Привет, Хабр! Я – серверная стойка в лаборатории ИТ-компании К2Тех. Пару слов о себе: я металлическая, китайская и за пару лет в России уже довольно сносно изъясняюсь по-русски. Последнее время я пользуюсь бешеной популярностью. Приходит много сотрудников из разных департаментов, да и партнеры с рынка тоже, все меня рассматривают со всех сторон. Пора заводить учетку в социальных сетях и лайки собирать. 

Начну, пожалуй, с Хабра. И расскажу, как все у нас устроено в лаборатории. А точнее – в сетевой лаборатории, где мы тестируем железо и ПО, чтобы строить надежные сети на базе разных производителей. 

В офисном лабиринте отыскать нашу лабораторию не так-то просто. Человек незнающий упрется в стену и повернет обратно - тупик все-таки. Однако если пренебречь законами логики, поднести пропуск к стене, то там, понимаете ли, нарисовывается дверь. Тут в пору вспомнить Гермиону и ее сакраментальное «может, вы и смотрели везде, только не в запретной секции». Понятное дело, простым смертным к нам в лабораторию вход заказан. 

Сразу за дверью пол становится на три-четыре ступеньки выше, потому что под ним прячутся коммуникации для нашей тестовой лаборатории. А дальше уже дверь справа, и вот она я – стойка-красавица. Восхищайтесь.

В тестовой лаборатории, как всегда, царит сумбур и творческий беспорядок. Куча стоек – не хотелось этого признавать, но я тут не одна такая. Одни лампочки приветливо горят зеленым, другие моргают красным, третьи вообще пестрят оранжевым. Провода как лианы проброшены поверху от меня к другим стойкам и в каждой ребята гоняют разные тесты на российском, китайском и каком-то еще железе. 

К слову, у нас в К2Тех далеко не каждый знает, что это место существует, и мало того, таких лабораторий в компании несколько. Конкретно в нашей лаборатории всегда было весело, но последние пару лет – особенно. С тех пор как западные вендоры «сделали нам ручкой», нашим ребятам приходится гонять все больше тестов российского и китайского железа, чтобы понимать, что мы предлагаем заказчикам и как оборудование покажет себя в деле. 

Кстати, мы в К2Тех очень гордимся нашей лабораторией. Наличие лаборатории – крутая фича, так как ее содержание влетает в копеечку: это и эксплуатация, и поддержка функционала, обновления, обслуживание. Речь не только про оборудование, но в принципе про экосистему внутри здания, то есть это специальный климат, поддержка стабильной температуры (вот это я прям люблю, особенно когда летом на улице жарища, а у нас тут легкий ветерок и прохлада). Да и про энергоресурсы забывать не стоит. Плюс это все работает в режиме 24/7, т.е. оборудование не останавливается (в общем, я как стойка, вкалываю без выходных. Почему ТК РФ только на людей распространяется, эй?). 

К слову, далеко не каждая ИТ-компания может себе это позволить, а мы можем. Оборудование еще и меняется регулярно. Вот это, конечно, печалька. Только наладятся отношения с новым оборудованием, только оно стало мне лампочками подмигивать и все такое, глядь, а на его месте уже другая железка. Ну и как, позвольте спросить, в таких условиях налаживать личную жизнь, а? В общем, компания постоянно докупает новое железо, тестирует новые модели, и ежегодно выделяет на эти упражнения бюджет. 

Что только в меня ни устанавливали за последние пару лет! Повидала я и разное: коммутаторы доступа, агрегации, ядра, а также маршрутизаторы – стоечные, 1-unit, 2-unit, 4-unit и более, различных мощностей и вендоров. Причем каких-то предпочтений в выборе решений я не наблюдаю: что сейчас в ходу на рынке, то ребята и тестируют. Тут и популярные вендоры типа Cisco, Huawei, Juniper, Aruba, Dell, PacketLight, российские Eltex, QTECH, b4com, Булат, Полигон, Т8 китайские Maipu, Sintai, TongTech (оборудование балансировки нагрузки) и т.д. 

Еще Wi-Fi. Тестируют переключение различных моделей и типов оконечного оборудования, типа ТСД (терминал сбора данных), от одной точки доступа к другой, чтобы связь не прерывалась. Например, в организации есть ТСД, но на старом Wi-Fi терминалы работали плохо. Ребята забирают ТСД в лабораторию, эмулируют у себя зону Wi-Fi, тестируют и отправляют отчеты-логи обратно в организацию, вот, мол, в такой сети оборудование работало так-то.

По моему стоечному опыту (а я как-никак уже пару лет в лаборатории), все тестовые кейсы можно поделить на четыре группы.

1. Новые «зеленые» вендоры

«Зеленые» тут не в смысле «шибко экологичные», а в смысле «незрелые». Сейчас на рынке появляется много новых вендоров вместо ушедших западных. Новички, естественно, не такие зрелые и не такие известные. Раньше были вендоры класса А, а это огромная экспертиза во всем мире, и у нашей компании –  знания, база и опыт работы с этими вендорами. А есть производители, появившиеся 2-3 года назад. К2Тех не только учится работать с их оборудованием, но ребята еще понимают, на базе какого оборудования оно построено и что скрывается внутри или, как говорится, под капотом. Исходя из этого специалисты нашей лаборатории понимают, в каком ключе надо взаимодействовать с вендором, какие исторические болячки есть у вендора и стоит ли вообще его рекомендовать. К2Тех выступает как эксперт: тестирует новых вендоров на себе и лишь потом предлагает их клиентам, а на рынке это мега-актуально. Это и отечественные вендоры, азиатские и прочие мировые, доступные в России. В лаборатории тестируется как оборудование, так и ПО. Тут есть серверные и сетевые мощности, и на них накатывается то или иное решение. У российских вендоров зачастую решения выходят в виртуальном исполнении, и их в этом исполнении нужно так же тестировать. В 80% случаев тесты в лаборатории проводятся под запрос рынка. Один из свежих тестов, которые грядут – это балансировщики нагрузки NFware в виртуальном исполнении. С учетом стратегии на импортозамещение растет спрос на российские технологии, и ребят спрашивают, мол, что скажете, например, про NFware – вот ребята и тестируют.

2. «Заплатки» и «пластыри» на решениях новых вендоров

Новые вендоры постоянно выпускают обновления своих решений, т.к. решения незрелые, вендоры их постоянно дорабатывают, и каждое обновление, попадая в инфраструктуру конкретной организации, может отрицательно сказаться на работоспособности этой самой инфраструктуры. Каждое обновление – это черный ящик: никто не знает, можно ему доверять или нет. Поэтому прежде, чем пускаться во все тяжкие и развертывать решение в боевой сети, ребят частенько просят протестировать решение в нашей лаборатории. Так, на всякий пожарный.

Вспоминается история из недавних. Одной компании в телекоме предложили использовать решение Maipu. По итогам ЛПРы говорят, мол, хорошо, но на базе этого железа должен быть реализован вот такой-то функционал. А у нас этого функционала еще не было. Опаньки. Наши, конечно, обозначили дедлайн, что, мол, все реализуют, пока оборудование едет лесом, полем, морем-окияном из Китая в Россию. На всё про всё у наших специалистов было 12 недель. Допиливали функционал совместно с вендором. Установили решение в нашей лаборатории. Вендор выкатывал решения, а они у нас не работали. Было много итераций. Копий сломали жуть сколько, но по итогу, когда оборудование приехало в РФ, оно уже было с полным функционалом, накатили новую прошивку и всё взлетело – в отсутствие лаборатории такой подрыв вообще сложно себе представить.

3. Воспроизведение части инфраструктуры в лаборатории

Бывает, что хочется поставить новое решение, но боязно. Ведь заказчики, как правило, не знают, как оно повлияет на работоспособность корпоративной инфраструктуры. Вот и приходят в нашу лабораторию, просят воспроизвести часть своей инфраструктуры и протестировать новое решение прежде, чем развертывать его в боевую. Мы даем в аренду мощности в нашей лаборатории, поскольку запрос вполне себе адекватный и желание подстелить соломку надо всячески поощрять.

4. Отцы и дети

Еще один распространенный кейс – проверка совместимости старых вендоров с новыми. Например, есть промышленное предприятие, где оборудование стояло чуть ли не с 90-х гг. Пришли регуляторы и говорят, что теперь нужно использовать только российское оборудование и все нужно по щелчку заменить. Вот по запросам ребята и тестируют совместимость железа разных вендоров и даже разных поколений. 

Напоследок еще одна история из трудовых будней нашей лаборатории, жизненная до боли. Для крупного ритейлера тестировали сетевую инфраструктуру Wi-Fi (коммутаторы, маршрутизаторы, точки доступа, контроллеры). Компания работала на Cisco и Aruba и хотела подстраховаться, добавив в инфраструктуру еще и решение от Maipu. Надо было не полностью поменять Cisco на Maipu, а частично заменить решение маршрутизации, чтобы и старые, и новые решения могли нормально работать между собой на техническом уровне. В лаборатории наши ребята поставили маршрутизатор, коммутатор и точку доступа и попытались зарегистрировать точку доступа на удаленном контроллере, т.е. эмулировали ситуацию, когда отдельный магазин по сети обращается в центральный офис или центр обработки данных. В ходе тестирования столкнулись с проблемой: при подключении некоторых клиентов (оконечных устройств) точки доступа у нас перезагружались. Только представьте, менеджер торгового зала пользуется корпоративной сетью, ходит по магазину, что-то сканирует, и в какой-то момент сервер с данными не доступен. Покупатель спрашивает, есть ли у вас такой-то продукт, менеджер хочет посмотреть по базе, а доступа нет. Он подключается к другой точке доступа, а та тоже перезагружается. В общем, приятного мало. Главное, не понятно, что происходит: то все работает, а то просто так точки доступа начинают перезагружаться. Специалисты лаборатории сначала проанализировали проблему сами, но ничего не нашли. Потом обратились к вендору. Тут уже началось прямое и довольно тесное взаимодействие с вендором через чат в WhatsApp и созвоны в Zoom. Наши специалисты отправляли логи в Maipu, те вместе со своим отделом разработки их анализировали. Оказалось, что при работе некоторых клиентов объем данных был настолько большой, что он не помещался в шифрованный тоннель между центральным узлом и магазином. Через 2-3 недели после того, как нашли причину, вендор прислал обновленное ПО для пограничного маршрутизатора. В лаборатории наши специалисты все отлаживали, а в тестовом магазине уже проверяли, работает или нет. После обновления точки доступа больше не перезагружались, а значит, проблема была решена.

На этой приятной истории экскурсия подходит к концу, и моя очередная минута славы тоже. Уже завтра к нам приедет на тесты новый вендор, а пока лишь соседний сервер мне дружески подмигивает зеленым. Я думаю, что всем экскурсия понравилась. Здесь же куча всего интересного, а у них там офис где-нибудь на десятом этаже, где только столы, стулья, компьютеры и так до бесконечности. А я так и представляю, как после экскурсии какой-нибудь посетитель едет на лифте и думает, а чего я еще не знаю про К2Тех. Вспоминая советскую классику «Иван Васильевич меняет профессию»: может, тут еще где-то можно стенку приподнять?  

Серверная стойка

Комментарии (3)


  1. lumini
    24.06.2024 11:31
    +2

    Хорошо, что у серверных стоек нет телеграм каналов. Приятнее читать финал статьи.


  1. Thomas_Hanniball
    24.06.2024 11:31
    +1

    Спасибо! Прочитал на одном дыхании.

    От вида стоек и оборудования в нём всегда получаю эстетическое удовольствие. Сразу представляешь себе, как на серверах крутятся гипервизоры, а внутри работают виртуальные машины с ПО, которое приносит пользу компании. В эти моменты понимаешь, что не зря пошёл в IT.

    P.S. Сетевое оборудование в стойках тоже хорошо смотрится. :)


  1. boenu
    24.06.2024 11:31
    +1

    Блин, зашёл почитать про северную стройку, а это оказалось серверная стойка :)