Привет! Меня зовут Антон Червонный, мне 29 лет, и чуть больше трёх из них я занимаюсь тестированием. Чтобы стать QA-инженером, я прошёл курсы «Инженер по тестированию» и «Автоматизатор тестирования на Java» в Яндекс Практикуме, но это не весь мой релевантный опыт — до этого я оптимизировал процессы в отельном бизнесе и обеспечивал качество в сети квест-комнат.
Я много лет живу в Австрии. В этом материале я расскажу, как дорос до синьора за три года и чем отличаются привычки нанимающих менеджеров в Европе и России. И самое главное: поделюсь методикой, которая помогает мне получать приглашения на собеседования в ответ на 8 откликов из 10.
Что было до IT: QA в отеле и экшн-квестах
После девятого класса я ушёл на домашнее обучение в школе и поступил на детского психолога в «Малую академию» в Краснодаре (академии большой привет!). Защитил итоговую работу, но так и не забрал диплом. Начинал учиться на психоаналитика — освоил теорию, но не смог оплатить практику. Поступил на бюджет Кубанского государственного медицинского университета — отучился два с половиной года и… уехал за границу.
В Австрии я тоже хотел поступить в медицинский, но не получилось, помешал языковой барьер. Чтобы остаться в стране, нужно было куда-то податься. В разное время я учился на химика, социолога, специалиста по умным домам. Не то чтобы у меня что-то не получалось. Скорее, я просто не сразу понимал, что именно мне подходит, и почти всегда терял интерес со временем. Возможно, причина в моём подходе. Ведь как обычно делают умные люди? Учатся и подрабатывают. А я работал и подучивался — в корне неправильная стратегия.
Моей первой работой за рубежом был ночной аудит в небольшой сети отелей. Я контролировал уходящую смену и готовил всё к новой. А так как я человек, который лишний раз не напряжётся, я быстро автоматизировал свою работу. Владельцу мой подход понравился, и он предложил расширить его на все процессы компании. Так я получил должность Quality Assurance of People and Processes — уже QA, но пока ещё никакого софтвера.
Вот несколько моих нововведений в этой сети на должности аудитора и QA:
решение по логистике белья. Каждый отель часть белья стирает сам, а часть — отдаёт в химчистку. Благодаря моей системе подсчётов нам удалось уменьшить количество выездных химчисток, максимально эффективно используя свои стиральные машины;
гибкая система ценообразования. Мы изучали афиши конференций в ближайших районах Вены, искали потенциальных посетителей из других городов на LinkedIn и предлагали им групповые скидки;
система подбора дней для отпусков, чтобы сотрудники были довольны, а процессы не страдали из-за нехватки людей. Это был мой первый опыт автоматизации — я использовал нейросети, которые тогда уже начали появляться, и написал первый скрипт в Excel.
Потом я работал в сети, которая делает офлайн-квесты по всей Европе. Я писал сценарии, строил комнаты (прямо руками!), настраивал программную часть, прокладывал кабели, ставил сенсоры, продумывал логику. Со временем меня и там затянуло в QA — если начинал я автором, то к концу я уже был QA-менеджером и отвечал за обеспечение качества: проверял техническое оснащение комнат перед играми и после, тестировал новые сценарии, собирал и анализировал фидбек посетителей, следил за контроллерами и датчиками.
Первый опыт в IT и спринт до полной автоматизации на австрийской почте
Когда в мире случилась пандемия, я решил двигаться в сторону удалённой работы. Посмотрел на рынок и понял, что там очень много программистов — их клепают и клепают! Закралась мысль: если разработчиков так много, значит, кому-то нужно тестировать то, что они создают? Может, есть что-то вроде Quality Assurance, но в IT? Оказалось, что есть. И даже мой скилсет не так далёк от нужного.
В Японии есть такое понятие, как икигай — так называют ощущение своего предназначения в жизни. Обычно его показывают картинкой — там, где кружочки сходятся, там и лучшее решение. У меня они сошлись в тестировании. Мне платили за что-то подобное, я хорошо анализирую и оптимизирую процессы, люблю докапываться до мелочей, и это, как оказалось, востребовано.
Я изучил 50 вакансий и выписал требуемые от кандидатов навыки. Потом сравнил программы разных школ, чтобы понять, где мне помогут всё это освоить. Смотрел варианты и в англоязычном, и в немецкоязычном сегменте, но ничего не подошло по соотношению цены и качества. Было несколько одинаково привлекательных вариантов в России. Я выбрал Практикум. Первое место работы — QA-инженером на государственной австрийской почте — я нашёл, когда дописывал диплом.
В Европе нет как такового разделения на мануальщиков и автоматизаторов. Точнее, оно есть, но в большинстве случаев нанимающая сторона хочет сэкономить и намеренно не разделяет эти понятия — и если берёт QA-инженера, то подразумевает, что он может уверенно писать тесты. Меня работодатель тоже брал «на вырост» — я должен был быстро освоить автотесты (как раз тогда я взял курс по ним в Практикуме), доказать это корочкой и заслужить полноценную зарплату.
Так и было. Только писать тесты надо было на C#, а в Практикуме был курс по Java. Прошёл ещё пару курсов в Udemy — сидел до двух часов ночи, учил синтаксис и библиотеки, смотрел, как люди выстраивают фреймворки, и в итоге смог приступить к полноценной работе ещё через пару недель.
На тот момент в австрийской почте была слабая культура автоматизации, и мне нужно было настраивать её в каждом отделе. За 14 месяцев я прошёл 11 команд с разными проектами, уровнями legacy и качеством написанного кода. А потом мне пришлось уволиться. Для вида на жительство в Австрии нужен специальный документ от работодателя, и на почте мне с ним, к сожалению, не помогли.
После почты я удачно наткнулся на американскую компанию Radancy, у которой есть филиал в Австрии. Компания занимается Talent Acquisition SaaS — предоставляет разные пакеты для компаний, чтобы они могли оптимизировать процесс найма специалистов. Пакеты включают бэкенд с аналитикой; бэкенд с посадочной страницей, обработчиком заявок и добавлением в пул; или же бэкенд с посадочной страницей и микрофронтенд-частью, встраиваемой в любое место на стороне клиента. Такой сервис помогает сэкономить до 80% затрат компании на найм сотрудников.
В Radancy мне предложили должность SDET (Software Development Engineer in Test). Мне казалось, что эта позиция заоблачная. Многие считают, что это вообще пик карьеры для QA-инженера! Всё оказалось не так — я настраивал фреймворки автоматизации и обходился теми знаниями, которые у меня уже были. Спустя год мы с менеджментом не сошлись во взглядах, и я ушёл — но зато с тех пор я хорошо знаю, как устроены сервисы найма.
Потом я устроился в немецкую компанию Adesso. Это агентство, которое нанимает специалистов и сдаёт их в аренду другим организациям. Так я оказался в государственной компании, которая занимается цифровыми продуктами по всей Австрии. Я так же разрабатываю фреймворки автоматизации — остальные подробности, увы, под NDA. И теперь я официально синьор! Получается, этот путь занял у меня три года.
Чем отличается трудоустройство в Европе и странах СНГ
Собеседоваться при наличии работы — моё хобби. Из любопытства я ходил на интервью и в европейские компании, и к работодателям из СНГ. Могу сказать, что эти рынки во многом похожи, но всё же у них есть несколько отличий.
В Европе работодатели больше смотрят на сертификаты и вообще не смотрят на высшее образование. По крайней мере, у меня диплом спрашивали всего дважды, зато сертификаты с курсов пригождались постоянно.
Также в европейских компаниях не принято давать тестовые задания. На мой взгляд, это плохо. Я часто хожу на собеседования из спортивного интереса, и тестовые задания помогают понять, насколько актуален мой скилсет и закрывает ли он потребности современного бизнеса. Европейские конторы такого понимания обычно не дают.
Зато работодатели в Европе охотно дают фидбек, когда ты не проходишь. Компании в СНГ почему-то этого не делают — то ли очень гордые, то ли занятые, то ли не считают это важным.
У кандидатов в разных странах есть общая проблема — трудность выхода на коммуникацию. Прежде чем ты побеседуешь с живым человеком, должен произойти целый пайплайн событий. Знаю, что кандидаты в странах СНГ прорываются через этот барьер, отправляя сотни откликов.
У меня другой подход. Я стараюсь «бить» в компании точечно и готовиться к отправке небольшого количества откликов заранее — так, чтобы точно пройти первичный скрининг и отсев автоматическими системами.
Как получать отклики на LinkedIn: пошаговая инструкция
Дисклеймер: я давно не использую площадки кроме LinkedIn и редко прохожу собеседования в компаниях из СНГ. Поэтому мой метод подойдёт не каждому, но может пригодиться, если вы хотите попасть в международную компанию.
Первый этап. Подготовка таблички с вакансиями
Первый этап занимает несколько часов. Я выбираю на LinkedIn 25–50 вакансий, которые мне интересны и более-менее соответствуют моему скилсету, а потом прошу ChatGPT составить табличку вариантов с тремя критериями:
требуемые навыки,
то, чем придётся заниматься,
зарплата и бенефиты.
Я попробовал вспомнить, как искал работу в последний раз, и смоделировал похожую ситуацию. Полностью диалог с ChatGPT можно изучить по ссылке (в России открывается с VPN).
После диалога на скриншоте я копирую описания вакансий в чат — и получаю большую сводную таблицу. Вместо ChatGPT можно использовать и другую модель, которая подходит для аналитики.
Второй этап. Выявление своего релевантного скилсета
После этого я прошу ChatGPT составить портрет идеального кандидата на все эти вакансии. Нейросеть выдаёт список навыков.
Теперь я копирую этот список в отдельный документ и убираю навыки, которыми не владею, и технологии, с которыми не сталкивался. Что-то слышал, но не пользовался? Тоже убираю. Остаётся описание моего объективного, но при этом релевантного скилсета.
Третий этап. Отсев вакансий
Я копирую этот скилсет в чат и пишу: «Окей, дорогой ChatGPT, вот мои навыки. Подбери, пожалуйста, вакансии, требования в которых соответствуют моему портрету хотя бы на 80%».
Обычно на этом этапе мне возвращается примерно 60% вакансий из изначальной таблицы.
Четвёртый этап. Прокачка навыков на LinkedIn
Потом я снова беру свой скилсет, который выявил на втором этапе, и возвращаюсь в LinkedIn. В профиле пользователя есть раздел «Навыки». Их можно «прокачивать»: дополнять, описывать, просить подтверждать их друзей или коллег. Как именно вы это делаете — up to you.
Работа с навыками повышает шанс прохождения первичного скрининга и место в выдаче потенциальных кандидатов на стороне работодателя.
Пятый этап. Отправка откликов
Теперь я возвращаюсь к списку подходящих вакансий и отправляю отклики.
Я начинал со ста откликов и постепенно уменьшал их количество. Теперь я подаю не больше 10 заявок — и обычно получаю 8 положительных ответов из 10.
А ещё внимательно смотрю, что мне предлагает сервис, — когда вы переходите на вакансию X, LinkedIn часто сообщает, что теперь вы ещё и отличный кандидат на вакансию Y. А вы, возможно, отсеяли или просто не заметили её раньше. На такие предложения тоже можно откликаться.
Шестой этап. Анализ и работа с фидбеком
Если вы заморочитесь так же, как я, то можете пойти дальше. Я фиксирую все вакансии, на которые откликаюсь. Делать это можно, например, в тикетах на канбан-доске. Когда мне звонят из какой-нибудь компании, я быстро возвращаюсь к нужному тикету и смотрю контекст: что там была за вакансия и был ли уже контакт с этим работодателем.
Если работодатель отказал, это ещё не конец. Я рекомендую запрашивать фидбек, чтобы узнать, где вы недотягиваете. У меня для этого есть любимая формулировка: «Что бы вас мотивировало прямо сейчас пригласить меня на интервью?» Допустим, работодатель отвечает, что не увидел мотивации, — значит, я зафиксирую это в тикете и при следующем отклике лучше напишу мотивационное письмо. Или работодатель отвечает, что ему не хватило сертификатов, — тогда я добавлю в профиль не только документ из Практикума, но и сертификат ISTQB.
Пять советов джуниорам
Я помогал Практикуму с оценкой выпускников, а также периодически нанимаю тестировщиков в команду сам. Многие джуниоры совершают одни и те же ошибки — я попробую рассказать, как их не допускать.
Ходите на собеседования, даже когда не ищете работу
Вам важно понимать, чего требует рынок, куда он «течёт» и насколько вы ему соответствуете. Лучше всего с этим помогут интервью от работодателей. И вот как именно.
Если поймёте, что ваш скилсет выше, чем требуется на рынке, сможете уверенно попросить прибавку на нынешнем месте работы.
Всегда будете иметь запасные варианты для трудоустройства.
Будете быстро узнавать про новые технологии, которые используются на рынке, и проходить курсы — если договоритесь, то за счёт работодателя.
Научитесь продавать свои услуги
Самая распространённая ошибка выпускников курсов — начинающие специалисты просто не умеют продавать свои услуги. Мне кажется, первый десяток своих собеседований я вытащил на одних софтскилах, и для меня стало открытием, что не все уделяют им достаточно много внимания. А это прямо must-have для джуниора.
Будьте уверены в себе и в том, что вы делаете, рассказывайте про опыт с гордостью, показывайте заинтересованность, активность и коммуникабельность.
Не зубрите — старайтесь понять смысл
Со следующей проблемой я часто сталкиваюсь, когда нанимаю молодых специалистов. Они умеют работать, но не всегда осознают, что делают. Начинаешь задавать вопросы по теории — отвечают. Задаёшь вопрос на рассуждение — молчат. Странно, когда человек может выполнять даже сложные задания, но не знает, например, какую ценность приносит команде в определённой итерации разработки. Или может сделать баг-репорт, но не понимает, зачем он нужен.
Будьте многополярными
QA — это область, где нет центрального органа, который регулирует термины и понятия. Есть комьюнити, разные образовательные сообщества и сертификации, нормы ISO, но нет универсальных решений. Только много точек зрения, каждая из которых верная в своём контексте.
И тут можно вспомнить про мой «любимый» сертификат ISTQB. Это одна из самых популярных систем квалификации для QA-инженеров, которая определяет стандарты тестирования. Знания этой системы требуют во многих компаниях, особенно если в командах рекрутмента нет человека, который мог бы компетентно проверить навыки тестировщика. В итоге на рынке появляется много специалистов, которые воспринимают стандарты ISTQB как догму и не готовы от неё отходить — а в работе это часто необходимо.
Уважайте то, чем занимаетесь
Бывает, что человек хорошо знает теорию, умеет работать и продавать свои услуги, но при этом относится к работе пренебрежительно. Будто тестирование — это непрестижно, недостойно уважения или просто перевалочный пункт на пути к работе разработчиком или продакт-оунером. Для меня как нанимающего QA-инженера это red flag. Человек должен гореть тем, что делает.
Комментарии (3)
Budi
02.07.2024 10:01Доброго здравия. От Души благодарствую за статью - оччень вовремя в моей начальной стадии обучения на Испытателя ПО. Особо понравились: уверенность, уважение к делу и понимание сути.
piton369
А Udemy ещё работает? Не смог к ним зайти на сайт:
https://www.udemy.com/
llliger
из России нет