Привет, Хабр! Множество выпускаемых сегодня электрогитар производители оснащают хамбакерами — двухкатушечными звукоснимателями, не пропускающими в усилительный тракт наводок от электросети и обладающими специфическим тембром звучания, который можно назвать «глубоким» и «полным».

Когда гитаристу требуется «яркий» звук с выраженной перкуссивностью, можно прибегнуть к общеизвестной «отсечке» — отключению одной из катушек. Тогда хамбакер звучит наподобие однокатушечного датчика — сингла — и перестаёт быть помехозащищённым, пока вторую катушку не подключили вновь.

Если на инструменте установлены два хамбакера и сингл посередине, то можно получить и «стекло» по мотивам культового Fender Stratocaster. Но в случае, когда звукоснимателя всего два, и они оба хамбакеры… не сто́ит отчаиваться! Достичь желаемого результата всё-таки можно. Сегодня вы узнаете, увидите и услышите, как это сделать.

▍ Исходные данные


Сегодня я продолжаю эксперименты по совершенствованию популярной в странах СНГ и по всему миру электрогитары Cort KX100, начало которых описано в предыдущей статье.

Именно эта модель очень часто встречается на первичном и вторичном рынке, поэтому будет не лишним сделать мини-обзор сильных и слабых сторон данного изделия азиатской фабрики, особенно с учётом того, что марка Harley-Benton стала труднодоступной.

Cort KX100 — это инструмент начального уровня, ориентированный на новичков и желающих иметь «запасную» гитару, «которую не жалко». Впервые продукт увидел свет на выставке NAMM 2018 года, и шестилетняя история показала, что он имеет все шансы стать долгожителем, поскольку получился весьма удачным.



Электрогитара для начинающих должна быть не только дешёвой, но и играбельной, желательно из коробки, а также простой в обслуживании. Инструмент достался мне бывшим в употреблении, поэтому про играбельность из коробки ничего сказать не могу, зато лёгкость обслуживания налицо.

▍ Чёткая чёрная фурнитура


Фиксированный нижний порожек (струнодержатель, кобылка) из гнутого стального листа с шестью независимыми сёдлами стратовского типа — что может быть проще? Никаких машинок тремоло, и при этом полная свобода регулировки длины и высоты каждой струны при помощи имбусового ключа и крестообразной отвёртки. Бридж точно такой же конструкции, только из более тонкой стали, установлен на моём Squier Bullet Mustang HH IMPB.



Однако на Мустанге мне пришлось заменить штатные сёдла на модерновые из нержавейки, не царапающие ладонь, тогда как Cort KX100 комплектуется сёдлами с плоским верхом изначально.

Дешёвая гитарная фурнитура чёрного цвета смотрится дорого и богато, но часто страдает отсутствием электрического контакта земляного провода темброблока со струнами, вследствие чего инструмент фонит.

Мне достался экземпляр, у которого такая проблема отсутствует. Была ли она изначально, неизвестно. Учитывая общее позитивное впечатление от электрогитары, думаю, что нет.

▍ Самая критичная часть


Гриф выполнен из клёна. Он широкий и плоский, как на семиструне. Такой профиль называется D-образным. Гитаристы-классики, а также любители, ностальгирующие по советским акустикам, просто влюбятся в этот гриф. Лично мои ощущения таковы: необычно, но удобно.

Весьма модерновый 16-дюймовый радиус накладки в сочетании с высокими (джамбо) ладами понравится как любителям делать бумерские подтяжки (бенды), так и энтузиастам тэппинга.

Верхний порожек из ABS-пластика, что на самом деле неплохо: это твёрдый и скользкий материал, дешевизна которого не означает низких потребительских качеств при использовании в адекватном контексте.

Для гитары с пером грифа, расположенным под углом и не нуждающемся в ретейнерах, это вполне подходящий порожек. После подтяжек струны не расстраиваются, а машинки тремоло на этом инструменте нет. Новичку такое излишество было бы только во вред, а профессионал предпочёл бы его заблокировать.

Речь о том, что стоимость хорошей машинки, то есть такой, что не склонна фиксироваться в расстроенном положении, никак не ниже, чем у всей KX100. Даже хвалёные Sterling by Music Man «славятся» застревающими тремоло, а ведь они принадлежат к значительно более высокой ценовой категории.

Колковые механизмы на Cort KX100 самые обычные, свою функцию выполняют. Так что в апгрейде порожка и колков лично я острой необходимости не вижу. Если улучшения принесут вам радость и вдохновение, тогда другое дело. Хотя запирающиеся (локовые) колки следует по возможности устанавливать на все гитары, включая и те, что снабжены топ-локом по заветам Флойда Роуза.

Причём весьма желательно, чтобы эти колки не были снабжены такими излишествами, как самозащёлкивание и автоматическое обрезание струн. Это те случаи, когда ультрамодный функционал направлен на создание маркетинговых преимуществ объекта, а не повышение качества жизни субъектов, которым он адресован.

▍ Влияет ли дерево?


Накладка грифа Мустанга экстремально тонкая, как и сам гриф. Squier либо экономил древесину индийского лавра, либо стремился создать идеальный инструмент для детей школьного возраста, а скорее всего, то и другое.



Зато накладка от Cor-Tek Corporation очень толстая, смотрится и ощущается роскошно. Запас для последующих шлифовок просто королевский, особенно если учесть выдающуюся износостойкость древесины ятоба.



Её твёрдость по шкале Янка равна 2350 против 1780 у палисандра и уступает эбену с его 3220, зато ятоба не имеет свойственной последнему склонности к растрескиванию при пересыхании. Для новичка это тоже важно, потому что далеко не все своевременно обрабатывают накладку грифа лимонным маслом.

Что касается корпуса Cort KX100, то он изготовлен из дерева с экзотическим названием ньятон, произрастающего на индонезийском острове Суматра. Иногда эту древесину называют «Паданг», по имени столицы провинции Западная Суматра.

По всем ощущениям ньятон напоминает махагони. Звук неподключенного инструмента скорее гулкий, чем звонкий, если это имеет для вас значение. А при игре в усилитель сустейн хорош, звучание приятное. Бывает и лучше, но это уже вопрос личных предпочтений. К тому же не стоит забывать, что перед нами инструмент начальной ценовой категории.

Масса электрогитары составляет 3.2 килограмма. Не самая лёгкая, но и не экстремально тяжёлая. Баланс на ремне просто прекрасный. Длина мензуры (рабочей части струны) 25.5 дюйма, как у Fender Stratocaster. Это полноразмерная и полновесная гитара, в отличие от 2.7-килограммового Squier Mustang с его ультратонкой декой из липы, который лежит на ноге и висит на ремне далеко не так удобно, как наш сегодняшний герой.

▍ Заключительные штрихи


Профессиональному фотографу удалось запечатлеть всю красоту отделки «чёрный металлик». Вот фото с официальной страницы производителя.



Мой экземпляр тоже очень красивый при рассматривании вблизи. Однако на нём уже есть потёртости (которые можно заполировать). И конечно же, как полагается глянцевой чёрной электрогитаре, на ней видно каждую пылинку и каждый жировой след. С этим ничего не поделаешь. Если вам известны олеофобные полироли для предметов, покрытых глянцевым лаком, напишите в комментариях.

Звукосниматели Cort Powersound — дешёвые хамбакеры открытого типа без винтов регулировки высоты магнитопровода для каждой струны. Ничего выдающегося, но звучат нормально. Чувствуется, что их параметры не получились наобум, как у многих «ноунеймов», а являются результатом опытно-конструкторских работ с толком и расстановкой.

И наконец, после отвинчивания и снятия задней крышки меня ждал приятный сюрприз. Темброблок собран и заэкранирован аккуратнее, чем у большинства гитар из той же ценовой категории. Переменные резисторы производства Alpha. Выводы экранов изолированы тонкой термоусадочной трубкой, причём предусмотрена и толстая трубка поверх внешней изоляции.



Провода были скреплены нейлоновой стяжкой, не попавшей на фото, так как она убрана мной в ходе предыдущей модификации. Все пайки выполнены аккуратно, с оптимальным количеством припоя.

Для сравнения привожу фото темброблока семиструнной электрогитары Harley-Benton R-457MN до переделки по схеме Ibanez с пятипозиционным переключателем. Там присутствовали и огромные «сопли» припоя, и непрокрасы графитовым лаком. На работоспособность всё это не влияло, но свидетельствовало о спешке и удешевлении.



По такому вниманию к мелочам можно сделать вывод, что компания Cort Guitars заботится не просто о контроле качества, но и о престиже бренда, а её сотрудники любят свою работу.

▍ Модернизация темброблока


В отличие от Harley-Benton R-457MN с её переключателем ножевого типа, электрогитара Cort KX100 снабжена трёхпозиционным тумблером. В отверстие из-под последнего можно было бы установить роторный переключатель, но это значительно снизит удобство оперативного переключения во время игры.



Поэтому я обойдусь двумя потенциометрами с функцией «тяни-толкай» (push-pull). Подъём ручки громкости SW1 будет переключать соединение обмоток некового хамбакера из последовательного в параллельное.



Это даёт более интересное звучание, чем обычная отсечка катушки, но требует четырёх, а не трёх выводов со звукоснимателя. Также необходим переключатель конфигурации DPDT (double pole, double throw) — две контактных группы на два положения. Однако все известные мне «пуш-пулы» имеют как раз такую конфигурацию.

Гитаристы часто боятся «сложных» схем и предпочитают просто замыкать средний провод хамбакера на землю. К тому же, параллельный хамбакер даёт менее «сингловое» звучание, чем просто одна катушка.



Однако лично мне хочется иметь в нековой позиции не стратовский сингл, а нечто среднее между второй и третьей позициями переключателя телекастера. Параллельный хамбакер предоставляет именно это.



Переключатель SW2 в ручке тона закорачивает конденсатор, подключённый в разрыв «горячего» (красного) провода «верхней» катушки хамбакера. В нормальном последовательном режиме это создаёт такой же эффект, как и реализованный мной на джазмастере с датчиками P-90.



Последовательный конденсатор сдвигает резонансную частоту звукоснимателя вверх, «подтягивая» звучание и делая его более разборчивым, «сфокусированным». Для некового датчика эта функция весьма полезна. Иногда такую схему называют пассивным бустером.

Также конденсатор осуществляет частотнозависимый сдвиг фазы электрического сигнала. Мы помним, что колебания гитарных струн — это стоячие волны. Длина волны гармоники музыкального тона равняется длине рабочей части струны, делённой на номер гармоники.

Получается, что пучности и узлы стоячих волн находятся в определённых местах, и от расположения звукоснимателя зависит соотношение амплитуд гармоник в электрическом сигнале, индуцируемом модуляцией магнитного поля датчика колебаниями струны.

Синфазные колебания взаимно усиливаются, а противофазные — вычитаются. Именно по этой причине хамбакер звучит не так, как сингл, а промежуточные положения переключателя стратокастера создают фирменное фендеровское «стекло».

Вместо перемещения катушки вдоль струны можно сдвинуть фазу сигнала электронным фильтром. Именно это делает последовательный конденсатор.



Поэтому в параллельном режиме с незакороченным конденсатором нековый хамбакер начинает функционировать подобно четвёртой позиции стратокастера, придавая звучанию блюзовую перкуссивность.

Так можно обойтись без среднего сингла на гитаре с двумя хамбакерами. Кстати, сегодняшняя модификация не затрагивает цепей бриджевого звукоснимателя. Мне нравится его звучание в первозданном виде.

▍ Переделка звукоснимателя


Подавляющее большинство хамбакеров, которыми комплектуются дешёвые электрогитары, снабжены отрезком одножильного экранированного кабеля в хлорвиниловой изоляции. Звукосниматель Cort Powersound PTP2001-EG4-BLK-F-1P с сопротивлением 9.96 кОм не является исключением из данного правила.

Однако отдельные выводы катушек присутствуют под внешним слоем чёрной тканевой изоленты, намотанной поверх звукоснимателя в сборе.



Для адекватной работы отсечек и фазосдвигающих модификаций следует вернуть на место шесть стержневых магнитопроводов, удалённых при переделке хамбакера в широкополосный.



Сегодняшний вариант коммутации темброблока требует замены одножильного экранированного кабеля на трёхжильный. «Холодный» вывод «нижней» обмотки остаётся соединённым со станиной звукоснимателя и экраном кабеля.



Собранный звукосниматель с трёхжильным кабелем снова установлен на деке гитары, а штатные 500-килоомные потенциометры заменены на «тяни-толкаи».



Темброблок в сборе принимает следующий вид.



Ёмкость конденсатора в цепи регулировки тембра составляет 33 нанофарада, а сопротивление бриджевого звукоснимателя — 10.24 кОм.

▍ Наслаждаемся результатами


Теперь можно поиграть и послушать, что у нас получилось.

Видео на Rutube
Видео на Youtube

Благодаря модификации, к достойному набору из трёх стандартных хамбакерных звучаний добавились сингловые с узнаваемыми чертами стратокастера и телекастера. Разумеется, они не заменят Фендера или хорошей вариации на его тему. Но на концерте или даже при записи могут очень пригодиться.

А при импровизации и сочинении музыки расширенная палитра звучаний позволяет прийти к большему разнообразию идей. В этом контексте нестандартные тембры приобретают особенную ценность.

© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (1)


  1. Astroscope
    07.11.2024 09:27

    Никаких машинок тремоло, и при этом полная свобода регулировки длины и высоты каждой струны

    Вот это огромный плюс - в среднем тем больший, чем дешевле гитара. Совсем начинающим машинка еще не нужна, все равно на этапе освоения не до нее, а более опытные гитаристы уже из практики знают, кому она точно не понадобится, особенно если речь не об основном инструменте из уже многих.