Известную радиолюбительскую максиму «Лучший усилитель — это антенна!» уместно переиначить и для звуковоспроизведения. Выглядеть она будет так: «Лучшие усилители — это акустические системы!». Оговоримся: усилители ламповые, однотактные (Single End — SE). Восхитительные своей изящной лаконичностью и принципиальным отсутствием ряда искажений, но и не блистающие высокой мощностью. Чувствительные же акустические системы (АС) позволяют реализовать здесь каждый драгоценный ватт.

Речь пойдёт о простых самодельных высокочувствительных АС в корпусах из неспециальных материалов широкого применения. Длительная их эксплуатация показала хорошее натуральное звучание и высокий уровень громкости даже с ламповыми усилителями в 1…2 Вт выходной мощности.

▍ Динамические головки


Выбор пал на большие «кинотеатральные» широкополосные динамики, позволяющие избавиться от разделения на полосы и риска неудачного расчёта и подбора компонентов в них. Есть некоторые преимущества и при размещении НЧ-ВЧ излучателя в одной точке. 100ГДШ33-16 новосибирской выделки [1] имеют бумажный диффузор, тканевые подвесы, мощную алюминиевую литую раму и демократичную стоимость. Из очевидных недостатков следует отметить несколько суженный сверху-снизу, как и у всех широкополосников, диапазон воспроизводимых частот и немалые размеры, которые с соответствующими корпусами, для невеликих нецарских хором, таки крупноваты.

Фото 2. Пара моих головок. При взгляде на них сердце сладко замирает — музыке быть!

▍ Акустическое оформление


В обоих случаях — ленивое и надёжное — «закрытый ящик». Прощающее многие огрехи и неточности при расчётах и обладающее замечательными параметрами, но опять же имеющее изрядные неквартирные для НЧ габариты. Только в таком случае воздух внутри корпусов АС не будет препятствовать значительному ходу диффузора. Собственно говоря, при расчёте корпусов нам потребуется получить единственный параметр — внутренний объём, допустимый диапазон которых уже приведён в справочном листке [1]. Некоторые другие конструктивные моменты при проектировании АС продиктованы общеакустическими соображениями.

Так, например, передняя панель должна быть по возможности более узкой, одиночные динамики рекомендуется размещать на ней сверху. Стенки корпусов АС должны быть максимально массивными, жёсткими и «глухими», не повредит связать их внутри распорками. Не должны звенеть и элементы внутри корпусов, например, корзины динамиков, а самих их лучше бы виброизолировать от корпуса эластичной герметичной прокладкой. Оформление закрытый ящик требует повышенных мер по герметичности корпусов, и, конечно, будет полезно отделать внутренние стенки рыхлым волокнистым материалом и частично заполнить им внутренний объём.

▍ Вариант №1. Большие АС «закрытый ящик» из гипсокартона, встроенные в стены


Необычное исполнение АС в невеликой городской квартире: высокие, от пола до потолка, узкие коробки из нескольких слоёв гипсокартона, скреплённого стандартными жестяными элементами. Корпуса при этом, являются элементами стены помещения.

Фото 3. Гипсокартонная АС в работе. Общий вид на отгороженную часть большого помещения — кладовку. Стрелками отмечены места, где будут установлены динамики. Маленькой стрелочкой указан небольшой герметичный кармашек для установки табельной квартирной розетки ~220 вольт

Фото 4. Вид на один из корпусов АС ближе. Стенки двухслойные, проклеенные ПВА и усиленные жестяными рёбрами жёсткости. К бетонной стене металлические профили приделаны через листовую резину, стыки и углы тщательно заделаны герметиком. Герметиком акриловым, слегка разбавленным водой, в несколько слоёв с промежуточной сушкой, промазал все внутренние поверхности. Корпуса неплотно заполнил волокнистым материалом и аналогично установил передние стенки

Фото 5. Динамические головки закрепил через широкие деревянные фланцы, отфрезерованные из соснового щита. ВЧ головка с простейшим разделительным фильтром — конденсатором, добавлена позже, в порядке эксперимента. Толку от неё было чуть

Фото 6. Общий вид гипсокартонных АС вживлённых в квартирную кладовку. Заключительный этап отделочных работ

АС оценивались только субъективно. Все слушатели отмечали их живое естественное звучание со скидкой на несколько урезанный диапазон широкополосников. Прекрасные плотные басы, ни намёка на гудение и другие посторонние призвуки. Длительное прослушивание музыки не утомляет, что говорит об отсутствии заметных интермодуляционных искажений. Лучше всего воспроизводят, конечно, голос, струнные, духовые инструменты. Недурно звучит и рок.

Из очевидных недостатков следует отметить суровую стационарность, разные местные условия для левого и правого канала — один из них в углу. Тем не менее АС для небольшой городской квартиры получились удачными, с приятным мощным звуком.

▍ Вариант АС на 100ГДШ33-16 №2. «Закрытый корпус» в деревянном исполнении


Примечателен своей утилитарностью и крайней экономностью в смысле материалов, хотя повозиться пришлось изрядно. АС собрана на тех же самых головках, выковырянных из квартирных стен, при переезде за город. Теперь уже не ставилось никаких мегаломанских задач — только не дать зазря пропасть хорошим динамикам. Подход тот же: закрытый ящик, рекомендуемые данные из справочного листка, тщательное исполнение и заделка всех щелей. Вместе с тем, сугубо практическая конструкция и отсутствие отделки — этакий жест. Массивные и глухие, клеёные слоями стенки, демпфирование корзин головок, отделка внутренних поверхностей толстым синтепоном, виброразвязка головок от корпуса.

Рис. 7. Эскиз корпусов АС. Верхний слой стенок, ДСП, внутренний — хвойные досочки и брусочки. Внутренний объём — 86 л без учёта заполнения волокнистым материалом

Фото 8. ДСП-щиты с отделкой использованы от старой советской мебели. На фото их раскрой — обрезка в высоту. Выполнена ручной дисковой электропилой, деревянная направляющая пришуруплена на лишнем участке

Фото 9. Разметка дыр для динамиков импровизированным циркулем. Выпилил их ручным электролобзиком

Фото 10. Заготовка деревяшек для внутреннего слоя стенок корпусов. Переработал целую гору хлама

Фото 11. Наклеивание деревянного слоя на хорошо зачищенную поверхность щитов. Применил Бустилат — дёшево, крепко

Фото 12. Все оставшиеся зазоры заполнил вульгарной монтажной пеной. Чтобы не перекрывать часть окон на раме головки, на внутреннем слое вокруг посадочного места динамиков, волшебным рашпилем сделал большую фаску

Фото 13. При помощи акрилового герметика, саморезов и малого столярного загиба частично собрал корпуса АС

Фото 14. На клей и длинные шурупы установил распорки, отделал внутренние стенки синтепоном — вырезал заготовки на горизонтальную поверхность погуще нанёс клей, приложил рыхлый лист, выдержал до затвердения клея, перевернул корпус другой стороной, повторил процедуру и так далее. Вязкий клей хорошо смачивает и закрепляет волокна нижнего слоя синтепона. Вокруг смазанных клеем брусков-распорок накрутил его валиком и прошил края нитками, торчащее вокруг динамика прижал скобами мебельного степлера

Фото 15. Отдельно оклеил оставшиеся стороны, на задней сделал ввод двухпроводного «акустического» кабеля — мощный сетевой шнур закрепил изнутри и снаружи жестяными скобочками, заделал отверстие акриловым герметиком. Окончательно собрал корпуса АС

Фото 16. Корзины и магниты динамиков обмазал 6…10 мм слоем акрилового герметика — покороче обрезал навинчивающийся носик стандартного пластикового шприца-тюбика, зарядил в выдавливалку. Вдумчиво покрыл зигзагообразными колбасками все внутрикорпусные металлические части головок. Затвердев, герметик образует вязкую полутвердую массу, здорово заглушающую любой слышимый звон и дребезг. Неровная поверхность тоже будет кстати — вспомним отделку безэховых камер. На фото видно технологическое защитное, из кусков малярного скотча, кольцо для отливки «по месту» мягкой эластичной прокладки. Здесь же примерил и укоротил кабель, зачистил концы, залудил, припаял соблюдая полярность

Фото 17. Виброразвязанная с корпусом установка головок — через мягкую силиконовую прокладку. На посадочное место нанёс нетонкий слой нейтрального, чтобы не ел алюминий рамы, силиконового герметика, немного намазал и на фланец динамика. Пришлёпнул ГДШ на своё место через четыре технологических дистанцирующих щепки толщиной 5 мм. Выдавил излишки герметика, удалил их бумажными салфетками. Дождавшись затвердения силикона, оторвал бумажное защитное кольцо, пассатижами выдернул деревянные прокладки и заполнил герметиком дырки от них. Лезвием срезал мелкие изъяны. Кроме виброразвязки, прокладка ещё и удерживает головку на своём месте. Иного её крепежа в конструкции не предусмотрено

Фото 18. Один из собранных каналов АС на прослушивании. Помним о необходимости прогрева — несколько первых часов или даже суток работы АС будет звучать вопиюще глухо. Нужно время для «приработки» проводов и паек, у головки должен размяться подвес

Фото 19. Оба ящика стереофонической АС в интерьере деревенской мастерской. Один из них подвешен к потолку на стропах. Работают с ламповым усилителем по 2 Вт выходной мощности на канал

▍ Итого


Несомненно, существуют АС намного более качественные, но и описанные самодельные варианты поднимают планку домашнего рукодельного звуковоспроизведения весьма высоко. Их конёк — живая музыка и голос, хотя любители рока тоже не огорчатся. Сравнить гипсокартонное и деревянное исполнение мне трудно: между первым и вторым прошёл не один год, АС работали в разных условиях, от разных источников, и с разными усилителями. В целом, о первых остались самые приятные воспоминания, вторые продолжают радовать. Условный недостаток последней конструкции, похоронивший мечту о периодических уличных прослушиваниях — огромный вес. Без двух-трёх гостей-меломанов крепкого телосложения это будет затруднительно.

▍ Используемые материалы


1. 100 ГДШ33-16 Справочный листок.

На благо всех разумных существ. Babay Mazay, май, 2024 г.

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (21)


  1. Jury_78
    07.06.2024 09:40

    Такими наверно можно модулировать горящий факел... :)


    1. BabayMazay Автор
      07.06.2024 09:40

      Пожалуй!


  1. sim2q
    07.06.2024 09:40
    +7

    Похожий дин (ширик) в нижнюю часть русской печи в деревенской избе вмонтировал, там пространство в подпол уходило и он весь играл роль объёма. Ни о какой герметичности речь конечно не шла, но звук всё равно был эпичен.

    Hidden text

    Особенно когда перекрыть тягу на ещё горячей печи и накинуть туда стеблей из которых на Руси делали верёвки и одежду.


    1. BabayMazay Автор
      07.06.2024 09:40
      +4

      Тоже вариант. Встречал описание конструкций корпусов небольших АС отлитых из бетона. Сложить их из кирпичей на глину даже еще проще. А если со стеблями для веревок, то музыку слушать можно и вовсе без всяких динамиков. Только ее можно потом и не выключить. И даже потише не сделать.


  1. kovserg
    07.06.2024 09:40

    Что-то не стыкуется, использовать 2Вт на канал для двух 100Вт динамиков? Как-то странно. Или тут важен 50 кратный запас?


    1. Ivanii
      07.06.2024 09:40

      Усилитель Д класса PAM8610 от питания 12В из компа прекрасно качает 35АС, конечно 10 Вт не 60 Вт на канал но для дома вполне хватает. Широкополосники более чувствительны и для небольшой громкости мощность нужна еще ниже.


    1. BabayMazay Автор
      07.06.2024 09:40
      +5

      АС делались на вырост, но оказалось, что такой мощности для небольшой квартиры хватает вполне. Тем более, что ламповые усилители субъективно играют гораздо громче своих транзисторных собратьев той же мощности. Есть такой феномен. Видимо удачное сочетание параметров. Опять же, энтузиасты-меломаны давно эмпирически выяснили -- лучше, естественней звучат АС на больших динамиках. Не важно какая к ним подведена мощность. Отчасти выбор широкополосников определился и этим.


  1. ivanstor
    07.06.2024 09:40
    +4

    Представляю как от "кладовочного" варианта тащатся соседи...


    1. BabayMazay Автор
      07.06.2024 09:40

      Старались не злоупотреблять их терпением.


  1. qiper
    07.06.2024 09:40
    +6

    Если каждый ватт на счету, тогда акустическое оформление типа "щит"


    1. BabayMazay Автор
      07.06.2024 09:40
      +2

      Тысячу раз да! Я совершенно согласен, что конструирование чувствительных АС для маломощного усилителя и применение "закрытого ящика" -- некоторое противоречие. Однако, в мою городскую кладовку с учетом двух дверей, щиты никак не помещались, а я о них конечно думал. Малая мощность усилителя была не самоцель. Реализовалась идея максимально короткого триодного "тракта", где УМЗЧ -- однокаскадный. И играло все это дело весьма недурно! Теперь-то юношеский максимализм давно ушел и классические два каскада в усилителе мощности меня ничуть не смущают, а с ними легко достичь Рвых в несколько раз больше.


    1. BabayMazay Автор
      07.06.2024 09:40

      Кстати на фото Ваше творчество? Здорово сделано, примите мои аплодисменты! Усилитель, кажется двухтактник, похоже на ЕL34? Количество ламп... Хм, не Вильямсон случайно?


  1. avost
    07.06.2024 09:40
    +1

    Скажите, какая была сокрыта идея за приклеиванием к хоть немного "глухой" дсп-шке "звонких" хвойных деревяшек? Из ели/кедра делают деки для струнных для лучшего акустического резонанса. Зачем это в колонках???
    Колонки изнутри глушат. Хорош линолеум, автомобильная "шумка", войлок. Хвойные деревяхи в колонке - это аудиовредительство. В чём смысл?


    1. BabayMazay Автор
      07.06.2024 09:40

      Общая идея была в увеличении толщины-массы стенок подручными способами. На мой взгляд, мягкая хвойная древесина гораздо более глухая чем плотная ДСП сравнимой толщины. Это легко выяснить, скажем, постучав по образцам карандашиком и послушав отзвук. Сравнивать с тонкими деками для музыкальных инструментов, выполненных, как я понимаю, из единого куска, не вполне корректно. Однако, однако... не поленюсь сегодня проверить!


    1. BabayMazay Автор
      07.06.2024 09:40

      Ну вот, сходил в дровник, надыбал пару обрезков и попробовал постучать их деревянной ручкой длинной кисточки, держа двумя пальчиками на весу. Сосновая строганная доска-дюймовка. Добавлю, хорошо строганная -- толщиной как раз со стандартный мебельный ДСП. Собственно ДСП -- шпонированный лакированный обрезок. Доска дает отзвук несколько тише и ниже. Несомненно приятнее. ДСП различимо погромче и на тон выше. Под руку попался и кусок толстого мебельного ламинированного ДВП (МДФ?). Это не тот ли материал, что так любят колонкостроители? Отзвук такой же как и у ДСП.


      1. avost
        07.06.2024 09:40
        +2

        Общая идея была в увеличении толщины-массы стенок подручными способами

        Ну, да, если нет ограничений на толщину и вес, можно из любого материала набрать достаточную толщину, но, обычно, ищут компромис ))

        Сравнивать с тонкими деками для музыкальных инструментов, выполненных, как я понимаю, из единого куска, не вполне корректно.

        Ну, как сказать... Из кусков деки, как раз, клеют вовсю. Ну, и, вот, скажем, электрогитары даже потолще стенок колонок и дерево там на сустейн влияет. Вот, кстати, дешманские китайские поделки бывают с корпусом из дсп. Сустейн у них никакой - вибрация эффективно глушится.

        попробовал постучать их

        Результат, кстати интересный, только, кажется, вы его не совсем верно интерпретировали.

        Доска дает отзвук несколько тише и ниже. Несомненно приятнее.

        Это значит, даёт хороший отклик на низких частотах, а приятность звучания означает, что где-то там ещё и резонирует и добавляет к шумовому сигналу гармонический.

        ДСП различимо погромче и на тон выше.

        А это означает, что НЧ глушатся хорошо, а ВЧ не очень.

        А теперь вспомните, что ящик мы вообще строим именно для выравнивания НЧ. На высоких частотах динамики звучат одинаково хорошо что в ящике, что без, а ненужные отражения хорошо глушатся каким-нибуль синтепоном. А вот вся трудность именно с низкими. Все эти усиления стенок, распорки, лабиринты и прочее - это для борьбы с отражениями, интерференциями и резонансами именно на НЧ.

        МДФ?). Это не тот ли материал, что так любят колонкостроители?

        Любят. Как я и говорил выше - это компромис, между приемлимыми массой/габаритами и свойствами. Так-то, говорят, лучше из мрамора делать. Но их же не унесёшь :).

        Не подумайте, что я критиканствую - если вы получили результат, который вас устраивает именно такими средствами - это отлично. Вполне возможно, что при использовнии других материалов результат был бы за гранью различимости, тут в любом случае нужно в какой-то момент останавливаться, чтобы не дойти до золотых сетевых проводов. ))

        интуитивно все сделал правильно? -- большой широкополосник с малой подводимой мощность.

        Тут есть подводный камень - у больших широкополосов узкая диаграмма на ВЧ. И чем больше лопух, тем у́же диаграмма. Если слушать в фиксировпнной точке перекрестья диаграмм, то всё ок, но смещение из неё сразу сильно режет высокие :(. Попробуйте, кстати, понаблюдать. Многополосные АС делают не от хорошей жизни. Поэтому широкополосные качественные колонки делают на не очень больших динамиках.


        1. BabayMazay Автор
          07.06.2024 09:40

          Спасибо! Скажем так, "результат который меня не разочаровал, но куда стремиться еще есть". Причем, ого-го куда. Большие широкополосники истинно не эталон, но скорее средство очень просто и относительно недорого получить приличный звук. Хотя расплачиваться приходится размерами. И узкую ДН на ВЧ, конечно, давно заметил.

          Мне нравится и близок Ваш подход, это я о "результатах за гранью различимости" и "золотых сетевых проводах на спецподставках". Яркий пример из той же области -- ламповые УМЗЧ, где нередко неделями выслушивают провода из золота-серебра, чтобы понять их правильное направление включения. И разница эта будет на уровне ощущений и в основном зависеть от настроения оператора. Тогда как любые манипуляции с режимами каскадов и схемотехникой, стоят на порядки меньше, а изменения больше, слышны очень хорошо, и рядом несложных мер можно получить очень приличный прирост качества. То есть пока полностью и окончательно не исчерпаны основные резервы схемотехники, в сверхдорогих элементах нет смысла. Мотив производителей очевиден и понятен -- наплести с три короба и продать подороже, но самодельщики то куда? : )

          Возвращаясь к АС. Для изготовления корпусов, условно говоря, сплошная деревянная доска и щит из склеенных слоев или кусков, большой разницы в звуковом смысле не обнаруживают? Только в технологической? Прошу Вас, сформулируйте правильный на Ваш взгляд способ и материалы для изготовления корпусов АС. Хм... Сузим задачу -- для среднеквартирного применения, мощностью до 100 Вт, без применения экзотических или очень дорогих материалов.


  1. SADKO
    07.06.2024 09:40
    +1

    Ой, мне этот пост напоминает анекдот и тут надобно пояснить, что хотя помянутый 100гдш кривой даже по меркам любителей шириков, и конструктивные решения автора "ну такоэ", да и сам он скромно заявляет о субъективности... Его субъективность имеет мало общего, с почитателями проводов из самурайсих мечей в оплётке из лобковых волос девственниц.

    Дело в том, что любой большой бумажный бубен на малой мощности ведёт себя как NXT излучатель соответствующего размера. При условии, если его еще усилитель не насилует, позволяя диффузору жить своей жизнью. Опять же у больших динамиков запас свободы больший.по мере роста мощности и раскачки диффузора начинают давать о себе знать всякие нехорошие механические моменты и в итоге мы видим кривую ачх как в документации.

    Познавший этот дзен. Используют большие ширики на маленьких акустических щитах, но стоит дать чуть больше мощности, и эта карета превращается в тыкву.


    1. BabayMazay Автор
      07.06.2024 09:40

      То есть, интуитивно все сделал правильно? -- большой широкополосник с малой подводимой мощность. А первый стеновой вариант АС условно близок к щитам -- очень большой объем сзади.

      О субъективности заявлял и продолжаю, иначе и быть не может. Все прослушивания субъективны и ориентироваться тут можно и нужно только на естественность воспроизведения. Первые варианты АС у меня работали с коротким триодным трактом с рядом экзотических решений. В том числе и с проигрывателем грампластинок. Была пара хороших пластинок, где голос и некоторые инструменты воспроизводились удивительно живо, аж мурашки по спине. Остальные играли просто хорошо. Не скажу, что был завсегдатаем магазинов и салонов с дорогой аппаратурой, но кое-что слышать доводилось. В том числе и весьма дорогие системы. И чтобы музыка играла как вживую, слышал только один раз и в не самом "элитном" месте. С КД-проигрывателя подключенного к УМЗЧ отвратительным, тончайшим и скрученным дрянным проводком. Явно на скорую руку. Таким знаете, который студиозус в трамвае распутывает, вынув из кармана дешевые наушники-затычки. Что там были за компоненты -- Бог весть, давно дело было, лет 25 назад, но ничего такого лампового, вычурного и золоченого.


  1. GidraVydra
    07.06.2024 09:40

    Я в акустике как свинья в апельсинах, у меня дома стоит какая-то древняя hi-end системка из комиссионки, мощность которой я в душе не гребу. Поэтом у вопрос у меня простой: вы сознательно не стали сращивать наборку реек в щит? По моим представлением, оно должно нехило так дребезжать.


    1. BabayMazay Автор
      07.06.2024 09:40

      Здравствуйте! Древняя это вовсе не плохо. Напротив, целый ряд ретро-звуковоспроизводящих приборов, можно сказать, является негласным эталоном, которому сегодня подражают. А уж послушать любителей музыкальной эзотерики, так для качественной музыки и вовсе нужны только элементы времен зари электричества.

      Ну и о щитах и моих АС. Сращивание деревянной мелочи в культурный щит, непростая столярная задача. Нужна большая ровная поверхность, нужны специальные струбцины-ваймы для сжатия набора или другие какие приспособления. Наконец, нужна весьма точная обработка заготовок, иначе кривой пропеллерный щит придется сильно строгать или шлифовать, выравнивая и уменьшая его толщину. Причем для крупного щита нужен и соответствующий немаленький строгальный станок, а лучше рейсмус -- выравнивать большую деревянную поверхность ручным инструментом тоже нужен немалый навык. Свои двухслойные щиты сделал по ленивой схеме -- на обратной стороне исходно ровного листа ДСП, наклеил слой брусочков. Приклеивал как к щиту, так и брусочки друг к другу и клея не жалел. Щели между ними из-за неточной обработки, заделал монтажной пеной. Нет нет, в этом наборе ничего не болтается и не дребезжит.