Каждый год мир технологий получает множество новинок. ИТ-футурологи рассуждают о перспективных трендах и предсказывают сказочные возможности, которые получат пользователи благодаря новым продуктам и сервисам.

Однако технологическое развитие – не только появление нового, но и отмирание старого. И этот процесс касается и технологий, и сервисов, и программ, которые были популярны еще совсем недавно. И даже компании-гиганты, без которых когда-то было невозможно представить мир технологий, оказываются на грани вымирания. 

ASML

Европейский технологический гигант пока на плаву, но уже подает сигналы бедствия. Нидерландский ASML, ведущий мировой производитель оборудования для литографического производства (доля компании на мировом рынке по итогам 2023 года составила 90%), отчитался весной этого года о резком падении выручки. Виновато резкое сокращение количества заказов, которые ASML получает из Китая, а если точнее – санкции, наложенные США на Поднебесную.

ASML, компания из Нидерландов, вынуждена балансировать между собственными интересами и риском вторичных санкций: порядка 16% заказов на новое оборудование приходили из Китая. А еще есть контракты на обслуживание и поддержку уже поставленного оборудования, которые нужно выполнять.

Правда, некоторые аналитики винят в бедах европейской компании не столько ее «китайские» проблемы, сколько ситуацию на азиатских рынках в целом. Сократили заказы на новое оборудование такие флагманы рынка микрочипов, как Samsung и TSMC.

Пока ASML держится. Инвесторы сохраняют веру в компанию, которая обладает статусом европейского технологического гиганта. Но если проблемы со сбытом сохранятся, ASML рискует потерять признание и вместе с ним доверие финансовых игроков. Тем более, что соответствующий пример имеется. 

Intel

И этот пример – Intel, системообразующая компания для мировой ИТ-индустрии. Если ASML пока просто споткнулась, то Intel уже который год находится в затяжном пике, и все попытки выбраться из него оказываются неудачными.

Отрицательный баланс компании достиг уже 19 млрд долларов. К этому «антидостижению» привела череда управленческих ошибок: сначала менеджеры Intel не проявили упорства в деле разработки графических ускорителей, испугавшись провала своего первого в этой области продукта. Потом не придали значения мобильным решениям и проиграли этот гигантский рынок. Последовали дорогие покупки, которые себя не оправдали, отказ от инвестиций в искусственный интеллект (в 2018 году Intel имела возможность стать инвестором OpenAI), а с 2022 года обвал стал хроническим. Попытки сократить издержки не помогают, и в 2024 году стало реальным поглощение Intel другим производителем микрочипов – компанией Qualcomm.

Надежды у Intel еще сохраняются. Но все они связаны не с собственными силами, а с посторонней помощью – со стороны правительственных грантов и инвестиционных фондов.

Впрочем, и Intel, и тем более ASML еще на плаву, и нельзя исключать, что они сумеют преодолеть свои проблемы. Все-таки это компании-гиганты. А вот многие игроки небольшого масштаба уже никогда не поднимутся.

Беспилотники и электрокары

В октябре прошлого года в Сан-Франциско произошло ДТП с участием беспилотного такси Cruise. Анализ происшествия показал, что система управления беспилотника не справилась с анализом идентификации участников движения и собственного положения на дороге.

Стоит сказать, что Cruise к тому моменту был не безгрешным проектом. У компании наблюдались проблемы с управляемостью ее транспортных средств. А во время расследования трагедии руководство компании и вовсе отказалось сотрудничать с властями: представители Cruise не предоставили запись с камер машины.

Очень важный момент: Cruise была одной из крупнейших таксомоторных компаний с парком в несколько сотен машин. Ей доверяли потребители, а инвесторы обеспечивали щедрое финансирование. Инцидент привел к гигантским потерям. Дело в том, что Cruise – дочерняя компания GM и, несмотря на то, что оставалась непубличной, оказывала значительное влияние на акции своей «матери». И сама авария, и реакция Cruise привели к увольнениям топ-менеджеров GM, а доверие к идее беспилотных пассажирских перевозок было подорвано.      

Кейс Cruise – не единственный в индустрии перевозок. Участником еще одного (на этот раз – в области электромобилей) стала компания Arrival, основанная бывшим основателем и СЕО российского сотового оператора Денисом Свердловым. Его идея была весьма оригинальна – наладить выпуск электрофургонов, которые занимались бы доставкой грузов. Стартап получил инвестиции от Hyundai-Kia, получил заказы от UPS сразу на 10 тысяч фургонов и даже занялся развитием модельного ряда, добавив в него электробус и легковой электромобиль.

Первоначальный успех, похоже, вскружил голову основателям стартапа. Была приобретена компания CIIG Merger, выпущены облигации более чем на 300 млн долларов, а в 2022 году должно было наконец начаться производство электрофургонов. Но этого так и не случилось. Зато случился инцидент с возгоранием электрофургона Arrival во время демонстрации крупнейшему клиенту UPS, еще компанию настигли массовые увольнения сотрудников и даже утечка коммерческой информации. Много чего пошло не так в 2022 году, руководство даже не смогло сдать годовую отчетность, а к концу 2023-го Arrival и вовсе прекратила выплачивать проценты по облигациям. В начале 2024 года в компании было введено внешнее управление. После всех судебных судорог официальной датой банкротства некогда успешной компании стало 25 июня 2024 года.

Без «Почты» и «Календаря»

В ноябре стало известно, что в скором времени Microsoft «убьет» штатные приложения «Почта» и «Календарь», которые поставлялись до сих пор вместе с Windows. Нет, программы сохранят свою работоспособность, но их возможности будут серьезно урезаны. Например, в «Почте» можно будет только читать старые письма, а вот получать и отправлять новые уже не получится (так себе почта, получается).

«Почта» и «Календарь» были штатными инструментами Windows  с 2007 года, когда Microsoft отказалась от клиента Outlook Express. Правда, толку от них было немного, учитывая, что подавляющее большинство пользователей использовало вместе с операционкой и пакет MS Office вместе с клиентом Outlook. Отношение пользователей к нему всегда было неоднозначным – многие предпочитали программе веб-интерфейс почтовых сервисов. Но, тем не менее, пользовательская база у Outlook всегда была солидной, особенно среди корпоративных клиентов.

Первой ласточкой был запуск почтового сервиса Outlook.com, который пришел на смену окончательно заспамленному Hotmail. А год-два назад Microsoft стала активно предлагать пользователям обратить внимание на новую версию Outlook, которая, по сути, была клиентом для одноименного сервиса.

Именно обновленный (и теперь общедоступный) Outlook, поставляемый отдельно от «большого» Office, и станет заменой «Почте» и «Календарю». Правда, непонятно, что станет с «основной» версией Outlook, которая входит в состав офисного пакета.

Хромбуки – всё?

Google закрыла так много собственных разработок, что эту ее страсть впору считать маниакальной. На самом деле все очень просто – компания просто избавляется от проектов, которые не приносят ожидаемой прибыли.

Теперь судьбу многих гугловских проектов повторит ChromeOS. Операционная система, которая устанавливалась на ноутбуки, и вправду не взлетела – ее доля едва превышает 2%. А кроме того, в распоряжении гиганта есть еще одна разработка, куда более успешная. Android, правда, устанавливается на что угодно, только не на персональные компьютеры. Но зато имеет богатейший набор приложений и при помощи эмуляторов даже может запускаться под Windows.

Нельзя сказать, что Google не боролась за светлое будущее ChromeOS. Помимо сотрудничества с вендорами оборудования, выпускающими хромбуки, компания даже создала специальную версию операционки для старых компьютеров, которые уже не тянут требовательную к ресурсам Windows. Но и ChromeOS Flex, кажется, так и не взлетела.

Официального объявления о закрытии проекта ChromeOS Google еще не делала. Эту информацию распространило издание Android Authority, весьма авторитетное в мире Android. Оно сообщает, что мобильная операционка получит в перспективе множество функциональностей ChromeOS, и это превратит ее в единую экосистему для доступа к приложениям и играм для Android не только на мобильных устройствах, но и на ПК.

Интересно, какое название получат эти компьютеры? Андроидбуки?

Мысли в тему

Общий вывод: мир меняется быстрее нас. Даже крутые топ-менеджеры крутых компаний оказываются не в силах предсказать, какой стартап «выстрелит», какой факап приключится в самый ответственный момент и куда может утечь коммерческая информация… 

Тем не менее 2025 год видится таким:

  • геополитические «качели» продолжат мотать нервы мировым лидерам технологической индустрии (да и не только им), руководству придется внимательнее следить за ситуацией на региональных рынках, за появлением новых игроков и держать в кулачке денежку на возможные поглощения новоприбывших;

  • увеличится значимость данных и аналитики, к бизнес-решениям будут все активнее подключать ИИ, и, соответственно, вырастет потребность в усилении кибербезопасности (это вообще актуалочка пятилетки);

  • а раз растет количество сфер применения ИИ, компании будут инвестировать в разработку более продвинутых моделей искусственного интеллекта (будут меряться, чей ИИ круче) и волей-неволей участвовать в подготовке этических норм их использования (защита прав человека, прозрачность алгоритмов, безопасность для пользователей и т. д.);  

  • компании будут стремиться к локализации своей деятельности, чтобы минимизировать риски, связанные с глобальными цепочками поставок (глобализация бизнеса сейчас добавляет те переменные, которые могут сделать «уравнение» нерешаемым).

Вообще лучший способ предсказать будущее – это действовать. «Статика» хороша в йоге, а в бизнесе лучше «порхать, как бабочка, и жалить, как пчела». Чтобы «не ужалили» тебя.

Комментарии (1)


  1. Cheburator2033
    20.12.2024 09:40

    Квантовый компьютер?