Сроки горят, бюджет испаряется, а конечный продукт не оправдывает ожиданий. Почему вообще проекты проваливаются? Если копнуть глубже, зачастую оказывается, что ключевая причина провала – отсутствие четко сформулированных целей на старте. Давайте разберем, почему постановка целей – это не просто модный термин, а важный этап, который определяет успех продукта.

Привет! Я Вениамин Мустафин, директор по развитию компании fuse8. Мы строим свою экспертизу на создании цифровых продуктов для бизнеса и делимся наработками через контент. На мой взгляд, продуктовое проектирование – часть проекта настолько же важная, как и разработка. Одно без другого существовать не может. Поэтому в этой и других будущих статьях хочу рассказать о процессах, предшествующих разработке и делающих ее прозрачнее для заказчиков и команды. В прошлой статье говорил про USM – заходите почитать :)

Клиент, знает, чего хочет, но этого недостаточно

Когда клиент приходит к команде разработки, он уже проделал немалую работу. В его голове есть образ конечного продукта, а иногда даже цели и метрики, которых он хочет достичь. Клиент может описывать это через функциональные требования: «хочу, чтобы в продукте был кабинет поставщика, который умеет вот это и вот то» или «нужно приложение, в котором можно будет оформлять заявки на банковские продукты».

Команда разработки, видя такой «список покупок», часто считает, что клиент – эксперт в своем бизнесе, поэтому можно следовать этим требованиям буквально. Но на практике, если команда разработки не вовлечена в обсуждение целей, ее работа сводится к выполнению задач по принципу «сделай то, что сказано». И тут команда превращается в группу исполнителей, а не партнеров. В результате создается продукт, который «работает по ТЗ», но не обязательно помогает бизнесу.

По-настоящему сильная команда разработки не просто «выполняет задачи», а работает на достижение целей продукта. Чтобы это стало возможным, с самого начала погружаем команду в стратегические цели, помогаем видеть продукт целиком и даем почву для проверки гипотез. Так получается не только решать задачи, но и генерировать идеи для улучшения продукта. Это и отличает команду исполнителей от команды создателей.

Почему цели важнее списка фич?

Фокус на результате, а не на задачах

Представьте, что вы запускаете сервис для банка. Можно сказать: «Сделайте кредитный калькулятор», а можно поставить цель: «Увеличить количество заполненных анкет на сайте в два раза». В первом случае команда просто выполняет задачу, не углубляясь в суть. Во втором – она фокусируется на результате и начинает предлагать решения, которые действительно помогут достичь цели. Разница в уровне погружения – колоссальная.

Приоритеты определяются целями

В разработке всегда наступает момент, когда становится понятно, что выполнить всё задуманное в срок невозможно. Если нет целей, задачи, которые придуманы без привязки к чему-либо, могут быть мертворожденными. Начинается хаос: что отложить, а что сделать? Кто-то решает это на основе интуиции, но это плохая валидация. Цели и метрики нужны, чтобы вычленить главное. Иначе начинается субъективизация – разные ЛПРы говорят: «Ну вот это уж точно надо внедрить», и у каждого «вот это» разное. При наличии оформленных целей, проще решить, какие задачи критичны для достижения успеха, а какие можно отложить или вовсе убрать.

Ответственность делится между клиентом и командой

Когда работа идет без целей, клиент остается единственным ответственным за результат. Он диктует задачи, и команда просто их выполняет. Но если цели зафиксированы и разработчики понимают, как их достичь, они становятся партнерами клиента. Ответственность за успех разделяется, и это – залог сильной и мотивированной команды а в дальнейшем – успешного продукта.

Цена незафиксированных целей: как потратить время впустую

Имаджинируем: университетская администрация решила модернизировать свою систему для онлайн-зачислений студентов. Фокус работы следующий: «Обновить личный кабинет абитуриента и добавить новые функции.» Клиент передает команде список желаемых изменений, среди которых — «встроить калькулятор баллов» и «обновить интерфейс загрузки документов.»

Что произошло

Команда берет макеты и текстовые описания, начиная работу. Аналитик погружается в разработку калькулятора баллов — это был самый подробно описанный элемент. На это уходит несколько дней: описание логики работы, уточнение формул и проектирование интерфейса.

Но когда аналитик возвращается к клиенту за уточнениями, звучит неожиданное:

«Калькулятор — это хорошо, но это не срочно. Сейчас абитуриенты жалуются на проблемы с загрузкой документов. Нам нужно срочно это исправить.»

Результат стараний

Команда потратила несколько дней на проработку задачи, которая не была ключевой для успеха продукта. А всё потому, что приоритеты не были выявлены до начала работы. Клиент, ожидая помощи от команды, не сформулировал цели, а команда приняла список задач как данность, не задав уточняющих вопросов.

Как стоило сделать

Ответственность за формулировку целей лежит и на команде. Не нужно ждать, что клиент сам определит, что важно. Вместо этого команда должна провести обсуждение с заказчиком, выяснив:

  • Что сейчас вызывает наибольшие сложности у пользователей?

  • Каковы основные жалобы или пожелания?

  • Какие задачи критичны сейчас?

  • Какие из них можно отложить на потом?

Если бы команда задала эти вопросы, стало бы ясно, что главная проблема — это неудобный процесс загрузки документов. Калькулятор баллов, хотя и полезен, можно проработать на следующем этапе. 

Чему это нас учит?

Формулирование целей в продукте – процесс общий, где одинаково вовлечены должны быть и заказчик, и исполнитель. В интересах второго максимально полно «вытянуть» из заказчика ожидания, чтобы эффективно приоритезировать задачи. 

Кроме того, когда цели продукта формируются сообща, мы укрепляем доверие и движемся в сторону максимально прозрачной с обеих сторон коммуникации. Это важно. Ну, и как бонус – не тратим время и ресурсы впустую. 

Как определить цели проекта и уйти от пунктов в списке покупок

Базовый ответ на этот вопрос: формулируйте по SMART. Правильная цель должна быть конкретна, измерима, достижима, релевантна и привязана ко времени. Но эти характеристики не всегда получается применить в полном объеме и сразу. Поэтому рассмотрим на понятных примерах, как неоформленные цели можно преобразовать в «правильные».

Банковская сфера

Продукт: Мобильное приложение.

Клиент приходит с запросом: «Нужно приложение, чтобы пользователи могли управлять своими счетами и кредитами». Это классический пример списка покупок. Команда разработчиков, следуя указаниям, делает базовую функциональность. Однако спустя месяцы использования аналитика показывает, что приложение не помогает увеличить объем активных пользователей.

Сравните это с подходом, основанным на целях:

Цель: Увеличить долю активных пользователей на 20% за 6 месяцев.

С таким ориентиром команда понимает, что важно сосредоточиться, например, на удобстве пользовательского интерфейса, автоматизации напоминаний и кэшбэк-программах, которые стимулируют использование приложения.

Образовательные платформы

Продукт: Платформа онлайн образования.

Клиент говорит: «Нужна платформа с видеоуроками, тестами и сертификатами». Команда реализует все пожелания, но результаты разочаровывают: студенты бросают курс, не доходя до середины. Почему?

Цель не была поставлена. Если бы фокус был на достижении завершения курса минимум 70% участников, подойти к задаче можно было бы иначе: проработать геймификацию, мотивационные рассылки и персонализированную поддержку.

Ритейл и e-commerce

Продукт: Онлайн магазин.

Клиент просит: «Создайте функциональность фильтров, корзины и оплаты». Готовый продукт работает, но трафик не конвертируется в продажи. Почему?

С целью «Увеличить коэффициент конверсии на 15%» команда изначально проанализировала бы путь пользователя, акцентировала внимание на удобстве поиска товаров, рекомендательных системах и оформлении процесса оплаты, чтобы убрать все «узкие места».

Как ставить цели: инструменты и подходы

Теперь, когда с важностью целей всё ясно, поговорим о том, как их правильно сформулировать. Вот несколько инструментов, которые помогают на старте:

  1. Понимание задачи (ПЗ)
    Это базовый уровень фиксации целей. ПЗ помогает структурировать запрос клиента и понять, как он пришел к своему видению. 

  2. Карта влияний
    Этот инструмент связывает цели бизнеса и функции продукта. Она помогает выделить, какие задачи действительно важны для достижения целей, а какие можно отложить. Карта влияний отлично работает, когда у клиента уже есть общее понимание, что нужно делать.

  3. Карта гипотез
    Подходит для проектов, где непонятно, с чего начать. Она помогает генерировать гипотезы и задачи, а также увязывать их с реальными потребностями пользователей. Если карта влияний ориентирована на бизнес, то карта гипотез погружает в пользовательский опыт и помогает создавать что-то действительно полезное.

Алгоритм постановки целей

  1. Определите главную бизнес-цель (увеличить доход, повысить лояльность, привлечь новых клиентов).

  2. Разбейте цель на измеримые метрики (рост на X%, конверсия Y%).

  3. Свяжите метрики с задачами через карту влияний.

  4. Используйте карту гипотез для поиска нестандартных решений.

Заключение: как начать правильно

Поймите, зачем создается продукт, как он должен помочь бизнесу и какие метрики будут показывать, что вы на верном пути. Фиксируйте цели, проверяйте их актуальность и используйте инструменты вроде карты влияний и карты гипотез. Это не только увеличит шансы на успех, но и сделает процесс разработки осмысленным и вдохновляющим.

Запомните: правильно поставленная цель – это уже полдела. 

Комментарии (3)


  1. sotland
    14.12.2024 21:03

    Как сказал Балу, это не песня, это пропаганда.


  1. DoctorDoom
    14.12.2024 21:03

    Даже пароль вспомнил, чтобы прокоментировать. По порядку:
    1. "можно поставить цель: «Увеличить количество заполненных анкет на сайте в два раза» " - вроде очевидно, что ставить ее нужно не команде разработчиков, а как минимум Product Owner'у? Или вы из тех, кто нанимает бригаду строителей и говорит "постройте мне классное офисное здание, чтобы хотелось арендовать в нем офис. И сами придумайте план и т.д., в общем сделайте всю работу архитектора и маркетологов". Причем таких команд разработчиков - единицы, и стоят они столько, что вам точно не хватит денег.
    2. "Если нет целей" - а зачем вы вообще начинаете проект без целей?
    3. " Ответственность за успех разделяется" - как конкретно она разделяется? Разработчики получат долю прибыли? Премии? Или вы из тех, кто думает, что "программировать - это легко, и они не должны за это получать такие бабки, поэтому нагрузим их еще остальным"?
    4. "Клиент, ожидая помощи от команды, не сформулировал цели" - если клиент настолько беспомощный, что не в состоянии В СВОЕМ ПРОЕКТЕ, который он по определению должен понимать лучше всех, определить очевидные приоритеты, то нехер на команду разработки перекладывать ответственность.
    5. "Правильная цель должна быть конкретна, измерима, достижима, релевантна и привязана ко времени " - а еще остался бизнес, который не способен, пусть и с подсказками ПМа, это сформулировать?
    Резюме: статья выглядит как очередная попытка не умеющего в управление переложить свою работу на исполнителей без дополнительной оплаты. И каждый раз эта идея терпит крах, потому что люди в разработку идут не для того, чтобы заниматься задачами управления и маркетинга, а потому что им нравится программировать/тестировать/дизайнить согласно поставленным задачам за нормальные деньги. А клиенту, если он не может сам разобраться со своими целями и т.д., нужно нанять Product Owner'а, маркетологов и т.д., а не пытаться заставить тюленя пахать поле.


    1. VenicePeace Автор
      14.12.2024 21:03

      Возможно я не совсем правильно спозиционировал статью. Я не утверждаю, что цели должны ставить обычные исполнители. Цели ставит команда, а в команде, по крайней мере у нас, всегда есть менеджерские роли ответственные за это. И да, клиент играет в постановке целей главную роль. Мы, как команда, просто помогаем ему с формулированием этих целей и определением задач, которые помогут этих целей достичь. Цели транслируются исполнителям в виде задач и приоритетов. Но это не значит, что исполнители просто бездумно работают по ТЗ, они в любом случае погружены в цели продукта и двигаются к ним.

      Я так же считаю, что рынок сломан подходом «Без ТЗ результат ХЗ». Мне больно видеть ситуации, когда крутые продукты проваливаются просто потому, что обе стороны не договорились на берегу зачем мы что-то делаем и как. И потом возникают конфликты — клиент дурак, потому что не поставил нормально задачу, а разработчики плохие, потому что сделали не то, что я хотел. И все как будто бы согласны, что это нормально. Я так не считаю.

      Поэтому, вместо того, чтобы ждать пока клиент наймет себе продакт оунера или научится сам формулировать задачи для разработчиков, я предлагаю проактивную позицию. Да, такой подход требует чуть больше погружения от исполнителей. Не все исполнители готовы переходить на такой уровень и это нормально. Они просто могут хорошо программировать/тестировать/дизайнить и оставаться востребованными.

      Ну и по моему опыту клиент готов платить больше денег за такой подход. И это хорошие новости :)