Привет! Меня зовут Юля. Я разработчик интерфейсов и ментор на курсах по фронтенду, в том числе на курсе «React-разработчик» в Практикуме. Последний год я активно занимаюсь организацией профессионального сообщества Tbilisi JS в Тбилиси: мы делаем митапы и конференции для разработчиков. 

Тема сообществ и чем они могут быть полезны меня бесконечно занимает. Об этом и будет мой лонгрид: я хочу рассказать, как много пользы и фана может принести участие в сообществе и почему это классная идея сама по себе. Впереди море примеров и ссылок на чаты, митапы, стажировки и много чего ещё :-)


Об IT-сообществах можно говорить много, и мне к тому же хочется посмотреть на сообщества максимально широко — чтобы показать, что они могут быть довольно разные. 

Но главная мысль, которую мне хочется донести: сообщества — это круто и полезно, и здорово найти способ интегрироваться в комьюнити себе по душе. Я решила поделиться своим мнением через личную историю.

Кстати, не так давно Рома Троицкий, опытный разработчик и организатор сообщества MoscowCSS, тоже писал статью о сообществах и их пользе: «ИТ-сообщества, конференции и митапы: что они дают нам, а что мы — им». Можно почитать её в дополнение, а я постараюсь не пересекаться темами.

Какие бывают сообщества

Конечно, никакой классификации не существует. Однако я попробую выделить несколько типов и рассказать, какие у них есть особенности, плюсы и минусы.

Типы сообществ:

  • локальные (сообщества, митапы, конференции),

  • образовательные,

  • внутренние и внешние сообщества компаний (Яндекс, JetBrains),

  • опенсорс (Дока, TC39, Habitica),

  • онлайн-сообщества (Хабр, Reddit).

Классификация очень условная — чаще всего сообщества в своём функционале могут пересекаться. Например, сообщество может в основном существовать в онлайне (все активно общаются в чате), но при этом иметь локальную ветку (например, в одном городе это сообщество делает и офлайн-встречи). В это же время оно может быть узкоспециализированным: например, посвящённым функциональному программированию, а ещё делать вклад в опенсорс.

Я использую эту классификацию лишь для облегчения повествования (более структурированную информацию легче воспринимать) и чтобы показать, что сообщества могут существовать в совершенно разных формах.

Давайте пойдём по порядку и рассмотрим каждый тип по отдельности. Так как я фронтенд-разработчик, буду в основном приводить примеры, с которыми хорошо знакома сама, но эту информацию можно экстраполировать на любые технологии.

Локальные сообщества

Локальные сообщества формируют группы разработчиков, живущих в одном городе или регионе. Форматы существуют самые разные:

  • митапы (небольшие встречи с докладами), 

  • посиделки в барах, 

  • дринкапы (что-то среднее между митапом и посиделками в баре),

  • воркшопы,

  • и даже небольшие конференции. 

Иногда форматы могут очень удивить: например, в Питере уже довольно давно живет традиция фронтенд-завтраков — ребята из чата SPB Frontend сообщества раз в две недели собираются в одном и том же месте, чтобы позавтракать, пообщаться и обсудить новости. 

Похожая традиция есть и в Тбилиси: ребята из сообщества «IT-завтраки» собираются по субботам каждую неделю, знакомятся и общаются.

Ребята из Батуми организовали сообщество «IT-Нытьё» — раз в неделю они собираются в баре и делятся разными айтишными «болями», обсуждают, что иногда бесит или озадачивает, а заодно пытаются друг другу помочь — советом, рекомендацией, своим опытом или просто поддержкой. После у формата появилась ветка и в Тбилиси.

Обычно мероприятия локальных сообществ абсолютно бесплатны. Также они очень душевные и неформальные, помогают чувствовать себя частью профессиональной среды. Часто их организуют энтузиасты, которые сами горят технологиями, ищут единомышленников и хотят делиться знаниями.

Форматы встреч могут быть как узкотематическими, например посвящёнными разработке игр, так и кросс-функциональными, объединяющими представителей разных профессий: разработчиков, дизайнеров, менеджеров и тестировщиков. Примеры таких мероприятий включают чаты стартапов, митапы по продуктам или UX.

Как искать такие сообщества и офлайн-встречи

Мой переход в новую профессию случился в Санкт-Петербурге. Я считаю, мне невероятно повезло, что тогда я оказалась в такой вдохновляющей среде, это очень сильно мотивировало и воодушевляло меня. Иногда за один месяц я могла сходить на 4–5 митапов: по Javascript, CSS, веб-доступности, на воркшопы по Node.js от Nodeschool.

Где бы вы ни жили, скорее всего, вы сможете найти варианты для профессиональных встреч и общения — офлайн или онлайн. Не думайте, что всё ограничивается столицами. После пандемии в онлайне появилось много всего, об этом расскажу в отдельном блоке про онлайн-сообщества.

Также найти единомышленников и пообщаться можно на локальных конференциях. Обычно они проходят относительно редко, 1–2 раза в год, но позволяют объединить много людей и найти вдохновение. В отличие от посиделок, конференции обычно платные.

Найти сообщества можно почти в любом городе. Что для этого нужно делать:

Сообщества и ивенты в разных городах и странах:

Ещё немного о локальных сообществах

Вы можете стать соорганизатором сообщества. Участвовать можно не только посещая мероприятия, но и помогая в их организации. Это отличный способ раскрыть свои способности, найти единомышленников и почувствовать себя частью команды.

Что можно делать? Множество разных вещей: фотографировать мероприятия, помогать с написанием постов и ведением соцсетей, подключаться на площадке в день ивента, организовывать онлайн-трансляцию и нарезать записи, участвовать в прогонах докладов и подготовке спикеров. Работы хватит на всех.

Рекомендую посмотреть очень вдохновляющий доклад от Александра Коротаева, опытного разработчика, спикера и организатора: «Зачем мы делаем сообщества?», Tbilisi JS Conf June 2024 — это поможет лучше понять, что я имею в виду.

Также вы можете стать тем, кто сам организует сообщество, — по личному опыту скажу, что это невероятно интересно :-)

Начать можно просто с чата, где вы и ваши знакомые будете общаться. Затем перейти к посиделкам в баре. Когда соберёте костяк компании из 2–3 таких же увлеченных, как и вы, людей, уже можно генерировать и реализовывать более масштабные идеи — например, митапы и воркшопы.

Кроме того, есть сообщества, которые распространены по всему миру и работают по принципу глобальной инициативы или децентрализованного движения — например, BeerJS, Django Girls, Nodeschool. Это значит, что вы можете взять готовую идею, формат и реализовать их в своём городе, став частью глобального движения (а заодно и получив поддержку).

Образовательные сообщества

Это сообщества, которые помогают новичкам погрузиться в профессию и разобраться в новых технологиях. Такие группы часто ориентированы на поддержку и обучение, а ещё генерят много полезного контента для новичков — проводят моковые собеседования, делают разборы резюме, обсуждают найм, стажировки, тренды, перспективы.

Самый очевидный пример — это чаты студентов образовательных платформ.

Они есть у Яндекс Практикума и других школ и сервисов онлайн-образования. Часто обучающие программы идут не один месяц, и за это время у студентов есть шанс познакомиться и много общаться — помогать друг другу решать проблемы, практиковать парное программирование, поддерживать друг друга, делиться полезными материалами, обсуждать сложности и хорошие практики, делиться опытом поиска работы и прохождения собеседований. Бывает так, что эти связи сохраняются надолго и после окончания курса.

Такие сообщества чаще всего закрытые — нужно присоединиться к курсу (и заплатить деньги), чтобы состоять в чате и иметь доступ к его активностям.

Самое удивительное и вдохновляющее для меня — это полностью открытые образовательные инициативы, такие как, например, Rolling Scopes School (RS School) или Exercism. Учиться там можно абсолютно бесплатно, и сам контент, и всю работу вокруг организует само сообщество — всё устроено по принципу опенсорса.

Такие сообщества в первую очередь ориентированы на начинающих, но и опытный специалист может найти в них полезное (и курсы в том числе, работа в IT всегда ассоциирована с постоянным обучением и развитием). Но можно поучаствовать в процессе с другой стороны — например, проявить себя в роли ментора или автора курсов. Это очень круто, поможет и прокачать собственные знания и навыки, и поддержать кого-то на старте.

Например, есть платформа GetMentor — открытое сообществе IT-наставников, где можно как стать ментором, так и найти ментора для себя. Платформа бесплатна, и каждый наставник организует работу на своих условиях — может давать консультации бесплатно или по договорной цене. А сама платформа, кроме того, делает блог и организует офлайн-встречи для наставников — для нетворкинга и обмена опытом.

И в RS School, и в Exercism можно наставничать — вот ссылки на подробности: RS Mentorship и Become an Exercism Mentor.

А ещё пара классных докладов, чтобы еще немного узнать про менторство и понять для себя плюсы и минусы: доклад с Soft Weekend «Качаем софты, обучая других, — стоит ли оно того? / Антон Назаров (Осознанная Меркантильность)» и доклад с Tbilisi JS Conf June 2024 «Как развиваться через наставничество? — Тимур Гафиулин».

Сообщества вокруг компаний и продуктов

Это сообщества, которые строит компания — для развития HR-бренда и/или продвижения своих продуктов. Компании могут использовать вклад в развитие сообщества как способ показать себя в выгодном свете: организуют митапы, конференции, пишут статьи в корпоративный блог, делятся опытом и наработками. Это привлекает внимание к компании и делает её более привлекательной для кандидатов.

Такие сообщества могут существовать только внутри компании, быть закрытыми для внешних людей, а могут быть и открытыми для всех. Часто у компании может быть и то, и другое.

Про сообщества, которые организуют компании, можно рассказать очень много, потому что их активность существует в самых разных формах. Они могут быть ориентированы на специалистов разных уровней — от студентов, недавних выпускников вузов и начинающих специалистов до очень опытных разработчиков и экспертов в своей области.

Активности в сообществах вокруг компаний:

  • Митапы и конференции. Компании проводят как внутренние, так и внешние мероприятия. Пример: митапы X5 Tech или конференции Яндекса.

  • Ведение технического блога, аудио- и видеоподкастов. Сотрудники компании делятся кейсами, рассказывают о решении сложных технических задач. Примеры: блоги Evil Martians, Avito Tech, CSSSR (у них ещё и подкаст), Флант (блог на Хабре + канал на YouTube).

  • Open Source проекты. Некоторые компании открывают свои инструменты и библиотеки для сообщества. Примеры: React от Meta*, TensorFlow от Google.

  • Участие в стандартах. Разработка новых стандартов или участие в комитетах, таких как W3C или TC39. Чаще это касается компаний-гигантов.

  • Мастер-классы и курсы. Внутренние обучающие программы для сотрудников или внешние образовательные проекты, такие как школы разработки от JetBrains или Академия Яндекса.

  • Хакатоны. Организация внутренних или внешних хакатонов, чтобы искать новые идеи, решения или привлекать таланты.

Разделю рассказ об активности сообществ компании на две части: открытые сообщества, которые доступны для всех, и внутренние сообщества только для сотрудников компании.

*деятельность организации запрещена на территории РФ

Открытые сообщества компаний и внешние активности

Тут может быть огромное количество всего — партнерская поддержка локальных сообществ, организация своих митапов и конференций, онлайн- и офлайн-курсы и стажировки, статьи в блогах и подкасты.

Некоторые компании организуют ивенты на регулярной основе. Вклад в развитие сообщества является частью их HR-стратегии, это помогает им развивать свой IT-бренд и (теоретически) строить классную инженерную культуру внутри.

Например, Яндекс регулярно делает много онлайн- и офлайн-митапов и конференций в разных городах, несколько раз в год открывает набор на курсы и стажировки.

Где следить за новостями Яндекса:

Записи многих уже прошедших школ и открытых лекций можно найти на YouTube — обычно это довольно интересный и качественный контент. Как пример, плейлист Школы разработки интерфейсов – 2023.

Другие компании организуют что-то спорадически, чаще всего, когда есть потребность в найме специалистов определённого профиля. Это отнюдь не значит, что это формальные и не особо интересные мероприятия. 

В сообществе разработчиков встречается предвзятость в отношении ивентов от компаний — мол, им лишь бы собрать контакты и потом спамить вакансии. Иногда это опасение небезосновательно, но не стоит недооценивать ивенты от компаний — часто внутренним специалистам действительно есть чем поделиться.

Яндекс далеко не единственная компания, которая очень активно инвестирует силы и ресурсы в комьюнити. Расскажу ещё о парочке. 

Много классного делают в Avito: митапы для специалистов самых разных направлений, дринкапы, курсы, подкаст, пишут статьи, участвуют в конференциях, делают вклад в опенсорс. Подробнее обо всех активностях можно посмотреть на сайте Avito.Tech или в телеграм-канале.

Также много крутых вещей делает JetBrains. Работа с сообществом в принципе неразрывно связана с их брендом, ведь они делают инструменты для разработчиков, а также разрабатывают язык программирования Kotlin.

Лично мне нравятся Evil Martians — их IT-бренд во многом строится вокруг их опенсорс-продуктов, участия в конференциях и митапах. Особенно много они делают для Ruby on Rails, ребята даже книгу написали (интервью с автором в их блоге). А ещё у них шикарный блог — Martian Chronicles.

Внутренние сообщества компаний

Тут тоже могут быть внутренние митапы, обучения, шеринги знаний, хакатоны — в принципе, всё практически так же, как и в сообществах, открытых для всех. С той лишь разницей, что это закрытая тусовка только для сотрудников, а значит, тут иногда могут быть темы и рассказы о кейсах, максимально близких вашей работе.

Всегда можно стать тем, кто стартанёт эту инициативу, если пока в вашей компании подобных активностей нет, — обычно это предложение хорошо заходит и точно найдутся коллеги, которые поддержат. И не поддавайтесь стереотипу о том, что для того, чтобы начать что-то такое и предложить коллегам, например начать периодически делиться знаниями, обсуждать технологические новости, завести внутренний канал или блог, нужно обязательно иметь уже 100+ лет опыта — это совсем необязательно.

Однажды я организовала внутренний митап с приглашённым экспертом в одной из своих первых компаний, где около года работала джуном. Я была единственным фронтенд-разработчиком в команде, и мне очень не хватало общения и обмена опытом — я часто ходила на митапы открытых сообществ, и очень хотелось развивать этот движ и внутри компании. 

Поэтому постепенно я начала налаживать связи с фронтенд-разработчиками в разных командах, общаться и обсуждать идеи, в том числе и мысль о том, что было бы здорово захостить у себя митап какого-нибудь сообщества или организовать собственный, — и идея нашла поддержку.

В некоторых компаниях есть специально назначенные люди, которые занимаются построением сообщества внутри и вне компании, — DevRel (developer relations). Если в вашей компании есть такой человек, он может помочь реализовать ваши инициативы как внутри компании, так и вовне — помочь с подготовкой к митапу или конференции, организовать участие в подкасте, помочь с написанием статьи.

Но кроме митапов с докладами и воркшопов внутри компаний могут быть и более специфические активности — например, разработка внутренних стандартов, библиотек и документации. 

Масштабы часто зависят от размеров компании — в некоторых существуют даже специальные платформенные команды, которые занимаются разработкой UI-китов и общих решений. А в небольших компаниях такие вещи часто остаются на инициативе сотрудников: разработчики пишут общие конфиги для линтеров и форматтеров, чтобы соблюдать единый стиль кода, выкладывают пакеты с общими компонентами и утилитами, пишут инструкции и документацию.

Стажировки

Очень часто стажировка — это отличный старт в карьере и взрывной рост навыков. Довольно быстро можно прокачать свои хард- и софтскилы за счёт работы над реальными проектами, в реальных командах, при этом получая поддержку менторов и старших коллег.

Я сама начинала свою карьеру с внешних курсов, а затем со стажировки в тренинг-центре компании EPAM. И это был невероятно полезный опыт — я пришла только-только после курсов на обучающей платформе, кроме того, пришла в IT из максимально далекой сферы, поэтому возможность окунуться в профессиональное общение в новой среде было очень воодушевляющим. На курсах я познакомилась со множеством интересных людей, и мы сдружились за несколько месяцев курсов и стажировки и общаемся до сих пор. 

Собрала несколько ссылок на стажировки, которые предлагают крупные компании в России. Список, конечно, неполный, можно найти ещё. Даже если прямо сейчас набор на стажировки закрыт, полезно добавить в закладки и следить за новостями.

Стажировки от крупных компаний:

  • Sberseasons — оплачиваемая стажировка Сбера для студентов,

  • «Т-Банк» — оплачиваемая стажировка для начинающих на 3–6 месяцев,

  • ecom.tech (ex. Samokat.tech) — оплачиваемые стажировки (в т.ч. тех. поддержка, UX-исследования, Data Science),

  • «Стажировки I Choose Alfa» — оплачиваемые стажировки (в т.ч. бизнес, CRM, риск-аналитика) от Альфа-Банка,

  • «МТС Старт» — оплачиваемые стажировки (в т.ч. HR, sales-менеджмент, аналитика, проджект-менеджмент, QA, Data Science),

  • «IT Юниор от ВТБ» — оплачиваемая стажировка на 6 месяцев,

  • Young&&Yandex — стажировки и обучение от Яндекса для молодых специалистов,

  • «Вакансии в Авито» — оплачиваемые стажировки (в т.ч. проджект-менеджмент, аналитика, контент-менеджмент),

  • «Стажировка VK» — оплачиваемая стажировка на 3–6 месяцев для студентов или ребят без опыта,

  • «Стажировка в YADRO» — стажировки и бесплатные курсы по разработке на Go, DevOps, верификации СнК и программировании микроконтроллеров RISC‑V,

  • «Контур» — стажировки по фронтенду, бэкенду, тестированию, анализу данных и Data Science.

Есть также агрегаторы, где можно найти ещё больше оплачиваемых и неоплачиваемых стажировок по самым разным специальностям — Changellenge и Future Today, а также тематические каналы в Telegram — например, «IT - стажировки и обучение».

Опенсорс

Опенсорс (open source) как комьюнити формируется вокруг проектов с открытым исходным кодом. В каком-то смысле это сама суть идеи комьюнити — множество людей из самых разных точек мира делают вклад совместно, и в итоге результат этой совместной работы превышает просто сумму частей — получается нечто значительное и полезное огромному количеству людей. Наверное, именно поэтому наличие вклада в опенсорс часто вызывает уважение.

Иногда проекты с открытым исходным кодом запускаются и поддерживаются крупными компаниями, а иногда это абсолютно децентрализованная инициатива.

Децентрализованные опенсорс-проекты обычно начинаются как личная инициатива разработчиков, после чего к ним присоединяются другие. Такие проекты создаются и полностью управляются сообществом. Например, Linux Kernel — начат Линусом Торвальдсом, теперь поддерживается глобальным сообществом. Или Homebrew — популярный пакетный менеджер для macOS, разрабатываемый сообществом.

А есть проекты, которые изначально разрабатывались компаниями для своих целей, а затем были выложены в опенсорс для свободного использования. Часто такие проекты и после курируются компаниями, имеют финансовую поддержку и команды разработчиков внутри компании, однако в проект активно вносят вклад и сторонние разработчики.

Например, React (библиотека для построения UI-интерфейсов) был создан Meta* (ранее Facebook*) для решения внутренних проблем с перформансом и масштабируемостью фронтенда. Он поддерживается крупной командой разработчиков Meta*, но имеет большое сообщество, которое вносит вклад и участвует в развитии проекта. И контрибьютить можно и в саму библиотеку, и в сайт документации (у React очень крутая обновлённая документация, с массой примеров и гайдов).

*деятельность организации запрещена на территории РФ

Или Kubernetes (система для автоматизации развёртывания, масштабирования и управления контейнеризированными приложениями) — он разработан в Google, но позже передан в Cloud Native Computing Foundation (CNCF). И туда тоже можно контрибьютить и участвовать и в разработке фичей, и в написании документации или статей в блог.

Среди таких проектов также редактор кода VS Code — он разработан и поддерживается Microsoft, и Microsoft имеет значительное влияние на направление развития, но его исходный код доступен как опенсорс, и сообщество активно участвует в создании расширений.

Также опенсорс — это определённая философия и способ взаимодействия, которые помогают создавать качественные продукты.

Опенсорсные сообщества выделяет несколько отличительных черт:

  • Коллективный интеллект: проекты строятся усилиями сотен, а иногда тысяч участников, каждый из которых привносит свой уникальный опыт и знания.

  • Культура отзывов и обратной связи: каждый вклад обязательно проходит ревью со стороны других участников, что улучшает качество кода и учит конструктивной критике.

  • Прозрачность: все обсуждения, планы, задачи и изменения кода обычно происходят в открытом формате, например через GitHub, GitLab или другие платформы.

  • Миссия и ценности: большинство опенсорсных проектов имеют четкую миссию, будь то улучшение существующих технологий, предоставление бесплатных инструментов или создание альтернатив коммерческим продуктам.

Вклад в опенсорс может быть очень разным — это может быть не только про написание кода, хотя это первое, что приходит в голову. Можно писать документацию, делать переводы и исправление ошибок, организовывать ивенты и воркшопы. 

Подробно о том, что можно сделать для сообщества, можно почитать в гайде «Как участвовать в опенсорс-проектах. Руководство по участию» (ссылку именно на этот гайд вы можете найти во множестве репозиториев, зайдя во вкладку Issues). А ещё там можно найти инструкции о том, как вообще выбрать проект, как затем работать над пуллреквестом, и другие полезные вещи.

Немного примеров:

  • Если вам хочется делиться знаниями (а может, и самим поглубже разобраться в каких-то аспектах), можно писать статьи в различные сервисы документации. Например, есть опенсорсный проект Дока. Их подход — это документация на «человеческом» языке, сообщество пишет статьи на русском языке о веб-технологиях под руководством очень бережной команды редакторов. Вот тут можно найти инструкцию «Чем помочь проекту», а здесь посмотреть список Issues.

  • Также, конечно, MDN Community — можно делать вклад в написание документации, поучаствовать в исправлении багов и локализации контента. Локализация, кстати, очень важная активность, многие проекты становятся доступными более широкому кругу людей как раз за счёт помощи сообщества — всё тот же сайт библиотеки React переводит на разные языки именно комьюнити.

  • Есть проект «Веблайнд» — там собраны рекомендации по разработке сайтов для людей с нарушениями зрения. К ним можно контрибьютить на GitHub и делать свой вклад в популяризацию темы веб-доступности.

  • Многие технологические проекты (фреймворки, инфраструктурные инструменты, языки программирования, операционные системы и т.д.) имеют открытый исходный код и принимают пуллреквесты. О некоторых примерах я уже писала выше, а в общем список довольно большой — и это очень вдохновляет. Меня также, как фронтенд-разработчика, впечатляет открытый процесс разработки стандарта языка Javascript, в написании которого во многом помогает сообщество (подробнее почитать об этом можно тут TC39 и Contributing to ECMAScript)

  • И помимо технологических продуктов многие интересные проекты и инструменты для повседневной жизни тоже опенсорсные. Например, я люблю Habitica — это приложение для менеджмента задач, создания to-do листов и формирования привычек, построенное в виде ролевой игры, с прикольной пиксельной графикой. И туда тоже можно контрибьютить!

Онлайн-сообщества

Пожалуй, это самая большая и разношёрстная группа — практически всё, о чём мы говорили выше, представлено и в онлайне, но здесь я расскажу о чисто онлайн-сообществах.

Одна из самых популярных форм — это платформы, чаты и треды, где можно вести дискуссии. Это могут быть форумы, Discord или телеграм-чаты, Slack-группы, Reddit, GitHub Discussions и даже YouTube-каналы. 

Большое количество людей может общаться без ограничений, делиться своим мнением, опытом и контекстом — всё это даёт доступ к колоссальным объёмам информации, накопленным комьюнити, и экспертизе людей из любой точки мира. 

Однако там, где такой поток информации, много и информационного шума (да и просто мусора) и ещё больше важна критичность восприятия — граница между экспертами и новичками тут размыта, поэтому, если хочется найти достоверную информацию, контент нужно тщательно анализировать.

Однако в любом случае такая доступность ресурсов — это однозначно плюс.

Большой пласт — это тематические чаты и группы. Они объединяют разработчиков вокруг конкретных технологий, языков программирования или инструментов, помогают лучше их освоить, погрузиться в детали и обмениваться опытом использования. 

Иногда дают возможность общаться напрямую с разработчиками инструментов, получить быстрые ответы на узкоспециализированные вопросы, решение редких проблем. Это отличное место для глубоких технических дискуссий — можно здорово погрузиться в тему, пообщаться с экспертами, узнать об инсайдах и обновлениях.

Плюс часто такие сообщества дают доступ к качественным образовательным материалам: открытые статьи, FAQ, базы знаний, видеоуроки и другие ресурсы, которые могут помочь участникам развиваться. Например, Reactiflux (React) — это сообщество, объединяющее разработчиков, использующих React JS, React Native, Redux, Jest, Relay, GraphQL. Это не только чаты, где можно общаться и задавать вопросы, но и огромные подборки проверенных ресурсов, постов в блогах, а еще community calls, где можно поговорить с членами команды разработки из Facebook*.

*деятельность организации запрещена на территории РФ

Почти каждый инструмент или технология, таким образом, обычно активно участвует в диалоге с сообществом — на сайтах часто можно найти раздел /community, где собраны ссылки на соцсети, группы и разные активности:

Отдельно, мне кажется, стоит сказать о соцсетях типа X (ex-Twitter) или Mastodon — довольно часто разработчики узнают многое об обновлениях и трендах именно из постов инфлюенсеров. X и Mastodon позволяют разработчикам делиться опытом, лайфхаками, краткими техническими заметками и ссылками на полезные ресурсы.

 В X можно напрямую общаться с известными разработчиками, инженерами и авторами популярных библиотек и инструментов — например, Rich Harris (создатель Svelte), Devon Govett (создатель Parcel), Jason Miller (создатель Preact) часто публикуют инсайты и отвечают на вопросы.

Эти платформы дают возможность быть в курсе новостей из первых рук и участвовать в обсуждениях новых стандартов, фреймворков и технологий. А ещё обмениваться мнениями о сложных и спорных темах, таких как этика и безопасность в AI, децентрализация соцсетей и модерация контента, устойчивость инфраструктуры.

Ещё один большой блок — это различные платформы для публикации статей, постов, новостей, комментариев, типа того же Хабра, Dev.to, HackerNoon, FreeCodeCamp.

И что-то среднее между форумами и платформами для публикации статей — это Stack Overflow. Это одно из крупнейших IT сообществ, без которого уже даже сложно представить нашу индустрию. Там можно задавать вопросы и отвечать на них, обсуждать любые аспекты программирования, от базовых вопросов до узкоспециализированных тем. Информацию там, конечно, тоже надо фильтровать, но это не отменяет факта, что сейчас это просто огромная база знаний и опыта глобального сообщества, в том числе с массой подробных, доступных комментариев от экспертов и создателей технологий.

Иногда онлайн-сообщества формируются вокруг онлайн-продуктов, например вокруг подкастов. Этим может похвастаться далеко не каждый подкаст, но у некоторых получается построить вокруг себя настоящее живое комьюнити, с обсуждениями и обменом мнениями, генерацией интересного уникального контента — например, подкасты «Веб-стандарты» и Podlodka

Онлайн-сообщества не только объединяют людей, дают возможность найти единомышленников, эффективно учиться и расти, пообщаться с экспертами, заявить о себе и получить помощь и поддержку, но и становятся огромной «живой», бесконечно пополняемой библиотекой, хранилищем знаний и опыта, создаваемой IT-специалистами для IT-специалистов.

Итоги и мнения 

Чтобы подвести итоги, я решила попросить знакомых, активно участвующих в жизни сообщества, — спикеров, организаторов митапов и конференций, менторов образовательных платформ — рассказать о том, зачем сообщества нужны и чем участие в комьюнити было полезно именно им.

Тимур Гафиулин

разработчик, спикер, член программного комитета Holy.js

В своей карьере я познакомился с большим количеством разнообразных сообществ, и теперь у меня без преувеличений есть друзья в большинстве крупных и не очень городов России и ближнего зарубежья. А где знакомства, там и возможности. 

В последнее время я меняю работу исключительно через знакомства и больше никак. Когда знаешь людей неформально, можешь сформулировать, какие они в работе. Так заранее понимаешь, куда соглашаться идти, а куда — нет.

Антон Павлов

девопс, организатор Tbilisi JS

Мир — сложная, несправедливая и зачастую грустная штука. Однако, несмотря на одиночество, в людях много добра и любви. Так вышло, что в нашей сфере часто преобладает токсичная, конкурентная и потребительская атмосфера, где мало места для чего-то по-настоящему хорошего. В такой среде легко замкнуться в себе.

Опенсорс, сообщества, митапы и конференции позволяют людям выйти из своей «раковины» и почувствовать себя частью чего-то доброго и безопасного — своего рода микросоциума. Я рад, что сам это чувствую и помогаю другим найти людей, с кем можно быть собой, познакомиться, делиться опытом и открывать что-то новое.

Дмитрий Шмаков

разработчик, спикер, член программного комитета MoscowJS

Участие в профессиональных сообществах — это большая возможность для развития себя в карьерном плане, и не только. Во-первых, они создают окружение, где сначала ты учишься сам, а затем делишься опытом с другими. Это взаимная поддержка, которая особенно важна для начинающих: здесь можно найти советы, помощь и единомышленников. Кроме того, сообщества дают возможность социализации в локальном обществе, особенно если вы недавно переехали в другой город или страну, где у вас пока нет друзей или знакомых.

Сообщества часто организуют совместные активности внутри себя, которые выходят за рамки взаимодействия только по профессии. Это могут быть совместные путешествия для посещения конференций и митапов, спортивные мероприятия (как групповые, например команда по футболу или волейболу, так и индивидуальные, например участие в беговых забегах), проведение вечеров с настольными играми, а иногда даже такие необычные примеры, как совместные походы в баню.

Кроме того, участие в сообществах помогает найти новые карьерные перспективы или, наоборот, подобрать себе сотрудников в команду через сарафанное радио. Также из таких сообществ нередко рождаются новые проекты или стартапы. А иногда именно здесь люди находят не только деловых партнеров, но и счастье в личной жизни.

Мария Кондаурова

руководитель группы разработки интерфейсов в BIOCAD, спикер, соорганизатор SPB Frontend

Я достаточно скептически и социофобно относилась к сообществам. Я считала, что все знания могу получить из учебников, спецификаций и исходного кода (в чём есть определённая доля истины).

Но невозможно охватить весь огромный массив знаний сразу, поэтому сообщества дают возможность послушать о других технологиях, интересных кейсах и факапах. Также это новые знакомства, общение и возможность задать вопросы спикерам после докладов.

В моём случае посещение митапов в качестве участника, спикера и организатора стало огромным источником энергии и вдохновения. В одной локации собирается много людей, объединённых одной сферой деятельности и стремящихся к новому, — это невероятно здорово!

Таня Фокина

разработчица, Women Techmakers ambassador, ведущая подкаста «Инклюзивный ананас», отвечает за веб-доступность в Доке

Для меня сообщества стали ещё одним источником знаний, которые сложно найти через поисковики или узнать у ChatGPT. Благодаря сообществам поняла, что все сталкиваются с трудными задачами, ошибаются, учатся находить решения и справляться с неуверенностью в себе.

Рома Троицкий

разработчик, спикер, член ПК HolyJS и организатор MoscowCSS

Для себя я выделил следующие плюсы сообществ: эмоции (мы всё же люди), расширение кругозора через призму чужого опыта, построение или корректировка кривых развития, анализ и поиск мест работы.

Если подробнее, то эмоции, думаю, понятны :-) Расширение кругозора включает в себя как прослушивание лекций, так и вдохновение, заинтересованность технологиями. 

Опытные разработчики могут поделиться своим мнением о перспективах и помочь построить разрозненные знания в единую картину, а ещё подскажут, в какие компании не стоит (или наоборот, стоит) идти работать, или даже позвать или порекомендовать в хорошую команду.


А зачем это всё мне?

Мне удалось посмотреть на жизнь комьюнити с двух сторон — как участника и как организатора. Для меня сообщество — это бесконечный источник вдохновения и мотивации, а ещё огромный ресурс — новой информации и опыта, новостей и полезных контактов. И просто массы возможностей. 

Расширять кругозор, погружаться глубже в детали, осмыслять опыт других специалистов, чувствовать себя включённой в глобальное сообщество. И тоже влиять на индустрию. Видеть вокруг многообразие людей, увлекающихся разным, с разным опытом, разным бэкграундом, но объединённых уверенностью в том, что общение, поддержка, обмен опытом, возможность впитывать знания и делиться своими — безусловная ценность. И это то, что, на мой взгляд, делает мир вокруг значительно более приятным местом :-)

Я постаралась рассказать о разных сторонах сообщества, но моя статья, конечно, не исчерпывающая — говорить на эту тему можно почти бесконечно, и остановиться мне было очень сложно. Но надеюсь, мой рассказ вдохновит и вас идеей комьюнити и поможет найти свой способ интегрироваться и открыть для себя новые перспективы.

Комментарии (1)


  1. Taritsyn
    05.02.2025 07:32

    Забыли упомянуть про сообщества DotNet.Ru.