При устранении множественных противоречий важно иметь наработанные практики, модели решения проблем. Делюсь, может быть кому-то пригодится, несмотря на узость специфики.

Пусть у нам в августе нужно внедрить информационную систему(ИС), но поставка виртуальных мощностей запланирована на декабрь. Пусть внедрением системы занимается менеджер проектов, а за эксплуатацию отвечает отдел эксплуатации виртуальной среды. Пусть резервных ресурсов не хватает и система регулярно сбоит. К примеру, копятся очереди SQL-запросов.

Приведённое противоречие обычно и логика его устранения понятна:

  • Нужно временно развернуть информационную систему на резервных мощностях, предназначенных для других ресурсов.

  • Нужно разработать обходные решения для устранения инцидентов пока ИС будет глючить на ограниченных ресурсах.

  • После того, как в декабре поставят недостающие мощности, нужно на них развернуть информационную систему.

Можно решать этот вопрос вручную, а можно организовав процесс, используя Service Desk. Не говорю, что лучше, что хуже, а просто показываю модель решения проблемы из практик.

Контекст: Хорошо классифицировать проблемы следующим образом:

  • Зона ответственности проблемы

  • Организационный фактор

  • Корневая причина

В нашем случае модель решения проблемы может выглядеть следующим образом:

Здесь мы видим, что менеджер проекта заказывает у отдела ЭВС решение нашей проблемы. В отделе ЭВС чётко разделены роли решения проблем. Менеджер проблемы, обычно руководитель, тим-лид и т.п.:

  1. Организует выделение резервных ресурсов и развёртывание на них ИС

  2. Организует установку ИС на недополученных мощностях

  3. Контролирует оперативность и качество реализации обходного решения

  4. Контролирует качество решения проблемы, закрывает проблему.

Ответственный исполнитель проблемы, обычно администратор информационной системы:

  1. Реализует изменение по развёртыванию на резервных мощностях

  2. Разрабатывает обходное решение

  3. Разворачивает ИС, когда поставлены недополученные мощности.

Что даёт данная модель?

  • Измеримость всей истории (руководители видят цифры про сроки, количество и длительность сбоев по проблеме)

  • Разграничение ответственности между сотрудниками. К примеру, админ не парится за организационную составляющую, менеджер проектов не парится за организацию реализации обходных решений и развёртывание и т.п.(снижаются затраты на футбол)

  • Возможность оценки качества закупок мощностей

  • Данная модель при необходимости декомпозируется на модели реализации изменений и разработки обходных решений.

При правильной организации управления процессами ИТ моделей реализации проблемам и прочих процессов много. Они особенно важны в те моменты, когда некогда думать, сроки горят, и ничего нет.

Такой алгоритм приготовления «каши из топора», пока манки нет.

Комментарии (4)


  1. Adgh
    19.12.2024 14:01

    Попробую перефразировать данный опус. Менеджер проекта обо#%@лся, крайним остался отдел эксплуатации среды виртуализации. Из-за задействования резервных ресурсов, бедолаги теперь вынуждены решать не только проблемы горе-менеджера, но и «снежный ком» проблем от систем, уже находившихся в эксплуатации, ведь не зря же существовал резерв ресурсов!?

    Но горе-менеджер не унывает, ведь есть Service Desk! Главное верно изложить контекст проблемы: { “корневая причина”: “неработоспособность БД”, “организационный фактор”: “кто угодно, кроме Я”, “зона ответственности”: “отдел эксплуатации виртуальной среды” }

    Остаётся только «дёргать за нужные веревочки» для повышения приоритета выполнения «операции перезагрузки Postgre», чтобы снизить MTTR от простоя новодела.

    Главное — грамотное разграничение ответственности между сотрудниками. Менеджер проектов не парится за реализацию обходных решений и развёртывание, мнение админа «за организационную составляющую» никого не интересует (снижаются затраты на футбол).

    Такая модель управления хорошо подходит в ситуациях, когда некогда думать, сроки горят, и ничего нет.

    P.S. последнюю фразу полностью позаимствовал из статьи, надеюсь автор не обидится.


    1. ingvarotto Автор
      19.12.2024 14:01

      Ваш юмор оправдан в случае маленького предприятия, когда количество информационных и инженерных систем с в районе тысячи, когда админы работают, как на конвейере, тогда становится не смешно.


      1. Adgh
        19.12.2024 14:01

        До последнего был уверен, что статья — стёб в духе «Вредных советов» Григория Остера, сплошь перлы – нарочно не придумаешь))…

        «Когда админы работают, как на конвейере», а количество «инженерных систем в районе тысячи» как раз спихнуть на них ещё одну — проще всего.

        «Не смешно» — это глубина проработки проблемы… «Корневая причина: Неработоспособность БД. Накопление очередей SQL запросов»… Серьёзно?! Разработка / вендор — ни чем помочь не могут, DBA возможностей не видит.

        «Потушили» проблему, «залив» её новым железом.. — идеальная модель решения проблем)


        1. ingvarotto Автор
          19.12.2024 14:01

          Если вы обратите внимание, то предлагаемые вами решения учтены в схеме — они являются обходным решение, пока отсутствуют ресурсы.

          Если вы будете внимательны, то увидите, что в данном кейсе рассматривается ситуация, когда система внедряется без проектных виртуальных мощностей. В этом случае может быть так, что самый опытный DBA будет способен лишь снизить стоимость корневой причины, но не устранить её. И вендоры часто беспомощны.