В IT-сфере новые знания можно получать по-разному и один из самых действенных способов — через общение с Экспертами в своей области. В статье я расскажу о том, как находить Экспертов и задавать им правильные вопросы, которые помогут вам в профессиональном развитии.

Какие вопросы разберём в статье?

  1. В каких случаях полезно — а иногда даже и приходится — обращаться к Экспертам?

  2. Что обычно останавливает от общения с Экспертами? 3 основные трудности

  3. Решение трудности №1. Боюсь обращаться к Экспертам

  4. Решение трудности №2. Не знаю, где найти Экспертов: 3 способа выйти на Эксперта

  5. Решение трудности №3. Не понимаю, что спрашивать: 5+ идей для вопросов

  6. Выводы и рекомендации

В каких случаях полезно — а иногда даже и приходится — обращаться к Экспертам?

Давайте разберёмся, в каких случаях и зачем возникает необходимость общаться с Экспертами и задавать им вопросы. Я выделила 4 пункта, но, возможно, вы сможете назвать и другие ситуации, где пригождается помощь Эксперта — буду рада вашим дополнениям в комментариях.

Ситуация №1. Вы столкнулись с задачей, справиться с которой самостоятельно не получается

Притом задачи могут быть самые разные — начиная от привычных и рутинных, когда, например, не работает код, который выглядит вполне рабочим и правильным, и заканчивая новыми и непривычными задачами. Скажем, вам поручили руководить каким-либо проектом, хотя до этого вы подобным не занимались.

Во всех этих случаях вполне нормально задать вопрос человеку, который разбирается в проблеме и может дать вам рекомендации или указать на допущенные ошибки.

Ситуация №2. Вы хотите вырасти профессионально, но не знаете, с чего начать

Возможно, вам хочется увеличить зарплату, расширить круг обязанностей и выполняемых задач или же кардинально сменить деятельность — например, перейти от технических задач к управленческим. Это всё похвальные и интересные цели. Но на пути к ним специалист может столнуться с барьером: не знаю, с чего начать и какие шаги совершить. Тогда имеет смысл пообщаться с теми, кто уже проходил похожий путь, и расспросить о том, как он или она действовали и какие решения принимали.

Ситуация №3. Рядом есть успешный коллега / Эксперт

Допустим, вы работаете в организации, где регулярно пересекаетесь с человеком, который достиг успеха в определённой области: может быть, у него хорошо получается выступать на конференциях, может быть, он стремительно растёт и развивается в карьерном плане, может быть, он быстро и качественно выполняет рабочие задачи и дедлайны у него не горят.

Если вы ловите себя на мысли, что было бы неплохо расспросить его и перенять его опыт, то продолжайте читать статью.

Ситуация №4. Вы хотите организовать обмен знаниями в компании

Бывает так, что большое количество знаний сосредоточено внутри одного Эксперта. Фактически на нём всё держится. Если он уйдёт, знания уйдут вместе с ним. Порой такие Эксперты чувствуют, что они незаменимы, и из-за этого могут возникать трудности в сотрудничестве и коммуникации с ними.

В интересах руководителя и команды сделать так, чтобы знания передавались свободно и быстро, а не замыкались на одном человеке. Для этого создаются базы знаний. Часто они сделаны в формате заметок в текстовом варианте, но возможны и другие вариации — например, в формате корпоративного ютуб-канала (если вы хотите создать корпоративный ютуб-канал для обмена знаниями внутри компании, можете связаться со мной).

Так вот, чтобы создать работающую базу знаний, нужно уметь общаться с Экспертами и извлекать из них знания.

Что останавливает людей от общения с Экспертами?

Казалось бы, мы разобрали, почему полезно задавать вопросы Экспертам. Преимущества очевидны. Но по каким-то причинам многие избегают такого общения. Что же им мешает?

Давайте рассмотрим основные причины, которые мешают людям задавать вопросы Экспертам и извлекать знания, а затем разберёмся, как эти трудности можно преодолеть.

Трудность №1. Страх показаться некомпетентным и глупым

Многим хотелось бы выглядеть компетентными и на самом деле являться ими — а также чтобы другие это замечали. А потому возникает предубеждение: если я задаю вопрос, значит, я чего-то не знаю, значит, я глупый и некомпетентный.

Притом этот страх не только у начинающих специалистов, которым кажется, что Эксперт будет ругаться на них или выгонит, если они чего-то не знают. Этому беспокойству подвержены и опытные специалисты — возможно, даже в большей степени. 

Почему так происходит? На мой взгляд, многим кажется, что они как бы обязаны всё знать, и спрашивать о чём-то стыдно.

Трудность №2. Непонятно, где искать Экспертов

Да, бывает так, что нужный человек находится рядом — вы вместе работаете или давно дружите. Но, к сожалению, это не всегда так. Часто приходится самостоятельно искать человека, который может помочь вам и ответить на ваши вопросы. 

И на этом этапе может возникнуть барьер: а где найти Эксперта и как сделать так, чтобы он согласился помочь?

Трудность №3. Не знаю, что спросить. Не умею задавать вопросы и извлекать знания

Иногда ситуации бывают абсурдными. Например, когда я участвовала в конференции DevOps Conf, на репетиции с программным комитетом коллега поделился, что у него были следующие случаи: он занимается менторством и помогает молодым специалистам. И порой они подключаются к созвону и говорят: «Я не знаю, что у вас спросить…»

Или другая проблема: зачастую Эксперт обладает знаниями на интуитивном уровне. Например, он привык выполнять свои рабочие задачи, и для него это не является чем-то необычным. Порой он может даже не осознавать, как он это делает и что обладает важными знаниями и опытом. 

Поэтому чтобы получить именно ту информацию, которая вам нужна, придётся посидеть над составлением вопросов.

Решение трудности №1. Боюсь показаться некомпетентным

Что же делать, если человек боится показаться некомпетентным?

Начать я бы хотела с того, что есть эффект Даннинга-Крюгера. Он заключается в следующем: чем меньше человек знает, тем больше у него уверенности в себе и своих силах, но по мере того, как он погружается в какую-либо сферу и растёт профессионально, эта уверенность падает.

И по мере того, как продолжается профессиональный рост человека, его самооценка и уверенность становится более стабильной и соответствующей реальной действительности.

То есть зачастую человеку сложно объективно оценить себя, свои навыки, компетенции и результаты. Особенно в начале профессионального пути. Поэтому общение с Экспертом — можно даже сказать, сравнение себя с ним — помогает понять ваши сильные и слабые стороны, а значит, более эффективно двигаться дальше.

Если вы осознаёте, что чего-то не знаете и вам нужна помощь Эксперта, это уже показатель того, что вы движетесь вперёд. В этом случае важно осознать, что нормально не знать чего-то, и перейти к действиям.

Теперь про действия. Я бы воспринимала общение с Экспертами как не некую неприятную вещь и проблему, а как задачу, которую нужно решить, и смотреть с исследовательской позиции: что будет, если я сделаю так? а если по-другому? а какой результат будет в этом случае?

Кроме того, снять страхи поможет эксперимент. Например, автор книги «А я тебя нет» решил коллекционировать отказы, чтобы перестать бояться их.

Если говорить про мой опыт, то я в 11 классе решила отправить 50 писем Экспертам, чтобы проверить, какие приёмы коммуникации работают, и опять же перестать переживать из-за того, что Эксперт не отвечает на письмо или отказывает.

В результате эксперимента мне удалось выявить серию приёмов, как сделать коммуникацию более эффективной, получить примерно 50% согласий и избавиться от страха перед отказами.

Ваш эксперимент необязательно должен быть чем-то масштабным. Достаточно выдвинуть какое-либо предположение и раз за разом проверять его. Вот некоторые идеи экспериментов по встречам с Экспертами:

Название эксперимента

Ход эксперимента

Что будем проверять и измерять?

Эксперимент отказов

Вы отправляете письма / сообщения или приглашаете лично и смотрите, в каком случае Эксперт согласился, а в каком нет — есть ли какая-то закономерность?

Количество отправленных писем

Процент согласий

Какие ходы и способы коммуникации сработали

Эксперимент начала интервью

Первые реплики в беседе всегда самые неловкие…

Поэтому можно протестировать разные способы начала интервью

Влияет ли как-то приветствие на ход беседы?

Сформулировать для себя идеальную формулу начала интервью

Эксперимент «Вопросы на интервью»

Вы задаёте разные вопросы разным Экспертам (можно использовать те, что даны в статье ниже) и наблюдаете, какие из них и в каком случае дают нужный вам результат

Какие вопросы помогают извлечь информацию по нужной мне теме?

Если говорить про эксперименты, на мой взгляд, их главная ценность для человека в том, что он начинает смотреть на мир с позиции исследователя: ему уже не столько страшно, сколько любопытно.

Итак, если подвести предварительный итог, то чтобы справиться со страхом выглядеть некомпетентным, вы можете…

  1. Вспомнить про эффект Даннинга-Крюгера и понять, что общение с Экспертами помогает осознать свою реальную квалификацию и увеличить её

  2. Осознать, что чего-то не знать и обращаться за помощью это нормально

  3. Поставить собственный эксперимент по общению с Экспертами

Решение трудности №2. Не знаю, где найти Экспертов: 3 способа выйти на Эксперта

Другая проблема, которая может возникнуть — это непонимание, где найти Эксперта, который поможет вам и ответит на ваши вопросы. Хочется, конечно, сказать: «Весь мир — площадка для поиска, а люди в нём — Эксперты», но давайте более конкретно.

Способов действительно множество, но я сегодня расскажу 3 основных, которые лучше всего срабатывают у меня.

Способ №1. Профессиональные сообщества, блоги, чаты

Сейчас большинство коммуникаций происходит в интернете, поэтому логично, что Экспертов можно находить и там. Так как же именно это делать?

Во-первых, есть множество профессиональных групп и сообществ, где люди обсуждают какую-либо тему или проблему, а также всевозможные экспертные блоги. Особенно в этом плане сейчас развивается телеграм, где есть авторские каналы на любой вкус.

Если вы нашли сообщество, канал или блог, где обсуждается ваша проблема, то стоит присмотреться к автору и к комментаторам. Возможно, кто-то из них сможет ответить на ваши вопросы.

Также если вы участвуете в конференциях или проходите курсы, после таких мероприятий обычно остаются чаты. Задайте вопрос в чате по проблеме, которая вас интересует — вам могут порекомендовать, к какому Эксперту вы можете обратиться, либо же при благоприятных обстоятельствах нужный вам человек есть в самом чате.

Способ №2. Спросить у тех, кто работает рядом с Экспертом

Обычно Эксперт не бывает один — есть люди, которые его окружают. Это могут быть его коллеги, ученики, друзья. Поэтому имеет смысл опросить людей из вашего окружения, нет ли у них в доступе Экспертов по определённой тематике. Например, можно обратиться…

  • к вашим коллегам

  • к активным школьникам и студентам, которые участвуют в разных конкурсах, олимпиадах, хакатонах (может быть, Эксперт — это их наставник или член жюри)

  • к вашим знакомым из других компаний

Единственный момент: вам придётся объяснить, что вы имеете в виду под словом «Эксперт» и какого именно человека ищете, потому что люди могут вкладывать другой смысл в это понятие или вообще не иметь представления, кто такой Эксперт…

Способ №3. Пригласить на интервью спикера профессиональной конференции

В IT-сфере проводится большое количество конференций. Например, у конференций от Онтико есть мероприятий разной направленности — для тимлидов, девопсов, разработчиков высоконагруженных систем и т.п.

Вы можете найти конференцию, соответствующую вашей тематике, и посетить её в качестве участника или докладчика. Имеет смысл заранее посмотреть, кто будет среди спикеров и кто из них вам подходит, чтобы прямо на конференции установить контакт.

На мой взгляд, лучше всего для первого контакта подходит следующая схема: вы приходите на доклад спикера, в конце — во время сессии вопросов и ответов — задаёте ваш вопрос, а после уже можно выловить спикера, познакомиться ближе и договориться об интервью. Кстати, важно, чтобы ваш вопрос выделялся и запоминался. Недавно в моём телеграм-канале выходил пост о том, как задать интересный вопрос спикеру после выступления.

Решение трудности №3. Не понимаю, что спрашивать: 5+ идей для вопросов

Как я уже говорила в начале статьи, у многих возникаю трудности с тем, чтобы задать вопрос Эксперту. Давайте разберёмся, как задавать полезные и глубокие вопросы, которые будут извлекать именно ту информацию, которая вам необходима.

Начала я бы с базовых уточняющих вопросов. Это вопросы, известные ещё с Древнего Рима, и их сформулировал оратор Квинтилиан. Возможно, они вам встречались в книгах или статьях по разным тематикам, потому что их применение достаточно широкое — от журналистики до консалтинга:

  • Кто?

  • Что?

  • Где?

  • Когда?

  • Чем?

  • Как?

  • Почему?

Эти вопросы полезно использовать при подготовке к интервью или в начале беседы, ведь они помогают получить обзорное представление о теме. Давайте разберём пример: допустим, вам предстоит найм сотрудников и собеседования, и вы обсуждаете эту тему с более опытным коллегой, чтобы подготовиться к выполнению ваших обязанностей. Предложу свои варианты вопросов, которые можно было бы ему задать, чтобы извлечь знания по этой теме:

  • Кто нанимал сотрудников ранее, до меня?

  • Что происходило в этот момент? Каким был процесс?

  • Где проходили встречи: онлайн или оффлайн?

  • Когда, в каких ситуациях требовались новые сотрудники?

  • Чем руководствовался предыдущий специалист при найме и проведении собеседований?

  • Как происходила адаптация сотрудника на новом месте? Как ему помогали и необходимо ли это делать?

  • Почему мой предшественник отказался от этой задачи?

Таким образом, с помощью этих вопросов мы получили первоначальное представление о процессе найма. Обратите внимание, что пока, в основном, мы говорили только о фактах.

Теперь мы переходим к более глубоким вопросам и извлекать будем не факты, а уже ошибки и решения, приёмы и ходы: как делать и как не делать? Я предложу 5 приёмов, которые помогут задать вопрос — их можно адаптировать под тематику вашей беседы.

Также в таблице указаны примеры вопросов и в каком случае их полезно задавать.

Название приёма

Примеры вопросов

В каком случае стоит его задать?

Вопрос о проблемах

С какими проблемами вы сталкивались в своей работе? Как их удалось решить?

Какие проблемы пока решить не получается?

Какие есть глобальные проблемы на уровне отрасли / направления?

Если вы хотите выявить, с какими проблемами вам предстоит столкнуться в будущем, и понять, какие есть проблемы в отрасли

Вопрос о решениях

Какие приёмы / решения / лайфхаки вы используете для выполнения рабочих задач?

Какие сильные ходы в карьере вы совершили? К какому результату это привело?

Какие ходы вы рекомендуете совершить мне?

Если вы собираете сильные ходы, решения, приёмы, чтобы затем их применить в работе

Вопрос об ошибках

Какие ошибки совершали вы, ваши коллеги или команда?

Что стало причиной этих ошибок?

Как их избежать?

Если вы стремитесь не допускать типовых ошибок и рисков, а избегать их

Вопрос о перспективах

Какие есть перспективные направления, в которых можно развиваться?

Какие есть незанятые ниши? Где не хватает работающих решений, проектов, продуктов?

Какие направления и области наоборот являются тупиковыми?

Если вы ищете перспективные направления и области для развития и стремитесь отсечь тупиковые.

Ведь наверняка не просто так большинство людей в 2024 уделяют время изучению искусственного интеллекта и нейросетей, а не разработке пейджеров…

Вопрос о навыках

Какие навыки / скилы необходимы для успешного выполнения задач?

Где и как эти навыки развить?

Если вы анализируете, какие навыки потребуются для эффективного выполнения задач, чтобы потом заняться их развитием

Выводы

Я не рекомендую…

  1. Избегать общения с Экспертами

  2. Приходить к Эксперту без предварительной подготовки и заготовленных вопросов

  3. Обращаться к Эксперту по поводу задач, с которыми можно справиться самостоятельно

  4. Надеяться, что можно вырасти профессионально, просто выполняя свою работу, без дополнительных усилий

Я рекомендую…

  1. Задавать качественные вопросы Экспертам для профессионального развития — уточняющие и глубокие

  2. Проводить подготовку перед встречей с Экспертом

  3. Находить Экспертов через способы, перечисленные в статье

  4. Переходить к действиям, даже если страшно

Автор статьи

Татьяна Кыркалова — интервьюер, ведущая проекта «Научные интервью», автор книги-методики про интервью с Экспертами. Больше полезных материалов вы можете найти в моём телеграм-канале.

Если вы хотите больше узнать о том, как общаться с Экспертами и задавать им вопросы, 16 июня 2024 я буду проводить бесплатную онлайн-конференцию «Как с помощью вопросов извлекать знания из Экспертов?» Зарегистрироваться на неё можно по ссылке.

Комментарии (3)


  1. 0pauc0
    08.06.2024 09:53
    +2

    Как говорил классик, чтобы правильно задать вопрос, надо знать как минимум половину ответа.

    Если нет фундаментальных знаний в испрашиваемой сфере, то максимум что можно получить от эксперта - практическую рекомендацию типа "чтобы включился свет, надо нажать вот эту кнопочку".

    Профессиональный рост базируется на постоянной схеме - "набор опыта" - "более углубленное понимание фундаментальных основ" - "рост практических знаний".

    Как в этом случае называть носителей знаний - экспертами, наставниками, научными руководителями, совершенно неважно.


  1. Fl1s
    08.06.2024 09:53
    +3

    Статью писал капитан-очевидность. До пункта с вопросами чуть не захлебнулся водой.


  1. Flammmable
    08.06.2024 09:53
    +2

    Что останавливает людей от общения с Экспертами?

    Отсутствие мотивации у экспертов общаться с не-экспертами? :)

    Не слишком репрезентативный, но всё же опрос из вот этой статьи показывает, что у большинства нет желания консультировать кого-либо в профессиональных сообществах.