В рамках ИТ-проекта, в моей практике, заказчик выступает в роли дирижёра, определяя цели и направления работы команды. Однако отсутствие технических знаний может привести к сложностям и недопониманию. Данная статья предназначена для того, чтобы помочь заказчикам без технического бэкграунда эффективно управлять ИТ-проектами.
Сразу оговорюсь, что старалась простыми словами описать общий жизненный цикл и подходы для тех, кто только встал на путь проектного управления.
Ниже предлагаю начать с рассмотрения основных этапов ИТ-проекта и какие действия необходимо совершать на каждом из них.
Инициация проекта - определить, либо доказать необходимость проекта и его жизнеспособность.
Идентифицировать проблемы или возможности.
Разработать бизнес-кейс и обоснование проекта.
Определить цели и ожидаемые результаты.
Назначить менеджера проекта.
Выделить первоначальный бюджет и ресурсы.
Результат: Утверждение проекта и разрешение на его дальнейшее планирование.
Планирование проекта - разработать подробный план действий для достижения целей проекта.
Собрать и проанализировать требования.
Определить объем работ (Scope).
Декомпозировать работы.
Оценить ресурсы и время.
Разработать график проекта.
Спланировать бюджет и затрат.
Идентифицировать риски и разработать план их управления.
Разработать план коммуникаций.
Результат: Утвержденный план проекта, служащий руководством для команды.
Анализ и определение требований - тщательно собрать и документировать все требования к системе или продукту.
Провести интервью, опросы с пользователями и стейкхолдерами.
Проанализировать бизнес-процессы и определить требования.
Описать требования.
Согласовать требования со всеми заинтересованными сторонами.
Результат: Функциональные требования, служащие основой для дальнейшей разработки.
Проектирование системы - создать архитектурное и техническое решение, соответствующее требованиям.
Разработать архитектуру системы.
Определить нефункциональные требования.
Спроектировать базы данных и интерфейсов.
Определить технологии и инструментов разработки.
Создать прототипы и макеты пользовательского интерфейса.
Подготовить техническую документацию.
Результат: Детальный дизайн и архитектура системы, готовые для этапа разработки.
Разработка и программирование - реализовать систему или продукт в соответствии с утвержденными требованиями и в соответствии с выбранным подходом и архитектурой.
Написать исходный код.
Разработать части системы.
Реализовать интеграцию различных частей системы.
Реализовать интеграцию с другими системами.
Проведение внутреннего тестирования разработчиками (unit testing).
Результат: Рабочая версия системы или продукта, готовая к тестированию.
Тестирование и проверка - обеспечить качество и соответствие системы установленным требованиям.
Разработать планы тестирования.
Провести различные виды тестирования (функциональное, интеграционное, нагрузочное, безопасности).
Зарегистрировать и исправить обнаруженные дефекты.
Подтвердить соответствия требованиям.
Результат: Проверенная и стабильная версия системы, готовая к внедрению.
Внедрение и развертывание - ввести систему в эксплуатацию и обеспечить ее доступность для пользователей.
Подготовить инфраструктуру и среду эксплуатации.
Мигрировать данные (если необходимо).
Установить и настроить систему на рабочей среде.
Обучить пользователей и администраторов.
Осуществить пилотное использование и сбор обратной связи.
Результат: Система успешно внедрена и доступна для использования.
Эксплуатация и поддержка - обеспечить бесперебойную работу системы и удовлетворенность пользователей.
Мониторить работу системы.
Оказывать техническую поддержку пользователям.
Управлять инцидентами и проблемами.
Выпускать обновления и исправления.
Осуществлять бэкапирование и архивирование.
Постоянно улучшать функциональность.
Результат: Стабильная работа системы и удовлетворение потребностей пользователей.
Завершение проекта - формально закрыть проект и подвести итоги.
Провести финальный анализ и оценку результатов.
Составить отчеты о выполнении сроков, бюджета и качества.
Записать полученный опыта и уроки.
Провести официальное закрытие проекта и высвобождение ресурсов.
Результат: Проект завершен, все цели достигнуты или задокументированы отклонения.
Дополнительные аспекты:
Управление рисками: Проводится на всех этапах проекта для идентификации, оценки и митигации потенциальных рисков.
Управление изменениями: Включает процессы обработки запросов на изменение требований или объема работ.
Коммуникация и отчетность: Регулярное информирование стейкхолдеров о статусе проекта, проблемах и достижениях.
Качество: Постоянное обеспечение соответствия продукта установленным стандартам и ожиданиям.
Понимание целей и требований проекта
Начните с ясного понимания того, какие проблемы вы хотите решить и какие возможности открыть. Часто возникает путаница между целями и задачами проекта. Важно четко различать эти понятия.
Цели проекта - это общие и конечные результаты, которых стремится достичь заказчик посредством реализации проекта. Они описывают желаемое состояние после завершения работы.
Задачи проекта - это конкретные шаги и действия, необходимые для достижения поставленных целей. Они детализируют процесс реализации проекта.
Запишите основные цели, задачи и ожидаемые результаты.
Пример
Когда я сталкиваюсь с автоматизацией компаний с большим объемом бумажных кадровых документов, которые планируют перейти на электронный кадровый документооборот, мне необходимо определить ожидаемые результаты.
В этом случае общая Цель проекта может быть сформулирована как: «Повышение эффективности управления кадровыми процессами посредством внедрения системы электронного кадрового документооборота».
Определение и детализация целей проекта
-
Сократить время обработки кадровых документов на 50%
Проблема: Долгие процессы согласования и утверждения документов.
Цель: Ускорить процессы за счет автоматизации и устранения бумажной волокиты.
-
Задачи:
Проанализировать текущие кадровые процессы.
Собрать и формализовать функциональные требования.
Оптимизировать маршруты согласования.
Выбрать подходящую информационную систему или платформу.
Внедрить систему или платформу электронного согласования кадровых документов.
Настроить автоматические уведомления и напоминания.
Обучить персонал работе с новой системой.
-
Снизить затраты на бумагу и расходные материалы на 70%
Проблема: Высокие расходы на печать, хранение и уничтожение бумажных документов.
Цель: Переход на электронный документооборот для экономии ресурсов.
-
Задачи:
Перевести кадровые документы в электронный формат.
Внедрить электронные подписи.
Организовать электронное архивирование.
-
Улучшить доступность документов для сотрудников
Проблема: Сотрудники не имеют быстрого доступа к своим кадровым документам ввиду территориальной распределенности отделов.
Цель: Предоставить онлайн-доступ к личным документам через портал самообслуживания.
-
Задачи:
Разработать или выбрать портал самообслуживания.
Обеспечить безопасный доступ к персональным данным.
Разработать интеграцию с существующими системами учета персонала.
Обучить сотрудников работе с порталом.
Составление списка желаемых функций
Электронное подписание документов. Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) необходимо для обеспечения юридической значимости электронных документов.
Автоматизация процессов согласования и утверждения. Обеспечение настраиваемых маршрутов согласования с уведомлениями.
Интеграция с существующей системой учета персонала (HRM-системой). Обеспечение бесшовного обмена данными между системами.
Безопасное хранение и архивирование документов. Соответствие требованиям законодательства о персональных данных.
Доступ сотрудников к личным документам через портал. Возможность подачи заявок на отпуск, получение справок и др.
Приоритизация требований
-
Обязательные требования
Электронное подписание документов.
Автоматизация процессов согласования.
Интеграция с HRM-системой.
Соответствие требованиям безопасности и законодательства.
-
Желательные требования
Портал самообслуживания для сотрудников.
Мобильное приложение для доступа к системе.
Аналитические отчеты и дашборды.
Добавление конкретных задач после каждой цели позволяет более четко представить пути достижения желаемых результатов. Это способствует:
Улучшению планирования проекта - четко определенные задачи облегчают разработку плана действий и распределение ресурсов.
Повышению прозрачности - все участники проекта понимают, какие шаги необходимо предпринять для достижения целей.
Улучшению коммуникации- наличие детализированных задач облегчает обсуждение и согласование с командой и стейкхолдерами.
Собранные таким образом цели, задачи и требования станут надежной основой для дальнейших этапов проекта, включая разработку, внедрение и оценку результатов. Ваша активная роль в этом процессе обеспечит соответствие конечного продукта ожиданиям и потребностям организации.
Коммуникация с командой
Когда вы поняли основные и косвенные цели проекта, необходимо объяснить вашей рабочей группе: менеджеру проекта, аналитикам, разработчикам, тестировщикам и т.д., что именно вы хотите. Важно эффективно донести ваши потребности и идеи до команды. Установление четкой и понятной коммуникации с каждым участником команды является критически важным.
Возможные роли на проекте и как с ними коммуницировать:
Заинтересованные стороны (Stakeholders)
Обязанности: Лица или группы людей, имеющие интерес к проекту (инвесторы, руководители отделов, конечные пользователи).
Взаимодействие: Информируйте об основных этапах и достижениях проекта. Учитывайте их мнения при принятии ключевых решений. Управляйте ожиданиями и отчитываетесь об использованных ресурсах.
Менеджер проекта (Project Manager)
Обязанности: Планирование, выполнение и завершение проекта; координация работы команды; контроль сроков и бюджета.
Взаимодействие: Проводите регулярные встречи для обсуждения прогресса и возникающих вопросов. Определив цели и задачи, необходимо оценить объём работы и требуемые ресурсы. Это позволит установить реалистичные сроки и бюджет проекта. Тесное сотрудничество с менеджером проекта поможет разработать детальный план действий. Это поможет вам установить реалистичные сроки и бюджет проекта. Ранее о бюджетах ИТ-проектов писала тут
Бизнес-аналитик (Business Analyst)
Обязанности: Понимание бизнес-процессов и потребностей организации; сбор и анализ требований.
Взаимодействие: Подробно описывайте свои бизнес-процессы, цели и проблемы. Используйте реальные примеры и сценарии. Бизнес-аналитик поможет структурировать идеи и определить необходимые функции для достижения бизнес-целей.
Системный аналитик (System Analyst)
Обязанности: Перевод бизнес-требований в технические спецификации; определение технологий и архитектурных решений.
Взаимодействие: Обсуждайте технические аспекты реализации проекта. Задавайте вопросы о функционировании системы и просите объяснить сложные моменты понятным языком.
Разработчик (Developer)
Обязанности: создает программный продукт на основе технических спецификаций.
Взаимодействие: предоставляйте четкие требования через менеджера проекта и аналитиков. В большинстве случаев прямое взаимодействие с разработчиками не требуется. Если необходимость возникает, уважайте их экспертность и задавайте конкретные вопросы.
Тестировщик (QA Engineer)
Обязанности: проверяет продукт на соответствие требованиям и наличие ошибок.
Взаимодействие: указывайте, какие аспекты продукта наиболее важны. Совместно разрабатывайте сценарии использования для фокусировки на ключевых элементах системы.
Дизайнер пользовательского интерфейса (UI/UX Designer)
Обязанности: разрабатывает внешний вид и удобство использования продуктом.
Взаимодействие: делитесь предпочтениями и ожиданиями. Предоставляйте примеры и давайте конструктивную обратную связь по макетам и прототипам.
Системный администратор / Инженер DevOps
Обязанности: Обеспечение инфраструктуры и развертывание продукта.
Взаимодействие: Обсуждайте требования к производительности и безопасности системы. Задавайте вопросы о надежности и планах по поддержке инфраструктуры.
Общие советы по эффективной коммуникации с командой:
Устанавливайте регулярные каналы связи, т.е. используйте встречи, как онлайн, так и оффлайн, электронную почту и/или мессенджеры для постоянного общения.
Будьте открыты и доступны, поощряйте команду задавать вам вопросы и делиться идеями.
Используйте визуализацию, такую, как: диаграммы, схемы, таблицы, рисунки, скриншоты и прототипы - это поможет лучше донести ваши идеи.
Избегайте технического жаргона, если вы не уверены в терминах, лучше объяснить своими словами.
Уточняйте и переспрашивайте, потому что нет ничего плохого в том, чтобы попросить пояснить непонятный момент.
Понимание ролей на проекте и эффективная коммуникация с каждым членом команды – ключ к успешной реализации вашего ИТ-проекта. Даже без технического образования вы можете внести значительный вклад, устанавливая ясные ожидания и поддерживая открытый диалог.
Обратная связь и контроль качества
Когда проект идет полным ходом, важно не забывать о том, чтобы регулярно проверять качество работы и получать обратную связь от вашей команды. Проводите ежедневные (daily) или еженедельные (weekly) встречи или собирайте отчеты (status reports). Желательно забронировать время у всех участников процесса заранее на весь срок проекта и переносить встречи только в крайних случаях. Такой подход позволяет дисциплинировать команду и стабильно получать структурированную информацию вовремя. Используйте современные средства коммуникации для оперативного взаимодействия с участниками рабочей группы. Ваша команда может предложить ценные идеи или заметить ошибки, которые вы по какой-либо причине пропустили. Это поможет вам поддерживать качество работы на высоком уровне и достичь желаемого результата. Сейчас широко распространены встречи в онлайн-конференциях в любой удобный момент времени, как всех вместе, так и по отдельности с каждым членом рабочей группы.
Варианты приложений для онлайн-конференций
Яндекс Телемост https://telemost.yandex.ru/
TrueConf https://trueconf.ru/
ZOOM https://zoom.us/ru
Продолжение следует!
Автор: Новоселова Дарья, IT-manager
Комментарии (11)
bjl
28.09.2024 13:29+2Как вести ит проект, если вы не айтишник?
Все просто. Всего лишь навсего выучитесь на айти менеджера проектов.
botgen_group
28.09.2024 13:29Спасибо за статью, пойду наконец-то завершать один из 27 активных проектов...
AntozorJkzor
28.09.2024 13:29Не плохой краткий гайд на то как устроена разработка ПО из кресла заказчика, многим заказчикам пригодился бы для понимания что вообще происходит.
jmnemonik
28.09.2024 13:29+3Понасмотрелся я на таких менеджеров проектов, которые совершенно далеки не просто от АйТи, а и вообще от техники. Ничерта не понимают и не хотят понимать, зато активно используют административный ресурс для продавливания своих некомпетентных идей.
shchepin
А зачем вы ТАК ГРОМКО КРИЧИТЕ?
Как конкретно описание жизненного цикла проекта (при чем, очень обобщенное) поможет заказчику (!) без понимания предметки (!) эффективно управлять (!) проектом?
Смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий. :)
DCommedia Автор
По п.1 Разные редакторы - разное форматирование, сейчас исправлю, спасибо ))
По п.2 Есть такие заказчики, которые абсолютно не понимают ни цикл проекта, ни задач, которые должны быть выполнены. Даже в общем. Поэтому я предлагаю рассмотреть данный вопрос хотя бы крупными мазками.
Чуть позже добавлю материал, это только первая часть статьи
shchepin
Я о том, что у вас все в кучу. Кажется, вы путаете роли заказчика, руководителя проекта и менеджера продукта.
Нет. Заказчик денег дает и говорит, что ему нужно за эти деньги. Если бы заказчик сам мог разработать то, что ему нужно, сторонняя команда бы не потребовалась.
Боже упаси от таких заказчиков. Участвовать в управлении проектами заказчик не должен, это антипаттерн чистой воды.
А владелец продукта или проектный менеджер априори должен понимать предметную сферу разработки ПО, так что весь этот ЖЦ РП и так знает. :)
GospodinKolhoznik
Например заказчик даёт деньги и говорит, что ему нужно за эти деньги выступать в роли дирижёра, определять цели и направления работы команды, а также управлять ИТ-проектами.
Такое бывает, когда заказчик любит микроменеджмент. Либо когда заказчику кажется, что его кинут, деньги растратят, сроки профукают и ничего не сделают и ему очень хочется все контролировать самостоятельно.
shchepin
Опять же, боже упаси от таких заказчиков. А если они еще начитаются вот таких вот вредных статей - пиши пропало. Как в одной известной карикатуре про Тимуровуев, которые доят коня.