В своих прошлых публикациях нашёл кучу статей научных, которые доказывали что даже самые мелкие птицы не получают по генетике даже свои голоса - они обучаются звукам от сородичей, родителей и других птиц и каждая стайка птиц может иметь свой сленг-говор. Но и шмели наподобие - они учатся от других, на какие цветы лучше всего прилетать в поисках нектара. Это не некая загадочная субстанция, не не некий наследуемый код предков в генетике. Гены просто передают то, что будет шмелём, однако какой точно цветок несёт больше нектара, шмель от рождения понятия не имеет.

Тут работает прямой дарвиновский отбор - первые вылетевшие шмели начинают искать цветы. Они порой летают зазря, садясь на цветы-пустышки и погибают. Те кто удачно выбирал цветы - возвращаются назад к улью и потом за ними увязываются новые, ещё не обученные шмели. Цепь из прямого положительного отбора, только уже касаемого опыта и выживания. Плохо выбирал, плохо думал - умер, а если хорошо - выжил и ещё других обучишь. А как без обучения шмель вообще понимает - надо летать на цветы? Да очень просто - за миллионы лет они стали хоботковыми насекомыми, они при всём желании ничего кроме нектара не поедят. Ещё по ДНК шмели явно имеют некоторые цветовые предпочтения, садятся чаще на синие цветы.

Ларчик в этом случае открывается просто. Во первых в климатической зоны где жили предки именно этих шмелей, видимо больше нектара несли синие цветы. Это запускало дарвиновский отбор и лучше выживали те шмели, кто лучше видел синий цвет. Судя по гексагональной схеме справа (она показывает чувствительность шмелей и пчёл к цветам ) - синий цвет лучше улавливается чем жёлтый, он ближе к центру и шмели улавливают его лучше в трёх спектрах из трёх. Это вот - чистая генетика и её выживание. Это и есть "память предков" Вот только если шмель будет просто копировать её, он не выживет. Её достаточно только для первичного влезания в жизнь, дальше надо обучаться.

( F ) Спектральная отражательная способность двух цветов, используемых в экспериментах, и локусы цветов в гексагональном цветовом пространстве пчел, определяемые УФ-, синими и зелеными фоторецепторами пчел
F ) Спектральная отражательная способность двух цветов, используемых в экспериментах, и локусы цветов в гексагональном цветовом пространстве пчел, определяемые УФ-, синими и зелеными фоторецепторами пчел

Сколь бы не мала была голова шмеля, как бы мало там не было нейронов - но хватает что бы ориентироваться в трёхмерном полёте и заодно запоминать лучшие для добычи нектара цветы. Статья прям как горячий блин - 26 ноября 2024 года - https://link.springer.com/article/10.1007/s10071-024-01918-x. Исследователи придумали площадку - обучатель, где ещё ничего не знающие молодые шмели, могли наблюдать за опытными шмелями, как те летают и на какие цветы садятся.

Арена для сбора пищи была разделена на камеру для наблюдения и зону кормления, где на задней стене арены были прикреплены четыре искусственных цветка. 
Арена для сбора пищи была разделена на камеру для наблюдения и зону кормления, где на задней стене арены были прикреплены четыре искусственных цветка. 
( B ) Демонстрационные пчелы были индивидуально предварительно обучены собирать корм на одном типе цветов (синем или желтом). ( C ) Обученные пчелы и не опытные пчелы-наблюдатели, были объединены в пары для совместного кормления на серых цветах в течение трех последовательных раундов. ( D ) В фазе наблюдения пчел-наблюдателей затем индивидуально выпускали в камеру для наблюдения, на время одного раунда кормления демонстрационных цветов. ( E )  Затем пчелам-наблюдателям индивидуально предоставлялся доступ к  цветам - пустышкам в течение 5 минут, чтобы определить их социально усвоенные цветочные предпочтения.
B ) Демонстрационные пчелы были индивидуально предварительно обучены собирать корм на одном типе цветов (синем или желтом). ( C ) Обученные пчелы и не опытные пчелы-наблюдатели, были объединены в пары для совместного кормления на серых цветах в течение трех последовательных раундов. ( D ) В фазе наблюдения пчел-наблюдателей затем индивидуально выпускали в камеру для наблюдения, на время одного раунда кормления демонстрационных цветов. ( E ) Затем пчелам-наблюдателям индивидуально предоставлялся доступ к цветам - пустышкам в течение 5 минут, чтобы определить их социально усвоенные цветочные предпочтения.

Камеры между шмелями были разделены акриловым стеклом, не пропускавшим запахи. Шмели могли только наблюдать за поведениям и цветами, но не почувствовать запахи.

По замерам времени выяснилось - молодому шмелю хватает 38 секунд что бы научиться нужному цвету-цветку, а общее время наблюдения по эксперименту ограничивали 3 минутами. Это объясняется тем же дарвиновским отбором - в реальной жизни шмели летают по лугам, там сотни цветов в поле зрения возникают каждые 10 секунд и долго обучающиеся просто не выживали. Только те кто буквально хватали налету - помогали выживать своему улью и значит своим вариантам генетики.

Дальнейшие цифры буквально описывают людей - если шмели видели как другой шмель ест с жёлтого цветка, то каждая секунда наблюдения увеличивала шанс того, что обучаемый шмель полетит именно к жёлтому цветку. И опять таки, если жёлтые цветы не выдавали нектар, то обучающиеся видели как опытный шмель улетает быстро и тоже потом старались не лезть к жёлтому цветку.

Так же подтвердилось - даже если шмель уже научился, он всё время обучается впоследствии, постоянно наблюдает кто и на чём успешно наедается и старается делать так же. И если ранее шмель думал что жёлтые цветки самые вкусные, то без труда затем переучится прилетать к другим цветкам. Это основа выживания. Если бы шмели через ДНК получали каждый раз указания - вот эти цветки вкусные, а эти нет - вид давно бы вымер под ноль. Климат всё время меняется, нектара в разные годы, в разных цветах мало-много и например в 2023 году лучше накормил бы жёлтый, а вот в 2024 накормит лучше синий.

Так же шмели постепенно кочуют, в разных местах новые ульи строят, а значит каждое поколение шмелей попадает в чуток новые условия, что за миллионы лет выливается в гигантские расстояния между разными шмелями, вообще разные растения вокруг и погода.

Комментарии (5)


  1. JohnSmith_007
    22.12.2024 18:28

    Открытие века ! Учёные поняли что они ниче непоняли ! Пришили себе глаза шмеля и посмотрели на синий цветок !!!


    1. kraidiky
      22.12.2024 18:28

      Статью ещё не читал. Был знаменитый опыт на синицах в котором показали, что синицы могут обладать, и по всей видимости обладают кульутрой, основанной, как и у нас, на взаимном обучении, и что менее интуитивно, хотя ожидаемо, на конформизме: https://elementy.ru/novosti_nauki/432371/Kulturnye_traditsii_u_ptits_osnovany_na_sotsialnom_obuchenii_i_konformizme и отдельные опыты на шмелях, показавшие, что у них возможно точно то же самое причём при почти буквально такой же постановке эксперимента: https://elementy.ru/novosti_nauki/434083/Povedencheskie_traditsii_u_shmeley_osnovany_na_sotsialnom_obuchenii_i_konformizme, на сколько я заметил, в статье этих ссылок нет, а без них непонятно зачем учёные всю эту фигню замутили.

      Очевидно, что если такой сложный комплекс поведженческих навыков, который может обеспечить наличие культуры присутствует, значит он используется. Иначе обычный генетический дрейф его бы давно развалил. Но в чем это использование состоит, в чём заключается культура шмелей, было непонятно. Вот его то прицельно и искали.

      Тоесть явление точно есть и в синтетической ситуации воспроизводится, и вопрос в том, как найти его проявления в настоящей природной середе. Исследование страшно интересное для тех, кто эволюцией культуры занимается.


      1. butivskiydm Автор
        22.12.2024 18:28

        У шмелей задача главная - как можно быстрее, после первого полёта, найти цветок с нектаром и следом что бы выжить и тогда выживший будет примером новому поколению шмелей.

        То бишь и ресурс в виде нектара, главная цель всего обучения.


        1. kraidiky
          22.12.2024 18:28

          Вы это говорите с таким видом, словно у вас цель какая-то другая. :)

          А если кроме шуток, не факт, что главная цель именно такая, но чтобы её понять надо сначала их культуру внимательно изучить и расшифровать. Например, про человека тоже можно так подумать при первом взгляде, но если копнуть глубже, можно заметить, что цель не в том, чтобы максимально быстро получить еду, а в том, чтобы максимально предсказуемо получить еду. А уж если еду удаётся надёжно предсказывать, то и с ей количеством можно дальше разобраться. Будем изучать, а там дальше поймём нюансы.


  1. Vsevo10d
    22.12.2024 18:28

    Этим летом тоже в лаборатории кормил шмелей. Не, не работаю с ними, просто подбирал обездвиженных на улице, откармливал. Надеюсь, на пипетки теперь прилетать не обучились.

    Скрытый текст