Привет! Меня зовут Михаил Мурзак, я продуктовый дизайнер в Ozon Seller (сайт и приложение продавца).
Время от времени мы делаем анимированные онбординги крупных фич в мобильном приложении и долгое время использовали для этих целей Adobe After Effects с плагином Bodymovin (для экспорта в Lottie), но каждый раз для меня это было мучением, поэтому я решил пересесть на официальный клиент Lottie и написал этот гайд для коллег.
Теперь, когда Adobe не продлевает лицензии, этот гайд стал ещё более актуальным, и я решил опубликовать его тут.
Дисклеймер: это гайд для продуктовых, а не motion‑дизайнеров. Он призван дать краткую инструкцию по созданию быстрых и простых анимированных онбордингов с примитивными интерфейсными переходами в Lottie.
Чтобы пропустить вводную часть и сразу перейти к гайду — нажмите
Что такое Lottie и зачем?
Lottie — это формат анимационных файлов на основе JSON, который позволяет вставлять анимацию на любую платформу (iOS, Android, веб).
Преимущества Lottie:
Маленький размер файла (анимации Lottie значительно меньше весят по сравнению с другими форматами, такими как GIF или MP4 при сохранении такого же качества).
Бесконечное масштабирование (анимации Lottie основаны на векторах, а значит, их можно уменьшать и увеличивать без потери качества).
Мультиплатформенность (можно использовать анимации Lottie на iOS, Android, в вебе и React Native без модификаций).
Интерактивность (можно управлять элементами анимации, чтобы они были интерактивными и реагировали на прокрутку, нажатие и наведение курсора).
В мобильном приложении Ozon Seller мы используем JSON-формат как для анимированных, так и для статичных онбордингов. Поэтому и пользуемся инструментами библиотеки Lottie.
По этой же причине мы не можем использовать анимации в формате Rive (там исходниками являются файлы формата .rive
, а не .json
) — хоть это и более эффективный (ещё меньше весит) и функциональный (интерактивность настраивается с помощью нодов) формат анимации. Наверное, когда-нибудь перейдём и на него.
Почему не After Effects?
Возможно, вы уже благополучно делаете онбординги в After Effects. Если вам удобен этот инструмент, продолжайте.
А если вы каждый раз мучаетесь с этим громоздким инструментом, или вы ещё не делали онбордингов в AE, рекомендую не начинать, а сразу использовать простую и бесплатную альтернативу — официальный редактор Lottie.
Основная причина — After Effects был создан не для коротких анимаций интерфейса, а для более сложных задач, поэтому для простых анимированных онбордингов его функциональность и неповоротливость выглядят излишними.
Для сравнения двух инструментов сделал табличку:
After Effects |
Lottie Creator |
|
Запуск |
Нужна лицензия, которую сейчас не получишь в РФ. Или скачивать пиратскую версию. |
Нужно просто зарегистрироваться на сайте (от блокировки, правда, никто не застрахован). |
Импорт файлов |
Нужен специальный плагин для AE и отдельно для Figma, затем надо выделить нужные экраны и выгрузить их в AE. В результате в AE появляются файлы непонятного формата (скорее всего, растровые, а не векторные). |
Можно сделать обычный экспорт SVG-файлов из Figma, и добавить их посредством drag&drop прямо в редактор — импортируются векторные файлы. |
Работа с анимацией |
Принцип одинаковый в двух инструментах, поэтому если делали онбординги в AE, разницы в работе с анимацией не будет: такой же таймлайн и работа с кривыми. |
|
Экспорт |
Чтобы сделать экспорт готовой анимации из AE в Lottie, опять потребуется отдельный плагин, который по дороге может и что-то сломать. |
Проект из Lottie Creator сразу сохраняется в вашу учётную запись Lottie, и онбординг готов для скачивания в формате JSON. |
Обновления |
AE функционально не обновляется веками. |
Lottie Creator — онлайн-редактор, поэтому обновления и новые фичи появляются автоматически и регулярно. |
Ещё отмечу, что есть и другие онлайн-редакторы Lottie и даже более простые и приятные в использовании (например, Lottielab), но у них есть проблемы с экспортом в наши приложения. Мы с разработчиками протестировали файлы из нескольких редакторов, и Lottie Creator на 100% будет работать, к тому же это официальный клиент от Lottie.
С инструментом определились, теперь можно перейти к самому гайду.
Гайд лучше сразу использовать на практике, поэтому можете добавить статью в закладки и вернуться к нему с боевой задачей.
Шаг 1. Подготовить файлы
Для начала нужны файлы для экспорта. Чтобы понять, какие именно файлы понадобятся, придумайте сценарий анимации.
Например, наша задача — сделать онбординг нового раздела, который появляется в отдельном табе существующего раздела, а также новые фильтры. Сценарий может быть таким: появляется экран с существующим разделом → добавляем на него новый таб → открываем новые фильтры → показываем как они работают.
В идеале — сделать зацикленный флоу, чтобы в анимации не было резких скачков при начале нового цикла.
Для такого сценария нам потребуются: экран списка, новый таб, экран фильтров, шторка в фильтрах, а также элементы, с которыми будет взаимодействие (кнопки, чекбоксы, оверлей). Дополнительно к каждому онбордингу ещё нужна маска устройства и курсор для тапа.
Ещё лучше маскировать ненужные для онбординга элементы «скелетонами» (просто серыми блоками вместо контента), чтобы они не мешали выделить нужное, а сам онбординг выглядел более аккуратно.
Шаблон с файлами для онбординга можно посмотреть по ссылке.
Шаг 2. Экспортировать файлы
Выделяем все файлы и экспортируем в формате SVG, проверяем, чтобы все настройки были включены:
Чтобы применить к объекту автоанимацию (расскажу о ней ниже), экспортируйте каждый элемент на экране, с которым будет взаимодействие (кнопка, таб, снэк, шторка) как отдельный SVG-файл.
А если, наоборот, нужно экспортировать весь экран (а уже поверх него добавлять интерактивные элементы) — сначала сгруппируйте все элементы на нём, чтобы при импорте не было ошибок в порядке слоёв.
Шаг 3. Открыть Lottie Creator и перенести файлы
Можно через интерфейс, а можно просто перенести через drag&drop.
Иногда есть проблемы с переносом растровых изображений в Lottie Creator (например, фото товара в карточке) — попробуйте импортировать изображение отдельно или замените растровую фотографию на иконку.
Чтобы было удобнее работать с файлами, лучше сразу при экспорте назвать их таким образом, чтобы различать в списке файлов, иначе будет так:
Шаг 4. Подготовить сцену
Нужно выставить размеры сцены и задать время анимации — можно для начала поставить с запасом 10 сек., а потом сократить, если получилось короче.
Далее первым слоем ставим маску устройства, её можно сразу заблокировать.
Дополнительно можно разделить экраны на отдельные сцены — это удобно, когда разная анимация происходит на разных экранах — позволяет не запутаться в списке файлов.
Шаг 5. Сделать анимированный онбординг
Весь процесс анимации рассказывать и показывать будет долго и непонятно, поэтому напишу про несколько основных приёмов. Lottie Creator, помимо прочего, хорош тем, что в него встроены готовые анимации, которые можно применить к объектам. Поэтому достаточно выделить экран, применить анимацию и отредактировать точки на таймлайне.
1. Движение курсора и тап по нему
Выбираем курсор → Выбираем анимацию появления → Перемещаем курсор куда нам надо (на время завершения анимации) → Добавляем на таймлайн дефолтное значение размера (нажатием на ромбик — чтобы размер изменялся только с этой секунды) → Выбираем анимацию
Pop out
→ Готово, далее можно сделать переход на другой экран.
2. Переход на другой экран
Добавляем экран фильтров → Перетаскиваем его в правую сторону за область сцены → Выбираем анимацию появления → Перемещаем экран на сцену (на время завершения анимации) → Перемещаем точки на таймлайне так, чтобы попасть в нажатие курсора.
3. Выезжающая шторка
Добавляем шторку и оверлей на сцену → Перетаскиваем шторку под сцену → Для оверлея создаём анимацию с параметром
Opacity
и ставим0%
→ Для шторки выбираем анимацию появления → Перемещаем шторку куда нам надо → В середине анимации шторки добавляем точку на таймлайн для анимации оверлея и ставим вOpacity 100%
→ Profit.
У этой функциональности есть ограничение — автоанимация применяется только на целый файл, то есть, если вы экспортировали весь экран в SVG, применить анимацию можно будет только к целому экрану, а не к кнопке внутри, например. Поэтому, чтобы применять автоанимацию, экспортируйте элементы по отдельности.
Если автоанимация вам не подходит, всё то же самое можно сделать вручную. На примере курсора:
Добавляем точки на таймлайне для анимации курсора с типом
Position
иScale
→ Убираем курсор с экрана → Передвигаем таймлайн на сколько нам надо(1s)
→ Добавляем точку на таймлайне дляPosition
→ Перемещаем курсор куда нам надо → Добавляем точку дляScale
(чтобы уменьшение началось с этой секунды, а не раньше) → Передвигаем таймлайн на5-10f
→ ИзменяемScale
курсора на40x40px
→ Передвигаем таймлайн на5-10f
→ ВозвращаемScale
курсора на48x48px
→ Готово.
Шаг 6. Экспортировать в Lottie
Нажимаем на кнопку Export, откроется новая страница для сохранения, сохраняем анимацию в свой Workspace в Lottie Files.
Шаг 7. Экспортировать в JSON
В Lottie Files уже можно экспортировать свою анимацию в JSON, GIF, MP4 и так далее. Для добавления анимации в приложение достаточно JSON-файла.
Готово!
Полезные ссылки
Пример готовой анимации в JSON (можно перетащить файл в Lottie Creator как любой другой)
Шаблон файлов для анимации в Figma
Видео туториалы от Lottie Creator
Спасибо, что прочитали до конца! Если у вас остались вопросы или вы хотите меня поправить, смело пишите в комментарии или лично: t.me/mikemurzak
Ещё можете смотреть мои сохранёнки и заметки на тему дизайна в телеграм-канале: t.me/design10000
Подписывайтесь на телеграм-канал Ozon Design — это коллективный аккаунт ведущих дизайнеров Ozon, где мы делимся опытом, мыслями и крутыми подборками про дизайн и продуктивность.