Предлагаю поисследовать, что происходит с решениями, заточенными на личные финансы пользователей. Чтобы было интереснее, не будем рассматривать крупнейших игроков типа Revolut и Stripe и копнем поглубже. Давайте посмотрим вместе, с какими идеями выходят в люди новые стартапы и какие боли они закрывают.
Что в целом происходит на рынке
Стартапы, разрабатывающие решения ИИ, привлекли $23,2 млрд во втором квартале 2024 года. Это 35% от общемирового объема и самая высокая квартальная доля в истории.
Криптозима пошла на убыль, и в сферу возвращаются инвестиции. 30% крупнейших ранних сделок связаны с криптовалютой и блокчейном.
Рынок венчурных инвестиций восстановился от последствий пандемии, когда вложения в финтех падали в каждом квартале. Но есть ли здесь что-то кроме ИИ и крипты? Этот обзор не глобальное исследование рынка, а попытка разглядеть интересные тенденции. Вот они.
Управление финансами в семье
Zeta на старте позиционировали себя как приложение для пар. Сейчас фокус сместился в сторону семейного бюджета. На деле это решение подходит для любых групп, которые имеют общие финансы.
В основе лежит система конвертов, которые помогают организовать совместные счета и поставить цели на накопления.
Пользователи обмениваются сообщениями о транзакциях прямо в приложении. Можно добавлять членов семьи в свой аккаунт или заводить для каждого персональный профиль для управления личными финансами и открывать дебетовую карту.
Приложение работает со счетами всех банков США. В платной версии можно автоматизировать свои накопления и оплату счетов и заводить дополнительные виртуальные карты.
Карманный финансовый советник
Quinn утверждает, что услуги персонального советника стоят 1500 долларов в месяц. Вместо этого можно оформить подписку на приложение на 8,25 в месяц и получить свою персональную финансовую стратегию, которую разработает искусственный интеллект. При регистрации пользователь отвечает на вопросы и на основе ответов получает рекомендации по управлению деньгами. Утверждается, что решение создано сертифицированными финансовыми планировщиками и консультантами по управлению благосостоянием.
Кстати, Quinn – новый продукт компании Hyve, которая ранее выходила на рынок с одноименным стартапом. Hyve предлагал создавать сети сторонников, которые помогут накопить на мечту.
Пользователь придумывал цель, например, путешествие в Австралию, – и искал людей, готовых помочь ее достичь. Для сторонников это выглядело как подписка на чужую копилку: твой счет привязывается к цели, и округления с твоих транзакций капают другу.
Чем больше сторонников, тем быстрее друг отправится наблюдать за кенгуру. Сами создатели предлагали таким образом накопить на дом или закрыть кредит за учебу. Но идея такого честного “краудфандинга” без высокой цели, судя по всему, не взлетела.
Финтех на пенсии
Старшему поколению сложнее, чем миллениалам, адаптироваться к жизни в онлайне: ходить на шопинг, совершать банковские операции и ориентироваться в интерфейсах. И не только потому, что это новый опыт для людей, которые не родились со смартфоном в руках.
Charlie предлагает банковские услуги людям старше 62 лет. Кроме заявленного удобства приложения, адаптированного под людей с нарушенным зрением, создатели обещают мягкий переход в так называемый «режим деаккумуляции». Человек, который всю жизнь зарабатывал и копил, выходит на пенсию и теперь должен только тратить.
Идея Charlie – помочь такому человеку пользоваться своими ограниченными ресурсами максимально эффективно.
Например, не ждать определенного дня, чтобы получить пенсию, а перенести свой пенсионный счет в Charlie и иметь доступ к деньгам в начале каждого месяца.
Развивать приложение планируют так, чтобы в будущем люди могли получать скидки и даже зарабатывать. Также разработчики обращают внимание на систему, которая будет защищать пользователей от мошенников.
Помощники для небогатых
А точнее для тех, кого банковская система считает таковыми. Недостаточная зарплата, отсутствие накоплений, плохая кредитная история и еще ряд причин лишают людей возможности брать взаймы у банка, чтобы поправить свое положение. Стартапы ищут выходы из этого замкнутого круга и предлагают разные подходы.
В Индонезии и Вьетнаме растет Kredivo – приложение, в котором могут получить кредит и рассрочку те, кому отказывают традиционные банки.
Деньги не гарантируют каждому, но круг потенциальных кредитополучателей расширяется за счет другой системы оценки финансовой состоятельности. Она основана не только на традиционных банковских методах, но и учитывает данные о клиенте от телеком-компаний и интернет-магазинов.
Kredivo иллюстрирует глобальный тренд роста сервисов BNPL (купи сейчас, плати потом), которые предлагают беспроцентную рассрочку.
По исследованиям Juniper Research, потребительские расходы на платформах BNPL в 2027 году во всем мире достигнут 437 млрд долларов. Этот почти 300%-ный рост по сравнению с 2022 годом (112 млрд) ожидается из-за глобального экономического спада. Он спровоцирует спрос на беспроцентные кредитные решения. Возможности быстрой рассрочки добавляют необанки и традиционные мобильные банки на тех рынках, где раньше такой способ оплаты не был популярен.
Банкинг для экоответственных
Экологическую инициативу в своем зеленом необанке реализует французский стартап Green-Got.
Команда верит, что их подход поможет противостоять глобальным изменениям климата. Они гарантируют клиентам, что деньги, хранящиеся на их банковском счете, не пойдут на финансирование проектов, связанных со сжиганием твердого топлива, и других загрязняющих окружающую среду отраслей.
Рассчитываясь картой Green-Got, пользователь видит оценку своей покупки в пересчете на углекислый газ. Так человеку демонстрируют его личный вклад в загрязнение окружающей среды.
Пользоваться бесплатно этим банком нельзя, подписка стоит 6 евро в месяц.
Но стартап заявляет, что доход от комиссий с переводов перечисляется в экологически фонды, которые выбрали подписчики.
Тренд на отслеживание углеродного следа транзакций дошел и до традиционных банков. Например, белорусский Приорбанк предлагает пользователям мобильного банкинга отслеживать свое влияние на экологию. Об этой и других инновациях подробно рассказали в репортаже с Clever Product Demo Day.
Это были примеры решений для людей разных социальных групп, разного возраста и разных интересов. Они существуют, а значит, финтех ищет точки роста не только за счет универсальных решений для всех.
Какие необычные приложения встречались вам? Расскажите в комментариях, соберем свой топ идей для стартапов.