Гуд ньюз эвриван! Вышло большое обновление учебника «100-Year QA‑Textbook — русскоязычная версия» — одного из самых полных источников по тестированию.
С момента первого релиза (100'000 хабр‑просмотров!) прошло полгода.
За это время столетний учебник стал бесплатным пособием для 10'000+ самообучающихся студентов.
Напомню, что 100-Year QA‑Textbook включает 42 модуля (130 уроков), 42 набора онлайн‑тестов посвященных тест‑дизайну, работе с требованиями, тестовой документации, тестированию на всех уровнях и локализации дефектов в трехзвенной архитектуре, базам данных, Linux, сетям, методологиям разработки и другим полезным для новичков темам.
700+ страниц (без учета изображений!)
Интерактивный — более 40 наборов встроенных тестов
Полностью бесплатный
Обновлять не так интересно, как создавать новое
Как мы говорили в предыдущей статье, что‑то новое и значимое в этом мире рождается обычно по одной из трех причин. И главная из них, скажем честно, это лень.
Сесть и один раз запротоколировать все свои мысли в виде учебника не так сложно.
Сложно потом побороть свою лень и добиться того, чтобы любой из фрагментов учебника в результате стал понятен каждому. Чтобы он не вызывал разночтений. И чтобы в нем была самая актуальная информация.
Поэтому большое спасибо сотням самообучающихся и очных студентов, которые еженедельно дают нам обратную связь — с вопросами, замечаниями, предложениями.
И тем самым мотивирируют продолжать его развивать.
Что нового
В этом релизе мы решили сосредоточиться не на добавлении нового впечатляющего списка модулей, а на стабилизации.
Чтобы материалы стали еще более описательными, понятными, менее теоретическими и более прикладными, полезными для будущей работы.
И чтобы обучение шло не в школьном формате «учи, потом поймешь, зачем», а так, как учатся взрослые — «сейчас будем изучать вот это, оно тебе потребуется для выполнения вот таких рабочих задач».
Исходя из этого:
Отрефакторены все существующие модули.
Полностью переработаны модули HTTP, REST, API и Веб-интерфейс пользователя.
Появилась возможность перенести свой прогресс из предыдущей версии учебника.
Мы услышали слова Элона Маска (или он услышал нас) о необходимости отказа от лекций в пользу более практического, вовлекающего обучения. В результате планы всех 30+ занятий для очных студентов курсов, использующих этот учебник, переработаны из онлайн-лекций в практические воркшопы.
Содержание (осторожно, длинный список!)
# |
название занятия |
содержание |
#01.1 |
Обзор учебника |
|
#02.1 |
Реляционные базы данных: Теория |
- Как хранить данные |
#02.2 |
Реляционные базы данных: Тест |
Интерактивный тест |
#02.3 |
Реляционные базы данных: Практика и ДЗ |
Задачи на ER-диаграммы |
#03.1 |
SQL запросы: Теория |
- Как извлекать информацию из хранилищ данных |
#03.2 |
SQL запросы: Тест |
Интерактивный тест |
#03.3 |
SQL запросы: Практика и ДЗ |
Задача на запросы в эмуляторе |
#04.1 |
Функции SQL и операторы SQL JOIN: Теория |
- Функции SQL |
#04.2 |
Функции SQL и операторы SQL JOIN: Тест |
Интерактивный тест |
#04.3 |
Функции SQL и операторы SQL JOIN: Практика и ДЗ |
Задача на JOIN-запросы, функции, HAVING и GROUP BY в эмуляторе |
#05.1 |
Вложенные запросы SQL: Теория |
- Использование вложенных запросов- Использование HAVING и GROUP BY во вложенных запросах |
#05.2 |
Вложенные запросы SQL: Тест |
Интерактивный тест |
#05.3 |
Вложенные запросы SQL: Практика и ДЗ |
Задача на подзапросы в эмуляторе |
#06.1 |
Команды ОС Linux и файловая система: Теория |
- Место Linux в жизни тестировщика |
#06.2.1 |
Команды ОС Linux и файловая система: Базовый тест |
Интерактивный тест |
#06.2.2 |
Команды ОС Linux и файловая система: Продвинутый тест |
Интерактивный тест |
#06.3 |
Команды ОС Linux и файловая система: Практика и ДЗ |
Задачи в эмуляторе на работу с файловой системой |
#07.1 |
Обработка текста в Linux: Теория |
- Введение: Типы файлов Linux |
#07.2.1 |
Обработка текста в Linux: Базовый тест |
Интерактивный тест |
#07.2.2 |
Обработка текста в Linux: Продвинутый тест |
Интерактивный тест |
#07.3 |
Обработка текста в Linux: Практика и ДЗ |
Задача в эмуляторе на обработку текста |
#08.1 |
Linux - пользователи, группы и права доступа к файлам в Linux: Теория |
- Понятия пользователей и групп Linux |
#08.2.1 |
Linux - пользователи, группы и права доступа к файлам: Базовый тест |
Интерактивный тест |
#08.3 |
Linux - пользователи, группы и права доступа к файлам: Практика и ДЗ |
Интерактивный тест |
#09.1 |
Linux — исполняемые файлы, процессы и службы: Теория |
- Исполняемые файлы в Linux |
#09.2.1 |
Linux - исполняемые файлы, процессы и службы: Базовый тест |
Интерактивный тест |
#09.2.2 |
Linux - исполняемые файлы, процессы и службы: Продвинутый тест |
Интерактивный тест |
#09.3 |
Linux - исполняемые файлы, процессы и службы: Практика и ДЗ |
Задача в эмуляторе на работу с процессами |
#10.1 |
Linux - окружение, архивы, файловые системы: Теория |
- Сбор информации о системе |
#10.2.1 |
Linux - окружение, архивы, файловые системы: Базовый тест |
Интерактивный тест |
#10.2.2 |
Linux - окружение, архивы, файловые системы: Продвинутый тест |
Интерактивный тест |
#10.3 |
Linux - окружение, архивы, файловые системы: Практика и ДЗ |
Задача в эмуляторе на окружение и архивы |
#11.1 |
Как устроены сети: Теория |
- Место сетей в процессе обеспечения качества и связанные с ними задачи |
#11.2 |
Как устроены сети: Тест |
Интерактивный тест |
#11.3 |
Как устроены сети: Практика и ДЗ |
Задачи на сети |
#12.1 |
Сетевые уровни и протокол IP: Теория |
- Введение в стек TCP/IP |
#12.2 |
Сетевые уровни и протокол IP: Тест |
Интерактивный тест |
#12.3 |
Сетевые уровни и протокол IP: Практика и ДЗ |
Задачи на подсети и маршруты |
#13.1 |
Транспортный уровень и анализаторы трафика: Теория |
- Транспортный уровень модели TCP/IP |
#13.2 |
Транспортный уровень и анализаторы трафика: Тест |
Интерактивный тест |
#13.3 |
Транспортный уровень и анализаторы трафика: Практика и ДЗ |
Задачи в эмуляторе на порты и соединение |
#14.1 |
Поиск сетевых неисправностей: Теория |
- Проблемы, возможные на сетевом уровне |
#14.2 |
Поиск сетевых неисправностей: Тест |
Интерактивный тест |
#14.3 |
Поиск сетевых неисправностей: Практика и ДЗ |
Задачи на локализацию сетевых неисправностей |
#15.1 |
HTTP, REST, API: Теория |
- HTTP и HTTPS |
#15.2 |
HTTP, REST, API: Тест |
Интерактивный тест |
#15.3 |
HTTP, REST, API: Практика и ДЗ |
Задачи на работу с API через cURL |
#16.1 |
HTTP, REST, API — инструменты и тестирование: Теория |
- Инструменты для тестирования |
#16.2 |
HTTP, REST, API — инструменты и тестирование: Тест |
Интерактивный тест |
#16.3 |
HTTP, REST, API — инструменты и тестирование: Практика и ДЗ |
Задачи на тестирование API |
#17.1 |
Веб-интерфейс пользователя: Теория |
- Что такое веб-интерфейс? |
#17.2 |
Веб-интерфейс пользователя: Тест |
Интерактивный тест |
#17.3 |
Веб-интерфейс пользователя: Практика и ДЗ |
Задача на сценарии исследования WebUI |
#18.1 |
Веб-интерфейс пользователя — инструменты и тестирование: Теория |
- Инструменты DevTools |
#18.2 |
Веб-интерфейс пользователя — инструменты и тестирование: Тест |
Интерактивный тест |
#18.3 |
Веб-интерфейс пользователя — инструменты и тестирование: Практика и ДЗ |
Задача на использование инструментов тестирования UI |
#19.1 |
Архитектура серверного ПО: Теория |
- Обособленные серверные приложения- Двузвенные приложения |
#19.2 |
Архитектура серверного ПО: Тест |
Интерактивный тест |
#19.3 |
Архитектура серверного ПО: Практика и ДЗ |
Задача на анализ архитектуры приложений |
#20.1 |
Принципы локализации дефектов: Теория |
- Основы поиска неисправностей в серверных приложениях |
#20.2 |
Принципы локализации дефектов: Тест |
Интерактивный тест |
#20.3 |
Принципы локализации дефектов: Практика и ДЗ |
Задачи по декомпозиции проблем |
#21.1 |
Локализация дефектов в трёхзвенных приложениях: Теория |
- Распространённые проблемы, свойственные трёхзвенным приложениям |
#21.2 |
Локализация дефектов в трёхзвенных приложениях: Тест |
Интерактивный тест |
#21.3 |
Локализация дефектов в трёхзвенных приложениях: Практика и ДЗ |
Задача на локализации в трехзвенных приложениях |
#22.1 |
Исследовательское тестирование: Теория |
- Что такое исследовательское тестирование? |
#22.2 |
Исследовательское тестирование: Тест |
Интерактивный тест |
#22.3 |
Исследовательское тестирование: Практика и ДЗ |
Задача на сессию исследовательского тестирования |
#23.1 |
UML: Теория |
- Что это такое UML? |
#23.2 |
UML: Тест |
Интерактивный тест |
#23.3 |
UML: Практика и ДЗ |
Задача на анализ диаграмм UML |
#24.1 |
Источники и типы требований: Теория |
- Интервью с пользователями- Исследование реальных процессов |
#24.2 |
Источники и типы требований: Тест |
Интерактивный тест |
#24.3 |
Источники и типы требований: Практика и ДЗ |
Задача на анализ требований |
#25.1 |
Гибкая методология или каскадная модель: Теория |
- Сравнение гибкой методологии и каскадной модели процесса разработки ПО |
#25.2 |
Гибкая методология или каскадная модель: Тест |
Интерактивный тест |
#25.3 |
Гибкая методология или каскадная модель: Практика и ДЗ |
Задача на анализ пользовательской истории |
#26.1 |
Scrum: Теория |
- Применение принципов гибкой разработки и их воплощение в методах (Канбан, Lean) |
#26.2 |
Scrum: Тест |
Интерактивный тест |
#26.3 |
Scrum: Практика и ДЗ |
Задачи на работу по SCRUM |
#27.1 |
Тестовая документация: Теория |
- Что такое тестовая документация |
#27.2 |
Тестовая документация: Тест |
Интерактивный тест |
#27.3 |
Тестовая документация: Практика и ДЗ |
Задача на написание тест-кейсов |
#28.1 |
Дефекты: Теория |
- Что такое дефект и почему нужны отчёты о дефектах? |
#28.2 |
Дефекты: Тест |
Интерактивный тест |
#28.3 |
Дефекты: Практика и ДЗ |
Задача на выявление и написание дефектов |
#29.1 |
Статическое тестирование: Теория |
- Что такое статическое тестирование и для чего оно нужно? |
#29.2 |
Статическое тестирование: Тест |
Интерактивный тест |
#29.3 |
Статическое тестирование: Практика и ДЗ |
Задача на кросс-ревью тест-кейсов и дефектов |
#30.1 |
Статическое тестирование требований: Теория |
- Статическое тестирование требований: как выполнять оценку |
#30.2 |
Статическое тестирование требований: Тест |
Интерактивный тест |
#30.3 |
Статическое тестирование требований: Практика и ДЗ |
Задача на оценку требований |
#31.1 |
Классификация тестирования: Уровни тестирования: Теория |
- Пирамида уровней тестирования |
#31.2 |
Классификация тестирования: Уровни тестирования: Тест |
Интерактивный тест |
#31.3 |
Классификация тестирования: Уровни тестирования: Практика и ДЗ |
Задачи на тестирование объекта на всех уровнях пирамиды |
#32.1 |
Обзор нефункционального тестирования: Теория |
- Разница между функциональным и нефункциональным тестированием |
#32.2 |
Обзор нефункционального тестирования: Тест |
Интерактивный тест |
#32.3 |
Обзор нефункционального тестирования: Практика и ДЗ |
Задача на нефункциональное тестирование |
#33.1 |
Техники тест дизайна: Черный, серый, белый ящик: Теория |
- Подходы к тестированию |
#33.2 |
Техники тест дизайна: Черный, серый, белый ящик: Тест |
Интерактивный тест |
#33.3 |
Техники тест дизайна: Черный, серый и белый ящик: Практика и ДЗ |
Задача на тестирование черного ящика |
#34.1 |
Методы проектирования тестов — классы эквивалентности и анализ граничных значений: Теория |
- Почему нам нужны методы проектирования тестов, а также немного математики |
#34.2 |
Методы проектирования тестов — классы эквивалентности и анализ граничных значений: Тест |
Интерактивный тест |
#34.3 |
Методы проектирования тестов: классы эквивалентности, анализ граничных значений: Практика и ДЗ |
Задача на использование эквивалентного разбиения и граничных значений |
#35.1 |
Методы проектирования тестов — попарное тестирование: Теория |
- Идея попарного тестирования |
#35.2 |
Методы проектирования тестов — попарное тестирование: Тест |
Интерактивный тест |
#35.3 |
Методы проектирования тестов — попарное тестирование: Практика и ДЗ |
Задача на использование метода попарного тестирования |
#36.1 |
Методы проектирования тестов — таблицы решений: Теория |
- Идея таблиц решений |
#36.2 |
Методы проектирования тестов — таблицы решений: Тест |
Интерактивный тест |
#36.3 |
Методы проектирования тестов — таблицы решений: Практика и ДЗ |
Задача на создание таблицы решений |
#37.1 |
Методы проектирования тестов — диаграммы состояний и переходов: Теория |
- Идея диаграмм состояний и переходов |
#37.2 |
Методы проектирования тестов — диаграммы состояний: Тест |
Интерактивный тест |
#37.3 |
Методы проектирования тестов — диаграммы состояний: Практика и ДЗ |
Задача на создание диаграммы состояний |
#38.1 |
Что такое автоматизация тестирования: Теория |
- Автоматизация тестирования - что это такое? |
#38.2 |
Что такое автоматизация тестирования: Тест |
Интерактивный тест |
#38.3 |
Что такое автоматизация тестирования: Практика и ДЗ |
Задача на написание тестов в Postman |
#39.1 |
Автоматизация тестирования: Gherkin: Теория |
- Поддержка автоматизации функционального тестирования |
#39.2 |
Автоматизация тестирования: Gherkin: Тест |
Интерактивный тест |
#39.3 |
Автоматизация тестирования: Gherkin: Практика и ДЗ |
Задача на анализ кода Gherkin |
#40.1 |
Релизы: Теория |
- Жизненный цикл выпуска программного обеспечения (SRLC) с использованием эпизодов из фильма " Кремниевая долина" |
#40.2 |
Релизы: Тест |
Интерактивный тест |
#40.3 |
Релизы: Практика и ДЗ |
Задачи на нестандартные ситуации с релизами |
#41.1 |
Docker: Теория |
- О контейнеризации |
#41.2 |
Docker: Тест |
Интерактивный тест |
#41.3 |
Docker: Практика и ДЗ |
Задачи на использование и создание образа |
#42.1 |
Git: Теория |
- Введение в системы контроля версий |
#42.2 |
Git: Тест |
Интерактивный тест |
#42.3 |
Git: Практика и ДЗ |
Задачи на работу с Git |
Ты - QA-герой! |
Это же содержание в не менее длинном pdf.
Полностью бесплатный, без рекламы, для просмотра не требуется даже регистрация, а теперь и обновленный: mentorpiece.org/100/
Что дальше
Для начинающих
«100‑Year QA‑Textbook — ЧТО нужно знать QA»: будем продолжать добавлять новые модули и рефакторить старые (и в англоязычной и в русскоязычной версиях).
-
«Orange QA‑Textbook — КАК эффективнее учиться и КАК быстрее найти первую QA‑работу» — этот учебник в начале года вышел в интерактивном формате на сайте.
Совсем недавно — и на Stepik как бесплатный курс.
Анонсы о выходе новых версий этих учебников появятся
в телеграм-канале для новичков Становимся тестировщиком.
Для продвинутых
«AQA-Textbook — Учебник по автоматизации»: он уже практически готов. В ближайшее время будет проходить обкатку на первопроходцах.
-
«ADTS-Textbook — Учебник по продвинутому траблшутингу в N-звенной и микросервисной архитектурах». Этот учебник тоже в высокой степени готовности, планируем его обкатку на добровольцах.
Анонс о выходе AQA-Textbook и ADTS-Textbook будет
в телеграм-группе Становимся продвинутым QA.
kompilainenn2
Спасибо за ваш труд