Привет, Хабр! Продолжаю публиковать статьи по ремонту ноутбуков с советами для начинающих мастеров (первая часть). Если вы уже опытный ремонтник — присоединяйтесь. Делитесь своими советами в комментариях. Хабр тем и ценен, что комментарии часто дают больше информации, чем сама статья. Но я, конечно, постараюсь сделать ее максимально полезной. Итак, поехали!

По традиции: сначала ролик с ремонтом, чтобы показать, как это выглядит.


Умение искать в сети


Серьезно, это один из базовых скиллов мастеров по ремонту техники. Вам придется много —
МНОГО! — времени проводить в интернете. Искать информацию по попавшейся проблеме, гуглить даташиты по разным чипам, искать схемы и бордвью.

Проблема в том, что далеко не все лежит на поверхности: большое количество информации спрятано в глубинах сети. Искать придется не только в вебе, но и в Telegram-каналах, например. Я сам подписан на парочку, где регулярно выкладываются схемы, бордвью и прошивки BIOS с мультиконтроллерами.

Некоторые схемы для ноутбуков производитель не выкладывает в общий доступ, причем речь не только о новейших устройствах, но и о тех, что были выпущены несколько лет назад. В этом случае схемы появляются в сети окольными путями, если так можно выразиться. И найти их можно не на всех ресурсах.

А некоторые из них — в частности, форумы — требуют плату за редкую и не очень информацию. Так что будьте готовы заплатить пару долларов за схему или прошивку BIOS.

Знание припоев и флюсов


Тут только кажется, что олово — оно и в Африке олово. На самом деле, припои есть разные, для различных целей. Есть свинецсодержащие, бессвинцовые, высокотемпературные и низкотемпературные. Для разных целей нужен разный припой. Где-то можно обойтись низкотемпературным, а где-то, наоборот, нужен порог плавления повыше.

То же касается и флюсов. Во-первых, стоит запомнить, что без флюса в пайке никуда. Вы ничего не спаяете, ведь флюс обеспечивает быстрое плавление припоя и его однородность после застывания, без повреждений кристаллической структуры. Флюсы бывают разные, их огромное количество.

Как правило, мастеру не нужно слишком уж много видов флюса. Но стоит помнить, что есть флюс, который отлично помогает отпаять что-то, например чип на паяльной станции. А есть флюс, который предназначен для того, чтобы обеспечить хорошее качество пайки того же чипа при его замене/реболле. У всех мастеров разные предпочтения. Кстати, некоторые виды флюса еще и подделывают, так что покупайте у проверенных поставщиков.

Микропайка крайне важна


Да, я не один раз уже писал, что паять нужно уметь. Причем для разных чипов, модулей и т. п. нужен свой скилл. Даже мосфеты бывают разные, так что паять их тоже нужно по-разному, не говоря уже про более сложные микросхемы вроде процессора. Если не знаете, как подступиться, — советую посмотреть видео на YouTube: часто мастера дают ценную информацию, рассказывая, где и что нужно залудить, какую температуру паяльника выставить и т. п.

Кроме того, стоит научиться паять шлейфы разных типов, ведь это позволит сэкономить много денег для себя или своего клиента, если вы занимаетесь сервисным ремонтом. Вот пример пайки коннектора экрана, который давал у ноутбука цветные полосы вместо изображения. Пара контактов отстала — и привет, проблема. Это делал я.


Очень красиво, но непрактично


До ремонта


После ремонта (показывает изображение без полос)

Этот дисплей стоит около 50 евро, так что мне удалось сэкономить деньги и снизить объем электронного мусора. Обычно ведь при проблемах с отображением экран отправляют на свалку и покупают новый.



Что касается самого процесса микропайки. С первого раза не получится — нужна практика. Практикуйтесь на старых/нерабочих устройствах, чтобы потом не было мучительно больно, если не получится что-то с устройством современным.

Умение чинить корпус ноутбука


Довольно часто пластиковые корпусы ноутбуков изнашиваются, а наиболее распространенная проблема — отрыв петель ноутбуков из-за того, что выламываются пластиковые штифты для винтов. Это нестрашно: новый корпус зачастую не нужен, ведь можно отремонтировать старый. Выглядит это так:


А вот уже отремонтированный фрагмент:


Я делал ролик по этой теме. Замечу, что многие комментаторы были не согласны с моим методом — это нормально. Кто-то советует эпоксидку для ремонта, кто-то — жидкие гвозди или фрагменты пластика, которые оплавляют и пускают в дело. Главное здесь — сама возможность ремонта.


Почти все можно починить, если речь об оторванных фрагментах пластика внутри. Если это трещина снаружи — далеко не всегда и не все можно отремонтировать. Но не стоит спешить покупать новые пластиковые элементы, сначала подумайте — возможно, есть вероятность отремонтировать старый.

Умение работать с разными инструментами




Картинка не моя, но иллюстрирует сказанное отлично

Да, для ремонта вам понадобится большое количество разных пинцетов, стоматологических инструментов (некоторые очень удобны), паяльников, источников питания и т. п. Это не говоря уже про отвертки, кисточки, специализированные ножи. И все это реально нужно: когда вы видите у ремонтника сонм разных приспособлений на столе, это реально то, чем он пользуется.

С каждым инструментом нужно уметь работать, находить хитрые приемы ремонта и т. д. Так что будьте готовы потратить еще сколько-то времени на изучение этих приемов.

Вообще, ремонт — это очень интересно. Я, например, занимаюсь этим именно потому, что мне нравится. Но есть одна особенность: я не чиню гаджеты для кого-то, такое бывает крайне редко и лишь для знакомых. В основном, я чиню для себя. Покупаю поломанные ноутбуки, чиню, а потом продаю или дарю. Тем самым снижаю количество электронного мусора и получаю огромное количество удовольствия.
Если у вас есть вопросы, замечания — велкам в комментарии!

Комментарии (3)


  1. takraf
    08.09.2024 11:21
    +2

    Сложная работа с низкой финансовой отдачей.


    1. bubn0ff
      08.09.2024 11:21

      Смотря где работать.


  1. Javian
    08.09.2024 11:21

    Начинающему специалисту надо знать про экономическую целесообразность ремонта - ремонт без запчастей самый выгодный. Как в примере с ремонтом корпуса - в случае внешней трещины отремонтировать можно, но слишком высокая себестоимость по расходникам.