Неработающий Гант(т), архитектура ПО на пальцах, вопросы к собеседованиям, эфемерные группы, снижение Bus Factor и всё интересное, что писали на этой неделе про управление проектами. Мы прочитали все публикации и выбрали для вас самые крутые и полезные. Читайте, сохраняйте и применяйте!
Расширенные дайджесты, новости, обзоры книг и курсов для РП и аналитиков — в моем канале «Проектный дайджест».
Основы и гайды
Планирование проекта: что это такое и как правильно составить план
Про основы проектного планирования и подробно про разработку плана проекта, от определения цели и до контроля мероприятий и запуска.
Scope (Скоуп) в управлении проектами
Скоуп, условно, - это всё содержание проекта: цели, главные задачи, результаты и ограничения проекта. Хороший понятный текст про то, почему растёт объём работы и как управлять изменениями.
Диаграмма Ганта не работает. Показываем на примере правительства США, Airbus и Amazon
Про диаграмму Гант(т)а, которую авторы считают “не очень хорошим” инструментом планирования, - за счет своей простоты она может создавать ощущение, что всё понятно и идёт по плану (прям как неточный градусник). Но нет — он просто не может показывать форс-мажоры. Да и в целом, скорее про визуализацию, а не планирования.
Как изучение потребностей аудитории помогает создать успешный продукт
Создание успешного продукта — это как построение прочного моста между задачей пользователя и её решением. Если этот мост будет построен без учета глубины реки или потребностей тех, кто по нему будет ходить, он либо рухнет, либо окажется никому не нужным. Материал — о том, почему изучение аудитории и её потребностей является основой любого успешного продукта.
Проверка гипотез в продукте: от идеи до результата
Проверка гипотез — это не только способ избежать ошибок, но и возможность глубже понять своих пользователей. Материал - про фреймворк Jobs-to-be-Done (JTBD), который даёт инструмент для формулировки гипотез, ориентированных на реальные задачи, что делает их проверку более эффективной.
Сложное — просто: архитектуры ПО на жизненных примерах
Про монолиты, микросервисы и микрофронтенды без сложных терминов и технических деталей, чтобы те, кто только начинает разбираться в теме, могли понять, что к чему.
От манифеста к практике: как Agile меняет мир
Об истории возникновения гибкого подхода и его ключевых методах — Scram и Kanban, и почему методология стала популярной и актуальной в наше время.
Scrum — это не столько структура управления проектами, сколько отражение фундаментального подхода организации к созданию ценности. Он требует глубокого сдвига от восприятия работы как серии предписанных шагов к ее рассмотрению как непрерывного пути открытий и адаптации. Поэтому успешные внедрения скрама связаны не с идеальным следованием набору правил, а с принятием мышления постоянного совершенствования, радикальной прозрачности и подлинного сотрудничества.
7 Advantages of Scrum (Plus 1 Hidden Disadvantage)
Статья от “самого” Майка Кона про преимущества скрама (здесь всё предсказуемо: улучшения коммуникации, короткие спринты, постоянное совершнствование и т.д.) и про один (1) недостаток: придется многое перестраивать в работе команды и компании.
Менеджер проекта - карьера и навыки
Список вопросов, которые чаще всего (якобы) задают на собесах в крупных ИТ-компаниях. Вопросы сгруппированы по темам (от общих вопросов, планирования и коммуникации до кризисного управления, этики и личных качеств. Ответов нет))
Зачем командам лидер? Зачем лидер берет на себя эту функцию? Что происходит, если функция лидера не выполняется? В чем эта функция состоит? Так много вопросов и… у автор есть ответы)
Культура ведения задач в трекере (пара правил для Руководителей)
Eсли в трекере бардак, то это не вина команды, а вина менеджера, который не умеет выстроить нормальный процесс и не следит за культурой ведения задач. Статья - про то, как вести задачи: всё должно быть четко и понятно, и никаких задач в комментариях к таске.
Менеджмент менеджмента: как во «Фланте» внедрили принятие решений эфемерными рабочими группами
В компании была проблема слабой динамики изменений - команды были неповоротливыми, решения на себя никто не брал. Решением стали “эфемерные группы” - 3-5 ПМов (и не только) собираются вместе на время и вырабатывают решение, которым потом пользуются все. Способствует развитию лидерских качеств.
От ошибки к системе для оценки трудоемкости и стоимости проектов
Про оценку и как она становится причиной провала проекта - почему мы недооцениваем границы, бюджет и т.д. Решение автора - система оценки, основанная на 5 компонентах - задачи, исполнители, документы, модификаторы, анализ проекта.
Цели в начале разработки: как избежать провала проекта
Поймите, зачем создается продукт, как он должен помочь бизнесу и какие метрики будут показывать, что вы на верном пути. Фиксируйте цели, проверяйте их актуальность и используйте инструменты вроде карты влияний и карты гипотез. Это не только увеличит шансы на успех, но и сделает процесс разработки осмысленным и вдохновляющим.
Об эффективности 8 лошадей — как памятка менеджерам
Про то, что значительное увеличение количества участников команды не ведёт к кратному увеличению эффективности, - а после некоторого значения вообще теряет смысл. Что делать менеджеру, если ресурсов не хватает - привлекать дополнительных разработчиков или растить эффективность команды?
Немного про мотивацию или Чего ты хочешь?
И для ПМ, и всех остальных постановка целей и их последующее достижение ведет к получению дофамина, а это и есть та радость, которая получается от работы и делает ее интересной. Автор советует периодически возвращаться к себе и отвечать на вопрос: «чего ты хочешь?». И с HR станет сразу проще говорить, и цели появятся, а за этим и интересная работа.
Как управлять проектом в условиях удаленной работы: лучшие практики для начинающих
Советы и лучшие практики по управлению удаленщиками и реализации проектов. Среди них: правильные инструменты для коммуникации, правила общения, организация встреч, структурирование знаний и данных, фокус на результатах, применение ОКР (а как же без него). Ну и автоматизация процессов!
Все задачи срочные и важные: как навести порядок в системе, если приоритеты не работают
«Эта задача очень срочная, и не забывайте про вчерашние запросы — они мне нужны в первую очередь». Авторы обсуждают такие ситуации, почему не работают приоритеты и как использовать Cost of Delay, чтобы определить очередность задач.
Полный гид по созданию задач в Jira: от Эпиков до Багов
Жира ушла, а гайды остались. Конкретно этот полным не назвать, но представление о том, что это, вы получите)
Аналоги Jira в России: подборка из 12 сервисов
Неплохой и подробный обзор аналогов: kaiten, Evateam, Аспро и другие.
От Trello к Obsidian: шаблон для управления проектами в стиле scrum
Сам постоянно пользуюсь обсидианом, - а тут расширение/шаблона для ведения проектов, с канбаном, отчетами, графиками и диаграммами. Интересно)
P3.express научил отказываться от провальных проектов
Про внедрение методологии, ее ключевые пункты, отличия от PMBOK, обучение и сертификацию.
Команда проекта
Модель DISC. Зачем мы присваиваем людям цвета в команде
Про инструмент для понимания психотипа и его влияния на поведение человека с помощью двух шкал: экстраверсия-интроверсия и логика-этика в принятии решений. Автор статьи прошел путь от неприятия модели до применения внутри компании и прироста эффективности.
Как не утопить себя в дедлайнах: лягушки, помидоры, Эйзенхауэр и другие лайфхаки фронтендера
Про выгорание в целом для всех и для фронтендера в частности. Как распознать, как предупредить и как выбраться, если вы все-таки выгорели.
«Другие KPI» как инструмент долгосрочного развития команды
Очень подробный текст про систему оценки или даже развития команды разработки. Помимо стандартный KPI автор культивирует и другие (включая публичность, навыки выступлений и написания статей), - и якобы результаты работы его радуют, и команда счастлива.
Про снижение вот этого фактора за счет распределения знаний в команде, ускорения онбординга, вовлечения команды в процесс, улучшения коммуникации внутри.
У тимлида нет цели, но есть путь. Или как стать настоящим самураем и не сделать сеппуку
Кто такой тимлид, какова его роль и как идти этим путём и не окончить самурайский путь преждевременно (про делегирование, коммуникацию, прозрачность процессов, обратную связь).
«Хотели как лучше, а получилось как обычно»: почему заказчик получает не то, что хотел?
Про разрыв ожиданий и как его избежать: не делать чересчур оптимистичное планирование, наладить регулярную связь с заказчиком, предупреждать резкое разрастание или изменение требований, а также развивать насмотренность, чтобы понимать лучше, что же там хочет заказчик.
Вся правда о еженедельных созвонах, или Зачем переливать из пустого в порожнее?
Еженедельные созвоны — это образец нарушения всех правил проведения эффективного совещания) Автор разбирает неэффективные форматы и дает рекомендации, как сделать “большие” созвоны полезными.
Прийти на внедренный проект на этапе развития системы: как аналитику быстро погрузиться в процессы
Коллеги из “Коруса” - про основные шаги для включения аналитика в проект, втч погружение в предметную область (и как быть, если нет документации и много непонятных терминов), правила работы с заказчиком и командой.
Большинство процессов и коммуникаций отлично подходят для перехода в асинхронный формат, без потери качества. При этом ускоряя процесс принятия решения и снижая уровень стресса, за счет отсутствия постоянного ожидания немедленного ответа. Статья - набор рекомендаций по переходу на “асинхрон”.
Как строится работа над ИТ-продуктами в больших компаниях
А строится она за счет стандартизации процессов, вовлеченности всех участников команды в проект, а также благодаря автоматизации проектов и автоматизированному контролю качества.
Истории из жизни одного аналитика, который поработал в разных типах коллективов и решил сравнить их. Интересненько.