Дональд Артур Норман — автор идеи человекоориентированного дизайна, специалист в области инженерии и когнитивистики. В своих размышлениях о пользовательском опыте пробует поженить здравый смысл и дизайн, чтобы в мире было больше вещей, которые не принесут людям страданий своим неудобством.
Мы приведем некоторые примеры из его книги, чтобы объяснить вам, о чем здесь идет речь, и предложим несколько аргументов в пользу чтения.
Начнем с основы про человекоориентированный дизайн. «Хороший дизайн начинается с понимания психологии и технологии. Для хорошего дизайна нужна хорошая коммуникация, особенно связь машины с человеком, которая дает человеку понять, какие действия возможны, что машина делает в данный момент и что она вот-вот начнет делать. Коммуникация особенно важна, когда что-то идет не так. Довольно легко проектировать вещи, которые работают слаженно и гармонично, пока все делается правильно», — пишет Дон Норман о своем подходе и на протяжении всей книги приводит разнообразные доводы. Например, можно подумать, что под коммуникацией допустимо подразумевать надпись или инструкцию на устройстве в духе «нажмите это, чтобы получить то», но не все так просто. Если речь идет о двери, глядя на которую не сразу становится очевидно в какую сторону она открывается, то надписи «тяни-толкай» только усугубят провал дизайнера: ведь следовало бы изначально создавать такую дверь, которая бы не доставляла стресса и сложностей для обывателей. По этому поводу автор, кстати, делится историей своего друга, который однажды застрял между двух рядов вращающихся дверей, когда у него не получилось войти в почтовое отделение с первого и второго раза. Вот так поставишь новомодные двери в торговом центре или офисе, а люди не смогут разобраться, развернутся и уйдут. Или не дай бог вообще расшибутся.
Впрочем, если продолжать тему дверей, то стоит упомянуть и том, что иногда дизайн может быть регламентирован соображениями безопасности. Например, как в случае с аварийными штангами на дверях. Вот, что пишет по этому поводу Дон Норман: «Люди, которые убегают от пожара, могут погибнуть, если на их пути встанут двери, которые открываются внутрь, потому что люди будут пытаться толкать дверь от себя, а если не получится – будут толкать сильнее. Правильное дизайнерское решение, которое сейчас законодательно установлено во многих странах мира, — сделать так, чтобы двери открывались, когда их толкают от себя. Этот пример – превосходная дизайнерская стратегия для того, чтобы справляться с реальным поведением людей, используя те возможности, которые заложены в предмете». Кроме этого в примере с иллюстрацией автор отмечает ещё и элемент черного цвета, который обозначает, где именно нужно толкать. Но пример отличный — судя по фото, выдающиеся части конструкции можно обнаружить даже на ощупь.
Дон Норман в своей книге приводит примеры дизайна плит с конфорками и их регуляторами, выключателями, интерфейсами электронных устройств, панелями лифтов, овощечистками, часами и клавиатурами. В общем, про привычные вещи в заголовке — чистая правда, если в своей жизни вы, конечно, не игнорируете факт существования отдельного изобретения для чистки овощей. На наш взгляд, автору удалось привести примеры абсолютно разной степени важности, что обогащает книгу. Кроме аварийных штанг, например, на страницах есть еще и про локауты — заграждения возле помещений, которые в экстремальной ситуации могут стать ловушками. Например, установленные у входа в подвал.
Еще немного о заголовке. Изначально книга должна была называться «Психология привычных вещей», но в процессе подготовки к изданию Дон Норман обнаружил, что это не подходит делового сообщества и айтишников: он встретил критику, которую в итоге воспринял как конструктивную, и название всё-таки поменял. Тем не менее, содержание осталось тем же — с той же долей информации о восприятии человека и его опыте. «Замечательные дизайнеры проектируют приятный опыт. Опыт: запомните это слово. Инженерам оно не нравится: слишком субъективно. Но когда я спрашиваю про их любимый автомобиль или испытательное оборудование, они радостно улыбаются и рассказывают о подгонке и отделке, ощущении мощи при разгоне, о том, как легко контролировать автомобиль при переключении скоростей или рулении, или о том прекрасном ощущении, которое возникает, когда трогаешь его ручки и переключатели. Это все опыт», — пишет он.
Также Дон Норман выдает базу про семь этапов человеческого действия, понимание которых облегчит работу дизайнеру: Цель — План — Уточнение плана — Исполнение плана — Восприятие — Интерпретация восприятия — Сравнение результата и цели. По этой цепочке выстраивается практически всё, что делают люди. Трактовать примеры, на наш взгляд, читателям лучше самим, поэтому обращаться стоит к самой книге, чтобы в них разобраться. Все же такие принципы могут напрямую влиять на принятие решений дизайнера на своем рабочем месте, и мы бы не хотели нечаянно информацию исказить.
Закончим нашу заметку цитатой автора: «Дизайн должен учитывать все уровни: интуитивный, поведенческий и мыслительный». Поэтому, дорогие дизайнеры, держитесь. Мы ждем от вас знания психологии, понимания человеческих потребностей и чуточку телепатии. Создавайте шедевры, а чтиво от Дона Нормана вам в этом поможет.
Полезное от Онлайн Патент:
Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?
Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале