Возможно, у вас был открытый конфликт или вы находитесь в состоянии скрытого (латентного) конфликта или ваш коллега просто мерзкий тип, принимающий странные решения и мешающий вам работать, вставляющий палки в колеса, нарушающий субординацию, орущий на вас или коллег, контролирующий, ленивый, глупый, делающий ошибки и т.д.
Конечно, человек объективно может факапить и не лучшим образом выполнять свои задачи, но для того, чтобы трезво смотреть на вещи и построить конструктивное взаимодействие, будь то пересечение по рабочим задачам, беседа с обратной связью или даже увольнение, желательно делать это не через призму негатива и эмоционального напряжения, а, так сказать, «с холодной головой». И тут важно начать изменения с себя самого. Точнее, со своего восприятия ситуации и другого человека.
Да, коллега неприятен вам не потому что он неприятный человек, а потому что вы воспринимаете его таким. Ведь все мы разные, многогранные и сложные, и какие-то наши черты и проявления могут сильно резонировать для окружающих людей - позитивно или негативно.
Я как hr много раз встречалась с хейтом людей в сторону других, и в основном этот хейт был обоснован не реальными фактами, а интерпретациями фактов.
Есть очень полезное упражнение, которое помогает разделить то, что происходит в вашем внутреннем мире на эмоции, факты и интерпретации. Продвинутое «Я-высказывание». Оно позволяет понять, что то, что вами воспринимается не всегда является точным отражением объективной действительности.
Эмоции: то, что вы испытываете на данный момент, обычно связанное с телесными переживаниями, которые обрабатываются когнитивно. Называть эмоции лучше через «Я», например: я рад, я взволнован, я встревожен, я озадачен, я злюсь и так далее.
Конкретные факты: как можно более сухие никак не окрашенные, возможно, конкретные слова или действия. Например: когда ты не выполняешь задачу в срок, когда ты говоришь и не делаешь, когда ты опаздываешь и тому подобное.
Интерпретации: то, что это конкретные факты значат лично для вас, ваше видение. Например: и для меня это значит, что тебе все равно на наше общее дело, что ты ненадежный, что ты меня не уважает и так далее.
Когда вас кто-то раздражает и вы негодуете, очень полезно хотя бы для себя проговорить такое высказывание, состоящее из трех частей, и, возможно, заметить, что на самом деле человек может не иметь в виду того, что вам показалось.
Также есть интересный психологический прием, называемый рефреймингом.
Рефрейминг — термин, обозначенный в психологии для описания используемых им процедур переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неудачных психических шаблонов.
Предлагаю сделать попытку рефрейминга относительно раздражающего вас коллеги и поразмышлять над вопросами:
Какая именно черта вас раздражает? Очень важно суметь выявить и назвать конкретные действия/слова/повадки другого человека, которые вызывают негатив у вас. Это поможет осознать, что плох не весь человек полностью.
Зачем ему могут быть нужны эти черты? Он может иметь какие-то неприятные окружающим проявления не потому что он в принципе неприятный человек, а потому что когда-то у него могли сформироваться определенные адаптационные механизмы, помогающие ему «выжить» в нашем суровом мире.
Есть ли у человека черты и стороны, которые вам могут быть интересными и понравиться. Конечно, сложно постараться увидеть в неприятном нам человеке позитивные черты, быть достаточно милосердным, чтобы заметить, что в нем есть много чего еще, кроме того, что нам не нравится. Но все же попробуйте дать ему шанс...
Совершив попытку пересмотреть свое отношение к раздражающему коллеге, и используя продвинутое Я-высказывание и технику рефрейминга, вы сможете конструктивно решить проблему, с которой столкнулись.
Сумев изменить свое восприятие и конструктивно выстроить коммуникацию, вы значительно качественно вырастите как специалист, прокачаете свои софт-скиллы.
Пробовали ли вы изменить свое субъективное восприятие действительности?
Очень жду обратной связи в комментариях!
С любовью <3
Комментарии (12)
aabzel
14.10.2024 16:46Старайтесь ни с кем не ссорится. Даже если твой смежник ну полный кретин! Дело в том что тебе в любом случае придется просить у менеджера рекомендательное письмо про твою работу. Без хороших рекомендаций ты не сможешь на устроится на новую работу (точно про ЕвроСоюз).
Рекомендательные письма - это единственный способ доказать, что человек, адекватный ( покорный, послушный и вообще полный конформист), что работал и что-то реально даже сделал.
nerudo
14.10.2024 16:46Напиши письмо человеку, который тебя бесит, и сожги его. - Хорошо... А с письмом что делать? (й)
IvanBodhidharma
14.10.2024 16:46Да, коллега неприятен вам не потому что он неприятный человек, а потому что вы воспринимаете его таким.
Погодите, выше вы написали, что он на меня орёт. Т.е. орёт он, а работать над собой нужно мне?
annazaria Автор
14.10.2024 16:46Да, совершенно верно.
Также я ниже написала, что работать над восприятием ситуации будет полезным для вас, если вы хотите дать негативную обратную связь или уволить (или подвести к увольнению) нарушающего субординацию коллегу. Если у вас получится, вы сможете смотреть на ситуацию сверху, не вовлекаясь в нее эмоционально, и не тратя излишние ресурсы.
Если кто-то орет на коллег, к нему на самом деле стоит относиться с жалостью и сочувствием, поверьте, он делает это не от лучшей жизни :))
PrinceKorwin
14.10.2024 16:46Знаете. Самоуважение тоже нужно иметь.
А что-то делать с собой когда на вас орут и при этом не пытаться изменить внешнюю ситуацию ну это такое...annazaria Автор
14.10.2024 16:46Мне нравится ход ваших мыслей, и я с ним совершенно согласна) я не писала и не считаю, что вы не должны уважать себя и не пытаться менять внешнюю ситуацию
IvanBodhidharma
14.10.2024 16:46Кому лучше? А если он начнёт руки распускать? Как по мне, так лучше уволить такого прекрасного парня и дело с концом. Или самому уволиться, если орет начальник. Тогда точно не будешь вовлекаться эмоционально больше.
Markscheider
А медиатора не проще привлечь?
Ведь даже если я (весь белый и пушистый) смогу в себе выстроить описанную вами конструктивность, то коллега (диавол во плоти, истинно говорю вам) может не захотеть вести цивилизованные разговоры.
annazaria Автор
Здравствуйте! Если есть такая возможность - это отличный вариант.
К сожалению, она есть не у всех, не все готовы к такому, и даже с медиатором каждому участнику конфликта придется проделывать описанную мной самостоятельную работу по изменению восприятия коллеги