Привет, меня зовут Михаил Мурзак и я продуктовый дизайнер. А еще у меня есть свой маленький интернет‑магазин ножей FoldFix, который также представлен на маркетплейсах, в том числе на Ozon. Недавно мне пришлось один день провести в операционке (оба сотрудника заболели) и я сам отгружал заказы на Ozon, и за один день обнаружил несколько UX‑проблем в личном кабинете селлера, которые подтвердили и другие знакомые продавцы.

Сборка заказа

Итак, первая неприятность, с которой я столкнулся в процессе сборки и подготовки заказов к отгрузке — необходимость подтверждения всех заказов перед сборкой поштучно, да еще и с дедлайном до 13:00! То есть массового подтверждения заказов нет, как во всех других маркетплейсах (Маркет, ВБ, Сбер).

Как видно, никаких чекбоксов и выделений нет, на трех точках - только отменить отправление
Как видно, никаких чекбоксов и выделений нет, на трех точках - только отменить отправление
Про эту штуку я вообще молчу - зачем переносить последнюю букву, если таббар скроллится
Про эту штуку я вообще молчу - зачем переносить последнюю букву, если таббар скроллится

Поговорив с другими продавцами я выяснил, что им тоже неудобно проверять и подтверждать все заказы, поэтому они подтверждают их не глядя, чтобы успеть до 13:00, что делает этот шаг бесполезным, потому что на этом этапе заказы зачастую не отменяют, а только подтверждают. Кроме того, селлеры, которые работают с заказами по API, автоматически передают их на сборку после получения заказа для удобства.

Поэтому считаю, что нужно убрать этот шаг, как это давно сделали в Яндекс Маркете, а вместо этого добавить кнопку «Готово к отгрузке» после сборки заказа с возможностью массового выделения. Так, продавцы соберут все заказы и будут уверены в том, что все товары в наличии в полном комплекте и подтвердят заказы, а если нет, то отменят их.

Из-за того, что акт нельзя сформировать до подтверждения заказа - эту кнопку также можно убрать
Из-за того, что акт нельзя сформировать до подтверждения заказа - эту кнопку также можно убрать

Лист подбора

Вторая проблема — я не нашел, где мне скачать лист подбора — список заказов с артикулами, названиями и нужным для наклейки штрихкодами. Пришлось просто печатать всю страницу целиком по старинке.

Очень «удобно» и «информативно»
Очень «удобно» и «информативно»

Как оказалось позднее, можно печатать состав заказа на второй после штрихкода этикетке, но тогда пришлось бы печатать в два раза больше этикеток, а они дороже одного листа бумаги (либо я чего‑то не понял). К тому же, чтобы найти эту настройку я сделал более 10 кликов по разным страницам, оказалось настройка находится по адресу: Логистика — Склад — Методы доставки с этого склада — Три точки — Редактировать метод — Печатать лист подбора… — Сохранить.

Поэтому, по аналогии со всеми другими маркетплейсами, стоит добавить кнопку печати листа сборки.

Пока не обращайте внимание на нагруженность интерфейса кнопками и плохие акценты, ниже я решу эту проблему

Пока перерисовывал интерфейс, заметил кнопочку «Экспорт CSV», которая, как оказалась, и выгружает список заказов в CSV формате, но полностью проблему это не решает, потому что выгружается это в таком виде:

Как собирать заказы по такому списку не очень понятно
Как собирать заказы по такому списку не очень понятно

При печати всей страницы или выгрузке в CSV очень неудобно ориентироваться по товарам и нужным штрихкодам, что может привести к ошибкам при сборке большого количества заказов, поэтому предлагаю еще и свой дизайн листа сборки:

Этикетки должны печататься в том же порядке, что и в листе подбора
Этикетки должны печататься в том же порядке, что и в листе подбора

Акты

И самая сложная и интересная задачка — формирование актов. Дело в том, что Озон недавно разрешил не печатать акты (как кстати и Маркет) для отгрузки товаров в пункты выдачи. Но формировать акты все равно нужно, о чем многие селлеры теперь забывают.

Как отметила сотрудница ПВЗ: «Теперь, когда акт не нужно печатать, его никто не формирует». Тут у меня включилась лампочка и я решил написать эту статью:)

Чтобы решить эту задачку, сначала нужно определить путь пользователя по обработке заказов, сейчас он такой: новый заказ — собрать заказ до 13:00 — распечатать этикетки — распечатать всю страницу (чтобы получить лист сборки) — собрать заказы — посмотреть доступные акты — сформировать акт — скачать и показать штрихкод акта в ПВЗ.

Возвращаясь к первой проблеме, момент сборки заказов происходит после печати этикеток и листа сборки, а не до шага «Собрать заказ», что логично, поэтому считаю очевидным этап подтверждения заказа перенести после сборки заказа, как на всех других маркетплейсах.

С учетом решения предыдущих двух проблем новый процесс будет выглядеть так: новый заказ — распечатать этикетки — распечатать лист сборки — собрать заказы — подтвердить все заказы — сформировать акт — принести заказы на ПВЗ (без штрихкодов — они и так видят акт после сканирования первого заказа).

С шагами разобрались, теперь нужно понять, как подсветить пользователю, что ему обязательно нужно сформировать акт для отгрузки. Подсмотрев решения у конкурентов и то, как это сейчас устроено на Озон, я нашел отличную возможность использовать все текущие решения в интерфейсе, только с другими смыслами и в другом месте. Сейчас, чтобы сформировать акт нужно нажать кнопку без призыва к действию «Доступные акты» (зачем ее нажимать, если не нужно печатать акт?), где откроется попап со списком доступных актов и кнопкой «Сформировать акт», а далее «Распечатать».

Сейчас кнопок в попапе нет, потому что отгрузка завтра
Сейчас кнопок в попапе нет, потому что отгрузка завтра

А что если разместить информацию из попапа прямо на странице заказов и добавить туда CTA‑кнопки? Так мы последовательно проведем пользователя по всем этапам обработки заказа и нам не придется писать на шаге формирования акта, что он чего‑то еще не сделал.

Я сразу предусмотрел, что поступили заказы по разным моделям доставки - значит нужно два акта. Кнопки скачивания этикеток и листа сборки можно скрыть в дропдауне (но тут надо тестить, возможно пользователи потеряются)
Я сразу предусмотрел, что поступили заказы по разным моделям доставки - значит нужно два акта. Кнопки скачивания этикеток и листа сборки можно скрыть в дропдауне (но тут надо тестить, возможно пользователи потеряются)

Считаю, что эти небольшие изменения приведут к экономии 1–2 минуты в день (при расчете 40–60 заказов в день) на подтверждении заказов, снижение лишнего стресса за счет отказа от дедлайна до 13:00, более качественную сборку с минимальным количеством ошибок за счет скачивания нового листа сборки и меньше обращений курьеров к селлерам по поводу отсутствия актов при отгрузке заказов в ПВЗ.

Спасибо, что дочитали до конца! Команда Ozon Seller, если что, я открыт для предложений: t.me/mikemurzak

Комментарии (4)


  1. SGordon123
    29.06.2023 18:25

    Дальше то учет в чем, 1ц если что то крупное?


    1. mikhailmurzak Автор
      29.06.2023 18:25

      Конкретно нам Моего Склада хватает


      1. SGordon123
        29.06.2023 18:25

        а он сам рулить кабинетом озона не умеет, зачем весь этот гемор с заказами?


        1. mikhailmurzak Автор
          29.06.2023 18:25

          Пользовались готовыми интеграциями, но получалось много ошибок, а писать интеграцию самим не очень выгодно, потому что заказов не так много, и удобнее работать с кабинетами маркетплейсов. Но согласен, из одного окна было бы легче этим управлять.