Пандемия ковида многих убедила в эффективности удаленного формата работы. Однако у каждой организации остается свое отношение к удаленке: кто-то свободно строит международные команды, кто-то допускает гибридный формат, а кто-то до сих пор только отпускает поработать в пятницу из дома, и то со скрипом. И у обеих сторон, конечно, есть свои аргументы.

У нас в «Финаме» обе эти стороны представлены. И мы решили поделиться своей историей внедрения удаленного формата работы, построения ее культуры, а также нашими аргументами за и против.

Эта статья будет интересна как руководителям, так и обычным читателям:

  • Руководители узнают, почему организация удаленной работы стоит того и с какими подводными камнями придется столкнуться.

  • А обычные читатели смогут увидеть удаленную работу и гибридные форматы глазами руководителей и лучше определить какой вариант подходит им самим.

В первую очередь разговор пойдет про финтех и про организацию работы постоянных сотрудников с трудовым договором; т.е. не про фрилансеров или самозанятых.

Формат удаленной работы был в «Финаме» всегда. Однако до ковида рассматривался как вспомогательный к основному: поработать из дома в пятницу, что-то посильное доделать при болезни; но все-таки офис считался эффективнее.

В компании не было ни готовой к удаленке инфраструктуры, ни культуры: если бы в 2018-м кто-то предположил, что через пять лет компания будет так активно использовать удаленку, то над ним просто посмеялись бы.

Но была (и остается) и другая важная причина не работать удаленно: безопасность. Для «Финама» крайне важны вопросы безопасности данных и устойчивости системы, обеспечить которые проще и надежнее всего было простым заведением всей работы в рамки безопасного периметра.

Впрочем, некоторые случаи удаленной работы все-таки были: когда нужно было собрать удаленные команды из офисов разных городов. У нас были команды из Екатеринбурга, Новосибирска, Калининграда — и, хотя все их участники сидели в офисах, сам формат удаленного взаимодействия ими понемногу обкатывался.

Непонятно, какие еще потрясения могли бы вытащить нас из пресловутого безопасного периметра, но…

Пандемия изменила все

Массовый переход сотрудников на удаленную работу стал для компании настоящим стресс-тестом, а никакого другого выбора у нас просто не было. Как еще помнят читатели, карантин был введен не сразу, он «наступал» волнами. Поэтому у нас просто оставалось какое-то неопределенное время, чтобы оценить масштаб грозящих изменений и быстро подготовиться к ним.

Мы организовали выдачу необходимой техники и настроили удаленный доступ для массового перехода на работу из дома. При этом треть сотрудников сами выразили желание работать в офисе — это, правда, было еще до объявления жестких ограничений.

Но 30 марта грянул тотальный локдаун. Мы к нему уже были готовы, но потребовалось также подготовить и людей, облегчив им переход.

1)    Ключевым инструментом стал, конечно, интранет. Мы открыли на внутреннем сайте коммуникационный раздел, а также подготовили справочные материалы для сотрудников:

a)    Разместили подробную инструкцию общения с техподдержкой, оставили ссылку на доступный снаружи портал, внутренний и городской телефонные номера, почтовый адрес.

b)    Наиболее подробно мы осветили телефонию: организацию звонков и конференций. На тот момент мы пользовались зумом, скайпом, софтофонами — позже весь этот набор будет унифицирован. Но тогда с помощью инструкций с сайта их можно было изучить и настроить для работы дома.

c)    Сделали целую коллекцию материалов для удаленного подключения: советы по настройке нескольких мониторов и сглаживанию шрифтов, решение проблем с паразитной раскладкой клавиатуры, ну и, конечно, отдельный инструкции для WIN 7 и 10, а также мака.

d)    Там же расположили инструкции на разные неожиданные случаи: что делать, если аннулируется рабочий пропуск, как менять пароль учетной записи, как переадресовывать почту...

2)    Изменение формата работы было стремительным. А мы не хотели, чтобы оно привело к падению эффективности. Поэтому мы предложили сотрудникам отмечать свое ежедневное настроение — и оперативно реагировали на низкие оценки (ниже 4 по пятибалльной шкале). Если становилось понятно, что кто-то унывает — с ним связывались, чтобы решить его проблему. HR-отдел чутко следил, чтобы все хорошо перенесли переезд.

3)    Открыли «Кладовую знаний» — раздел с лекциями, записями семинаров и образовательными материалами; ну и развлекательный раздел с болталкой и конкурсами.

Коллеги очень хорошо вовлекались в онлайн-активность, а параллельно центральный офис не закрывался — на работу выходили дежурные сотрудники.

Ну и какие же выводы мы сделали? Получилось ли сохранить эффективность работы при переходе на удаленку?

На самом деле некоторым подразделениям удалось достигнуть исторического пика привлечения клиентов и активов. Это был кратковременный эффект мобилизации времени и сил, зато очень показательный! Во-первых, что мы действительно справились с переходом на карантин. И, во-вторых, что удаленка — вполне приемлемый, эффективный формат работы.

Владислав Кочетков, президент–председатель правления
Владислав Кочетков, президент–председатель правления

 «Сначала массовый уход из офиса, потом массовый возврат. Потом понимание, что, во-первых, мы выросли, и в офис все уже не помещаются. И, во-вторых, что работа исключительно из офиса уже устарела. Поэтому взяли курс на развитие гибридных форматов, под которые выделили несколько этажей, на которых организован коворкинг с возможностью онлайн-бронирования рабочих мест.

Хотя мне самому комфортнее работать в офисе, для меня тут меньше отвлекающих факторов. Плюс много встреч именно по моему профилю: крупные клиенты предпочитают вживую общаться».

Конечно, после выхода обратно в офис перевод многих коллег на удаленку и в гибрид был уже гораздо проще. Ковид породил в нашей организации и культуре необратимые изменения. И на фундаменте пандемийной инфраструктуры можно было свободно строить новый формат организации команд в компании.

Удаленная работа и офис: дискуссия

Ковид был толчком, перевернувшим менталитет многих компаний. После него массовый возврат в офис хоть и случился, но не до конца: выяснилось, что компания выросла и больше в него не помещается. Это тоже пришлось решать: кого-то отправили обратно на удаленную работу, кого-то «пересадили» на гибрид, а несколько этажей офиса выделили под коворкинг с бронированием рабочего места заранее.

Теперь большинство наших коллег так или иначе работают либо удаленно, либо в гибридном формате, посещая офис 1-3 дня в неделю.

У нас удаленный и офисный форматы работы не слишком различаются ни по уровню дохода, ни по доступности большинства офисных вакансий. Есть, конечно, такие, куда удаленно не возьмут (не возьмешь же на удаленку кассира), но это скорее исключения.

Екатерина Грипась, руководитель управления по работе с персоналом
Екатерина Грипась, руководитель управления по работе с персоналом

 «Сейчас это уже обязательный минимум любой ИТ-компании в России. Это уже такая база, что идет фактически по умолчанию. Либо возможность гибрида, либо возможность дистанционно работать — один из главных приоритетов при выборе ИТ-работодателя. Ну а для нас это возможность расширить географию поиска специалистов. Мы теперь не ограничены Москвой и крупными городами, а можем сосредоточиться на поиске самых подходящих кадров».

Впрочем, рабочие процессы в компании организованы так, что работающие в офисе сотрудники получают преимущество в вертикальном росте. Неформальная коммуникация играет свою роль — и, хотя полностью удаленный эксперт может отлично развиваться, большинство управленцев работают в офисе.

В остальном же в «Финаме» существует ряд аргументов pro et contra. С одной стороны:

1.    Удаленка или наличие гибридного формата — это стандарт отрасли, которого от ИТ-компании ожидают по умолчанию. Не предоставить его — значит потерять возможных ключевых коллег.

2.    Без нее пропадет возможность привлечь к работе тех, кто не готов к релокации в города с нашими офисами. А так можно находить лучших людей по рынку и, соответственно, предлагать им комфортные условия работы.

3.    Она помогает оптимизировать затраты на офисные площади и время работников (за счет того, что им больше не нужно добираться в офис).

На самом деле из-за удаленки возрастает и роль личных встреч. Личное общение теперь гораздо сильно влияет на сотрудников и мотивирует в работе. И мы каждый раз отмечаем, что встречи и офлайн-мероприятия дают мощный толчок инициативности, креативу, взаимодействиям, возможности личного общения.

С другой стороны, удаленка также порождает и вызовы, которые приходится решать. Ее сторонники сами признают, что:

1.    Удаленная работа — это вызов дисциплине и культуре работника: и чтобы не отвлекаться, и чтобы не перерабатывать. Помните мы написали про взлет показателей у некоторых подразделений? После него случился незначительный, но спад. Удаленка все-таки может быть чревата выгоранием и истощением, поэтому она выдвигает требования к дозировке нагрузок.

2.    Это также и вызов линейному менеджменту. Управлять человеком, который сидит от тебя в двух метрах, гораздо проще, чем тем, которого ты почти никогда не видишь. Поэтому удаленка подразумевает увеличение количества точек контакта руководителя со своими сотрудниками. Дополнительные встречи, которые при работе в офисе кажутся избыточными, необходимы в случае удаленки. Важно, чтобы команда ощущала себя как команда, чтобы люди видели друг друга.

3.    И, конечно, с большим количеством людей на удаленке приходится считаться с совсем другими рисками. Нам пришлось создавать новые меры безопасности, чтобы справляться с совершенно другим масштабом угроз: перестройка инфраструктуры, новые сервисы и меры безопасности.

Сергей Загарский, ИТ-директор
Сергей Загарский, ИТ-директор

«Удаленка — это история про людей. И первый вызов, с которым сталкиваются люди — это вызов к собственной зрелости, к ответственности человека. Потому что когда человек переходит на удаленную работу, то сам начинает управлять своим временем, и управление его эффективностью тоже ложится на его плечи. И от того, насколько человек готов соблюдать трудовой ритм, зависит и результат. В целом для людей с правильным майндсетом удаленка, вопреки традиционному заблуждению, приводит к тому, что человек начинает больше работать. И это уже другой вызов — такое злоупотребление приводит к выгоранию».

Ну и, наконец, остаются сторонники офисного формата работы, которые даже в постковидную эпоху не отказываются от своего мнения. Аргументы их таковы:

1.    Офисный формат означает обеспеченную оперативность. Когда возникает проблема, достаточно просто подойти к заинтересованным лицам и заказчикам, обсудить детали и найти решение.

2.    Он не допускает разрыва коммуникаций. Когда работники все в офисе, сразу видно, кто свободен, кто имеет нужные компетенции и может помочь в тот или иной момент. Этот моментальный доступ к знаниям и опыту друг друга невозможно заменить виртуальными встречами.

3.    Моментальный обмен информацией. Новая информация, изменения в планах или полезные советы распространяются в офисе моментально.

4.    Реагирование на внештатные ситуации. В офисе любые перестановки происходят без задержек, без необходимости вызванивать десяток ответственных лиц.

5.    Онбординг новых сотрудников. Введение новых сотрудников в коллектив происходит быстрее и качественнее. Они видят, как принято работать, учатся на месте, а не через экран монитора.

6.    Лояльность сотрудников. Работая вместе в офисе, мы становимся настоящей семьей. Это формирует лояльность к компании, которая ценнее любых материальных благ.

Николай Саратовский, руководитель DataOffice
Николай Саратовский, руководитель DataOffice

"Офис – это наша крепость, наша база, где мы работаем как одна большая семья. Здесь каждый чувствует поддержку и участие в общем деле. Только вместе мы сможем достичь великих высот».

Резюме

В локдаун все ушли на удаленку, а потом вернулись — чтобы развить гибридный формат. Сейчас многие возвращают строгую работу в офисе, хотя удаленка остается скорее стандартом отрасли.

При этом, удалённая работа хоть и помогает утолить кадровый голод большой организации, но также выдвигает ряд вызовов, с которыми придется справляться: и чтобы ее организовать, и чтобы она эффективно работала.

Ну а часть руководителей все равно остаются верны работе строго в офисе, и чем больше времени проходит со времени локдауна, тем больше людей вернется в офис. Хотя прежней, до-ковидной картины мы уже не увидим.

А каков ваш опыт? Интереснее/удобнее вам работать удаленно или в офисе? При этом, быть может, вам близки и аргументы противоположной стороны?

Комментарии (10)


  1. rinace
    12.09.2024 11:13
    +15

    Управлять человеком, который сидит от тебя в двух метрах, гораздо проще, чем тем, которого ты почти никогда не видишь.

    Вот поэтому я никогда не вернусь в офис.

    При удаленной работе любой считающий себя менеджером не может подойти и встать за спиной и душой - типа "я наблюдаю"

    Никто не может по пути в курилку , просто так подойти и задать свой не нужный вопрос ожидая немедленного ответа

    Никто не может подойти к соседнему столику и обсудить - как хорошо он вчера оттянулся в клубе

    Никто не может через стол бурно осуждать с коллегами особенности мировой геополитики и экономики

    Никто не начнет во время обеденного перерыва рассказывать как здорово он вчера фьючерсами закупился и чем Ламборджини круче Порше.

    Никто не начнет рассказывать соседкам как он мучался вчера в салоне выбирая цвет кожаного салона.

    И т.д. и т.п.

    А если менеджер не может настроить контроль и процесс и ему нужно находится в 2-х метрах от сотрудника это не менеджер, а манагер.

    P.S.

    Когда возникает проблема, достаточно просто подойти к заинтересованным лицам 

    Вот именно. И при этом почему то ни у кого из подходящих не возникает мысли о том, что заинтересованные лица заняты и работают по своему плану работ, а не сидят просто так и ждут новых внеочередных вызовов.

    Странно, вроде с удаленкой все давно решено , тем не менее регулярно возникают статьи пытающиеся преломить мнение и доказать - "ребята, вы не понимаете своего счастья, когда вы работаете в офисе, нам легче и проще" .

     Лояльность сотрудников. Работая вместе в офисе, мы становимся настоящей семьей.

    Все , дальше не могу это читать.

    Может холостым и бездетным девицам - коллеги и сотрудники это семья. Потому, что настоящей семьи нет и приходится искать суррогаты и искусственные замены.

    Моя семья это моя жена, мои дети и мои родственники .


    1. doryfish
      12.09.2024 11:13
      +1

      Полностью согласен с комментарием и поставил плюс, но всё же отмечу, что статья от лица Финама не топит за офис, а скорее наоборот. Они в конце просто приводят аргументы в пользу офиса как бы от "каких-то" сторонников. Но, мне кажется, даже если быть "адвокатом дьявола", конкретно эти аргументы — слабые, а про "семью" — это вообще отвал башки всегда был, да.


      1. rinace
        12.09.2024 11:13
        +2

        статья от лица Финама не топит за офис, а скорее наоборот.

        Есть такой классический описанный во многих источниках метод - "Окно Овертона"

        И поэтому такие статьи осознанно или неосознанно появляются.

        У Финама больше тем нет для обсуждения?

        Уж тема удаленки - терта перетерта уже года 2-3 .

        Смысл опять одно и то же обсуждать и выкладывать ?


    1. Roo-ed
      12.09.2024 11:13
      +2

      Плюсую. Встречался несколько раз с вот этим корпоративным "мы семья". Возможно, когда-то оно было оригинальным и звучало свежо, но теперь чаще вызывает раздражение

      Но надо сказать что в статье и правда доводов за удаленку больше, чем за офис, да и против удаленки как сложившегося в отрасли стандарта ничего нет.


    1. selkwind
      12.09.2024 11:13

      Мой ответ: "Нужна лояльность - собаку купите, гражданин начальник"


  1. la0
    12.09.2024 11:13

    после ковида с офисом появилась одна проблема -- 95% встреч стали онлайновыми. Даже если 5 человек в офисе, один удалённо, всё, встреча становится удалённой *для всех*

    Отсюда постоянный гул в стандартных офисах типа опенспейсов.

    Ну и плюс к этому встречи по любому поводу стало создавать намного проще (ведь раньше нужно было искать переговорку, свободный слот и т.д. что как-то побуждало инициатора избегать этой процедуры и предпринимать хотябы минимальные усилия решить вопрос самостоятельно).

    Иными словами:
    Офис как возможность решать сложные вопросы коллективно -- ок,
    а как "вышел в офис сел в зум" -- точно нет.


    1. doryfish
      12.09.2024 11:13

      Я думаю, вам ещё повезло: я и до пандемии часто оказывался в ситуациях, когда сотрудники все были офисные, только раскиданы по разным кабинетам, этажам, зданиям, городам. Вот, аутсорсинговая компания, 2011 год — и все звонки и чаты в скайпе. Сидишь на этаже в опенспейсе на 30 человек, и среди них никого из твоей команды или даже известных тебе проектов. И год, и два спустя — такие же чужие люди, как и в коворкинге. Вот вам и "офис".


      1. la0
        12.09.2024 11:13

        На меня всё-же большее влияние оказывает желание собирать созвоны в 75% без реальной необходимости в них именно с 2020 года. Одно время была прямо явная причина -- "недостаточной уровень базовых технических знаний инициатора", но это я относил это на быстрый рост рынка и неизбежность таких компромиссов. Но сейчас я понимаю, что ситуация глобально поменялась не сильно.


  1. doryfish
    12.09.2024 11:13
    +7

    Успел поработать 10 лет в различных офисах и 5 лет на разных удалёнках, могу сказать, что всё безусловно зависит и от инфраструктуры компании, и от характера работы (как правильно заметили в этой статье про тех же кассиров).

    Но мне отдельно хотелось бы прокомментировать перечисленные аргументы в пользу офисного формата работы. Их целых шесть, но буквально все они почему-то завязаны на такой максималистский образ, что "вся команда сидит в одном помещении, бок о бок, друг у друга на виду, и всё рабочее время вместе работает над одним и тем же проектом".

    Это очень часто вообще, совершенно, ни по одному пункту не так.

    Любой, даже рядовой, сотрудник, даже на самой режимной офисной работе с 9:00 до 18:00 и обедом строго с 13:00 до 14:00, может просто отсутствовать на своём рабочем месте по следующим абсолютно объективным причинам:

    • Он сейчас находится на другом рабочем месте и решает какую-то проблему.

    • Он сейчас в переговорной комнате на рабочем совещании.

    • Он сейчас в коридоре/кухне/другом кабинете обсуждает с коллегами рабочую задачу.

    • Он сейчас не просто стоит, а ходит по всему офису, по разным коллегам и отделам, в рамках какого-то рабочего процесса.

    Обратите внимание, что описанные выше пункты запросто могут составлять буквально до 100% рабочего времени сотрудника, особенно если он является менеджером. А именно менеджеры чаще всего нужны (в том числе лично вам) по разным вопросам (поэтому его и нет на месте — круг замкнулся).

    При этом я здесь даже не привожу личные, "необъективные" причины периодического отсутствия сотрудника в течение дня: туалет, перекур, кофе, личный звонок (выходишь из офиса, чтобы не мешать коллегам) и т.п.

    Кроме того, даже если сотрудник прямо сейчас присутствует на своём месте, он может просто проигнорировать ваш запрос на "моментальный обмен информацией", как сказано в статье (не говоря уж про полноценную помощь), по следующим так же абсолютно объективным причинам:

    • Он сейчас работает над своей очень срочной задачей.

    • Он сейчас общается с коллегой по телефону по рабочему вопросу.

    • Возле него уже стоит коллега по рабочему вопросу, и его вопрос более важный (вы вежливо пытаетесь пробиться, но вам отказывают).

    Таким образом, буквально все перечисленные аргументы в пользу офиса получаются несостоятельными (перечислю их снова):

    1. Обеспеченная оперативность: "достаточно просто подойти" — нет, недостаточно.

    2. Отсутствие разрыва коммуникаций: "сразу видно, кто свободен" — нет, не видно: кроме того, сотрудник может быть в другом кабинете, на другом этаже, в другом корпусе, в другом филиале... другого города. Но так же "в офисе", как и вы!

    3. Моментальный обмен информацией: "информация распространяется моментально" — нет, по тем же причинам.

    4. Реагирование на внештатные ситуации: "любые перестановки происходят без задержек" — нет, по тем же причинам.

    5. Онбординг новых сотрудников: "введение в коллектив быстрее и качественнее" — абсолютно нет: процесс онбординга, если в команде его нет, не возникает волшебным образом из-за работы в офисе. Сотрудник может находиться даже в одной комнате со своей командой, но не видеть мониторы коллег и не иметь возможности "наклониться к соседу по парте", а попытки подойти и что-то спросить будут разбиваться об всё те же проблемы, перечисленные выше.

    6. Лояльность сотрудников: "работая вместе в офисе, мы становимся настоящей семьей" — но, работая в разных кабинетах на разных этажах, всё же не очень...

    В последнем пункте, правда, есть единственный плюс, которого действительно нет на удалёнке: вы можете вместе с коллегами ходить на обед в одно место, даже если сидите в разных зданиях. Если у вас есть эта общая столовая. И вы все хотите туда ходить. И едите с +/- одинаковой скоростью. Однако, кроме того, вы можете вместе добираться с работы до метро/автобуса/развозки/своей станции/улицы/дома... или даже наоборот, утром до работы. Это действительно само по себе, без участия руководства компании, создаёт условия для неформального общения, и сближает коллектив.

    (На удалёнке, впрочем, тоже не проблема "задержаться на созвоне", особенно если это тоже происходит ближе к концу рабочего дня, и познакомиться с коллегами поближе. Но это всё ещё телефон, а не живое общение.)

    Большая часть подходов и инструментов для решения проблем выше — я специально оставил этот вопрос к концу своего комментария — абсолютно одинаковы для любых форматов работы: офис, гибрид, удалёнка. Они не имеют отношения к формату, но имеют отношение к процессу, который (при наличии проблем в нём) одинаково важно исправлять и улучшать, хоть на месте, хоть удалённо:

    1. Наличие рабочих телефонов для оперативной связи. Одинаково для офиса/удалёнки.

    2. Наличие мессенджеров, чатов, почтовых рассылок для решения вопросов "не в live-режиме". Одинаково для офиса/удалёнки.

    3. Наличие публичных календарей и встреч (при необходимости, регулярных) для синхронизации нужных членов команды по отдельным вопросам. Одинаково для офиса/удалёнки.

    4. Чёткая и легко доступная для ознакомления всем привязка сфер ответственности к конкретным сотрудникам. "Крики" о помощи ("а кто знает, как...") в рассылку "на всех", или в чат на всех — то же самое, что крик в офисе на весь этаж, обращённый ко всем сразу. Так же поулыбаются, пожмут плечами, и промолчат.

    5. Наличие плана онбординга новых сотрудников. Одинаково для офиса/удалёнки. Не "бросать человека в огонь", не "вот твой стул, стол, компьютер, в углу есть кулер, в коридоре есть туалет, вот твоя пачка задач, приступай, а я пошёл разгребать свою" — не вот так, а реально взять за руку, показать, рассказать, дать "домашнее задание", проверить, и уже потом отпускать в вольное плавание.

    6. Наличие реальных внерабочих активностей. Тут у офиса/удалёнки есть и пересечения, и различия, но в обоих случаях важно иметь не "корпоративный блог" и опросы вида "с каким животным вы ассоциируете бренд нашей компании", и не кидать людей в пустые чаты "тут можете обсудить кино, а тут можете обсудить игры" — это не так работает: нужно именно организовывать, заниматься, вкладывать средства и усилия в "атмосферу" и нерабочие активности в компании.

    Те, кто считает, что "в офисе после работы проще собраться и поиграть в настолки" — да, конечно, но "меня семья дома ждёт" и "мне ребёнка из сада забирать" нечем крыть даже в этом случае.

    У офиса есть сильные характерные плюсы (как уже упоминал выше, вот это вот "вместе от работы/на работу/после работы"), у удалёнки есть сильные характерные минусы ("микрофон сломался", "наушники сломались", "интернет сломался", "компьютер сломался", "электричество сломалось", "я сломался, потому что неделями не вижу живых людей"), но о плюсах и минусах можно написать не то что комментарий или статью, но даже книгу. Я пока что ограничусь только этим комментарием :)


  1. onets
    12.09.2024 11:13
    +1

    Да давно было понятно, что начальник заглядывающий в монитор - это высосанное из пальца преимущество. Мы в офисе в далеком 2007-2008 работали по разным этажам и разным помещениям. Начальники сидели в своих кабинетах и носу не высовывали.

    А насчет безопасности - опять же задолго до пандемии, году эдак в 2011 - был проект с банком на удаленке (если быть точнее, то банк в Москве, а работник в офисе, но в другом городе). Так банк прислал аппаратный ключ для доступа в их закрытый периметр. Так что и это тоже отмазки.