Командная строка является неотъемлемой частью любого дистрибутива Linux. Какие бы оконные оболочки мы не устанавливали, администраторы все-равно большинство задач будут решать через командную строку. Поэтому важно уметь пользоваться этим инструментом.

Данная статья предназначена прежде всего для пользователей и администраторов, перешедших с ОС Windows на Astra Linux. Разработчики Астры постарались сделать оконный интерфейс максимально схожим с Windows, для того, чтобы пользователям было удобнее ориентироваться в нем. А вот командная строка здесь использует классические команды Bash и именно с ними мы и будем разбираться.

Дорога к командной строке

Для начала давайте найдем терминал в ОС Astra Linux 1.8 SE. Здесь и далее будем предполагать, что у той учетной записи, которую вы используете есть права на запуск терминала. В случае, если у вас используется режим киоска, скорее всего таких прав у вас не будет (иначе использование этого режима теряет смысл). Во всех остальных случаях заходим в систему, далее выбираем звездочку в левом нижнем углу экрана. Затем Инструменты и Терминал.  

В командной строке мы всегда оказываемся с правами пользователя. Даже если у вас используется учетная запись, созданная при установке ОС и у нее есть права sudo на все команды, все равно здесь мы будем обычным пользователем.

Базовые команды

Для любого пользователя, знакомого с Ubuntu или Debian работа с командами в терминале Астры не составит никакого труда.

На рисунке ниже представлено то как выглядит приглашение, курсор, команда и собственно ее вывод.

Здесь как и в любом другом дистрибутиве при желании внешний вид приглашения можно поменять в файле $HOME/.bashrc, указав новое значение для переменной окружения PS1.

После внесения изменений необходимо заново открыть терминал.

Алиасы

Изменение внешнего вида командной строки задача не самая важная. А вот создание алиасов может существенно упростить выполнение задач администрирования. Поэтому об этом мы поговорим подробнее.

По сути алиасы в Bash это аналоги собственных команд. В простейшем случае алиас может иметь следующий вид:

alias ll='ls -F'

Здесь при выполнении в командной строке ll у нас на экран будет выведен результат выполнения команды ls- F. Удобно, не надо запоминать синтаксис и писать длинную команду.

Для того, чтобы написать свой алиас необходимо открыть в редакторе $HOME/.bashrc, например с помощью nano:

$ nano $HOME/.bashrc

И вписать нужный алиас в формате:

alias имя_алиаса=’выполняемая_команда’

Например

alias la='ls -A'

Однострочная команда в алиасе конечно тоже может быть полезна, но лучше всего их использовать для много строчных команд.

В таком случае формат алиаса уже будет немного другой.

alias имя_алиаса=’(

выполняемая_команда1

выполняемая_команда2

)’

Вот пример алиаса который переходит в нужный каталог, с заданного ресурса загружает скрипт для обновления, выставляет ему права на выполнения, выполняет и затем удаляет

alias upd='(
cd "${program_to_update_dir}"
wget "https://somesite/update.sh"
chmod +x update.sh
./update.sh
rm update.sh
)'

Каждая из этих команд будет выполнена последовательно. Возможно при использовании определенных моделей безопасности у вас могут возникнуть сложности с назначением файлу прав на выполнение, но в общем случае подобный алиас вполне можно настроить и в Astra Linux.

Использование скриптов

Алиасы можно использовать совместно со скриптами, просто вызывая нужный скрипт с помощью алиаса. В таком случае для запуска скрипта вам не нужно будет указывать полный путь, достаточно будет просто вызвать нужный алиас.

Однако скрипты это тоже очень важный инструмент, который использует любой администратор.  Сценарий в Bash должен начинаться с символа !# после которого идет указание местоположения исполняемого файла командного интерпретатора, возможно с параметрами. В случае, если этой строки не будет в файле скрипта, будет использоваться интерпретатор по умолчанию.

Также символ # используется для комментирования строк. Все что идет после этого символа до конца строки считается комментарием и не обрабатывается интерпретатором.

Переменные в скриптах это именованное значение, содержащее информацию, хранящуюся в оперативной памяти. Есть предопределенные интерпретатором переменные (PATH,PWD, USER, HOME…) и определенные пользователем. Когда мы первый раз указываем переменную, ее имя указывается без знака $, при последующих обращениях этот знак должен присутствовать.

Например:

a=0

echo $a

 Скрипт может представлять из себя обычную последовательность команд, однако возможны ситуации когда в скрипте выполняется цикл, и также присутствуют определенные условия.

Начнем с циклов. Если мы хотим перебрать определенный набор элементов, то можно использовать такой цикл:

for переменная in список
do
  команда1
  команда2
done

В примере ниже мы будем последовательно выводить на экран цифры от 1 до 5.

!/bin/bash

for number in 1 2 3 4 5
do
  echo $number
done
exit 0

Другой вариант использования циклов это счетчики. В примере ниже мы последовательно увеличиваем значение $i и выводим его на экран.

Обратите внимание, что в обоих примерах скриптов у нас последней строкой идет exit 0. Тем самым мы явно указываем статус завершения нашего скрипта. Статус равен нулю – успешное выполнение, любое другое значение – скрипт завершился с ошибками. Здесь Астра обработает эти статусы точно также как и любой другой дистрибутив Linux.

Еще один важный элемент любого скрипта это условия. Здесь все просто, с помощью команды if мы можем проверить истинность того, или иного условия.

Синтаксис этой команды довольно простой:

if условие
then
  Команды если истина
else
  Команды если ложь
fi

Вот пример небольшого скрипта:

Кроме if для проверки условий мы можем использовать также оператор case.

case слово in
  Шаблон_1)
    Команды 1;;
  Шаблон_2)
    Команды_2;;
  …
  *)
  Команда_по_умолчанию
esac

Оператор case позволяет удобнее чем if описать операции множественного выбора. Если не один из шаблонов не совпал, то выполняется блок по условию *).

В завершении рассмотрим еще циклы с условиями while и until. Цикл while в Bash позволяет многократно выполнять блок кода до тех пор, пока определённое условие остаётся истинным.

while [ условие ]
do
  команда1
  команда2
  команда3
done

В случае с until все наоборот, цикл будет выполняться пока условие неверно.

until [ условие ]
do
  команда1
  команда2
done

Также в циклах while и until можно использовать команды break и continue для выхода из цикла и завершения текущего прохода. 

Заключение

На этом мы можем завершить рассмотрение базовых элементов работы в терминале Astra Linux. Напомню, что командная строка в этой ОС позволяет выполнять те же команды и скрипты, что и интерпретатор в других дистрибутивах Linux.

Статья подготовлена в преддверии старта курса «Расширенное администрирование Astra Linux». На странице курса вы сможете посмотреть записи прошедших вебинаров, а на будущие бесплатные вебинары можно зарегистрироваться в календаре мероприятий.

Комментарии (20)


  1. anonymous
    07.11.2024 13:26

    НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


  1. onix74
    07.11.2024 13:26

    Для того, чтобы написать свой алиас необходимо открыть в редакторе $HOME/.bashrc, например с помощью nano:

    А $HOME/.bash_aliases чем не устраивает?


    1. nochkin
      07.11.2024 13:26

      Для этого надо, что бы в .bashrc было что-то типа ". ~/.bash_aliases". Возможно, в Астре этого нет, но я не проверял.


      1. Wolfen113
        07.11.2024 13:26

        Я кстати недавно алиасы в отдельный файл вынесла. Который вовсе находится на другом диске и в папке что в облако выгружается. Ну а в bashrc прописала на него ссылаться. Удобно. И баш рк не засорен. И легко использовать набор алиасов новых системах. Годами даже не знала о такой возможности ибо линуксом пользуюсь как обычный пользователь что поставил его дабы просто комп работал, программы и игры ставились. И в консоль почти не заглядывая без острой нужды. Соответственно как обычный потребитель пк во всякие технические дебри не лезу.


    1. r2d
      07.11.2024 13:26

      в Astra Linux нет .bash_aliase прямо сейчас проверил, сижу под этим говнищем


    1. Innvisible
      07.11.2024 13:26

      .bash_aliases - работает в убунтуподобных ос. (может еще в каких?)
      На моей EndeavourOS (arch based) - оно не работает.
      Все прописываем именно в .bashrc


      1. Wolfen113
        07.11.2024 13:26

        Можно сделать так что прописать алиасы в в текстовый файл и под любым именем. И подцепить его к .bashrc, прописав там в виде мини скрипта путь к тому файлу.
        Однажды мне стрельнуло в голову что в .bashrc накопилась куча алиасов от чего он слишком засоренным выглядит. Поэтому я обратилась за помощью к чат гпт что бы он мне помог порядок навести. И не только по этому поводу. В итоге получилось так.

        Пример

        Подключение Alias
        if [ -f /mnt/Lisa/Dropbox/Lin/Scripts/Bashrc/ALias/aliases.txt ]; then
        source /mnt/Lisa/Dropbox/Lin/Scripts/Bashrc/ALias/aliases.txt
        fi


  1. Vitaly83vvp
    07.11.2024 13:26

    А чем работа в командной строке Astra отличается от работы с командной строкой в других дистрибутивах семейства Linux?

    Заголовок как бы намекает, что тут должно быть что-то новое. Хотя, что может быть нового в командной строке? Это просто экран, где вызываются команды (если упрощённо).


    1. AdrianoVisoccini
      07.11.2024 13:26

      в других дистрибутивах линукс вы работаете с небольшим отвращением ко всему инородному

      в астре работаете с гордостью за отчизну

      знать нужно такие вещи, пока на карандаш вас берем, дальше посмотрим


      1. nochkin
        07.11.2024 13:26

        Уточните, пожалуйста, мне Red Star OS сносить в пользу Astra Linux или у меня уже всё нормально?


        1. NZakh61
          07.11.2024 13:26

          TempleOS Вам может подойти))


          1. nochkin
            07.11.2024 13:26

            Не скрепно. Фи.


      1. geher
        07.11.2024 13:26

        Вы что-то имеете против Альта?


      1. OneMaxBeatz
        07.11.2024 13:26

        А причем тут отечественное? Это написано на иностранных яп, и еще ядро и все остальное


    1. r2d
      07.11.2024 13:26

      В Astra Linux наши "умельцы" все перепилили на fly и если ты умеешь в линукс то в астре ты ничего не умеешь, еще и справка платная


  1. Testman2023
    07.11.2024 13:26

    Здесь как и в любом другом дистрибутиве при желании внешний вид приглашения можно поменять в файле $HOME/.bashrc, указав новое значение для переменной окружения PS1.
    После внесения изменений необходимо заново открыть терминал.

    Шедеврально для курсов.

    source ~/.bashrc
    . ~/.bashrc

    How to reload .bashrc settings without logging out and back in again?


    1. nochkin
      07.11.2024 13:26

      Это тоже не совсем чисто, так как есть варианты типа "export PATH=$PATH:/opt" и такого плана (кстати, об этом даже написано если кликнуть на линк в комменте). Уж лучше запустить новую сессию командой "bash".


      1. lrdprdx
        07.11.2024 13:26

        В контексте задачи изменения промпта --- source кажется более удобным. Посмотреть на результат сразу. Не говоря уже о том, что $PATH не в .bashrcопределяется.


        1. nochkin
          07.11.2024 13:26

          Если посмотреть на результат сразу, то вариант. Пусть можно и просто "export" сделать. Но для меня всё же "bash" быстрее всего остального. Может, это просто у меня так. Принимаю такой вариант.
          Про PATH был как вариант. Мало ли чего там ещё будет прописано таким образом. Особенно когда там что-то появляется исторически и живёт как тень от старого проекта. Хмм.. пойти что ли свой .bashrc почистить. А это -- мысль.


      1. lrdprdx
        07.11.2024 13:26

        А, не так понял предложенную альтернативу --- подумал, что имеется в виду новый терминал. Пардон, оступился.

        UPD. Но так каждый раз множить инстансы после каждого изменения --- тоже не совсем чисто ИМХО.