Почему сегодня популярно менторство в IT? Да, всё просто. С ментором, или наставником, достичь своей цели можно гораздо быстрее и с меньшими потерями. Ведь он уже проходил этот путь, ошибался и теперь точно знает, как сделать лучше.
Ментор поможет если вы:
вкатываетесь в IT из другой сферы и не знаете с чего начать;
уже состоялись как профи, но застряли на одном месте, не понимаете, как развиваться дальше;
нуждаетесь в совете опытного специалиста;
хотите пообщаться с единомышленниками.
Я уже много лет веду менторскую работу и именно благодаря ей смог создать сильную команду разработчиков, которая сейчас работает в «ПРАЙ». Потому хочу поделиться, тем, как работаю с менти. Своих подопечных я условно разделяю на три группы.
Без опыта в IT-сфере: старшеклассники, студенты
Если говорить о детях, то обычно на меня выходят родители. Но я всегда прошу, чтобы ребёнок написал мне самостоятельно. Это кажется мелочью, но на самом деле является очень важным показателем. Если желающий обучиться не может написать мне самостоятельно, это сразу показывает его незаинтересованность в процессе, потому я никогда не буду тратить его и своё время на занятия.
Лично я входил в IT по собственной инициативе, это было моё хобби. Я сам искал информацию, читал статьи и документацию, смотрел обучающее видео. Мне это было интересно. И именно этот интерес помог добиться определённых результатов.
Когда я вижу, что менти интересно, даю сложное задание. Сразу скажу, я противник плавного погружения. Оно создаёт иллюзию того, что кодить просто и увлекательно, а это не совсем так. В любом проекте на любом этапе могут возникнуть сложности, столкнувшись с которыми, неподготовленный человек опустит руки. Если же начинающий специалист уже на старте поймёт, что программирование — это извечный бой, то он либо сразу решит не входить в профессию, либо будет готов к реальности.
Пока специалист выполняет тестовое задание, естественно я смотрю на его работу, отвечаю на возникающие вопросы. Но на этом уровне, в большей степени я показываю, как самостоятельно искать информацию, как её правильно читать и применять, на что обратить внимание.
Если после первого сложного тестового задания пыл у человека не угасает, с таким спецом мы с удовольствием начинаем работать и они автоматически переходят на следующую ступень. Эта ступень подразумевает небольшую базу знаний и умений у человека.
Есть небольшой опыт в IT-сфере: старшеклассники, студенты, специалисты уровня «junior»
Эти люди уже обучались программированию, но ещё не имеют опыта продуктовой разработки. Обычно эту ступень проходят не только те ребята, которые перешли с предыдущей ступени, но и те, кто выходят на меня сами.
Так как в компании PRAI есть сформировавшиеся стандарты разработки, я прошу всех пройти наши внутренние условные курсы и показать, что человек владеет нужным стеком технологий. В то же время, это тестовый период, когда желающий может посмотреть на работу в проекте изнутри.
Подключаясь к проекту, которым занимаются наши действующие сотрудники, менти в процессе выполнения небольших задач, изучают базу, языки, обучаются работать в команде. Скажем так, на этом этапе мы принимаем их в семью, поддерживаем и помогаем во всём.
С достаточным опытом в IT-сфере: специалисты уровня «middle», «senior»
Если вы думаете, что наставник нужен только для того, чтобы научиться писать код — вы заблуждаетесь. Программисты — творческие люди, склонные к постоянному обучению. Обычно, на уровне мидла, специалист уже самостоятельно может искать интересную для него информацию и решать нестандартные задачи. Но тут кроется проблема, в сети много материалов типа «для начинающих», а вот обучения нюансам решения сложных задач найти практически нельзя. Порой, чтобы разобраться в вопросе, нужно перечитать очень много технической документации.
Вот в этих случаях мидлам и сеньёрам самим неплохо обзавестись ментором. Ведь, он сможет подсказать короткий путь решения проблемы, или натолкнуть на идею, как найти этот путь. А это — сэкономленное полезное время, которого всем нехватает.
Взаимодействие между специалистами такого уровня очень полезно как внутри команды, так и со сторонними спецами. Ведь каждый из них одновременно становится и ментором и менти.
В качестве резюме хочу отметить. Менторство — это крутой и эффективный инструмент, но только для тех, кто готов самостоятельно учиться и работать над собой. Ментор — не школьный учитель, который насильно вкладывает в голову знания, а потом проверяет их во время контрольных. Ментор направляет, показывает наиболее короткий путь, но пройти его человек должен сам.
Комментарии (9)
Typeckuu
13.07.2024 11:51+1Да это извращение и не более, потеря времени в пустую. Люди разные характером, редко когда могут вместе что то делать. А люди которые обучают, они как правило повернуты на заработке, лишь бы чего впихнуть за деньги, либо энтузиасты, у которых нет достижений в этом.А у людей которые реально чего то добились, нет времени обучать, да и нет к этому желания. Вообще сами подумайте, кто возьмется обучать, если он успешен? Что за глупость? Если я миллионер, я сразу побегу учить людей как заработать и поделюсь деньгами и своим успехом? =) На Илона Маска работает 130 тыс человек, никогда из его рабочих не будет еще одного Илона Маска. Наставник - это вообще никак не работает. Это не реально обучать людей, которые в этом никак вообще. Если человек к этому стремится и разбирается сам, то он без наставника всего добьется сам. А в IT и коддинге это тем более никак не совместимо, там больше конкуренция, чем совместное.Такие вещи требуют очень много времени. К примеру мне надо было написать драйвер, люди которые это делают, сразу сказали - вот я могу тебе только дать совет с чего начать. Это понятно, что никто из них не будет тратить на меня столько времени. Они занятые люди, работа, семья и прочее. Пользуясь Гуглом и открытыми форумами ничего, нигде и никто не подскажет и не даст. То есть так же советчики, частично коды не приводящие ни к чему. Списаться с профессионалами в закрытых форумах не реально, они могут только помочь реализации отдельного куска, но чтобы правильно поставить вопрос, надо в этом разбираться. Как спросить то, что не знаешь? =) Еще и на английском, то есть даже не стоит дергаться заниматься коддингом или IT не зная английского. По итогу будет ответ примерно - бери datasheet и ассемблер и вперед, а там как тебе удобнее, Си или что то еще. =) В итоге никого нет, кто бы вообще как то посодействовал, умеющих единицы из миллиона людей =) И пока сам не возьмешься, ничего не поможет, никакие курсы, никакие люди, просто их не существует. Поэтому тут не обошлось одним Ассемблером, Пришлось изучить всю иерархию железа, работа с памятью, процессорами,структуру ОС, архитектура девайса, ввод вывод, ассемблер, Си, все старье с Майкрософт, приемы, так как драйвера уникальны, их нет одинаковых, кто как хочет, так и пишет. В итоге что то кривое, работающее получилось. И вот в конце скажу. На вряд ли я кому то с этим помогу, даже если я буду разработчиком драйверов. Я даже человеку не смогу это объяснить, не то что научить. =)
BorisShishkin Автор
13.07.2024 11:51Моя практика показывает, что даже те, кто хотят программировать и имеют базу, часто не понимают, как подступиться к вопросу, который им надо решить. И на первом этапе, как раз основное количество времени уходит на то, чтобы люди научились задавать правильные вопросы. Для меня менторство — это не поток и не попытка подзарабоать. У меня большой опыт в разработке и в преподавании в ВУЗе. Как-то так сложилось, что я не вижу одного без другого) А в целом вы правы, и я написал об этом в статье, кто реально хочет разобраться — может это сделать и самостоятельно. Это был и мой путь тоже.
alexMolex
13.07.2024 11:51Хотелось бы немного раскрыть тему "Вынужденного менторства". Когда тебе Тим лид говорит: вот два Джуна, без опыта, помогай им, направляй их, в общем сделай из них хороших разработчиков. Ты без задней мысли и на энтузиазме берешь их в оборот, ведь в тебе увидели не просто разработчика, а того, кто готов передать свои знания подрастающему поколению, значит тебя ценят.
И здесь ты скорее всего допустишь главные свои ошибки:
1) Не обсудил с руководителем что тебе за это будет;
2) Слишком много на себя взял;
Что касается первого пункта, то здесь стоит "договориться на берегу", можно конечно и в процессе, но тут ты уже будешь не в таком выгодном положении. Плюшками могут быть:
Повышение твоего грейда при достижении твоими падаванами какого то результата;
Послабления по срокам задач, т.к. тебя часто отвлекают и на свои задачи тратишь меньше времени;
Премии и т.п.
По второму пункту: старайся не брать больше одного ученика, особенно если они без опыта. Т.к. даже на одного такого в начале будет уходить львиная доля твоего рабочего времени, а если таких два, то часто на дейликах придется говорить, что по своей задаче ничего вчера не сделал, т.к. занимался проблемами учеников. И тебе за это никто спасибо не скажет.
Что можно сделать по второму пункту, если нет варианта отказаться взять больше одного. Трекать время, затраченное на каждого из них, если это время не уменьшается, выясняешь причину и идёшь к тим лиду, думать что делать дальше. Причина может быть как в тебе, так и в твоём ученике, но в любом случае не молчи о проблемах. Развивай самостоятельность и внимательность в учениках. Да, большинство их проблем это банальная невнимательность. Не спеши по первому зову бежать к нему, скажи чтобы проверил все ещё раз и внимательнее.
Помогать ученикам, конечно, надо обязательно. Как минимум потому что когда то и ты такой был).
Также не надо скромничать, все должны видеть, каким важным делом ты занят, напоминай своему тим лиду, что ты не просто так свои задачи делаешь медленнее. Может случиться так, что тебе будут предьявлять за снижение производительности, а когда скажешь, что много времени тратишь не на свои задачи, тот, кто тебя назначил менторствовать, будет сильно удивлен "Что серьееееезна, а я не знал, ну ты это, меньше времени трать на них что ли, и больше на свои задачи".
Если следовать этим простым правилам, то твое менторство будет выгодно всем. Ты и свои софт скилы поднимешь, и в проекте будешь лучше разбираться, и ещё кое-какие плюшки получишь. Бояться этого не стоит, но и слепо браться тоже, обдумывай, договаривайся, не плошай)
Vasjen
Вот чем ИТ-менторство отличается от шарлатанства "бизнес" коучей, которые продают тренинги / курсы / семинары по заработку на ВБ, дают какие-то консультации, козыряя своей экспертизой. В 9 из 10 случаев оказывается, что обучение сводится к банальным вещам типа определение ниши, целевой аудитории, каналов рекламы, оценки рентабельности и т.д. Ну то есть супер база, доступная в любой литературе или даже статьях.
Вот с менторством тоже самое, на мой взгляд. Чаще всего под соусом наставничества ведется какое-то разжёвывание базы, которую должен человек понимать самостоятельно. А что-то более серьезное невозможно освоить, в отрыве от реальных задач и ограничений.
А потом еще вот задумываешься о компетенции менторов (не конкретно к Вам речь, а в принципе). Вот есть какой-то синьор разраб, много чего умеет и знает, скиллы у него отличные, много лет в индустрии, работал на разных проектах с разной архитектурой, возможно и на разных стеках. Ну вот просто классный разраб. Такого спеца с руками оторвут в большинстве фирм с соответствующей ЗП. И вот какая мотивация должна быть у такого человека, чтобы в свободное от работы время заниматься с кем-то менторством? На это нужно немало сил и нервов, тратится время, а финансовый выхлоп не сопоставим с зарплатой. Ну то есть как дополнительный заработок странно это рассматривать, если есть такая квалификация. Просто желание учить, как хобби, для души?
E1ektr0
Много лет занимаюсь этим в разных формах для души. Всегда был за улучшение комьюнити. Не очень рад текущий тенденциям.
bobnatural
Например я с удовольствием обучаю смышлёных джунов. Радуюсь из успехам. И совершенно не навижу учить чему то неаккуратных раздолбаев которым надо повторять и которые совершенно не могут самостоятельно решить задачу.
BorisShishkin Автор
Спасибо за мнение. Для меня менторство — это возможность набрать команду. Даже ребята, которые не остаются в команде, остаются на долгие годы в зоне доступа и их можно привлекать для каких-то отдельных работ. Я знаю как они пишут, их сильные и слабые стороны. Это удобно. Да, это не заработок на преподавании, а инвестиции в будущее)