Автор статьи: Дмитрий Курдюмов

Участвовал в Аджайл‑трансформациях в крупнейших компаниях в России (Альфа банк, МТС, Х5 retail group), с международным опытом в стартапе зарубежом

Тестирование гипотез — это неотъемлемая часть любой продуктовой разработки. Оно позволяет принимать решения, основанные на данных, а не на догадках, минимизировать риски и увеличить вероятность успеха на рынке.

Разработка — это дорогостоящий и ограниченный ресурс, поэтому важно сосредотачиваться на задачах, которые напрямую влияют на рост продуктовых метрик и выручки. Эффективный Discovery процесс позволяет минимизировать потери, исключая неэффективные продуктовые решения, и тем самым оптимизирует вложения в разработку.

В этой статье я расскажу, как мы наладили процесс тестирования гипотез в одной из продуктовых компаний. Это гайд, который вы можете взять за основу. Если вам потребуется помощь с внедрением, смело обращайтесь ко мне в Telegram.

Как устроен процесс?

Мы визуализировали процесс тестирования гипотез на Kanban‑доске, созданной в Jira. Эта доска включает общий бэклог идей, отдельные представления‑доски для каждого юнита и продуктовой команды. Важно, чтобы доска была интуитивно понятной и легко доступной для всех участников, так как прозрачность — основа успешного процесса.

Ниже рассмотрим ключевые этапы и критерии успешности выполнения этапов прохождения процесса Discovery.

Этап 1: Ideas Backlog

Любой член команды может добавить свою идею в эту колонку. Чем детальнее будет описание идеи, тем выше ее шансы попасть в бэклог проверки. Мы стараемся мотивировать участников использовать четкие формулировки и структуру, чтобы минимизировать недоразумения и ускорить последующую работу.

Какие идеи принимаются?
Идеи могут быть самыми разными — от мелких улучшений UX до кардинальных изменений продукта. Источники идей включают:

  • Анализ данных и поведения пользователей;

  • UX‑исследования;

  • Отзывы от клиентской службы;

  • Брейншторм команды или инсайты стейкхолдеров;

  • Тренды и конкурентный анализ.

Идеи оформляются по SMART‑критериям:

  • Specific (конкретность):
    Опишите суть идеи, целевой результат, сегмент пользователей.

  • Measurable (измеримость):
    Какими метриками будем отслеживать изменения? Какое значение метрики покажет успех?

  • Achievable (достижимость):
    Обоснование, почему цель достижима. Что может помешать?

  • Relevant (релевантность):
    Как идея решает проблему? Соответствует ли она стратегии компании?

  • Time‑bound (ограниченность во времени):
    Определите сроки. Если есть временные ограничения, объясните, чем они обусловлены.

Важная часть — привязка идей к реальным данным. Например, ссылки на отчеты, результаты исследований или показатели аналитики. Это помогает сократить время на этапах обсуждения и оценки.

Идеи разбираются на командных встречах.

Этап 2: Refinement

На этапе «Refinement» продакт‑менеджер берет одну из идей из бэклога и превращает ее в гипотезу. Этот процесс требует глубокой проработки, чтобы гипотеза была четкой, а ее проверка — максимально эффективной.

Как описать гипотезу?
Гипотезы формулируются в формате:
Если <внести изменение в продукт> для <сегмента клиентов>, то <метрика> <увеличится/уменьшится> на Х.

Например:
Если предложить аксессуары при покупке смартфона, то средний чек вырастет на 10%.

Чтобы гипотеза была принята, нужно ответить на ряд ключевых вопросов:

  • Какое конкретное изменение мы вносим?

  • Какие сегменты клиентов охватит гипотеза?

  • Почему мы считаем, что эта проблема актуальна?

  • Какие дополнительные метрики помогут оценить результат?

После этого гипотеза переходит в Hypothesis Backlog.

Этап 3: Hypothesis Backlog

На этом этапе гипотеза проходит оценку по модели ICE (Impact, Confidence, Ease).

  • Impact (влияние): Насколько сильно гипотеза может повлиять на метрики бизнеса?

  • Confidence (уверенность): Насколько мы уверены в данных, которые лежат в основе гипотезы?

  • Ease (простота): Насколько легко и быстро можно проверить гипотезу?

Голосование проводится коллективно, включая автора идеи, discovery team и экспертов. Если оценки сильно различаются, это сигнал к доработке гипотезы.

Важный момент: мы регулярно пересматриваем оценки гипотез, особенно если появляются новые данные, которые могут повлиять на их приоритет.

Этап 4: Next

Еженедельно команда проводит планирование Discovery‑спринта. Здесь выбирается гипотеза для проверки, определяется метод тестирования и декомпозируется план.

На этом этапе задаются ключевые вопросы:

  • Какие пользователи попадут в тестовую и контрольную группы?

  • Какой объем выборки необходим?

  • Как долго будет длиться эксперимент?

  • Какие инструменты помогут провести тестирование быстрее?

Примеры инструментов для проверки:

  • Прототипы и коридорные тесты;

  • Опросы и интервью с клиентами;

  • Fake feature (фиктивная функция);

  • MVP (минимально жизнеспособный продукт).

Этап 5: Discovery

Discovery — это сердце процесса тестирования гипотез. Здесь команда с минимальными затратами проверяет, действительно ли гипотеза имеет потенциал.

Важный принцип: эксперименты должны быть короткими и дешевыми. Это снижает риски и позволяет протестировать больше идей за меньшее время.

Этап 6: Discovery Done

По завершении эксперимента команда делает вывод:

  • Гипотеза подтверждена — она переходит в Requirements.

  • Гипотеза опровергнута — она закрывается.

Результаты обсуждаются на спринт‑ревью. Это помогает всей команде извлечь уроки и улучшить процесс.

Этап 7: Requirements

На этом этапе подтвержденная гипотеза превращается в задачу для команды разработки. Здесь формируется MVP, создаются пользовательские сценарии, прорабатываются макеты.

Этап 8: Ready to Delivery

Готовые задачи попадают в бэклог разработки. Здесь важно сохранить приоритеты, установленные ранее, и следить за выполнением задач в срок.

Эти шаги позволяют команде выстроить четкий процесс тестирования гипотез, минимизировать риски и сосредоточиться на действительно ценных задачах. Если вы хотите внедрить такие процессы в своей компании, пишите мне, и я помогу вам с этим.

Ключевые контрольные точки в процессе

В процессе Discovery предусмотрены важные контрольные точки с участием CPO и Product‑лидов. Их задача — валидировать гипотезы перед тем, как они попадут в разработку. Это исключает возможность формального прохождения процесса: каждый Product‑менеджер должен обосновать гипотезу, используя данные и результаты тестов.

Две основные контрольные точки:

  1. После подтверждения проблемы пользователя
    На этом этапе проводятся качественные и количественные исследования, которые доказывают, что заявленная проблема действительно существует и актуальна для целевого сегмента пользователей.

  2. После проверки решения
    Следующая валидация проводится после тестирования предполагаемого решения. Это может быть прототип или другой способ проверки, который демонстрирует, что решение эффективно и способно устранить выявленную проблему.

Как мы изменили культуру в компании?

Благодаря внедрению этого процесса мы кардинально изменили подход к разработке и отношение сотрудников к работе с задачами. Теперь каждая идея изначально рассматривается как гипотеза, требующая проверки.

Ключевые изменения:

  • Нельзя передать задачу в разработку без прохождения этапов Discovery и обоснования ее ценности.

  • Разработка активно участвует в процессе: инженеры задают вопросы и челленджат задачи, оценивая их с точки зрения бизнес‑ценности и соответствия стратегическим целям.

Такой подход не только повышает качество задач, поступающих в работу, но и формирует культуру осознанного использования ресурсов компании.

Метрики успеха Discovery процесса

Основной индикатор успешности Discovery — доля «зеленых» тестов после АВ. Это гипотезы, которые после реализации показывают рост метрик. Тк разрабатывать фичу дорого и долго, то за счет процессов Discovery мы отбрасываем невалидные идеи раньше недопуская их проход в разработку.

Чтобы отслеживать как работает Discovery процесс, мы используем метрики:

  • Количество гипотез, проверенных за период.

  • Средняя скорость проверки.

  • Соотношение подтвержденных гипотез к отвергнутым.

Эти данные анализируются на ретроспективах Discovery команды, чтобы улучшать процесс.

Как Discovery помогает экономить?

Эффективные Discovery‑процессы увеличивают уверенность в выборе задач, что позволяет избегать затрат на ненужные фичи. Это экономит ресурсы и ускоряет выход полезных решений на рынок.


Больше актуальных навыков по управлению продуктами и проектами вы можете получить в рамках практических онлайн‑курсов от экспертов отрасли.

24 декабря пройдет открытый урок, посвященный роли Product Owner. На встрече сформируете чёткое представление о позиции Product Owner и навыках, которыми он должен обладать. Если интересно, записывайтесь по ссылке.

Комментарии (0)