слышать до эксперимента, зяблика записали с помощью направленного микрофона Sennheiser ME67/K6 и диктофона Zoom H6.

Звуки включали только когда родители были на гнезде и кормили птенцов, воспроизведение шло с iPod touch 32 ГБ, подключённый через Bluetooth, с динамиком JBL Flip 4, размещенным на расстоянии 10 м от гнезда Эти 12 пар птиц были выбраны так, что бы между ними было не менее 200 метров. То есть напрямую птицы не могли бы услышать друг друга, но если шло обучение между взрослыми птицами, то по итогу звук выучили бы как опасный другие птицы в группе.

Далее новые звуки воспроизводили, перемежая с реальными звуками опасности у диких пеночек. Каждую пару так тренировали 5 раз в день. 5 пар обучали звуку IP, а 7 пар звуку PP. Что бы совсем исключить случайности, помимо этого цикла парам давали слушать по 5 раз просто другой, новый звук, но без попеременного включения звука опасности. Пример фонового шума, да ещё и нового, это что бы проверить - а если давать слушать просто новый звук - что будет? Реакцию птиц фиксировали с помощью зеркальной фотокамеры Nikon d7200, с объективом Nikkor 18–105 мм и микрофона Sennheiser ME67/K6.

Результаты - перед началом обучения все пары пеночек реагировали на звуки IP и PP, так же как на звуки зяблика. После обучения птицы принимали звуки человеческой музыки как сигнал опасности, а те птицы которых так не учили, по прежнему не проявляли осторожности.

Графики до обучения, первые дни занятий и в конце обучения. В конце явно произошло закрепление обучения, птицы реагировали на человеческие звуки, как на сигнал опасности.
Графики до обучения, первые дни занятий и в конце обучения. В конце явно произошло закрепление обучения, птицы реагировали на человеческие звуки, как на сигнал опасности.

,Интересно, что у пеночек как у людей, разные пары по разному обучались. 7 пар из 11, после первого же дня обучения запомнили звуки человеческих песен, как звуки опасности. В процессе обучения одно гнездо было разорено ( я так понимаю, специально решили одним пожертвовать ). После этого события проверили 7 пар пеночек. Из них 4 пары, которые с первого дня обучения реагировали на новые звуки как на сигнал опасности, они ещё чётче стали боятся новых звуков. Но вот 3 другие пары игнорировали оба звука и во время второго теста.

В дальнейшем знание о новых звуках опасности расползлось по остальным парам, на всей наблюдавшейся территории. Подтвердилось, что птенцы обучаются у родителей, а родители в свою очередь способны усваивать новые комбинации звук-опасность, причём звук может быть и естественный и наш - человеческий.

По сути птичьи сообщества, это такие датчики-байты, самообучающиеся сети, которые усваивают информацию. Гибель одной пары или нескольких, не обрушит систему знаний. Те что остались живыми, запомнят новые звуки, которые предшествовали гибели товарищей и будут осторожнее в будущем. При этом явно есть те птицы, которые учиться не будут новому, ну так для их же хуже.

Так же в статье выделено - раньше сообщества птиц одного вида рассматривались как конкурентная среда - одна и та же "продуктовая корзина", соперничество за самок и места для гнёзд. Но данный эксперимент показал - именно в сообществах птицам легче выживать, поскольку они быстрее умного могут нахвататься друг от друга. Отдельным птицам внутри сообщества может быть плохо, но в целом всем птицам намного лучше жить вместе.

Базовая статья на английском - Auditory risk recognition is socially transmitted across territory borders in wild birds Ссылка.

Комментарии (9)


  1. Radisto
    19.03.2024 02:28

    Птенцы рождаются по сути чистым листом.

    Судя по всему, сама способность обучения звуку как сигналу опасности, у них врождённая. Лист не очень чист, если продолжать аналогию. Бланк пустой, но уже разгрфленный под вполне определенный тип заполнения


    1. butivskiydm Автор
      19.03.2024 02:28

      Эта матрица, для способности обучаться звукам, уходит возможно за границу вымирания динозавров. Есть догадки, что птицы не вымерли как энанциорнисовые и птерозавры, за счёт более высокого интеллекта, а значит большей способности обучать и обучаться.


      1. Radisto
        19.03.2024 02:28

        Ну, с точки зрения монофилетической кладистики динозавры не вымерли))) именно поэтому сейчас часто динозавров в статьях пениодически называют "нептичьи динозавры", потому что птичьих мы сейчас обсуждаем)))


    1. ssj100
      19.03.2024 02:28

      Ой прям как на философии про человека...


      1. butivskiydm Автор
        19.03.2024 02:28

        Человек кстати вообще самый чистый лист, в плане опыта. Базово, без обучения, разве что ходить сам сможет, но если рядом будет вместо человека кошка или наподобие, будет на четвереньках или вечно полусогнутым бегать.


        1. ssj100
          19.03.2024 02:28

          чистый лист или самородок(неотесаный камень) ... я и говорю что мы это проходили на философии. Там философы спорили....

          >если рядом будет вместо человека

          ну тоже помню видео цыпленка воспитывавшего утками - спокойно плавал со всеми :)


          1. butivskiydm Автор
            19.03.2024 02:28

            С человеком страшнее. Если до трёх лет ребёнка будет растить не человек, а кошка или утка, получится инвалид психический. Маугли Киплинга это просто фантазия, реальные маугли не умеют говорить.

            Люди точно просто листы. Если ребёнка, из любой семьи, будет растить животное, любой ребёнок будет инвалид психический, без исключений. Мы - это продукт строго социума, самостоятельно мы можем развиваться только имея базовое обучение от других людей.


            1. Radisto
              19.03.2024 02:28

              Нет, тоже не чистый: у нас есть зоны Вернике и Брока именно для усваивания речи. Даже у ближайших наших родственников шимпанзе их еще нет. И эти зоны используются кране специфично и консервативно. Плюс те же способности к социальному обучению: ребенок копирует далеко не любого. Как минимум, есть врожденная склонность к импринтингу (вспомним утят и цыплят), благодаря чему ребенок отдает предпочтение языку матери или того, которого он ей считает; врожденная реакция на Т-образный образ (лицо у приматов, ибо мы приматы, и лицо у нас такое уже сотни тысяч лет), врожденная склонность к обучению у особей, ранее проявивших большую компетентность или лучшую координацию (в досознательном младенческом возрасте). Таких данных уже много собрано и антропологами, и приматологами. Человек - не табула раса


              1. butivskiydm Автор
                19.03.2024 02:28

                Человек конструкт, без других людей ребёнок никогда не то что заговорить, даже банально понимать что можно говорить по человечески не сможет.

                Дети маугли это самое яркое и страшное подтверждение - без людей мы людьми не станем никак, надо как минимум до десяти лет растить детей среди социума, иначе вечный инвалид.

                Да, мы мозгом способны к речи как никто, но без обучения и копирования от людей, это не будет работать.