Привет! Меня зовут Саша Фомиченко, я работаю в Skyeng в отделе R&D и занимаюсь инновациями, вовлечением и играми. Проще говоря, я продакт-менеджер. Моя зона ответственности — технологии, которые должны повысить вовлечение в образовательный опыт наших учеников и их трансфер в реальные образовательные продукты нашей школы.

И сегодня я расскажу, как у нас устроены уроки: как они проходят, из чего состоят и на что мы опираемся, разрабатывая контент. 

Откуда мы берем образовательный контент?

Сразу скажу, что интерфейс урока выглядит немного по-разному для преподавателя и для ученика, и я буду говорить именно о той части, которую видит ученик, потому что именно там мы использовали принципы персонализации.

Что видит студент, когда приходит на урок? Экран видеосвязи и карточки с заданиями. Карточки — это контентные блоки урока. Откуда они берутся? Мы делаем их сами, и это долгий процесс

В нашей базе — тысячи таких карточек
В нашей базе — тысячи таких карточек

Контент для образовательной программы создает методист — эксперт в конкретном предмете. Упаковать его знания в удобный для ученика вид помогает целая команда из редакторов, корректоров, иллюстраторов, дизайнеров. Все эти люди работают над академическим дизайном каждого задания.

Когда методист разрабатывает образовательную программу, он использует информацию о целом сегменте учеников. Это помогает ему сделать обучение эффективнее. Например, английский для IT — понятно, что это взрослые люди, которые учат язык для работы в определенной сфере, у них есть понятные потребности и цели. И методисты используют эту информацию, чтобы персонализировать образовательную программу под эти задачи. Это простой пример, но бывают и более узкие запросы. Часто эти запросы связаны с B2B-сегментом. 

Например, компания хочет обучить своих сотрудников, но это обучение должно быть контекстным — не английский для жизни вообще, а английский для производителей стиральных машин или английский для работников бетонного завода. Тогда методисты садятся и с нуля разрабатывают такую вот программу обучения точно по мерке заказчика. 

Но тут есть проблема. Узкоспециальные запросы требуют от методистов огромной работы. Методист может отлично разбираться в английском, а вот в производстве бетона — не очень. Как он узнает, что нужно для работы в этой отрасли, чему именно обучать учеников? А ведь им нужно не просто написать план урока, а сделать его практически полезным, интересным и увлекательным. 

Когда вышел ChatGPT, мы пытались поручить ему разработку планов уроков. В принципе результат оказался приемлемым, но было несколько сложностей. В частности, с оплатой сервиса и с использованием VPN. 

Поэтому мы решили интегрировать AI прямо в CMS — Content Management System, базу всего нашего обучающего контента.

Так выглядит процесс генерации контента после добавления AI в CMS
Так выглядит процесс генерации контента после добавления AI в CMS
Так выглядит CMS в Skyeng
Так выглядит CMS в Skyeng

CMS, рабочая среда методиста, разделена на зоны — справа он видит карточку задания, слева — список всех карточек урока и поле, где верстается контент. Мы добавили в эту структуру чат — причем не просто чат, а готовые шаблоны, с помощью которых можно создавать контентные единицы. Эти промпты мы создавали и полировали с участием самих методистов. Получился простой интерфейс, где можно вести диалоги с ChatGPT прямо внутри нашей CMS. 

Мы сделали готовые шаблоны промптов, чтобы создание карточек шло еще быстрее
Мы сделали готовые шаблоны промптов, чтобы создание карточек шло еще быстрее

Что нам дал AI внутри базы контента?

Одна из наших ключевых метрик контента — это Time to Market (TTM), то есть время от получения контент-отделом задачи до релиза. Чем этот процесс быстрее, тем лучше. И мы с помощью AI очень заметно увеличили скорость работы над материалами. Планы уроков теперь можно создавать быстрее и дешевле, а значит, стоимость персонализации контента снизилась. Теперь скорость производства в 3 раза выше, и сам контент обходится нам в 4 раза дешевле. Причем сам процесс разработки и внедрения этого инструмента обошелся нам относительно недорого — на это ушло всего 30 рабочих часов. Плюс — обучение сотрудников промптингу. Но мы онлайн-школа, мы умеем учить быстро и эффективно. 

Снижение стоимости — это не единственный показатель. Мы собрали обратную связь от самих методистов и оказалось, что им эта интеграция тоже нравится. Особенно хорошо у ChatGPT получается рерайт контента. У нас есть проверенные карточки, которые нравятся методисту, — мы уже опробовали их академически, использовали в уроках и увидели их эффективность. AI можно поручить создать карточку с тем же материалом, но на немного другую тему. Например, отработать Past Perfect на фразах про производство бетона, а не на выражениях про путешествия. 

Есть и технический момент: наша верстка имеет свои особенности. У нас есть система внутренних тегов, которые упрощают работу с механиками и сам процесс верстки. Как выяснилось, ChatGPT без проблем работает с нашей версткой, читает внутреннюю разметку и использует ее. Обычно это занимает у методиста много времени, причем это работа чисто механическая, совершенно не творческая. Просто сидишь и проставляешь теги. А теперь это делает AI, а методистам остаются интересные, креативные задачи.

Что с внедрением AI стало хуже?

Пока все звучит так, будто мы придумали волшебную палочку. Но это не так — кое-что AI сломал (хотя это и было ожидаемо). Я говорю об ошибках. Их стало больше, потому что ChatGPT не знает фактов, не отличает правду от вымысла и часто несет отсебятину. Но все карточки всегда проверяет и обрабатывает сам методист, а потом их просматривают корректоры и фактчекеры. В конечный результат ошибки не попадают, но теперь нам приходится тщательнее проверять контент. 

Но есть еще одна проблема — иногда ответы в тестах получаются слишком простыми и очевидными. И методисты на это жалуются — им приходится редактировать тесты вручную и усложнять их.

Что AI дал преподавателям?

Когда контент создан и проверен, он становится доступен преподавателям. У каждого преподавателя есть программа, которая рекомендует ему использовать то или иное задание. Но при этом преподаватель и сам может формировать индивидуальную программу под каждого ученика — у него есть определенная свобода в выборе карточек. Выходит, что методисты работают над персонализацией для групп — сотен или даже тысяч студентов из какой-то узкой группы, а преподаватель дополнительно адаптирует программу под конкретного человека. 

Но может ли AI помочь и преподавателю тоже? Просто дать ему чат — это не очень хорошая идея. Преподаватель не будет верстать карточки — это трудно и долго, требует специальных знаний. К тому же ученик должен получать красивый, хорошо оформленный контент, а выполнение задания должно засчитаться в прогресс урока. Короче говоря, релиз персонализированной карточки будет слишком долгим и дорогим. 

Поэтому мы зашли с другой стороны и начали пробовать проводить персонализацию вручную. С этим нам помогли наши преподаватели-амбассадоры, которые согласились принять участие в эксперименте. Они собирали данные для персонализации по конкретным ученикам, а мы сами делали им подходящие карточки, используя AI. Упражнения получались вроде бы правильными, но они не вовлекали учеников. Им было просто неинтересно.

Мы начали копать и поняли — причина этого очень простая! Преподаватели давали нам тему для разработки материала — например, Present Continuous. А ученик приходил на урок с другим запросом — к примеру, он хотел научиться проводить презентации новых двигателей для стиральных машин. И мы делали материал на отработку Present Continuous, не учитывая специфических интересов человека.

Поэтому мы поняли, что все же нужно делать интерфейс для преподавателей — простой и понятный генератор контента. 

Вот что обычно видит преподаватель во время урока
Вот что обычно видит преподаватель во время урока

Преподаватель формирует урок, добавляя в него карточки с заданиями. И мы решили прикрутить к привычному интерфейсу еще и генератор контента. Преподаватель может написать в запросе любую тему, выбрать топик, грамматическую тему для отработки и уровень ученика. А AI сгенерирует на основе этих данных упражнение и список полезной лексики. Так можно создать любой контент — вопросы для обсуждения с учеником, тест и так далее. Преподаватель просматривает упражнение и на месте решает, выдавать его ученику или нет. 

Так выглядит процесс после внедрения AI
Так выглядит процесс после внедрения AI
Так выглядит генератор контента для преподавателей
Так выглядит генератор контента для преподавателей

И мы получили просто ошеломительную обратную связь! Имейте в виду, что преподаватели зачастую люди консервативные, умные и серьезные. Они не любят изменения и обычно негативно воспринимают нововведения. И представьте, что такие вот люди писали нам в отзывах, что наш генератор — это «педагогический экстаз»!

Сейчас мы находимся на этапе soft launch, то есть новая функция пока доступна не всем нашим преподавателям. Сегодня с ней в тестовом режиме работают только 40–50 человек, у каждого — от 5 до 10 учеников. Пока что мы собираем конструктивный фидбэк, который поможет нам сделать интерфейс и функционал логичнее и удобнее. Когда мы отполируем этот инструмент — раскатаем его на всю школу.

А дальше что?

В ближайшем будущем мы попробуем давать ученикам возможность пользоваться такими генерациями самостоятельно. Например, в рамках self-study или персонализации домашних работ. И не только в английском языке, но и в других предметах, при подготовке к ЕГЭ, в занятиях программированием. 

Но лично мне очень интересно попробовать сделать такой контент не просто академически верным, но еще и интересным и веселым. Сейчас мы работаем активно над генерацией изображений, учимся делать комиксы и работать с визуалом. Представьте, что ребенок, например, на групповом занятии с преподавателем в начальной школе говорит преподавателю, что он увлекся подводным миром, а педагог одним кликом меняет оформление карточек — и все они становятся про рыбок, кораллы и акул. 

Все это не только позволяет создавать уникальный контент, который полностью отвечает потребностям ученика, не только дает возможность точечно работать с нужными навыками, но и вовлекает людей в учебу и делает этот процесс интересным. А еще AI потенциально может генерировать нам бесконечную библиотеку контента — и при этом экономить очень много денег.

Комментарии (4)


  1. UleginSA
    04.06.2024 05:59

    Здравствуйте! Спасибо за статью, было интересно прочитать про схожий опыт!

    Парочка комментариев:

    потому что ChatGPT не знает фактов, не отличает правду от вымысла и часто несет отсебятину. 

    Мы решали данную проблему простым промт инжинирингом, а именно просили LLM всегда проверять свой ответ, опираться на факты и предоставлять минимум два источника, откуда она брала информацию.

    иногда ответы в тестах получаются слишком простыми и очевидными. И методисты на это жалуются — им приходится редактировать тесты вручную и усложнять их.

    Согласен, но и тут можно задать базовую сложность задания на подходящем примере.

    У нас сейчас главная проблема - люди которые будут представлять материал аудитории знают о том, что он создан моделью. Отсюда и вечные "допиливания" до человеческого стиля письма на месте.