Привет! Меня зовут Антон Червонный, мне 29 лет, и чуть больше трёх из них я занимаюсь тестированием. Чтобы стать QA-инженером, я прошёл курсы «Инженер по тестированию» и «Автоматизатор тестирования на Java» в Яндекс Практикуме, но это не весь мой релевантный опыт — до этого я оптимизировал процессы в отельном бизнесе и обеспечивал качество в сети квест-комнат.

Я много лет живу в Австрии. В этом материале я расскажу, как дорос до синьора за три года и чем отличаются привычки нанимающих менеджеров в Европе и России. И самое главное: поделюсь методикой, которая помогает мне получать приглашения на собеседования в ответ на 8 откликов из 10.

Что было до IT: QA в отеле и экшн-квестах

После девятого класса я ушёл на домашнее обучение в школе и поступил на детского психолога в «Малую академию» в Краснодаре (академии большой привет!). Защитил итоговую работу, но так и не забрал диплом. Начинал учиться на психоаналитика — освоил теорию, но не смог оплатить практику. Поступил на бюджет Кубанского государственного медицинского университета — отучился два с половиной года и… уехал за границу.

В Австрии я тоже хотел поступить в медицинский, но не получилось, помешал языковой барьер. Чтобы остаться в стране, нужно было куда-то податься. В разное время я учился на химика, социолога, специалиста по умным домам. Не то чтобы у меня что-то не получалось. Скорее, я просто не сразу понимал, что именно мне подходит, и почти всегда терял интерес со временем. Возможно, причина в моём подходе. Ведь как обычно делают умные люди? Учатся и подрабатывают. А я работал и подучивался — в корне неправильная стратегия.

Моей первой работой за рубежом был ночной аудит в небольшой сети отелей. Я контролировал уходящую смену и готовил всё к новой. А так как я человек, который лишний раз не напряжётся, я быстро автоматизировал свою работу. Владельцу мой подход понравился, и он предложил расширить его на все процессы компании. Так я получил должность Quality Assurance of People and Processes — уже QA, но пока ещё никакого софтвера.

Вот несколько моих нововведений в этой сети на должности аудитора и QA:

  • решение по логистике белья. Каждый отель часть белья стирает сам, а часть — отдаёт в химчистку. Благодаря моей системе подсчётов нам удалось уменьшить количество выездных химчисток, максимально эффективно используя свои стиральные машины;

  • гибкая система ценообразования. Мы изучали афиши конференций в ближайших районах Вены, искали потенциальных посетителей из других городов на LinkedIn и предлагали им групповые скидки;

  • система подбора дней для отпусков, чтобы сотрудники были довольны, а процессы не страдали из-за нехватки людей. Это был мой первый опыт автоматизации — я использовал нейросети, которые тогда уже начали появляться, и написал первый скрипт в Excel.

Потом я работал в сети, которая делает офлайн-квесты по всей Европе. Я писал сценарии, строил комнаты (прямо руками!), настраивал программную часть, прокладывал кабели, ставил сенсоры, продумывал логику. Со временем меня и там затянуло в QA — если начинал я автором, то к концу я уже был QA-менеджером и отвечал за обеспечение качества: проверял техническое оснащение комнат перед играми и после, тестировал новые сценарии, собирал и анализировал фидбек посетителей, следил за контроллерами и датчиками.

Первый опыт в IT и спринт до полной автоматизации на австрийской почте

Когда в мире случилась пандемия, я решил двигаться в сторону удалённой работы. Посмотрел на рынок и понял, что там очень много программистов — их клепают и клепают! Закралась мысль: если разработчиков так много, значит, кому-то нужно тестировать то, что они создают? Может, есть что-то вроде Quality Assurance, но в IT? Оказалось, что есть. И даже мой скилсет не так далёк от нужного.

В Японии есть такое понятие, как икигай — так называют ощущение своего предназначения в жизни. Обычно его показывают картинкой — там, где кружочки сходятся, там и лучшее решение. У меня они сошлись в тестировании. Мне платили за что-то подобное, я хорошо анализирую и оптимизирую процессы, люблю докапываться до мелочей, и это, как оказалось, востребовано.

Я изучил 50 вакансий и выписал требуемые от кандидатов навыки. Потом сравнил программы разных школ, чтобы понять, где мне помогут всё это освоить. Смотрел варианты и в англоязычном, и в немецкоязычном сегменте, но ничего не подошло по соотношению цены и качества. Было несколько одинаково привлекательных вариантов в России. Я выбрал Практикум. Первое место работы — QA-инженером на государственной австрийской почте — я нашёл, когда дописывал диплом.

В Европе нет как такового разделения на мануальщиков и автоматизаторов. Точнее, оно есть, но в большинстве случаев нанимающая сторона хочет сэкономить и намеренно не разделяет эти понятия — и если берёт QA-инженера, то подразумевает, что он может уверенно писать тесты. Меня работодатель тоже брал «на вырост» — я должен был быстро освоить автотесты (как раз тогда я взял курс по ним в Практикуме), доказать это корочкой и заслужить полноценную зарплату.

Так и было. Только писать тесты надо было на C#, а в Практикуме был курс по Java. Прошёл ещё пару курсов в Udemy — сидел до двух часов ночи, учил синтаксис и библиотеки, смотрел, как люди выстраивают фреймворки, и в итоге смог приступить к полноценной работе ещё через пару недель.

На тот момент в австрийской почте была слабая культура автоматизации, и мне нужно было настраивать её в каждом отделе. За 14 месяцев я прошёл 11 команд с разными проектами, уровнями legacy и качеством написанного кода. А потом мне пришлось уволиться. Для вида на жительство в Австрии нужен специальный документ от работодателя, и на почте мне с ним, к сожалению, не помогли.

После почты я удачно наткнулся на американскую компанию Radancy, у которой есть филиал в Австрии. Компания занимается Talent Acquisition SaaS — предоставляет разные пакеты для компаний, чтобы они могли оптимизировать процесс найма специалистов. Пакеты включают бэкенд с аналитикой; бэкенд с посадочной страницей, обработчиком заявок и добавлением в пул; или же бэкенд с посадочной страницей и микрофронтенд-частью, встраиваемой в любое место на стороне клиента. Такой сервис помогает сэкономить до 80% затрат компании на найм сотрудников.

В Radancy мне предложили должность SDET (Software Development Engineer in Test). Мне казалось, что эта позиция заоблачная. Многие считают, что это вообще пик карьеры для QA-инженера! Всё оказалось не так — я настраивал фреймворки автоматизации и обходился теми знаниями, которые у меня уже были. Спустя год мы с менеджментом не сошлись во взглядах, и я ушёл — но зато с тех пор я хорошо знаю, как устроены сервисы найма.

Потом я устроился в немецкую компанию Adesso. Это агентство, которое нанимает специалистов и сдаёт их в аренду другим организациям. Так я оказался в государственной компании, которая занимается цифровыми продуктами по всей Австрии. Я так же разрабатываю фреймворки автоматизации — остальные подробности, увы, под NDA. И теперь я официально синьор! Получается, этот путь занял у меня три года.

Чем отличается трудоустройство в Европе и странах СНГ

Собеседоваться при наличии работы — моё хобби. Из любопытства я ходил на интервью и в европейские компании, и к работодателям из СНГ. Могу сказать, что эти рынки во многом похожи, но всё же у них есть несколько отличий.

В Европе работодатели больше смотрят на сертификаты и вообще не смотрят на высшее образование. По крайней мере, у меня диплом спрашивали всего дважды, зато сертификаты с курсов пригождались постоянно.

Также в европейских компаниях не принято давать тестовые задания. На мой взгляд, это плохо. Я часто хожу на собеседования из спортивного интереса, и тестовые задания помогают понять, насколько актуален мой скилсет и закрывает ли он потребности современного бизнеса. Европейские конторы такого понимания обычно не дают.

Зато работодатели в Европе охотно дают фидбек, когда ты не проходишь. Компании в СНГ почему-то этого не делают — то ли очень гордые, то ли занятые, то ли не считают это важным.

У кандидатов в разных странах есть общая проблема — трудность выхода на коммуникацию. Прежде чем ты побеседуешь с живым человеком, должен произойти целый пайплайн событий. Знаю, что кандидаты в странах СНГ прорываются через этот барьер, отправляя сотни откликов. 

У меня другой подход. Я стараюсь «бить» в компании точечно и готовиться к отправке небольшого количества откликов заранее — так, чтобы точно пройти первичный скрининг и отсев автоматическими системами. 

Как получать отклики на LinkedIn: пошаговая инструкция

Дисклеймер: я давно не использую площадки кроме LinkedIn и редко прохожу собеседования в компаниях из СНГ. Поэтому мой метод подойдёт не каждому, но может пригодиться, если вы хотите попасть в международную компанию.

Первый этап. Подготовка таблички с вакансиями

Первый этап занимает несколько часов. Я выбираю на LinkedIn 25–50 вакансий, которые мне интересны и более-менее соответствуют моему скилсету, а потом прошу ChatGPT составить табличку вариантов с тремя критериями: 

  • требуемые навыки, 

  • то, чем придётся заниматься,

  • зарплата и бенефиты.

Я попробовал вспомнить, как искал работу в последний раз, и смоделировал похожую ситуацию. Полностью диалог с ChatGPT можно изучить по ссылке (в России открывается с VPN).

Составляю ТЗ для ChatGPT
Составляю ТЗ для ChatGPT

После диалога на скриншоте я копирую описания вакансий в чат — и получаю большую сводную таблицу. Вместо ChatGPT можно использовать и другую модель, которая подходит для аналитики.

Второй этап. Выявление своего релевантного скилсета

После этого я прошу ChatGPT составить портрет идеального кандидата на все эти вакансии. Нейросеть выдаёт список навыков.

В списке 19 пунктов, а в конце — саммари
В списке 19 пунктов, а в конце — саммари

Теперь я копирую этот список в отдельный документ и убираю навыки, которыми не владею, и технологии, с которыми не сталкивался. Что-то слышал, но не пользовался? Тоже убираю. Остаётся описание моего объективного, но при этом релевантного скилсета.

Третий этап. Отсев вакансий

Я копирую этот скилсет в чат и пишу: «Окей, дорогой ChatGPT, вот мои навыки. Подбери, пожалуйста, вакансии, требования в которых соответствуют моему портрету хотя бы на 80%». 

ChatGPT выдаёт список подходящих вакансий и объясняет, почему именно они мне подходят
ChatGPT выдаёт список подходящих вакансий и объясняет, почему именно они мне подходят

Обычно на этом этапе мне возвращается примерно 60% вакансий из изначальной таблицы.

Четвёртый этап. Прокачка навыков на LinkedIn

Потом я снова беру свой скилсет, который выявил на втором этапе, и возвращаюсь в LinkedIn. В профиле пользователя есть раздел «Навыки». Их можно «прокачивать»: дополнять, описывать, просить подтверждать их друзей или коллег. Как именно вы это делаете — up to you.

Работа с навыками повышает шанс прохождения первичного скрининга и место в выдаче потенциальных кандидатов на стороне работодателя.

Пятый этап. Отправка откликов

Теперь я возвращаюсь к списку подходящих вакансий и отправляю отклики.

Я начинал со ста откликов и постепенно уменьшал их количество. Теперь я подаю не больше 10 заявок — и обычно получаю 8 положительных ответов из 10.

А ещё внимательно смотрю, что мне предлагает сервис, — когда вы переходите на вакансию X, LinkedIn часто сообщает, что теперь вы ещё и отличный кандидат на вакансию Y. А вы, возможно, отсеяли или просто не заметили её раньше. На такие предложения тоже можно откликаться.

Шестой этап. Анализ и работа с фидбеком

Если вы заморочитесь так же, как я, то можете пойти дальше. Я фиксирую все вакансии, на которые откликаюсь. Делать это можно, например, в тикетах на канбан-доске. Когда мне звонят из какой-нибудь компании, я быстро возвращаюсь к нужному тикету и смотрю контекст: что там была за вакансия и был ли уже контакт с этим работодателем.

Каждый работодатель в свою колонку: «В подготовке», «Отклик отправлен», «Отказано», «Позвали на интервью» и «Получен оффер»
Каждый работодатель в свою колонку: «В подготовке», «Отклик отправлен», «Отказано», «Позвали на интервью» и «Получен оффер»

Если работодатель отказал, это ещё не конец. Я рекомендую запрашивать фидбек, чтобы узнать, где вы недотягиваете. У меня для этого есть любимая формулировка: «Что бы вас мотивировало прямо сейчас пригласить меня на интервью?» Допустим, работодатель отвечает, что не увидел мотивации, — значит, я зафиксирую это в тикете и при следующем отклике лучше напишу мотивационное письмо. Или работодатель отвечает, что ему не хватило сертификатов, — тогда я добавлю в профиль не только документ из Практикума, но и сертификат ISTQB. 

Пять советов джуниорам

Я помогал Практикуму с оценкой выпускников, а также периодически нанимаю тестировщиков в команду сам. Многие джуниоры совершают одни и те же ошибки — я попробую рассказать, как их не допускать.

Ходите на собеседования, даже когда не ищете работу

Вам важно понимать, чего требует рынок, куда он «течёт» и насколько вы ему соответствуете. Лучше всего с этим помогут интервью от работодателей. И вот как именно.

  • Если поймёте, что ваш скилсет выше, чем требуется на рынке, сможете уверенно попросить прибавку на нынешнем месте работы.

  • Всегда будете иметь запасные варианты для трудоустройства.

  • Будете быстро узнавать про новые технологии, которые используются на рынке, и проходить курсы — если договоритесь, то за счёт работодателя.

Научитесь продавать свои услуги

Самая распространённая ошибка выпускников курсов — начинающие специалисты просто не умеют продавать свои услуги. Мне кажется, первый десяток своих собеседований я вытащил на одних софтскилах, и для меня стало открытием, что не все уделяют им достаточно много внимания. А это прямо must-have для джуниора.

Будьте уверены в себе и в том, что вы делаете, рассказывайте про опыт с гордостью, показывайте заинтересованность, активность и коммуникабельность.

Не зубрите — старайтесь понять смысл

Со следующей проблемой я часто сталкиваюсь, когда нанимаю молодых специалистов. Они умеют работать, но не всегда осознают, что делают. Начинаешь задавать вопросы по теории — отвечают. Задаёшь вопрос на рассуждение — молчат. Странно, когда человек может выполнять даже сложные задания, но не знает, например, какую ценность приносит команде в определённой итерации разработки. Или может сделать баг-репорт, но не понимает, зачем он нужен.

Будьте многополярными

QA — это область, где нет центрального органа, который регулирует термины и понятия. Есть комьюнити, разные образовательные сообщества и сертификации, нормы ISO, но нет универсальных решений. Только много точек зрения, каждая из которых верная в своём контексте.

И тут можно вспомнить про мой «любимый» сертификат ISTQB. Это одна из самых популярных систем квалификации для QA-инженеров, которая определяет стандарты тестирования. Знания этой системы требуют во многих компаниях, особенно если в командах рекрутмента нет человека, который мог бы компетентно проверить навыки тестировщика. В итоге на рынке появляется много специалистов, которые воспринимают стандарты ISTQB как догму и не готовы от неё отходить — а в работе это часто необходимо.

Уважайте то, чем занимаетесь

Бывает, что человек хорошо знает теорию, умеет работать и продавать свои услуги, но при этом относится к работе пренебрежительно. Будто тестирование — это непрестижно, недостойно уважения или просто перевалочный пункт на пути к работе разработчиком или продакт-оунером. Для меня как нанимающего QA-инженера это red flag. Человек должен гореть тем, что делает.

Комментарии (3)


  1. piton369
    02.07.2024 10:01

    А Udemy ещё работает? Не смог к ним зайти на сайт:
    https://www.udemy.com/


    1. llliger
      02.07.2024 10:01

      из России нет


  1. Budi
    02.07.2024 10:01

    Доброго здравия. От Души благодарствую за статью - оччень вовремя в моей начальной стадии обучения на Испытателя ПО. Особо понравились: уверенность, уважение к делу и понимание сути.