Любите ли вы арбузы так, как люблю их я? Если любите, то наверняка с конца июля везёте, тащите, режете, заливаете соком пол на кухне. И очень часто покупаете, простукивая, рассматривая хвостики, ощупывая. И всё равно нет-нет, да за сезон попадётся вроде правильный, но вялый, незрелый или уже до невкусного перезревший. Я уже не говорю о тех случаях, когда кому-то попадается «счастливый» вариант с отравлением. То есть не всегда праздник покупки арбуза заканчивается праздником блаженного и безопасного потребления. Что это я про арбузы в январе? Да потому что процесс работы с сотрудниками очень уж напоминает арбузный сезон. На собеседовании многие чудо как хороши и кажется, что ты со своим опытом точно уж не ошибёшься. Но проходит испытательный срок, полгода, год и кто-то действительно радует, а кто-то способен вызывать отдельные признаки отравления, а то и откровенно портит жизнь остальным. Кто виноват? Не всё так однозначно.
Сразу оговорюсь: речь идёт о небольших компаниях, однако уверен, что и в больших беды те же, только масштабы другие и цена ошибки…внезапно ниже. Для среднего и малого бизнеса проблемы с 1-2 сотрудниками уже могут оказаться довольно тяжёлыми — это связано с большой ролью каждого в совокупности процессов компании.
Сотрудник привык менять работу по правилу двух лет
Также бывают версии про три и про четыре года. Это люди, которые твёрдо убеждены, что они пришли ровно на 2-3-4 года (в зависимости от концепции) и их задача — пережить это время. Иногда они даже очень хорошо работают, но у них есть характерная черта: они заточены на деньги. Для них смысл работы только в получении зарплаты, бонусов, премии. Они выспрашивают, сколько получают другие, считают каждый рубль потенциального дохода и тихонько обновляют резюме на стороне, добавляя в него новое значение суммы ожиданий. От них не приходится ждать чего-то инновационного, прорывного, долгосрочного: они — временные наёмники, которые не планируют развиваться вместе с компанией.
Есть отдельный подтип таких сотрудников: они стремятся попасть куда угодно, но с громким именем (Яндекс, Сбер, Газпром), а в небольшую компанию попадают исключительно чтобы пересидеть период завоевания кого-то большого (где тоже либо не задержутся, либо будут перемещаться между бизнес-юнитами — просто потому что у них такая карьерная стратегия). Удивительно, но такие сотрудники нередко растут по карьерной лестнице и по должностям очень быстро: просто они «выбивают» при приёме на работу название «ведущего», «главного», «лида». Обычно работодателю этого не жалко, но уже на следующем месте назначение будет непременно монетизировано.
Какие риски может принести сотрудник?
Вложенные в его обучение и адаптацию ресурсы будут дороже, чем для остальных. Даже самый классный топовый сотрудник входит в процессы минимум 3 месяца (особенно, если есть чувствительная информация под NDA), затем сколько-то не загружается комплексными задачами и только потом работает — срок, определяемый его установками. В итоге относительная стоимость его привлечения становится выше.
Он может остаться работать дольше, но скорее всего просто из-за поисков подходящего предложения от нового работодателя.
У него не будет приверженности к компании, потому что он знает, что всё это конечно и быстротечно.
Что делать с таким сотрудником?
Посмотреть предыдущие периоды работы и ещё на собеседовании спросить, почему они имеют такие размерности. Как правило, такие сотрудники гордятся своей философией и поделятся с вами аргументами. А дальше — решение за вами.
Если кандидат действительно релевантный задачам, брать, растить и мотивировать повышением зарплаты или премированием. Что бы эти философы ни рассказывали про выгорание и рост над собой, работу они меняют ради роста в деньгах. Если это оправданно, обеспечьте этот рост (но опять же, всему наступает предел).
Закрывайте такими сотрудниками срочные проекты, где они могут хорошо отработать, потому что им важно пойти дальше с правильной рекомендацией.
Сотрудник не принял правила компании
В небольшой компании почти всё заточено на рабочие процессы. И иногда это выглядит довольно строго: скорее всего, не будет каких-то дурацких следилок и bossware, но будет реально работающая CRM-система с требованием учёта сделок только в ней и звонков только через неё; или, например, для мобильных бригад и выездных сотрудников будет установлено ПО для контроля и управления удалёнными сотрудниками, посещениями и заявками. Сотруднику это может показаться гиперконтролем и попыткой ограничить свободу и он отказывается работать. То же самое может касаться требования работать в определённых системах аналитики и учёта, просьб писать отчёты и собираться на пятиминутных встречах. Кажется: раз компания небольшая, зачем ей это, «мы семья на доверии». Однако современный руководитель обеспечивает автоматизацию и минимально необходимый контроль не ради самодурства, а для оптимизации процессов и избегания раздувания штата. Это интенсивная (а не экстенсивная) оперативная работа.
Какие риски может принести сотрудник?
Саботаж выполнения задач и отказ следовать внутренним правилам.
Итальянская забастовка — целенаправленная и демонстративная работа «от сих до сих».
Привлечение внимания остальных сотрудников в положению дел, преувеличение и катастрофизация с целью посеять разобщённость и тревожность.
Кстати, таким неожиданно «новым» может оказаться старый сотрудник, который не готов к изменениям или опасается за прозрачность процессов и потерю источника рыбки в мутной воде.
Что делать с таким сотрудником?
Поговорить. Часто бывает, что у сотрудника есть опасения, не имеющие ничего общего с правдой. Объясните ему, что это просто работа с инструментами и в туалет с камерой и таймером за ним ходить не будут (кстати, весьма вероятно, что у него просто был такой негативный опыт).
Проверить его деятельность, чтобы понять, откуда столько сопротивления и не является ли его работа дырой в информационной безопасности.
Мотивировать работать с инструментами автоматизации, показывать, что их использование — это дополнительные деньги в компании, его рост и его же защита (например, автоматизация мобильных бригад может служить способом обезопасить сотрудников от недобросовестных клиентов).
Проблемы внутри команды
Все сотрудники компании — люди (пока что). Внутри команды может происходить всё что угодно, даже если вам кажется, что в вашем распоряжении 10, 15, 100 идеальных человек с зашкаливающей лояльностью. Любой коллектив склонен распадаться на микрогруппы, выстраивать порой противоборствующие отношения, парами или тройками тихо ненавидеть остальных, обсуждая всех в отдельном очень злом чате. Не скажу, что это норма, но это данность — и тем она будет вероятнее, чем выше нагрузка и конкуренция между сотрудниками или отделами. Увы, офис благоденствия — утопия.
В такой ситуации сотрудникам нужно выстраивать стратегию поведения, понимать и демонстрировать, с кем он и за кого (нейтралитет даётся особенно тяжело). Если приходит новичок, ему нужно успеть разобраться в ситуации и примкнуть к наиболее близкой и понятной «группировке». В принципе, иногда такие отношения активизируют рабочие процессы и в целом отлично сказываются на показателях, особенно при должном управлении конфликтами. Но рано или поздно напряжение приведёт к выгоранию и вся эта воинствующая компания превратится в апатичных исполнителей. Удержать ситуацию на золотой середине корректности и соревновательности может только сильный руководитель с хорошими линейными руководителями — ситуация почти недостижимая.
Какие риски могут принести сотрудники?
Эскалация рабочих и личных конфликтов может привести к нарушению в процессах вплоть до увольнения отдельных сотрудников. Иногда это способ выжить неугодных.
Могут формироваться «элитные» группы влияния, которые незаметно станут лобби внутри компании. Да, как правило, это сильные и умные сотрудники, но они умудряются превратить жизнь «обычных» сотрудников в настоящий корпоративный ад (начиная от придирок к работе, заканчивая откровенным влиянием на систему мотивации, KPI и т. д.).
Уход «сплочённой группировки» может сильно пошатнуть дела даже в относительно крупной компании. Это довольно редкий, но самый серьёзный и дорогостоящий риск.
Что делать с такими сотрудниками?
Разъединять сотрудников путём совместной работы в разнородных группах, смешивать команды проектов, ставить разнообразные задачи — так, чтобы внутренние рабочие процессы мешали сплочению отдельных групп.
Выделять лидеров и назначать им сложные задачи, связанные с организацией совместной работы. Контролировать работу лидеров, отмечать недостатки, показывать, что есть куда расти. Эта дурная для других манипуляция на них отлично работает.
Не продвигать на руководящие должности тех, кто этого не хочет. Да, есть сеньоры, которые не хотят быть тимлидами — им нравится писать код и проектировать ПО, но не руководить. Это нормально. Для многих назначение на руководящую должность — отнюдь не награда. Правда, вам нужно постараться, чтобы такими сеньорами не руководили
долбонастоящие проджект менеджеры, но это тема явно не этой статьи.Управлять конфликтами: вовремя их обнаруживать и решать конструктивно, с точки зрения рабочих процессов, а не уговорами (как это любят делать HR).
Не способствовать формированию элит: каждый линейный руководитель — первый среди равных, может ошибаться, он не царь на своём месте, не покрыт бронзой, не защищён бронёй от топ-менеджера, не имеет особого иммунитета, не пользуется расположением и т. д. Власть и покровительство руководства развращают и делают многое дозволенным — в ваших силах не допустить разделения на «элиту» и «всех остальных там, внизу».
«Просто не подошёл»
Да, такое бывает. Очень нечасто, тем не менее — бывает. Один из случаев: сотрудник приходит из большой корпорации или просто из крупной компании и он не знал другой работы. Он будет искать процессы гиганта в компании из 15 человек и не поймёт, в чём дело. Есть ещё одна неприятная побочка: сотрудник корпорации привык к размазанной ответственности и к тому, что можно пересидеть почти любую рабочую задачу или неприятность, аккуратно спихивая дела на ближнего. В малом бизнесе все на виду — отсидеться (во всяком случае, долго) не получится даже на удалёнке: твоя часть задач неминуемо даст просадку и это вызовет вопросы. Но это тоже скорее исключение: если человек, привыкший к ДМС, спортзалу на территории, огромным опенспейсам и пафосу переходит в небольшую компанию, он точно знает, за чем идёт: за деньгами, опытом, отдыхом, обучением — причины разные, но мотивация обычно чёткая и человек наоборот приносит весь свой опыт.
А бывает, что человек не подошёл по духу. Маленькая компания — почти всегда имеет особую корпоративную культуру (опционально — бескультурие). Если ты не вписываешься в неё, будет дискомфортно. На удалёнке это можно перетерпеть и в принципе исключить из собственной мотивации, в офлайне — нет, придётся либо подключаться, либо быть «мымрой» (ну или «мымром»), которая заточена только на работе и принципиально отказывается от всей этой культуры. В принципе, ничего страшного, это не элемент обязательной программы, однако самому сотруднику становится дискомфортно.
Какие риски может принести сотрудник?
Растерянный сотрудник в дискомфортной атмосфере будет хуже работать. Даже если он молодец и опытный профессионал, внешняя среда может на него давить и вызывать постоянную тревогу.
Если коллектив изначально хороший и просто «не сошлось», дискомфортно будет всем: сотрудник будет чувствовать себя виноватым, что никак не вольётся, а команда — что что-то сделали не так.
Компания будет терять возможности и деньги из-за неактивной работы сотрудника.
Что делать с таким сотрудником?
Можно интегрировать, адаптировать, вливать, разговаривать, помогать — увы, в такой ситуации это помогает в одном случае из десяти и то при условии, что сам сотрудник захочет адаптироваться и переступит через свои переживания. (Иногда именно в таких случаях помогает что-то супер простое: например, как-то раз удалось «растопить» и ввести в команду новенькую девушку (на секунду, 30 лет!)… подарив ей на день рождения плюшевого львёнка. Для неё это стало сигналом заботы и безопасности — о ней не забыли, ей дали символ чего-то доброго.) Но в девяти случаях ничего не получится, потому что изначально не было правильной мотивации, среда оказалось чужеродной, ожидания и реальность не совпали. В таком случае самым честным будет поговорить, проверить, что все друг друга правильно услышали и поняли, и расстаться хорошими людьми. Если сотрудник действительно достойный и причины не лежат в сфере его низких компетенций, можно даже поддержать его в поиске работы (предложить другую, дать полную зарплату за неотработанный месяц и т. д.) — отчасти это вклад в репутацию компании.
Это только некоторые распространённые ситуации отношений с сотрудниками. Бывают моменты и похуже: например, когда руководитель конфликтует со всей командой или когда есть головная организация, которая крайне плохо относится к филиалам. Решение любой проблемы с персоналом — сложная управленческая ситуация, из которой трудно выйти достойно и тем более победителем. По сути, какое-то поражение терпит каждая из сторон. Это опыт. Главная задача — этим опытом правильно воспользоваться в дальнейшем, потому что за словами «сотрудник», «персонал», «корпоративная культура» стоят обычные живые люди и отношения с ними должны в первую очередь строиться на принципах человечности и уже только потом на всём остальном.
Алексей Суриков
Главный разработчик RegionSoft
Комментарии (6)
AlekseyPraskovin
29.01.2025 11:56Иногда они даже очень хорошо работают, но у них есть характерная черта: они заточены на деньги. Для них смысл работы только в получении зарплаты, бонусов, премии. Они выспрашивают, сколько получают другие, считают каждый рубль потенциального дохода и тихонько обновляют резюме на стороне, добавляя в него новое значение суммы ожиданий. От них не приходится ждать чего-то инновационного, прорывного, долгосрочного: они — временные наёмники, которые не планируют развиваться вместе с компанией
Давно так не смеялся.
Да, сумму ожиданий приходится обновлять. Банально потому что "Инфляция - существует", а кабан кабаныч считает, что индексация - это такое матерное слово
А должность у них предполагает это самое "инновационное, прорывное и долгосрочное"?
А компания планирует их развивать вместе с собой? Или как обычно по модели кондом-менеджмент: попользовал - выкинул?
NeoNN
29.01.2025 11:56А 4 года работы на одном месте это что, мало уже? Уходят потому, что система сломана, роста нет, зарплата стагнирует. Тем более, программисты могут работать над любым доменом, несколько лет - это вполне достаточно, чтобы освоить большинство областей, и в то же самое время совершенствовать навыки. Вышел на рынок - получил +30 процентов. Остался - в лучшем случае индексация, ну а что, работает же. Суетиться некоторые начинают только когда заявление положишь, хотя так быть не должно.
К слову сказать, с удивлением узнал, что некоторые компании с подозрением относятся к кандидатам, которые работают много лет на одном месте, так как считают, что они могут стагнировать профессионально. Это бывает и справедливо.
DM_man
29.01.2025 11:56Замечательный текст. В стиле - вас там за забором много, а мы тут одни такие. "Для среднего и малого бизнеса проблемы с 1-2 сотрудниками уже могут оказаться довольно тяжёлыми — это связано с большой ролью каждого в совокупности процессов компании." - конечно если на лицо присутствие инфраструктуры 2012-2015 годов и чёткое желание этого малого бизнеса "рубить" бабло (норму прибыли) в том же объёме как и в прошлые ламповые годы, в те годы когда большие компании не входили в их нишу услуг или продукта. Не стоит натягивать устаревший (в прямом и переносном смысле) рубашечногалстуковый менеджмент из начала-середины 2000-х на нынешние реалии и всё будет хорошо.
FireKnight
29.01.2025 11:56Также бывают версии про три и про четыре года. Это люди, которые твёрдо убеждены, что они пришли ровно на 2-3-4 года (в зависимости от концепции) и их задача — пережить это время. Иногда они даже очень хорошо работают, но у них есть характерная черта: они заточены на деньги. Для них смысл работы только в получении зарплаты, бонусов, премии. Они выспрашивают, сколько получают другие, считают каждый рубль потенциального дохода и тихонько обновляют резюме на стороне, добавляя в него новое значение суммы ожиданий.
Спасибо, вы описали правильную стратегию для человека в ИТ, который хочет расти в деньгах. И да, это проверено практикой.
И да, они часто таки что-то реально делают и повышают свою экспертизу. Потому что заточен на рост. В то время как те кто пришлел и сел - часто пассажир, который делает что-то по минимуму - ведь работа работается, чего же боле.
JBFW
Работодатели частенько любят выделять "приверженность компании", но только в одну сторону:
- мы тебя усыновили/удочерили - ты нам теперь по гроб обязан! Какие деньги? Гордись! Кстати, завтра выходные, но в понедельник нужен вот такой отчет, к 8 утра...
Деньги. Работа стоит денег - либо это не работа а хобби, но тогда деньги должно приносить что-то другое, доля в прибыли может быть?
Кстати неплохой вариант, человек будет точно заинтересован в работе компании.