Привет, меня зовут Михаил Мурзак и я продуктовый дизайнер. А еще у меня есть свой маленький интернет‑магазин ножей FoldFix, который также представлен на маркетплейсах, в том числе на Ozon. Недавно мне пришлось один день провести в операционке (оба сотрудника заболели) и я сам отгружал заказы на Ozon, и за один день обнаружил несколько UX‑проблем в личном кабинете селлера, которые подтвердили и другие знакомые продавцы.
Сборка заказа
Итак, первая неприятность, с которой я столкнулся в процессе сборки и подготовки заказов к отгрузке — необходимость подтверждения всех заказов перед сборкой поштучно, да еще и с дедлайном до 13:00! То есть массового подтверждения заказов нет, как во всех других маркетплейсах (Маркет, ВБ, Сбер).
Поговорив с другими продавцами я выяснил, что им тоже неудобно проверять и подтверждать все заказы, поэтому они подтверждают их не глядя, чтобы успеть до 13:00, что делает этот шаг бесполезным, потому что на этом этапе заказы зачастую не отменяют, а только подтверждают. Кроме того, селлеры, которые работают с заказами по API, автоматически передают их на сборку после получения заказа для удобства.
Поэтому считаю, что нужно убрать этот шаг, как это давно сделали в Яндекс Маркете, а вместо этого добавить кнопку «Готово к отгрузке» после сборки заказа с возможностью массового выделения. Так, продавцы соберут все заказы и будут уверены в том, что все товары в наличии в полном комплекте и подтвердят заказы, а если нет, то отменят их.
Лист подбора
Вторая проблема — я не нашел, где мне скачать лист подбора — список заказов с артикулами, названиями и нужным для наклейки штрихкодами. Пришлось просто печатать всю страницу целиком по старинке.
Как оказалось позднее, можно печатать состав заказа на второй после штрихкода этикетке, но тогда пришлось бы печатать в два раза больше этикеток, а они дороже одного листа бумаги (либо я чего‑то не понял). К тому же, чтобы найти эту настройку я сделал более 10 кликов по разным страницам, оказалось настройка находится по адресу: Логистика — Склад — Методы доставки с этого склада — Три точки — Редактировать метод — Печатать лист подбора… — Сохранить.
Поэтому, по аналогии со всеми другими маркетплейсами, стоит добавить кнопку печати листа сборки.
Пока перерисовывал интерфейс, заметил кнопочку «Экспорт CSV», которая, как оказалась, и выгружает список заказов в CSV формате, но полностью проблему это не решает, потому что выгружается это в таком виде:
При печати всей страницы или выгрузке в CSV очень неудобно ориентироваться по товарам и нужным штрихкодам, что может привести к ошибкам при сборке большого количества заказов, поэтому предлагаю еще и свой дизайн листа сборки:
Акты
И самая сложная и интересная задачка — формирование актов. Дело в том, что Озон недавно разрешил не печатать акты (как кстати и Маркет) для отгрузки товаров в пункты выдачи. Но формировать акты все равно нужно, о чем многие селлеры теперь забывают.
Как отметила сотрудница ПВЗ: «Теперь, когда акт не нужно печатать, его никто не формирует». Тут у меня включилась лампочка и я решил написать эту статью:)
Чтобы решить эту задачку, сначала нужно определить путь пользователя по обработке заказов, сейчас он такой: новый заказ — собрать заказ до 13:00 — распечатать этикетки — распечатать всю страницу (чтобы получить лист сборки) — собрать заказы — посмотреть доступные акты — сформировать акт — скачать и показать штрихкод акта в ПВЗ.
Возвращаясь к первой проблеме, момент сборки заказов происходит после печати этикеток и листа сборки, а не до шага «Собрать заказ», что логично, поэтому считаю очевидным этап подтверждения заказа перенести после сборки заказа, как на всех других маркетплейсах.
С учетом решения предыдущих двух проблем новый процесс будет выглядеть так: новый заказ — распечатать этикетки — распечатать лист сборки — собрать заказы — подтвердить все заказы — сформировать акт — принести заказы на ПВЗ (без штрихкодов — они и так видят акт после сканирования первого заказа).
С шагами разобрались, теперь нужно понять, как подсветить пользователю, что ему обязательно нужно сформировать акт для отгрузки. Подсмотрев решения у конкурентов и то, как это сейчас устроено на Озон, я нашел отличную возможность использовать все текущие решения в интерфейсе, только с другими смыслами и в другом месте. Сейчас, чтобы сформировать акт нужно нажать кнопку без призыва к действию «Доступные акты» (зачем ее нажимать, если не нужно печатать акт?), где откроется попап со списком доступных актов и кнопкой «Сформировать акт», а далее «Распечатать».
А что если разместить информацию из попапа прямо на странице заказов и добавить туда CTA‑кнопки? Так мы последовательно проведем пользователя по всем этапам обработки заказа и нам не придется писать на шаге формирования акта, что он чего‑то еще не сделал.
Считаю, что эти небольшие изменения приведут к экономии 1–2 минуты в день (при расчете 40–60 заказов в день) на подтверждении заказов, снижение лишнего стресса за счет отказа от дедлайна до 13:00, более качественную сборку с минимальным количеством ошибок за счет скачивания нового листа сборки и меньше обращений курьеров к селлерам по поводу отсутствия актов при отгрузке заказов в ПВЗ.
Спасибо, что дочитали до конца! Команда Ozon Seller, если что, я открыт для предложений: t.me/mikemurzak
SGordon123
Дальше то учет в чем, 1ц если что то крупное?
mikhailmurzak Автор
Конкретно нам Моего Склада хватает
SGordon123
а он сам рулить кабинетом озона не умеет, зачем весь этот гемор с заказами?
mikhailmurzak Автор
Пользовались готовыми интеграциями, но получалось много ошибок, а писать интеграцию самим не очень выгодно, потому что заказов не так много, и удобнее работать с кабинетами маркетплейсов. Но согласен, из одного окна было бы легче этим управлять.