LEAP 71, инженерная компания из Дубая, применяющая для расчётов искусственный интеллект (ИИ), объявила об успешном испытательном запуске жидкостного ракетного двигателя, созданного полностью с помощью Noyron — большой вычислительной инженерной модели компании. Двигатель был спроектирован автономно, без участия человека, а затем напечатан в 3D-формате из меди. Ракетная тяга была успешно запущена в горячем режиме на ракетном стенде в Великобритании.

Двигатель с тягой 5 кН (500 кг / 1124 фунт-фут) создал ожидаемую мощность 20 000 лошадиных сил и прошёл все испытания, включая длительный запуск.

Йозефина Лисснер, аэрокосмический инженер и управляющий директор LEAP 71, сказала: «Это важная веха не только для нас, но и для всей отрасли. Теперь мы можем автоматически создавать функциональные ракетные двигатели и сразу переходить к их практической проверке. От окончательной спецификации до изготовления конструкция этого двигателя прошло менее 2 недель. При традиционном проектировании на это ушло бы много месяцев или даже лет. Проектирование каждой следующей итерации двигателя занимает всего несколько минут. Инновации в области космического двигателестроения — дело трудное и дорогостоящее. С помощью нашего подхода мы надеемся сделать космос более доступным для всех».

В качестве топлива в этом двигателе используется криогенный жидкий кислород (LOX) и керосин. Медная камера сгорания имеет регенеративное охлаждение, а головка инжектора оснащена современным коаксиальным завихрителем для смешивания топлива.

Лин Кайзер, соучредитель LEAP 71, сказал: «Наша компания находится на переднем крае новой области вычислительной инженерии, где сложные машины уже можно проектировать без ручного труда. Эта парадигма значительно ускоряет темпы создания инноваций для объектов реального мира. Тот факт, что двигатель от Noyron сработал штатно с первой попытки, подтверждает, что подход работает. Метод можно применять в любой области техники».

При изготовлении двигателя LEAP 71 сотрудничала с ведущей немецкой компанией AMCM, занимающейся 3D-печатью из металла. Затем устройство обработали в Университете Шеффилда и подготовили к испытаниям. Запуск провела компания Airborne Engineering, Ltd. в Уэскотте, Великобритания.

LEAP 71 будет использовать данные, полученные в ходе испытаний, для дальнейшего развития Noyron. Компания сотрудничает с ведущими аэрокосмическими компаниями в США, Европе и Азии по вопросам коммерциализации созданных ракетных двигателей.

О компании LEAP 71

LEAP 71 — это компания, расположенная в Дубае, ОАЭ, основанная аэрокосмическим инженером Йозефиной Лисснер и серийным предпринимателем Лином Кайзером.

Миссия LEAP 71 заключается в радикальном продвижении инженерного прогресса в новой области вычислительной инженерии. Компания использует сложные программные алгоритмы для создания физических изделий. LEAP 71 разработала большую вычислительную инженерную модель Noyron, которая считается самой передовой из существующих.

LEAP 71 работает с клиентами по всему миру, включая США, Корею, Европу и Китай, разрабатывая продукты в самых разных областях — от аэрокосмической промышленности и электромобилей до теплообменников.

LEAP 71 выложила в открытый доступ значительную часть технологического стека, включая PicoGK («павлин»), компактное и надёжное геометрическое ядро, позволяющее создавать очень сложные физические объекты.

Большинство деталей LEAP 71 печатаются на передовых промышленных станках аддитивного производства.

Проект ракетного двигателя

Разработка ракетного двигателя Noyron TKL-5, успешный горячий пуск которого состоялся в июне 2024 года, — это внутренний проект LEAP 71, призванный продемонстрировать возможности большой вычислительной инженерной модели Noyron.

Этап проектирования двигателя занял менее 2 недель от окончательной спецификации до отправки в производство. Генерация новых вариантов конструкции занимает менее 15 минут на обычном компьютере.

LEAP 71 сотрудничает с Университетом Шеффилда (Великобритания) и британской компанией Airborne Engineering, предоставляющей испытательный полигон, для проведения испытаний. Команда Университета Шеффилда, участвующая в программе «Гонка в космос», предоставила множество практических рекомендаций, а также выполнила все этапы обработки и оснащения, необходимые для перемещения двигателя на испытательный стенд. Технический консультант Сэм Роджерс, главный конструктор компании Gravity Industries, давал важные рекомендации на протяжении всего проекта.

Ракетный двигатель

Для LEAP 71 был выбран уровень тяги 5 кН (эквивалентно 500 кг / 1120 фунтов подъёмной массы или 20 000 лошадиных сил). Это относительно компактный двигатель, который подойдёт для последней ступени орбитальной ракеты.

Двигатель работает на криогенном жидком кислороде (LOX) и керосине — комбинации, которая используется во многих современных ракетных системах, включая SpaceX Falcon 9 и старинную лунную ракету Saturn V. LEAP 71 намеренно сделал такой выбор, несмотря на то, что топливо является более сложным в эксплуатации, чем другие, обычно используемые для небольших двигателей.

Двигатель был напечатан из меди (CuCrZr) с помощью металлического принтера EOS M290. Медь имеет низкую температуру плавления, но при активном охлаждении позволяет создавать компактные высокопроизводительные двигатели.

В двигателе используются тонкие охлаждающие каналы, закручивающиеся вокруг рубашки камеры, с переменным поперечным сечением до 0,8 мм. Керосин продавливается через каналы, чтобы охладить двигатель и предотвратить его расплавление. Затем оба топлива впрыскиваются в камеру сгорания. Температура сгорания внутри двигателя составляет около 3000ºC, в то время как поверхность двигателя остаётся ниже 250ºC благодаря активному охлаждению.

Топливо впрыскивается в двигатель с помощью коаксиальной вихревой инжекторной головки. Этот тип инжектора считается самым передовым.

Дополнительное плёночное охлаждение обеспечивается за счёт направления части топлива через крошечные отверстия у стенки камеры сгорания.

Множество измерительных портов для данных о температуре и давлении позволяют вводить информацию в вычислительную модель Noyron.

Испытание

Горячий запуск был проведён в Уэскотте, Великобритания, на испытательном полигоне компании Airborne Engineering в пятницу, 14 июня 2024 года. В течение первых 3,5 секунд двигатель запускался с соотношением окислителя и топлива 1,8, что ниже номинального значения 2,3. Благодаря использованию меньшего количества окислителя двигатель горит чуть менее жарко. Убедившись, что двигатель работает хорошо и все температуры находятся в ожидаемом диапазоне, двигатель был испытан на полный 12-секундный длительный запуск при номинальном соотношении окислителя и топлива 2,3.

Двигатель показал ожидаемые результаты. Он вышел на устойчивый режим, что означает, что он может работать так долго, как это необходимо. Время горения было ограничено только запасом топлива на испытательном полигоне.

Последующий анализ

На следующий день двигатель разобрали в Университете Шеффилда, и тщательный осмотр подтвердил, что он полностью цел. Двигатель останется в Великобритании для будущих испытаний. Первоначальный анализ данных показал, что перепад давления (сопротивление) в каналах охлаждения был выше, чем в модели, что связано с фактической шероховатостью поверхности 3D-печати. Команда займётся постобработкой существующего двигателя, в то время как логика каналов охлаждения Noyron уже обновлена для улучшения прогнозов и дизайна будущих двигателей.

Комментарии (23)


  1. Retifff
    26.06.2024 20:28
    +1

    а почему их двигатель так похож на личинку ксеноморфа?


    1. VBDUnit
      26.06.2024 20:28
      +11

      Классические технические штуки (здания, устройства, автомобили, самолёты и прочее) изначально угловато‑прямые, потому что нашему мозгу так проще это проектировать, а нашим инструментам так проще изготавливать.

      А здесь технология проектирования (ИИ) и технология изготовления (3D‑печать) не ограничены прямыми угловатыми формами, и генерируют просто наиболее оптимальные плавные формы без поправок на инструменты (почти). Такой же подход использует природа с её эволюцией. Отсюда и сходство с органикой.


      1. soleil_d_or
        26.06.2024 20:28

        В части мозга — вряд ли. При проектировании отталкиваются от эффективности, и тут ИИ лучше физических расчётов ничего не предложит. Стелларатор, если посмотрите, тоже выглядит непривычно, однако его форма обусловлена именно особенностями физики. Скорее всего, причина именно в технологии сборки.


      1. Dolios
        26.06.2024 20:28
        +1

        наиболее оптимальные

        Оптимальный, это превосходная степень. Вы написали, дословно, "наиболее лучший".


        1. VPryadchenko
          26.06.2024 20:28
          +1

          Бывают локальные оптимумы)


    1. strelok369
      26.06.2024 20:28
      +1

      Странно, у меня первой ассоциацией был кальян.


    1. jpegqs
      26.06.2024 20:28
      +2

      Ребра на поверхности повышают прочность и увеличивают площадь (улучшает охлаждение). И наверняка этот дизайн сделан и с целью, чтобы его заметили и обсуждали, чтобы люди делились картинками и распространяли новость. Такие ребра было бы сложно выточить из металла, а вот напечатать на 3D принтере легко.


      1. Dynasaur
        26.06.2024 20:28

        Выточить рёбра на ЧПУ не (особо) сложнее, чем напечатать. Фрезеровать сложно внутренние полости, особенно закрытые. А внешние поверхности фрезеровка может не хуже печати


  1. saag
    26.06.2024 20:28

    1. Напечатать корпус Космического корабля из алюминиевого сплава.


  1. Apv__013
    26.06.2024 20:28

    Очередной проэкт для поднятия бабла.


  1. djiggalag
    26.06.2024 20:28
    +4

    В целом кажется, что прогресс не стоит на месте и вполне скоро(15-20) в гараже с помощью GTR XX90Ti и матало-полимерного 3d принтера можно будет собрать свой пепелац и оправиться бороздить просторы солнечной системы, но нет.

    Как многие ранее уже замечали, что в большинстве своём нынешние нейронки создают усреднённый вариант(текст, фото, изделие) на основании тех данных что им скормили во время обучения, даже рассуждения ИИ это не более чем поведенческие модели на основе данных обучения, а не собственные мысли ИИ. Так и здесь по сути, ИИ скормили концепцию, чертежи уже существующих ЖРД и базу материалов и их характеристики. Зная материалы и принципиальное устройство двигателя построить новый двигатель(концептуально ни чем не отличающиеся от своего "донора") с заданными характеристиками не составит проблемы, вопрос в линейных расчётах и тут бесспорно ИИ на голову превосходит кожаных мешков.

    Вот когда нейронка сможет по запросу создать принципиально новый доселе неизвестный двигатель на основе только известных ей физических законах и материалов с учётом возможности воплощения в реале кожаными мешками и братьи своими меньшими, тогда вот это будет офигеть какой прорыв. А так пока выглядит как хороший ассистент в разработке и автоматизации рутинных задач(расчёты), но не более.


    1. Indemsys
      26.06.2024 20:28
      +2

      Если бы ИИ там действительно делал некие уникальные расчёты, то не нужно было бы делать такие длительные испытания. Типа ИИ написал код за 10 сек, теперь 10 лет его надо отлаживать.
      Здесь метод скорее похож на метод Монте-Карло, т.е. метод научного тыка. В физических симуляторах очень распространенный способ добиться некой оптимальности. А тут метод усовершенствовали введением эвристик от ИИ, сократив варианты перебора.
      ИИ до сих пор не умеет даже платы трассировать, хотя задача как раз для него вроде бы.
      Так что мыльные разводы на корпусе двигателя это точно не работа ИИ.


    1. Manrus
      26.06.2024 20:28

      Как мне кажется большинство людей тоже могут создать только усредненный вариант того что уже знают. Людей способных создать что-то совершенно новое единицы


  1. Dynasaur
    26.06.2024 20:28

    Из статьи так и осталось не понятным что конкретно делал ИИ. Видимо, имеется в виду генеративный дизайн, который сейчас встроен в каждый САПР. Если что-то ещё, было бы интересно узнать что.


    1. Indemsys
      26.06.2024 20:28

      Я так понял что они делали оптимальные каналы для охлаждения. Наверняка стремились уменьшить расход матерала по ходу.
      Приколько читать рекомендации по борьбе с геометрическими галлюцинациями.


      1. Dynasaur
        26.06.2024 20:28

        тепловые и прочностные расчёты сейчас тоже встроены в каждый САПР, даже в бесплатные


  1. Didimus
    26.06.2024 20:28
    +1

    Если это двигатель последней ступени, его надо испытывать в разреженной атмосфере. А там такое короткое сопло работать не будет


  1. kasiopei
    26.06.2024 20:28

    Ну а стоило оно того? Если сравнивать с аналогичным двигателем придуманным людьми, то выигрыш какой-то есть?


    1. beeruser
      26.06.2024 20:28
      +2

      выигрыш какой-то есть?

      "Этап проектирования двигателя занял менее 2 недель от окончательной спецификации до отправки в производство. Генерация новых вариантов конструкции занимает менее 15 минут на обычном компьютере."

      Сколько будет копаться ваш коллектив из сотен инженеров и сколько это будет стоить?


  1. Colorbit
    26.06.2024 20:28
    +1

    Выглядит как античный артефакт


  1. vviz
    26.06.2024 20:28
    +2

    И где тут двигатель? На фото - камера сгорания. А остальная машинерия?


  1. piton_nsk
    26.06.2024 20:28
    +3

    Ракетная тяга была успешно запущена в горячем режиме

    Это на каком языке? Гуглопереводчик лучше переводит, реально кровь из глаз.