Учащиеся 5–6-х классов (дети 11–12, реже – 10–11 лет) относятся к группе ребят младшего школьного возраста. В это время они активно познают окружающий мир, впитывают знания и обретают важные навыки. И это подходящий период для освоения программирования – второй грамотности, необходимой любому человеку XXI века. Почему это действительно важно и как начать изучение кодинга? Давайте разбираться.
Мы в Pixel предлагаем учащимся 5–6-х классов различные программы дополнительного IT-образования. Компьютерная грамотность, блочный кодинг в Scratch и Code Builder, языки «Питон» и «Си Шарп», обычно изучаемые на примере разработки модов для Майнкрафта и игр на движке Unity – примеры. Но важнее другое: с каждым из представленных направлений дети 11–12 лет справляются не столько хорошо, сколько успешно.
Нюанс: по причине поступления ряда ребят в первый класс в 6 лет далее будем упоминать диапазон от 10 до 12.
Так, младший школьный возраст – удачное время для старта в программировании. Но спешим подчеркнуть, что иногда сразу погружать ребенка в написание сложного кода на текстовых языках не стоит: если нет базовых знаний, понимания алгоритмов и других важных принципов, начать лучше с использования Scratch и Code Builder. Уже после этого стоит присмотреться к Python и C#.
А мы хотим больше рассказать об образовательных направлениях, но сначала отметим плюсы дополнительного IT-обучения и предложим рекомендации, касающиеся уровня и старта в целом.
Стоит ли вообще учить детей 10–12 лет программировать и с чего начать
Мы считаем, что младший школьный возраст – оптимальное время: в рамках данного периода можно начинать изучать программирование. На айти-курсах для школьников или самостоятельно по бесплатным видеоурокам, по книгам или полностью с нуля без гайдов и инструкций, что возможно, скажем, в Scratch, – не играет роли.
Программирование, если рассматривать его как вторую грамотность, можно считать необходимым навыком. Вместе с тем занятия развивают:
Логику;
Творческие компоненты мышления;
Понимание алгоритмов и других важных принципов написания кода;
Внимательность и усидчивость;
Способность грамотно и полезно использовать компьютер, различные прикладные программы.
О пользе много и подробно мы писали ранее, поэтому предлагаем уделить внимание вопросам по поводу старта. Если ребенок совсем маленький, не имеет опыта и даже плохо разбирается в использовании персонального компьютера, подойдут такие направления:
Компьютерная грамотность;
Блочное программирование в Скретче и Code Builder.
После этого или в случае, когда учащийся пятого–шестого класса уже знаком с основами, можно попробовать Python, Lua в Roblox и даже C# на примере использования Unity.
Далее последовательно представили и коротко описали каждое из доступных направлений программирования для детей 5–6-х классов, отметили некоторые особенности языков и вспомогательных сред. Дополнительно и для лучшего понимания потенциала каждого из вариантов показали примеры проектов, выполненных учениками Pixel.
ТОП направлений для обучения 5–6-классников написанию кода
Всего выделили и рассмотрели 8 направлений. Каждое из них реализуется в школе Pixel, но рекламировать курсы не будем: просто расскажем о сути и содержании вариантов.
1. Компьютерная грамотность
Это хороший вариант для абсолютных новичков. Вместе с тем спешим отметить, что с программированием данное направление связано косвенно. У нас, например, в рамках соответствующего курса написанию кода на Python отведен только небольшой тематический блок. За конкурентами не следим, но полагаем, что у них все примерно так же.
Коснемся содержательного плана и отметим, что компьютерная грамотность станет основой в контексте старта в IT. На уроках с педагогом или путем самостоятельных занятий можно научиться:
Использовать различные прикладные программы для работы с текстом, таблицами, презентациями. Это плюс: соответствующие навыки точно пригодятся в обучении в общеобразовательной школе при подготовке докладов, рефератов и т. д.;
Грамотно обращаться с компьютером. Этот навык важен без дополнительных оговорок: почти все сферы жизни и жизнедеятельности современного человека связаны с компьютерной техникой;
Безопасно использовать интернет. В эпоху стремительного распространения даже нежелательной информации это умение становится многозначащим.
Заинтересовать совсем маленького ребенка данным направлением можно с помощью простого видеоурока рисования мышью.
2. Программирование в Scratch
Скретч – блочная среда программирования, созданная специально для детей и подростков. Мы в Pixel учим работать с ее инструментами как совсем маленьких ребят, так и учащихся 5–6-х классов.
Плюс Скретча – максимальная простота и интуитивная понятность. На примере использования ярких красочных блоков, напоминающих конструкции текстовых языков, ребенок сможет:
Научиться создавать простые игры, анимацию и интерактивные истории в виде мультфильмов;
Понять алгоритмы и другие важные вещи, что точно пригодится при условии дальнейшего IT-обучения.
Преимущество направления и сводится к заложению основ: блочный кодинг – первый шаг на пути к изучению программирования на «сложных» Python, C#, JavaScript. Кавычки используем намеренно: наши ученики справляются с данными языками и с их помощью успешно создают игры, кодят поведение персонажей, скриптят виртуальные явления и события и даже пишут несложные полезные программы вроде калькулятора или веб-сайта.
А вот пример проекта в виде хоррора на Скретче, выполненного за 10 минут. Новичок потратит больше времени, но опыт и навыки, которые удастся получить, того стоят.
3. Блочный кодинг в Minecraft Education Edition
Это направление хорошо подойдет для погружения в основы, как и в случае со Скретчем: предполагается использование условного конструктора Code Builder, где реализованы блочные команды, типичные для Python и JavaScript.
Много говорить о направлении не будем: оно напоминает Scratch. По содержательности вариант отличается, является более масштабным и вместе с тем увлекательным для ребят, потому что представленный конструктор предполагает работу в игре Minecraft. В остальном это такой же инструмент для подготовки 5–6-классников к освоению текстовых языков.
4. Кодинг на языке «Питон» в Minecraft
Добрались до действительно «взрослых» вещей: использование «Пайтона» во вселенной Minecraft для создания модов по праву считается сложным. Но только не в случае, когда учебный процесс становится увлекательным, что и возможно благодаря подоплеке в виде Майнкрафта. О его популярности говорить не будем, лишь отметим, что применение Python в игре упрощает уроки с педагогом или самостоятельные занятия.
Вместе с тем можно больше узнать о:
IDLE и подобных средах разработки;
Типах данных;
Различных библиотеках;
Циклах, операторах и т. д.
А вот проект портала – пример того, как можно использовать язык «Питон» в Minecraft
5. Углубленный Python
Это логичный и закономерный шаг при построении образовательного маршрута в IT для учащегося 5–6-го класса: когда делать несложные дополнения становится скучно, можно и нужно переходить к более сложным задачам.
На курсах или самостоятельных занятиях, основанных на углублении в язык, можно разобраться в:
Обработке входных и выходных данных;
Генерации случайных чисел;
Использовании условных операторов, циклов, функций и т. д.
Вот ролик, в котором показано, как сделать анимацию на языке Python.
А еще хотим показать проект бота для Wikipedia: его создал наш ученик Роман на «Пайтоне».
6. Кодинг на Lua в Roblox Studio
Это еще одно примечательное направление, которое мы реализуем на курсах программирования для учащихся 5–6-х классов. Если совсем точно, то онлайн-занятия рассчитаны на 9–14-летних ребят, но сегодня не об этом.
Представленное направление интересно тем, что оно предполагает работу с относительно сложным языком Lua и обращение с инструментами Roblox Studio для создания игр, программирования виртуальных сценариев, событий, действий персонажей и не только. И это вовлекает в учебный процесс: возможность почувствовать себя разработчиком и программистом мотивирует, стимулирует и подталкивает к выполнению проектов.
Если ребенок совсем новичок, подойдут курсы, но начать можно и самостоятельно даже с нуля. А поскольку направление действительно сложное (относительно предыдущих), хотим предложить целую подборку. Она поможет разобраться в основах и выполнить первые несложные проекты с помощью языка «Луа». Будет интересно.
А еще предлагаем ознакомиться с достижением Егора (наш ученик), который создал компьютерную игру в Roblox.
7. Написание кода на C# на примере разработки на движке Unity
Данное направление напоминает предшествующий вариант, но по праву считается более сложным. Это обусловлено устройством C# и возможностями Unity.
Занятия по программированию для школьников 5-х классов в рамках представленного IT-направления могут показаться действительно сложными и даже неуместными, но спешим отметить игровые основы: возможность создать собственную игру на Unity вовлекает в учебу, делает ее более интересной. Этот факт упрощает освоение C#.
Чтобы исключить все вероятные трудности, стоит заручиться поддержкой преподавателя или посмотреть бесплатные уроки программирования для детей 5-х классов и старше. В любом случае удастся разобраться в:
Разработке игр;
Программировании на C#.
Вот обучающая подборка роликов для самостоятельного старта.
8. Веб-разработка
Это последнее детское направление, которое хотим отметить сегодня. Если коротко, то оно основано на использовании HTML, CSS и JavaScript. Эти инструменты применяются для создания сайтов.
На курсах web-программирования или в рамках самостоятельных занятий ребенок сможет научиться:
Создавать веб-страницы;
Наполнять их контентом;
Управлять содержимым сайтов и не только.
Вот более конкретный пример в виде проекта функционального сайта.
А мы хотим завершить подборку направлений дополнительного IT-обучения и подчеркнуть, что сред и языков программирования для детей 5–6-х классов предостаточно. Образовательный потенциал каждого налицо, но важно:
Двигаться последовательно;
Начинать с основ;
Отталкиваться от интересов и увлечений школьника.
Такой подход сделает обучение наиболее эффективным и вместе с тем успешным.
На этом заканчиваем и хотим задать вопрос: учите ли вы своих детей писать код и если да, то как именно?
Материал подготовлен школой Pixel. Если одно из представленных направлений заинтересовало, обязательно заглядывайте на уроки.
Sadok
не понимаю, что значит "учить программированию". если ты умеешь думать в нужном направлении, то всё обучение - это выучить лексику языка и коке-какие особенности. плюс посмотреть на более старших товарищей. если "думатель" заточен под другое -- то извините.