Привет, Хабр.
Выдался вечер, в который я всё-таки дозрел поделиться с вами небольшой рефлексией. Я на Хабре уже три года и три месяца, почти всё это время мне удаётся публиковать примерно по 4 лонгрида в месяц, а с некоторого времени — и по паре переводов в месяц (в этом блоге встречаются научно-популярные переводы, а под технические переводы у меня существует второй блог @Sivchenko_translate, большинство публикаций в котором сделаны по заказу редакции Хабра, а именно — уважаемого @atomlib. Тематика у моих лонгридов разнообразная, но в основном это Geektimes, а не чистый Habr — то есть естественнонаучные сюжеты, попадающие в хаб «Научно-популярное», ещё минимум один другой хаб, никак не относящиеся к хабам по языкам программирования, менеджмент-хабам и практически не попадающие в хабы «Научная фантастика» и «Читальный зал».
Вот мой вклад в конкретные хабы (в рейтинге не участвую):
В большинство публикаций мне попадают минусы с мотивацией «Не соответствует тематике Хабра». Не далее чем позавчера я написал статью «Наноразмерные кассетные бомбы, применяемые в онкологии» (+17, 1,6 тыс. просмотров), за которую получил 2 таких минуса. Поэтому ниже я изложу моё субъективное мнение, зачем на Хабре научпоп, что такое «тематика Хабра», и почему таких авторов как я, @SLY_G @Arnak @Lirts команды @InBioReactor и @Catx2 на Хабре хотелось бы видеть больше. Также упомяну здесь афоризм Луи Пастера, который выбрал в качестве статуса в сети «ВКонтакте» мой друг Андрей Лазукин: «Случай является на помощь тому, кто неустанно ищет».
Преуведомление
По сути своей профессиональной деятельности большинство читателей Хабра являются инженерами — то есть решают самые разные прикладные задачи, добиваясь максимальной ROI, стараясь не изобретать велосипед, находить максимально эффективные и при этом надёжные решения, анализируют требования, избегают ошибок, либо оперативно исправляют их и т.п. Кроме того, читателю Хабра, как правило, приходится балансировать между интересами стейкхолдера и клиента. Неочевидные баги в деле программиста — притча во языцех, эта проблема блестяще разобрана в легендарной статье @Milfgard «Вы неправильно пишете животных».
В первые месяцы работы на Хабре я старался хотя бы иногда затрагивать семиотику, и в мае 2021 года написал статью «Узелковое мышление. Об информационной уникальности кипу». Кипу – это узелковое письмо древних перуанцев, в котором удивительным образом были предвосхищены некоторые черты базы данных и графа. Именно к этой статье я получил два очень глубоких комментария, которые приведу здесь целиком.
@werevolff (https://habr.com/ru/articles/557112/#comment_23040294)
Спасибо. В последнее время, "умная" лента моего смартфона выдавала весьма низкосортные статьи с Хабра. Их было очень много.
Однако, подобные статьи, которые позволяют выйти за пределы привычных нам абстракций, рождают базу качественного профессионального контента. Для людей, которые пишут код, полезно уйти от привычных им моделей и определений, чтобы понять, что в основе их языков программирования лежит управление данными, структурами данных и алгоритмами
@visirok (https://habr.com/ru/articles/557112/#comment_23297388)
Для меня кипу являются предтечей Mind Maps и иерархических категоризаций.
Но попытки привязать к узелкам программную семантику весьма любопытны
Наверное, с тех самых пор мы с @visirok стали интересно переписываться и общаться в телеге, это один из редких людей, который в моём уже немалом возрасте остаётся для меня интеллектуальным авторитетом и вдохновителем. Тем не менее, перейдём к главному — зачем на Хабре такие лонгриды, как у меня и других упомянутых выше авторов.
Важность научной избыточности
Примерно со времён Манхэттенского проекта (1942-1945) отдельные проекты фундаментальной науки сравнились по масштабу с тяжёлой промышленностью, но не всегда они приводили к желаемому результату. Тем ценнее оказывались возможности переориентации этих проектов на другие научные цели. Приведу несколько примеров.
В 1982 в японском регионе Камиока начали возводить огромный подземный комплекс Kamiokande. К тому времени уже было известно, что свободный нейтрон, находящийся вне атома, имеет период полураспада около 10 минут, но свободный протон (ядро водорода-протия) кажется абсолютно стабильным. Чтобы проверить, существует ли в природе распад протона, в Камиока на месте покинутых в начале XX века кадмиевых выработок обустроили резервуар с 50 000 тоннами воды. Стенки резервуара были выстланы детекторами (сцинтилляторами), которые должны были отреагировать, если хотя бы один протон в этом объёме разделится на более мелкие элементарные частицы. Данный проект результатов не дал (подробнее о гипотетическом распаде протона я писал в этой статье), но оказалось, что Kamiokande идеально подходит для детекции нейтрино, поскольку находится в толще пород, куда не проникает никакое космическое излучение, кроме этих сверхлёгких частиц, практически не взаимодействующих с материей. Множество детекторов также оказались как нельзя кстати. Уже в 1987 году детектор позволил зафиксировать целый всплеск нейтрино, предшествовавший взрыву сверхновой в соседней с нами галактике Магелланово Облако. Впоследствии в этих же шахтах был возведён детектор Супер-Камиоканде (1996 год), в на 2027 год намечен пуск ещё более мощного аппарата Гипер-Камиоканде. Теперь это незаменимые инструменты нейтринной астрономии.
Более экзотический пример — обсерватория LIGO (Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory), спроектированная в 1992 году Кипом Торном, Рональдом Древером и Райнером Вайссом. Первые лазерные интерферометры такого рода конструировали с конца 1970-х, а LIGO действует с 1999 года и, подобно Камиоканде, создавалась с целью обнаружить гипотетическое явление — гравитационные волны. Гравитационные волны — это рябь пространства-времени, возникающая при столкновении и/или слиянии двух сверхтяжёлых объектов, например, чёрных дыр или нейтронных звёзд. Обсерватория состоит из двух подземных сооружений на территории США — Ливингстон, штат Луизиана и Хэнфорд, штат Вашингтон. Поиск вёлся до середины 2010-х, и в феврале 2016 было объявлено, что впервые зафиксированы гравитационные волны от события GW150914 (слияния двух чёрных дыр, произошедшего в октябре 2015 года). Этот эксперимент увенчался успехом, однако уже в 2016 году итальянские учёные Сесилия Чиренти и Лучиано Реццола из Франкфуртского университета предположили, что LIGO может использоваться и для поиска экзотических гравитационных звёзд (гравастаров), о которых я также писал в одной из недавних публикаций. Гравастар — это гипотетический объект, который может представлять собой вложенную структуру из нескольких тонких нейтронных оболочек, между которыми находится конденсат Бозе-Эйнштейна. Разница в свойствах и амплитуде гравитационных волн теоретически может позволить обнаружить и такие объекты, и поэтому очень кстати, что комплекс, подходящий для их поиска, уже возведён и пущен в работу.
Наконец, рассмотрим третий пример — открытие пульсаров. Пульсары являются подклассом нейтронных звёзд. Они вращаются и со строгой периодичностью испускают импульсы в различных диапазонах кроме оптического — от радиоимпульсов до рентгеновских лучей. Существование нейтронных звёзд было предсказано ещё в 1930-е годы, вскоре после открытия нейтрона, но обнаружить их не удавалось из-за отсутствия подходящих приборов. Но в 1960-е годы, после выхода человека в космос, мы с невиданной ранее серьёзностью занялись поиском собратьев по разуму (проект SETI основан в 1959 году), и для этой цели стали использовать радиотелескопы, первые модели которых были сконструированы ещё в 1930-е годы. Предполагалось, что на фоне космического шума разумная цивилизация, желающая выйти на контакт, будет пользоваться наиболее простой дальнодействующей телекоммуникационной технологией (вещать в радиодиапазоне) и должна будет подобрать яркий сигнал, который будет хорошо распознаваться на фоне космического шума. Такую упорядоченную последовательность действительно совершенно случайно обнаружили в 1967 году Энтони Хьюиш из Кембриджского университета и его аспирантка Джоселин Белл. Хьюиш был одним из пионеров радиоастрономии и в том же 1967 году завершил работу над новым радиотелескопом, который предполагал использовать для поиска радиогалактик (квазаров), открытых несколькими годами ранее. Но поиск инопланетного разума был настолько актуален, а обнаруженный Белл источник регулярных радиоимпульсов столь необычен, что озадаченные исследователи даже назвали его «LGM-1», подразумевая под этой аббревиатурой «Little Green Men» («Маленькие зелёные человечки»). Его современное название — PSR B1919+21. В 1968 году пульсары были охарактеризованы как «вращающиеся нейтронные звёзды». Сегодня известен целый класс таких радиозвёзд, но они, опять же, были бы открыты значительно позже, если бы не совокупный интерес к квазарам и поискам внеземного разума и не связанные с этим капитальные вложения в астрономию.
Что эти примеры означают в контексте Хабра
Я считаю, что наиболее качественные и интересные лонгриды из потока «Научпоп», подготовкой которых мы для вас занимаемся, должны рассказывать об истории идей и о пути к каждому рассматриваемому научному феномену. Некоторые из объектов и явлений, о которых мне доводилось писать, пока не открыты — как, например, вышеупомянутые гравастары и химический элемент фейнманий, существование которого неизбежно проистекает из периодического закона. Другие физические идеи, например, море Дирака, о котором я писал в ноябре 2023 года, в итоге оказались на обочине научного поиска, но подстегнули развитие альтернативных идей. Наконец, существуют статьи-предостережения, в моём случае к ним можно отнести материалы о кобальтовой бомбе, бесконтрольно размножающихся машинах фон Неймана или использовании нейронных сетей для проектирования чрезвычайно опасных токсичных соединений. Изучение истории идей, истории ошибок и истории случайных научных находок видится мне крайне важным и полезным занятием для инженера. Некоторые материалы, в удовольствии разместить которые я себе не отказываю, посвящены людям, серьёзно опередившим своё время, например, скромному преподавателю военного училища Эдварду Неовиусу, на досуге изобретавшему собственную систему связи с инопланетянами и, подобно многим своим современникам уверенному, что его работа крайне важна, и что он стоит на плечах гигантов.
Кода
Уважаемые читатели, скоро у нас на сайте будут подведены итоги конкурса «Технотекст-2023». Я вхожу в состав редакторской группы, которая будет рассматривать самые интересные ваши работы, моя прерогатива в данном случае — научпоп. Пожалуйста, считайте эту статью развёрнутым объявлением о моих предпочтениях и вкусах. Не стесняйтесь писать на Хабр научпоп. Предлагайте пожалуйста темы на «выход из плоскости». Не бойтесь словить хейт, а смело вынуждайте нас размышлять, удивляться и стремиться к исследованию неочевидных научных диковин.
Комментарии (11)
MasterMentor
31.03.2024 21:51+11ИМХО "научпоп" делится на две не пересекающиеся части: изложение науки популярным, понятным массам языком (то есть просвещение), и попытки сорвать барыши (куш) на популярных научных и околонаучных темах (то есть реализация корыстных интересов).
Это традиционная диалектика прослеживается из века в век.
Первой - welcome, второй - ффтопку. (опять же ИМХО)
MasterMentor
31.03.2024 21:51+1PS Конечно, есть ещё "любители", рассуждающие о том, чего сами не понимают. Но их в расчёт не берём - это попутчики, не идущие в сравнение ни с первыми, ни со вторыми.
Yukr
31.03.2024 21:51+4Человек часто обогащается идеями для своей деятельности знаниями из разных сфер. Пример - изобретение застёжки-липучки и многого другого.
Отличной, хотя и неоднозначной, иллюстрацией важности разнообразных знаний для прогресса служит повесть Стругацких " За миллиард лет до конца света ".
MasterMentor
31.03.2024 21:51+4Ребята знали что пишут. У них не просто набор наукообразных слов. :)
Б. Стругацкий в 1955 году закончил математико-механический факультет ЛГУ по специальности «астроном». Работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам.
>>Неплохо я продвинулся, — сказал он и принялся рассказывать, как ему удалось переформулировать задачу и свести ее сначала к уравнениям в векторной форме, а потом к интегро-дифференциальному уравнению, как у него стала вырисовываться физическая картина. ...Это надо же — какой паршивый интеграл оказался! Ну, ладно… Пусть это будет константа… от омеги не зависит. Ясно ведь, что не зависит. Из самых общих соображений следует, что не должен зависеть. Малянов представил себе этот шар и как интегрирование идет по всей поверхности. Откуда-то вдруг выплыла формула Жуковского. Ни с того ни с сего. Малянов ее выгнал, но она снова появилась. Конформное изображение попробовать, подумал он. ...Оказывается, при самых общих предположениях относительно потенциальной функции мои уравнения движения имеют еще один интеграл – кроме интеграла энергии и интегралов моментов. Получается что-то вроде обобщения ограниченной задачи трех тел. Если уравнения движения записать в векторной форме и применить преобразования Гартвига, то интегрирование по всему объему проводится до конца, и вся математика сводится к интегро-дифференциальным уравнениям типа Колмогорова – Феллера…
(с) Братья Стругацкие, За миллиард лет до конца света
kost_tr
31.03.2024 21:51Идея идёт от задачи, актуальной задачи
Просто идея ничего не даст;)
С точки зрения переключения с основной деятельности на другую, да интересно
А просто ради постов тут пусть решает дорогая редакция
Если статья касается некой бизнес части инженерных решений - это было бы супер, но писать науч поп с ссылкой на инженерную статью очень серьезный труд
Я пользуюсь e-library когда есть потребность в чем либо разобраться или посмотреть критику, возможно науч поп помогает, но проф перекос толкает на спец источники информации:)
Yukr
31.03.2024 21:51+3и да и нет, у читателей может быть актуальная задача, на которую автор подал идею, даже не предполагая этого.
Читал про смешной случай - некие дизайнеры пытались придумать 3D обои. Долго экспериментировали, но удовлетворительного результата не достигли. Зато изобретённая ими пузырчатая плёнка отлично пригодилась для упаковки. А спустя некоторое время эта штука отлично подошла для успокоительного лопанья)))
visirok
31.03.2024 21:51+1Меня лично статьи Олега Сивченко увлекают отвагой автора браться за темы, которые даже тонкие специалисты зачастую не решаются связывать и обсуждать вместе. Существует много ресурсов, добротно пересказывающих последние публикации "академических" журналов. Это тоже полезно и важно, но Олег умудряется показать такие возможные связи между областями и явлениями, описывает такие гипотезы, которые действительно заставляют по-новому взглянуть на мир.
Мне кажется, это отличительная черта Хабра и её надо обязательно сохранить.
Остаётся надежда, что может быть редакция поднакопит деньжат, создаст новую гениальную концепцию взаимодействия с читателями и реализует её. Так, чтобы сильные стороны нынешнего Хабра остались, а слабые, например - поиск, улучшились.
Возможно, стоит подумать о персонализации на основе ИИ и генерации ежедневных писем с рекомендацией статей не только на основе высказанных предпочтений, но и на основе прочитанных данным читателем статей за последнее время, как это делает Medium. У меня не получается ежедневно заглядывать в Хабр и я, очевидным образом, кое-что интересное пропускаю. И если бы мне о хорошей статье напомнили пусть и через пару лет после её выхода, я был бы признателен ресурсу и его редакции.
AlexxChem
31.03.2024 21:51Спасибо большое за статью, было очень радостно (и познавательно) её прочитать.
Интересно, что она опубликована примерно через двое суток после моей, которая как раз является научпопом начального уровня. И к этому моменту я уже имел минус в карму с комментарием "Не соответствует тематике Хабра", а также как минимум один минус самой статье с той же формулировкой.
Сейчас у статьи уже 4 минуса.Но кроме минусов у неё 113 плюсов, а моя карма поднялась с 3 до 31, что вместе с другими показателями статьи довольно убедительно говорит об уровне востребованности и интереса сообщества к подобным темам и жанру в целом - чему я очень рад и благодарен!
А дискуссия в комментариях в целом подтверждает тезисы Вашей статьи.Ещё раз спасибо!
OlegSivchenko Автор
31.03.2024 21:51+1Спасибо вам за высокую оценку. Непременно почитаю вас внимательнее. Добавил вам плюс в личную карму и +3 в статью
SomeAnonimCoder
Я вообще не понимаю зачем то, что было когда-то крутым техническим сайтом, засорять средней руки научпопом, да ещё и по темам далёким от IT. Я понимаю, что вопрос тут не к авторам, а к комьюнити или скорее администрации, но всё равно - зачем? Кому-то правда хочется видеть на техническом ресурсе вот это?
werevolff
Затем, что техника и IT - это способы автоматизации. Это сферы, которые превращают сложные вещи - в простые. Но происходить это может только тогда, когда появляется простой формальный язык для описания сложных вещей. Научпоп - это, как-раз, метод поиска такого языка.
Другой научно-популярный автор, Бен Орлин, в своей книге "Change is the only constant" (В русской редакции "Время Переменных"), упоминает заслугу Готфрида Лейбница в качестве инноватора математического языка. Орлин подчëркивает, что введение (не изобретение, а популяризация) символов и обозначений, упрощающих математическую запись, оказало значительное влияние на развитие математики. Например, трудно представить себе, как бы мы считали, если бы никто не ввëл символы скобочек для группировки, или символ = для обозначения равенства. Наверное, нам нужно было бы иметь более толстые тетради по математике в школе, чтобы писать эти блоки вычислений без коротких обозначений.
Однако, важной заслугой Лейбница Орлин считает введение обозначения дифференциала (dx). Орлин подчëркивает тот факт, что дифференциал сам по себе сложен тем, что не представляет собой конкретное чило. Поэтому, записывая дифференциал внутри дроби (например, dq/dp), мы подразумеваем отношение функций, а не отношение переменных. То есть, Орлин считает, что введение упрощëнной абстракции значительно снижает порог вхождения в предметную область и даëт ей импульс развития за счëт привлечения сторонников.
Так что, научпоп (если он хороший, качественный) безусловно интересен и важен.