Всем привет! Меня зовут Артём Харченков, и я руководитель подразделения разработки программных продуктов в компании Crosstech Solutions Group. Сегодня я расскажу, как успешно пройти свой первый испытательный срок, что нужно делать обязательно и чего лучше не делать.
Для начала – кратко обо мне, чтобы было понятно, почему мне стоит доверять в таком вопросе.
/слайд обо мне/
Образование у меня ИБ-шное, в ИТ я работаю с 2012 года. За свою карьеру занимался внедрением, был разработчиком, инженером, главным техническим специалистом в группе разработчиков и даже делал проекты практически в одиночку :) В «Кросстех Солюшнс Групп» руковожу разработкой чуть более трех лет. Здесь мы создаем системы для обеспечения безопасности данных, сейчас импортозамещаем зарубежные продукты, ушедшие с российского рынка. К слову, активно нанимаем сотрудников: еще в прошлом году в компании было 50 человек, а в этом году стало уже больше 200.
В моем управлении четыре департамента: разработка, тестирование, системная аналитика и devops, суммарно нас на текущий момент уже 29 человек. За свою карьеру я сам прошел несколько испытательных сроков, а самое главное – повидал много работников, которые его проходили.
Советы из этой статьи актуальны для любой IT-шной профессии, но так как в моём управлении больше всего программистов, часть рекомендаций будет с уклоном в сторону разработки.
А что такого в первом испытательном сроке и зачем все эти советы?
Я бы сказал, что первый испытательный срок – это особенный и ни с чем не сравнимый опыт, во многом определяющий не только ваш дальнейший трек в компании, но и первое впечатление от работы в IT в целом. Вспоминая свой собственный первый испытательный срок (ой, как давно это было!), могу сказать, что интуитивно я придерживался только части рекомендаций, которые будут описаны дальше. Я, например, ничего не уточнил про план своего испытательного срока, не узнал кто будет меня оценивать и как, не спрашивал своего ментора, как я справляюсь, потому что просто не знал, что так можно. Зато я переживал за результат так сильно, что даже заболев через две недели после трудоустройства, через пару дней как только смог встать – побежал работать. В моём случае испытательный срок прошел успешно, но если бы я прочитал такую статью перед тем как устраиваться на первую работу, моя жизнь точно была бы легче:)
Есть советы, которые могут показаться очевидными. Но это только на первый взгляд, а на практике мало кто об этом задумывается. Например, если спросить новичка: «Как думаешь, стоит ли получать обратную связь о своих успехах хотя бы раз в пару недель?», то с высокой долей вероятности, тот ответит «Конечно!», а на деле такую инициативу джуны сами практически не предлагают. Такую ошибку совершал и я сам. Но перейдём к собственно рекомендациям.
Что важно помнить
1. Не только компания присматривается к вам, но и вы к ней
Конец испытательного срока – это временная отсечка, когда сотрудник и компания понимают, готовы ли они работать друг с другом или нет. Обычно он составляет три месяца, но иногда бывает и меньше, и больше. Если вам некомфортно, то вы всегда сможете завершить испытательный срок раньше. Это нормально, такое случается. Испытательный срок для этого и нужен, чтобы сотрудник и компания присмотрелись друг к другу и поняли, подходят ли они друг другу. Каждый раз, принимая нового сотрудника, ваша компания тоже проходит испытательный срок :)
2. Сосредоточьтесь на чём-то одном (в данном случае – на новой работе)
Эти 1-3 месяца в вашей жизни будут несколько сложнее, чем обычные. Именно то, как пройдет ваш первый испытательный срок, ляжет в основу вашего будущего отношения к работе, а может, даже и к выбранной сфере в целом. Поэтому в этот период лучше не начинать новых проектов. Например, не стоит совмещать начало работы и переезд в новую квартиру, или ремонт – иначе будете страдать и вы, и ваша продуктивность.
У меня есть знакомые, которые любят всё и сразу. Их логика примерно следующая: «С понедельника я выхожу на новую работу, записываюсь на курсы английского по выходным, а ещё начну ходить в спортзал». На практике получается, что энергии на такой режим хватает максимум на две недели, после чего у человека начинает сильно проседать одна сфера за другой, в том числе и работа.
3. Опыт чуть важнее соцпакета
Помню, была такая серия в ситкоме «Универ. Новая общага», где Майкл после защиты кандидатской при устройстве на первую работу высокомерно отказывает всем компаниям со словами «Как у вас нет отдельного кабинета? Перезвоните как появится!», «Зарплата 30 тысяч? Это смешно. Вообще-то я кандидат исторических наук!». Надо ли говорить, что потом ситуация изменилась и затем ему отказывали уже сами компании. По итогу Майклу пришлось устроиться хоть на какую-то первую работу, чтобы получить первый практический опыт.
Хоть мы и не историки, а IT-шники, в начале карьерного пути нам также необходимо получить опыт. Поэтому если ваша компания не дает абонемента в фитнес-зал, уроки английского языка или чего-то ещё – не страшно. Когда вы профессионально подрастете и вас захочет видеть у себя уже много компаний, вы сможете выбирать себе работу, ориентируясь в том числе на соцпакет.
4. На первом месте работы лучше поработать подольше
Если вы – начинающий специалист, для которого эта работа – первая, то я крайне рекомендую проработать на ней минимум полгода-год, чтобы получить тот самый первый опыт, с которым вас потом «с руками оторвут» на рынке.
Ещё на четвертом курсе универа многие из нас пошли работать. Часть группы поработали два месяца и ушли, а часть работали до самого выпуска, освоив до базового уровня какой-то из языков программирования. Старт карьеры был наиболее успешным у тех, кто уже успел набраться опыта и к защите диплома набил руку.
Уходить с первого места работы по вашей инициативе следует только в 2-ух случаях:
До вас всем нет вообще никакого дела, вам не выдают задачи, а если и выдают, то они максимально механические и простые. Например, копипастить что-то из одного класса в другой или добавлять новые поля на веб-формочки. Никакого развития на таких задачах не происходит, и вы просто просиживаете здесь штаны.
Вы попали в максимально токсичный коллектив, где руководитель – самодур, а все коллеги – неуравновешенные. За каждую ошибку в коде на вас орут и бьют клюшкой для гольфа.
Конечно, я немного утрировал, но если ваша ситуация близка к этим двум, то вам действительно стоит поискать что-то ещё. Для будущих работодателей ваше решение уйти будет выглядеть адекватным. Во всех остальных случаях я очень рекомендую постараться проявить себя на текущем месте.
5. Половина успеха – в ответственном отношении к работе
Если вы осознанно подходите к работе, выкладываетесь на все сто и вас волнует, как пройдет испытательный срок, то у меня для вас хорошая новость: вы достигли 50% успеха! По моему опыту, половина сотрудников испытательный срок не проходит из-за наплевательского отношения. Помню случай, когда новый тестировщик устроился на работу и больше ни разу на ней не появился. Как потом выяснилось, он был заядлым игроком в онлайн-игры и на следующий день его клан позвал в «рейд на лича», куда он с удовольствием вместо работы и пошёл, видимо, тестировать новую броню:) Видел я и разработчиков, кто игнорировал пожелания и распоряжения своего тимлида и упорно делал всё по-своему без какой-либо аргументации. Ему в Merge Request’e пишут, что здесь необходимо использовать существующую функцию utils.checkItem(newItem) и писать названия в lowerCamelCase, а он продолжает изобретать собственную библиотеку, где названия методов пишутся Inthisstyle и все методы public. Все эти случаи, конечно, печально заканчивались.
Впрочем, одной ответственности недостаточно. Еще нужно быть достаточного уровня квалификации для выбранной позиции и компании. У меня в департаменте был сотрудник Семён (настоящее имя заменено), который не прошел испытательный срок, хотя сам по себе был приятным человеком, старался, сидел до вечера в попытках решить поставленные ему задачи. Но из-за изначально низкого уровня его пришлось уволить по окончании испытательного срока, так как он пришёл на должность мидла, а по факту не потянул даже на джуна. Мы так до конца и не поняли, как он прошёл собеседование, потому что все кто его проводил, сошлись во мнении, что на вопросы он отвечал очень даже хорошо. Но когда он взял практические задачи, то все были в шоке: человек нормально не умел создавать новые сущности и пользоваться отладчиком кода в IDE. Отличный пример теоретиков на собеседовании :) Хорошо, что он сам понимал, что не тянет свою позицию, и ушел спокойно и без конфликтов.
6. Ответственность компании – найм и рабочая нагрузка
Пример про Семёна из предыдущего раздела – это типичная ошибка найма. Чаще всего такие случаи единичны.
Если вы делали всё, что вас просили, старались и выкладывались, а по итогу не прошли испытательный срок — знайте, что это ошибка найма, а не ваша. Для компании ваш найм стоит довольно дорого: она несёт затраты на поиск, подбор, инвестиции в ваше обучение, зарплату тех, кто вас обучает и курирует. Поэтому компания не будет просто так, из-за своего самодурства, избавляться от вас. Она сделает это только в случае, если вы не подошли по каким-то объективным причинам. Но даже если вас по итогу уволят, просто продолжайте искать работу дальше. Не стоит сильно расстраиваться из-за этого (да-да, знаю, легко сказать!).
7. Но ваша работа и карьера – ваша ответственность
То, что ответственность за найм лежит на компании – это не значит, что вы должны расслабиться и пустить всё на самотёк. Вы должны сделать всё возможное, что зависит от вас. А от вас зависит очень многое. Пишите свой код настолько хорошо, насколько только можете и продемонстрируйте, что в вас поверили не зря!
Какие есть компании и с какой стоит начать свою карьеру
Компании бывают крупные, средние и маленькие. Разберем их преимущества и недостатки с точки зрения работы начинающего специалиста.
Плюсы и минусы работы в крупной компании:
Плюсы |
Минусы |
Скорее всего, есть выстроенный процесс онбординга, к вам приставят ментора |
Вы можете затеряться в огромном количестве сотрудников, и про вас забудут |
Процессы в компании уже хорошо организованы, вы получаете правильный опыт |
Вы – лишь винтик огромной системы, можете не чувствовать своей причастности к большому делу |
Есть чёткая должностная инструкция |
Много бюрократии и согласований. Случается, что технику и доступы выдают по 2 недели |
В среднем более устойчивы в кризисы |
Тяжелее быстро расти, даже если вы – супермолодец |
Плюсы и минусы работы в маленькой компании:
Плюсы |
Минусы |
Ваша работа всегда будет на виду |
Часто не всегда понятно, что вам делать и куда идти – вопросы решаются только личным обращением к ментору |
Вы чувствуете себя частью команды, есть единение вокруг проекта |
Вы будете совмещать несколько должностей– сами себе станете аналитиком, разработчиком и тестировщиком |
Можно быстро вырасти и стать незаменимым, если вы – супермолодец |
Часто бывает, что не у кого спросить совета, так как раньше этого никто не делал |
Вопросы решаются немного быстрее, в том числе с помощью сообщения коллеге в телеграмм |
Менее стабильны к кризисам |
Нет процессов – вы не узнаете, как правильно должен работать тот или иной процесс |
Средние же компании могут объединять плюсы и минусы маленьких и больших. Кстати, наш «Кросстех Солюшнс Групп» можно как раз отнести к категории средних.
В одних компаниях вашим руководителем и ментором могут быть два разных человека, в других компаниях это будет один человек. Под ментором я имею в виду того, кто погружает вас в проект, оценивает ваши успехи и по итогу принимает решение о вашей дальнейшей судьбе, либо же передаёт заключение о вас руководителю. У нас также нет к этому единого подхода: иногда нового человека менторит его непосредственный руководитель, иногда – старший программист.
Так в какую компанию лучше идти начинающему специалисту? Ответ: без разницы. В какую возьмут? Для старта любой вариант хорош. Если вы получите первый опыт в маленькой компании, то, в дальнейшем будет классно поработать и в крупной, чтобы понять и увидеть разницу в подходах. И наоборот, после крупной компании для более цельной картины мира хорошо было бы поработать и в маленькой. Сам я начинал с большой компании, затем поработал в очень маленькой, а две крайние в моём списке – средних размеров.
Итак, вас взяли. 7 рабочих лайфхаков для прохождения испытательного срока
Советы, приведенные ниже, актуальны для компаний любого размера, и помогут вам не растеряться в первые месяцы на новом месте и зарекомендовать себя как проактивного сотрудника.
Спросите про план испытательного срока
Некоторые компании практикуют план испытательного срока с целями и задачами, а некоторые – нет. Поэтому не стоит спрашивать слишком настойчиво предоставить вам этот самый план. Можно спросить примерно так: «У меня есть какой-то формализованный план с задачами, целями на испытательный срок и оценками их достижения? Или же мои результаты будут оцениваться менторами и руководителями экспертно, исходя из моей эффективности и общего впечатления обо мне как о работнике?». Такой вариант не принижает ни одного подхода, вы показываете, что уважаете как наличие такого плана, так и его отсутствие и считаете и то и другое нормальным.
Используйте кофе-брейки с пользой
На них вы можете больше узнать о проекте. Если вы – разработчик, в перерывах вы можете общаться с другими разработчиками, тестировщиками или аналитиками из вашей команды. Спросите у них, как будет тестироваться ваша текущая фича, чтобы вам лучше понимать, чему уделить больше внимания. Спросите у руководителя проекта, кто ваш заказчик, как давно проект разрабатывается, на какой он сейчас находится стадии. Любая информация о проекте будет полезна, помните, что погружение в проект – это одна из основных целей испытательного срока.
Показывайте своё желание расти и развиваться
При виде неизвестного фреймворка не нужно говорить фразами «это я не знаю», «это не умею», даже если это действительно так. Вас взяли на работу не просто так, работодатель поверил в вас и в ваши силы, увидел потенциал и способности к обучению. Вы всегда можете заменить такие фразы на более позитивные: «С этим не работал, но слышал про эту штуку, думаю почитаю и разберусь» или «Про такое не слышал, но очень интересно изучить эту технологию», «Класс, так много нового узнаю и изучу». Тем самым вы показываете, что в вас есть запал и желание развиваться, а это очень важно для джунов. В IT очень ценятся люди, которые готовы разбираться с неизвестными технологиями и занимают активную позицию. В идеале в каждой задаче даже старшего программиста от 30 до 50% потенциальной работы – новая и неизвестная зона.
Почаще подводите промежуточные итоги
Желательно договориться заранее о промежуточных точках контроля и фидбеке о вас: это можно делать 1 раз в 2 недели или 1 раз в месяц. Понимать обратную связь необходимо, чтобы в случае чего успеть исправиться. Если вы придёте с неудовлетворительным результатами в конце – может быть уже слишком поздно, а если узнаете о проблемах через месяц, то ещё успеете что-то изменить в своей работе. Это подход как в гибкой методологии разработки Agile: чтобы достичь целей, которые устраивают заказчика, необходимо проводить демонстрацию результатов каждый спринт. В нашем случае в роли заказчика компания, а вы – исполнитель. Здесь идея такая же. Это работает.
Перед выполнением задачи убедитесь, что понимаете результат
Этот совет мне дал мой первый руководитель на моей первой работе, я его использую по сей день. Коля, если ты это читаешь, спасибо тебе :) Есть лайфхак: в конце предложите ментору кратко пересказать, как вы поняли задачу и что должно получиться в итоге. Это займёт пару минут, но повысит вас в глазах руководителя, вы дадите ему понять, что ответственно подходите к делу и удостоверяетесь, что всё поняли правильно. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы, если в результате пересказа выяснилось, что вы что-то поняли неверно.
Некоторые люди стесняются задавать вопросы. У меня в команде была девушка-аналитик, которая при получении задачи всегда кивала и говорила, что ей всё понятно. По итогу в результате её работы получалось совсем не то, что требовалось. Затем мы ввели с ней практику пересказа задачи своими словами. Да, для постановки задачи стало требоваться больше времени, но зато результат получался намного ближе к тому, что было нужно, что в свою очередь, сильно экономило время.
Фиксируйте результаты встреч
Записывайте резюме ваших с ментором договоренностей, будь то организационные моменты или технические детали по задаче. Старайтесь не надеяться на свою память, в первое время новой информации будет очень много и всё в голове удержать не получится.
Поверьте, очень сильно раздражает, когда один и тот же вопрос задаётся по нескольку раз: например, вам недавно рассказали, как взаимодействуют сервисы А и Б, а вы приходите с этим вопросом повторно. Это происходит из-за того, что в моменте вам показалось, что вы это запомните, но потом все улетучилось. Можно спросить разрешения на запись онлайн-встречи или диктофонной записи очной встречи с ментором. Объясните, что это нужно для того, чтобы вы потом в спокойной обстановке переслушали ваш диалог и лучше поняли какие-то моменты и детали объяснений/обсуждений. В 99% случаев возражений против записи не будет. В нашей компании мы практикуем в том числе записи групповых встреч и обсуждений, чтобы никакие детали не были утеряны.
Уделяйте время на изучение технологий, которые используются на проекте
Договоритесь с ментором, какую часть времени вы будете посвящать изучению тех технологий, по которым у вас недостаточно знаний. Так как вас брали на начинающую позицию, все понимают, что вам есть что подтягивать, и все 100% времени посвящать закрытию задач неэффективно. Проговорите, что 20-50% рабочего времени (в зависимости от ситуации) вы будете заниматься изучением технологий проекта и обсудите, в каком именно порядке это стоит делать. Например, вы пришли на проект, где используется брокер сообщений, а вы раньше с ним не работали. Будет намного эффективнее, если вы посвятите какую-то часть времени реализации небольшого пет-проекта с брокером, поймёте хотя бы основные принципы его работы, а уже потом приступите к реализации боевых задач в проекте, которые с ним связаны.
Что точно не надо делать на испытательном сроке
Далее перечислим несколько вещей, могут быть негативно восприняты эйчарами и руководством. Их просто стоит иметь в виду – на самом деле, в конкретной ситуации вам будет виднее, как поступать, но эти рекомендации помогут сориентироваться быстрее.
Сидеть и ждать следующей задачи
Иногда случается так, что в потоке рабочих задач про вас могут забыть, это нормальная история. Не стоит обижаться на это или стараться «пересидеть тихо», ожидая внимания ментора. Закончили задачу – спросите, что можно ещё поделать. Будьте проактивны – руководство это оценит!
Воспринимать критику как личное оскорбление
Помните, что критика работы – не критика конкретно вас как человека. Некоторые члены команды могут высказываться на код-ревью довольно жёстко, но скорее всего вас об этом предупредят или вы скоро поймёте это сами. Часто проблема в том, что в тексте не всегда видна эмоция, с которой человек пишет тот или иной комментарий. Сообщение «Вот тут надо переписать функцию так-то» в голове у человека может звучать по-разному.
Помню, как один программист по имени Леонид был очень недоволен комментариями к его Merge Request’ам. Ему казалось, что каждый из комментариев нацелен на унижение и оскорбление его личного достоинства, что выражалось в едких ответах и исправлением ошибок нехотя. Когда команда HR собирала обратную связь по Леониду, коллеги отметили, что он резко реагирует на комментарии к его коду. Проблему решил прямой и открытый разговор – претензий как к человеку к нему не было, а исправления были нацелены на общий результат. Но проговорить это было важно. В результате Леонид стал проще относиться к критике, а код стал писать лучше. Мораль истории следующая – обратная связь от коллег полезна, и не стоит принимать ее близко к сердцу.
Часто дергать ментора
Старших разработчиков сильно выбивают из состояния потока постоянные вопросы от их подопечных. Представьте, сидишь такой, решаешь архитектурную задачу межгалактического уровня, в голове уже построен алгоритм размером с адронный коллайдер, а тут тебе в рабочий чат прилетает вопрос «Игнат, а подскажи пожалуйста, вот функция Arrays.sort() тут вызывается, она что делает?». Нет ничего хуже, чем задать подобный вопрос в таком контексте.
Поверьте, у ментора много дел и он очень занят текущими проблемами проекта. Если у вас возникла проблема, сначала постарайтесь решить её самостоятельно: погуглить, задать вопрос в ChatGPT. Только перепробовав какие-то варианты самостоятельно, идите к ментору с вопросом.
Ещё лучше, если у вас накопится список из 3-5 вопросов, которые вы за одну встречу на 20-30 минут сможете задать ментору. Перед тем как задать вопросы, обязательно сформулируйте их и укажите варианты, которые вы уже пробовали для самостоятельного решения. Это поможет провести синк с ментором эффективно и покажет вас как самостоятельного сотрудника, на которого можно положиться.
Бонусный лайфхак для первого рабочего дня
Им, как и всеми остальными, можно воспользоваться, а можно и нет. Но я оставлю этот совет как рекомендацию, которая поможет настроиться на нужный лад и быстрее адаптироваться. В общем – в первый рабочий день не убегайте с работы сразу после оформления и получения техники, даже если вы будете работать удалённо. Лучше осмотритесь: прогуляйтесь по офису, почитайте регламент работы вашего отдела, установите нужный для работы софт. По возможности познакомьтесь с кем-нибудь, кто пришел выпить кофе на кухне (конечно, речь не о том, чтобы вовлечь человека в часовую беседу о себе, а о небольшом смолл-толке). К слову, руководителю подобное поведение тоже понравится – лично я обращаю внимание на такие мелочи и знаю, что так делают многие мои коллеги-руководители.
Всем удачи и закрытых испытательных сроков! Если есть вопросы или захотел работать у нас, отправляй свой отклик на почту hr@ct-sg.ru
Комментарии (6)
Vadim028
30.03.2024 10:54это я не знаю», «это не умею», даже если это действительно так.
«Класс, так много нового узнаю и изучу».
Те врать и обманывать, потому что так лучше?
Есть лайфхак: в конце =>предложите ментору кратко пересказать<=, как вы поняли задачу и что должно получиться...
Неужели ментора надо просить пересказать то о чём он только что рассказал?
Может быть "попросить ментора послушать пересказ того что вы поняли"?
У меня в команде была девушка-аналитик, которая при получении задачи всегда кивала и говорила, что ей всё понятно
Она ведь всё по вашим лайфхакам сделала - не говорить что не поняла или не умеет, даже если это действительно так... Класс, подумала она, "так много нового узнаю и изучу"
Ava256
30.03.2024 10:54Опять описывается сферическая продвинутся компания в вакууме с выстроенными процессами и понимающими менторами ) В реальности часто это не так и ментор через неделю пропадает и ссылается на занятость и крутись как хочешь )
alexeibob
30.03.2024 10:54Интересная статья. Мне как человеку, проходящему свой первый испытательный срок, есть что из неё почерпнуть. Даже немного удивлён, что многим из советов я следовал как-то по наитию :D
Araa9977
30.03.2024 10:54В 5-6 страдают из-за этого больше работники, чем работодатели, из-за ошибки найма, особенно "прикольно" если принял оффер, уволился с предыдущего места, не прошел испытательный срок, и остаёшься без подушки безопасности под новый год.
Я был в такой ситуации, и скажу так, это произошло из-за нехватки опыта ... Нехватки опыта у Джуна! Парам-парапам.
StPadre
30.03.2024 10:54Испытательный срок это тоже процесс в компании, значит его и надо грамотно выстраивать. И с фидбеком по задачам, и с планом стажировки и прочими смолтолками кофебрейкными.
olku
....но со временем минусы больших компаний не будут таковыми казаться. Когда поймёте, что не меняете мир, что ваш код станет лигаси через два года, что слаженная работа винтиков важнее горящих индивидуумов, что расти в мелких компаниях просто некуда, а техстек вы освоите уже через год. Тогда придет дзен.