И снижают ли передовые технологии уровень стресса водителей.

Параллельная парковка — стресс для большинства водителей. Недовольные гудки сзади, страх врезаться в другие автомобили или поцарапать свою машину о бордюр. И извечное: достаточно ли близко я к тротуару, а может, слишком далеко? Еще исследование 2010 года показало, что при парковке сердцебиение резко подскакивает буквально в течение 10 секунд.

И это отличная почва для автоматизации: пусть вкалывают роботы, а человек будет спокоен. Уже более десяти лет автомобили поставляются с функциями автоматизированной параллельной парковки. Однако водители США и Европы, похоже, не ценят эту помощь.

Эпоха кончается, не успев начаться?

Ранее корпорация Ford заявила, что откажется от своей функции Enhanced Active Park Assist, потому что, как выразился один из руководителей, «очень, очень мало людей ею пользуются». Этот шаг сэкономит автопроизводителю 10 миллионов долларов в год.

Функцию параллельной парковки с поддержкой водителя в Фордах посчитали ненужной
Функцию параллельной парковки с поддержкой водителя в Фордах посчитали ненужной

В Китае все наоборот: водители в восторге от автоматизированных функций параллельной парковки. Да и производители сосредоточились на создании компьютеризированных автомобилей. Так, летом завирусилось видео, где тестовый автомобиль китайского производителя IM Motors боком заезжает на парковочное место. 

Девушка мягко толкает дверцу, и машина боком въезжает на парковочное место. При этом передние и задние колеса седана поворачиваются в разные стороны
Девушка мягко толкает дверцу, и машина боком въезжает на парковочное место. При этом передние и задние колеса седана поворачиваются в разные стороны

Новый Denza Z9 от BYD использует около 30 датчиков и два лидара для автономной параллельной парковки и других задач, не требующих внимания водителя. Прошлым летом производитель электромобилей XPeng обогнал Tesla в Китае, обновив свои автомобили «по воздуху», после чего в них появились передовые функции помощи, включая интеллектуальную параллельную парковку.

Опрос, проведенный автомобильной исследовательской и консалтинговой фирмой S&P Global Mobility, показал, что полностью автоматическая парковка находится у азиатских потребителей в самом верху списка желаемых функций, в отличие от американских и немецких респондентов. 

Это расхождение указывает на пропасть не только между предпочтениями водителей разных стран, но и успехами, достигнутыми благодаря усилиям новых автопроизводителей по разработке ПО и автоматизированных функций.

Старики не успевают

Тем временем, старые производители, похоже, играют в догонялки. По словам автодилеров, одним из объяснений разного отношения к автопилотам может быть то, что западные производители роботов-парковщиков просто не очень хороши. В видео сравнивались параллельные парковочные системы Tesla Model S и 3, Audi e-tron GT, Ford Mustang Mach-E и BMW i4 M50. По итогам исследования Tesla сильно отстает, а остальные модели имеют общие минусы: с трудом обнаруживают бордюры и паркуются слишком близко или слишком далеко от тротуара.

Старые западные системы самостоятельной парковки могут пострадать от подхода автопроизводителей старой школы к созданию новых функций. Для новых производителей, включая Tesla, BYD и Xpeng, автоматизированная параллельная парковка является «частью целостной возможности самостоятельного вождения». Эти компании начинают с ПО и готовы потратить деньги на дополнительные датчики для поддержки более сложных функций парковки. Другие производители, напротив, создают функции по отдельности, что может снизить их гибкость.

Водители также могут пренебрегать функциями интеллектуальной парковки, потому что они просто не доверяют системам, отмечает Грег Стивенс, бывший инженер Ford. «Преодоление этого недоверия — большая проблема», — говорит Стивенс.

То ли дело в Китае

В Китае, напротив, правительство подготовило водителей к использованию технологий, созданных мощной китайской промышленностью. Регуляторы разрешили компаниям эксплуатировать более автоматизированные системы на дорогах общего пользования, включая полностью автономные транспортные средства.

В опросе от 2021 года 60 процентов китайских респондентов заявили, что, скорее всего, купили бы автомобиль, который мог бы ездить по шоссе самостоятельно, если бы эта функция предлагалась менее чем за 10 000 долларов. Из американцев так ответили 57%, из немцев — 36%.

К слову, генеральный директор Ford Джим Фарли, ярый поклонник китайского стиля развития автомобилестроения, заявил, что водил электрический внедорожник Xiaomi в течение шести месяцев и теперь не хочет отказываться от него.

Резюме

Сейчас функция параллельной парковки в большинстве случаев считается чем-то долгим, напряженным, и вызывает у большинства водителей даже больше стресса, чем самостоятельная парковка. Поэтому многие ее не используют. Возможно, глядя на китайских автопроизводителей и любовь китайцев к технологиям, водители из других стран тоже изменят свое мнение.

А вы пользуетесь автопарковщиком?

Комментарии (19)


  1. AVKinc
    09.02.2025 18:41

    Для опытного водителя любая парковка, любым способом, не вызывает никакого стресса.


    1. ncix
      09.02.2025 18:41

      20 лет за рулем, почти каждый день. Стресса не вызывает, но не могу сказать что прям всегда с первого раза хорошо получается.


    1. grafdezimal
      09.02.2025 18:41

      Не, не согласен. Как и написано в статье, парковка автоматом вызывает у меня стресс. Лучше уж сам. Парковка «женой» вызывает иногда ещё больший стресс. Так что с «любым способом» категорически не согласен ;-)


    1. foal
      09.02.2025 18:41

      Да, новая машина паркуется сама, так что теперь, после 30 лет стажа, стресса нет :)


  1. nixtonixto
    09.02.2025 18:41

    страх врезаться в другие автомобили или поцарапать свою машину о бордюр. И извечное: достаточно ли близко я к тротуару, а может, слишком далеко?

    Это всё решается парой дополнительных зеркалец, направленных на задние колёса автомобиля.


    1. foal
      09.02.2025 18:41

      Ну или машина, которая сама опускает зеркало при парковке задним ходом :)


  1. eagleivg
    09.02.2025 18:41

    В статье не указанно самое главное - вот нажал водитель кнопку автопарковки и авто повредило соседние машины. Кто несёт ответственность в Европе и в Азии? Для Теслы ответ известен - например, все убитые "автопилотом" оказались "сами виноваты". Возможно, просто в Азии за экцессы в процессе работе автоматики отвечает автопроизводитель?


  1. Kahelman
    09.02.2025 18:41

    Вы где в Китае видели такую плотную парковку как в Европах? Периодически по 10 см спереди/сзади остается. Машина как правило сама может парковаться, когда и водитель может. А когда у водителя проблемы то и автомат говорит «у меня лапки»

    У вас есть а фото в качестве примера, когда робот на пустой парковку машину паркует. Тут и новичке нормально встанет.


    1. Dr_Faksov
      09.02.2025 18:41

      Статья ущербная, потому что не описаны юридические моменты. Кто платит за повреждения нанесённые автопилотом? Возможно именно в этом всё дело, а не в менталитете?

      Ну и в Нью-Йорке, к примеру, частенько паркуются "на слух". Машина сдает назад, пока не упирается в бампер стоящего сзади автомобиля. Потом аналогично с передним. Это не считается аварией. Оттого существуют такие предметы, как "парковочные коврики", которые навешиваются на бамперы после парковки. Во избежание царапин.

      А автопилот может парковаться "на слух"?


      1. Aggle
        09.02.2025 18:41

        Ну и в Нью-Йорке, к примеру, частенько паркуются "на слух". Машина сдает назад, пока не упирается в бампер стоящего сзади автомобиля.

        Во Франции аналогично, да и в других странах Европы.


      1. piton_nsk
        09.02.2025 18:41

        Оказывается прикол "парковка до характерного хруста" вовсе и не прикол)


      1. Wolframium13
        09.02.2025 18:41

        Интересно, почему у них не самая популярная опция "неокрашеные бампера".


  1. KEugene
    09.02.2025 18:41

    До темы ответственности еще такой вопрос: по идее, подобная парковка (процесс) является вождением без участия водителя. Как на это смотрят ПДД? Если в том же Китае тестируют беспилотные такси, то в других странах автопилот, как таковой, под большим вопросом. И вообще, считается ли подобная система "автопилотом" или просто некий "ассистент подруливания"?

    Кстати, вопрос не только про стуканчиков по бамперу или об бордюр. Что если машина здавая назад наедет на человека? А если со смертельным исходом?


  1. CitizenOfDreams
    09.02.2025 18:41

    Машина сдает назад, пока не упирается в бампер стоящего сзади автомобиля.

    У гордого российского автовладельца от такого истерика случится, даже если бампер его праворульной Тойоты перекупы сварили паяльником и покрасили из баллончика.


    1. Wolframium13
      09.02.2025 18:41

      Ну не приятно, когда тоё имущество портят.


  1. pilot2k
    09.02.2025 18:41

    оно не запаркуется там где я сам запаркуюсь, ну или выбесит весь поток пока будет парковаться


  1. DonStron
    09.02.2025 18:41

    Так, летом завирусилось видео, где тестовый автомобиль китайского производителя IM Motors боком заезжает на парковочное место

    Разбираем эти ролики, другие ракурсы этого фокуса доступны тут: https://weibo.com/7825589595/OsZWg8sSf
    Во первых это делается не автоматически, на роликах по ссылке видно, что за рулём сидит человек, а возле стены уложены мешки, чтобы не врубиться в стену.

    Понятно, что вывернув и передние и задние колёса в сторону парковочного места и распределяя крутящий момент электроникой, шлифуя резиной (!) можно так парковаться, НО резина при этом шлифует, травмирует дорожное полотно и изнашивается сама. Плюс жуткий визг. И, думаю, в целом регулярная шлифовка трансмиссии тоже не понравится.

    И если на отполированном идеальном полу в тех роликах такое может и будет работать, то в жизни такой способ парковки будет приводить к повышенному износу резины и выбоинам в асфальте в местах парковок. Ну и такой поворот задних колёс - сильное усложнение конструкции. К тому же, если задние колёса так могут выворачиваться, то уверен, вместе с поворачиванием передних, можно парковаться в узкие места просто выбирая правильную траекторию, которая недоступна автомобилям с не поворачиваемыми задними колёсами.

    Так что, это просто фокус, трюк, который в жизнь не пойдет. Исключительно для пиара и привлечения внимания. В некоторых местах шипы запрещают, чтобы дороги меньше изнашивались, а тут предлагают шлифовать по десятку раз в день, никакого покрытия на такие трюки не хватит :)

    Уж если хочется парковаться четко боком, и если для этого не боятся усложнения конструкции, ТО можно предусмотреть тогда выдвижные опоры на перпендикулярных колёсиках, который поднимут авто и прокатят его вбок. Таких концептов предлагалось тьма ещё в прошлом веке. Или посмотреть старые концепты с задним перпендикулярным выдвижным колесом (оно же запаска), типа вот как Крайслер предлагал:


  1. evgen609
    09.02.2025 18:41

    Думаю все дело в том что условному китайскому концерну система автопарковки обходится в условные икс $, а немецкому в три - пять раз дороже. Старые бренды просто не могут угнаться, потому как отстают в электронике.


  1. DenSigma
    09.02.2025 18:41

    Только мне кажется, что фокус с "параллельной" ездой, когда колеса в разные стороны крутятся, возможен только при следующих условиях?

    а. Действие происходит на гладком полированном бетоне.

    б. С использованием "пластмассовой" китайской резины, которая совершенно не держит сцепление с дорогой .

    На нормальной европейской/российской резине и на асфальте данный цирковой трюк не выполнится, и если и выполнится, то резина превратится в лохмотья через пару-тройку "парковок".

    Помнится, я, купив узбекский автомобиль, укомплектованный "очень хорошей" китайской резиной, тупо выбросил ее (резину) и купил покрышки российского производства. Ибо ездить оказалось совершенно невозможно, машину мотыляет туда-сюда по дороге. Посчитал, что жизнь дороже.