![](https://habrastorage.org/webt/_z/wd/af/_zwdaf-alry0c1datoyyfozrlqy.jpeg)
Привет, Хабр! Сегодня я поделюсь с вами простым и весьма действенным способом обогатить палитру тембров практически любой электрогитары.
Для этого требуются всего-навсего два конденсатора, переменный резистор и переключатель. Последние могут быть объединены в одном компоненте, называемом «пуш-пул» или «пуш-пуш», в зависимости от наличия механизма фиксации нажатия.
Даже не верится, что получившийся полосовой фильтр пассивный и не нуждается в источниках питания. Однако это именно так.
▍ Продолжаю экспериментировать
Многообразие красивых блюзовых звучаний, открывшееся после замены магнитов в звукоснимателях электрогитары за 6760 рублей (и это цена не комплекта из трёх датчиков, а всего инструмента вместе с доставкой из Китая), подтолкнуло меня к решению заняться, наконец, совершенствованием темброблока одного из моих самых любимых самодельных инструментов.
![](https://habrastorage.org/webt/lz/ix/rd/lzixrdlvb5glo0b4k7cghc68b7w.jpeg)
Многострадальный джазмастер с осенними листьями, поцарапанный котом ещё в процессе сборки, одним из первых получил пару переменных резисторов типа «тяни-толкай», включающих фазосдвигающие конденсаторы при подъёме ручки громкости или тона, соответственно, для некового и бриджевого звукоснимателя.
![](https://habrastorage.org/webt/-e/us/xn/-eusxnl4vmohuynjf1sv6hygrfy.jpeg)
Такая же функция для некового датчика плюс переключатель полярности бриджевого сингла и продвинутый регулятор тона, собранный по схеме из темброблока винтажного чешского даблката Jolana Disco, превратили стимпанковый полуакустический телекастер в настоящую лабораторию разнообразных электрогитарных тембров.
![](https://habrastorage.org/webt/4v/wv/9u/4vwv9ujqfzf0lgq68ri4jol1e7i.jpeg)
Не менее продвинутым получился и темброблок подмигивающего котообразного даблката, где регуляторы «яркости» и «фазы» позволили не только побороть неразборчивость звучания «мутного» китайского экранированного хамбакера с керамическим магнитом, но и получить от него весьма достойные «сингловые» тембры.
![](https://habrastorage.org/webt/ud/p-/jg/udp-jgmotzv5fql4jr9ryir65ra.jpeg)
Все эти эффекты достигнуты благодаря применению пассивных RC-фильтров, которые могут быть переключаемыми или даже регулируемыми, если ввести в их состав переменный резистор.
▍ Есть два пути...
Однако я не обхожу стороной и более традиционный способ усовершенствования электрогитар. Например, телекастер из конструктора IRIN, сборка которого таила в себе немало неожиданных затруднений, был кастомизирован путём добавления третьего звукоснимателя в средней позиции.
![](https://habrastorage.org/webt/sc/wg/qx/scwgqxd1yqi_hxf7lglmend_miu.jpeg)
Данный вариант оснащения телекастера называется «нэшвилловским» и позволяет получать «стеклянный» стратокастеровский звук. А что, если модифицировать таким же образом синглкат — электрогитару, форма которой напоминает культовый Les Paul от компании Gibson?
Благодаря этой задумке, появился на свет кастомный синглкат с тремя звукоснимателями, благодаря которым, он способен звучать как Лес Пол, Стратокастер и Телекастер — «три кита», на которых основан мир электрогитар.
![](https://habrastorage.org/webt/ux/ty/43/uxty43aokh--ciaruvt7a0gklrm.jpeg)
Однако воспроизвести один из моих любимых гитарных тембров этот инструмент оказался не в состоянии, чем сильно разочаровал. Речь идёт о специфическом сфокусированном назальном звучании, как будто задействована «квакушка» — педаль с эффектом перестраиваемого полосового фильтра.
Именно так зазвучала электрогитара из конструктора Harley-Benton CST-24 после замены штатных керамических хамбакеров на тоже керамические и тоже китайские, но P-90.
![](https://habrastorage.org/webt/ia/sq/hy/iasqhyq1ezytwlspklyyckgt_i4.jpeg)
Тогда почему точно такие же «жирные синглы» в корпусе экранированного хамбакера на синглкате с той же «лесполовской» мензурой, составляющей 24.75 дюйма или 629 миллиметров, звучат совсем по-другому? Струны там и там установлены одинаковые — «девятки» с покрытием Harley-Benton HQS EL 9-42. Идентичны даже материалы обеих электрогитар — гриф из твёрдого клёна с амарантовой накладкой и корпус из индонезийской мебельной древесины ренгас.
Да, синглкат массивнее, и его корпус устроен не так, как у инструмента в стиле Paul Reed Smith. Но дело вовсе не в этом.
Звукосниматель типа P-90 оснащается двумя полосовыми магнитами, расположенными в его нижней части, под каркасом катушки.
![](https://habrastorage.org/webt/3s/fo/cl/3sfoclzgevh2gf6zslogml-q-ti.jpeg)
Эти магниты направлены одноимёнными полюсами в сторону общего магнитопровода, выполненного в виде стального бруска с резьбовыми отверстиями, куда вворачивается шесть индивидуальных полюсных наконечников с регулируемой высотой, по одному для каждой струны. Таким образом получается специфическая конфигурация силовых линий магнитного поля.
![](https://habrastorage.org/webt/j_/yf/6u/j_yf6ujdxpmyshzdhkee6igagzc.jpeg)
На кастомном синглкате между двумя P-90, причём довольно близко к каждому из них, находится узкий рельсовый хамбакер в форм-факторе сингла. Этот дополнительный звукосниматель принёс с собой и собственное постоянное подмагничивание, изменяющее картину силовых линий вокруг струн и катушек P-90.
Соответственно, изменяются и характеристики периодических изменений магнитного поля, возникающих под действием механических колебаний ферромагнитных струн и вызывающих электродвижущую силу в катушках звукоснимателей.
▍ Как это работает?
Когда активен всего один из датчиков, эффект «лишнего» магнита практически невозможно уловить на слух. Однако всё меняется при сложении электрических колебаний из двух катушек индуктивности, располагающихся под разными местами струны.
Колебания струны представляют собой стоячие механические волны. Узлы и пучности гармоник находятся в определённых местах.
![](https://habrastorage.org/webt/ls/ix/zs/lsixzsthyodel6dcv2fgsqvz-88.png)
Расположение магнитопровода под пучностью гармоники даст максимальную, а под узлом — нулевую амплитуду этой гармоники в электрическом сигнале катушки. Также имеется целый спектр промежуточных значений: чем ближе к пучности и дальше от узла, тем сигнал сильнее, и наоборот.
А если сигналов катушек два или более, то результирующий частотный спектр их суперпозиции будет зависеть от фазового сдвига. Синфазные колебания взаимно складываются, а противофазные — вычитаются.
В этом и состоит секрет культового «стеклянного» звучания электрогитары Fender Stratocaster, а также того, что звук хамбакеров воспринимается более «глубоким» и «полным», чем у синглов.
![](https://habrastorage.org/webt/rk/l1/u0/rkl1u0globhkajtao0r-sa8vb8g.jpeg)
Мои эксперименты с добавочными звукоснимателями и пассивными фазосдвигающими цепочками в темброблоках подтверждают тот факт, что фазовые сдвиги для получения желаемых подъёмов и провалов амплитудно-частотной характеристики спектра электрогитарного сигнала можно получить как традиционным механическим путём размещения датчиков в определённых местах, так и инновационным электронным способом.
Последний является более выгодным по целому ряду соображений. Во-первых, инструмент с меньшим числом звукоснимателей имеет меньшую массу и стоимость. А самое главное преимущество электронного способа состоит в том, что пассивные RC-цепочки легко перестраивать переменными резисторами.
Существуют бутиковые модели электрогитар, предоставляющие возможность передвигать звукосниматели по деке. Это может весьма пригодиться в студии при поиске наилучшего звучания для трека, но при выступлении на сцене такая гитара будет выглядеть странно. К тому же, перемещать датчик во время игры вряд ли получится.
Конечно, можно установить линейный электропривод, как на 3Д-принтерах и прочих станках с ЧПУ, с управлением при помощи ножных педалей или автоматически через MIDI. Только придётся постараться, чтобы вибрации механизма и электромагнитные помехи от двигателя не попадали в гитарный аудиосигнал.
▍ Доработка темброблока
В случае киберпанкового антуража такая роботизированная электрогитара может добавить выступлению зрелищности. Но я всё-таки предпочту воспользоваться простым и недорогим набором обычных электронных компонентов.
![](https://habrastorage.org/webt/aj/cr/2f/ajcr2fjfv3bcqsyrbfocpnvmzzy.jpeg)
Последовательно с выходом некового звукоснимателя включается плёночный конденсатор на 3.3 нанофарада. Параллельно последнему подключаем цепь из переменного резистора на 500 килоом последовательно со вторым конденсатором номиналом 47 нанофарад.
И, наконец, контакты пуш-пуш переключателя закорачивают эту схему из трёх деталей, будто её нет. Когда контакты замкнуты, нековый датчик присоединён к трёхпозиционному тумблеру непосредственно, а когда разомкнуты — через перестраиваемую фазосдвигающую цепочку.
![](https://habrastorage.org/webt/yv/ng/he/yvnghe-mlbfehphnjklwjxuaiqc.png)
Дека котогитары, где также успешно применяется такой схемотехнический узел, предоставляет отверстия под 4 переменных резистора, тогда как у CST-24 таких отверстий имеется всего два.
Конечно, можно просверлить и третье отверстие, но я всегда стремлюсь сохранять эстетику инструмента. Специально для таких случаев существуют сдвоенные потенциометры с коаксиальными штоками и специальные двойные ручки для них.
![](https://habrastorage.org/webt/uo/1i/5s/uo1i5s-wbbysohnmkqcci8trdng.jpeg)
Нижняя толстая ручка-основание будет выполнять функции регулятора громкости, а тонкая ручка-верхушка — отвечать за тембр. Каждая из половинок данного переменного резистора имеет номинал 500 килоом. Существуют и варианты, в которых номиналы половинок разные.
Получаются два независимых узла, подключаемых к остальным компонентам электрогитары минимальным числом проводов.
![](https://habrastorage.org/webt/7-/xw/c2/7-xwc2zkzkxzbjbyhpbfuoqabhm.jpeg)
Модуль громкости и тона присоединяется между выходом переключателя и выходным гнездом под джек, а фазосдвигающий узел — между нековым хамбакером и соответствующим входом переключателя.
![](https://habrastorage.org/webt/zm/1m/hh/zm1mhhs8tw5rofibkqr1nce2wek.jpeg)
Работа выполнена, и теперь мы можем созерцать внутренности обновлённого темброблока и органы управления гитарой на лицевой стороне деки.
![](https://habrastorage.org/webt/l8/jp/w8/l8jpw8zlxa8_tmwn7yssjlbbc40.jpeg)
Коль скоро сегодня я дорабатываю этот инструмент, не помешает заняться ещё одной модификацией, которую мне давно хотелось осуществить.
▍ Локовые колки
Изначально на данную электрогитару были установлены запирающиеся (локовые) колки Ratio производства канадской компании Graph Tech.
![](https://habrastorage.org/webt/nh/cd/ap/nhcdapsmn8-vsuviux9shsnubpw.jpeg)
Они практически идеальны, но имевшийся у меня комплект PRL-8721-C0 рассчитан на установку шесть в ряд, а перо грифа CST-24 имеет два ряда по три отверстия. Поэтому колки Graph Tech были переставлены на нэшвилловский телекастер Aria Pro II Jet TL.
![](https://habrastorage.org/webt/mb/zj/dn/mbzjdnrjgkpi9f4ccy4h0s68xam.jpeg)
На CST-24 несколько месяцев стояли обычные колки, которыми был укомплектован конструктор. Они работали без особых нареканий, но запирающиеся колки всё же лучше: с ними и строй стабильнее, и замена струн быстрее и легче.
На пробу были приобретён дешёвый комплект локовых колков Kaynes корейского производства. Он пришёл в красивой упаковке.
![](https://habrastorage.org/webt/e9/g0/u-/e9g0u-4cwaznwwddzw44ogeaedq.jpeg)
Ещё красивее оказались хромированные шайбы, профиль которых закруглён с лицевой стороны. Весьма приятно, когда производители гитарной фурнитуры проявляют такое внимание к деталям.
![](https://habrastorage.org/webt/up/jg/vj/upjgvjnnq6mcakrm1jus-68cdui.jpeg)
Однако смазка в червячных механизмах колков отсутствовала от слова совсем. Здесь можно применять бескислотный солидол, технический вазелин, Литол-24, ШРУС, графитовую или иную консистентную смазку. Я предпочитаю пользоваться силиконовой смазкой с фторопластом по причине её универсальности.
![](https://habrastorage.org/webt/kb/cs/cp/kbcscpbt4jng9q6mm3ukxgp37sg.jpeg)
Она подходит и для пластиковых шестерёнок, используемых в передаточных механизмах педалей громкости, экспрессии и гитарных квакушек. Также ею можно смазывать верхние порожки акустических и электрогитар для лучшего скольжения струн.
В работе корейские запирающиеся колки Kaynes показали себя просто прекрасно. Конечно, механизмы Ratio более продвинутые. Они снабжены весьма долговечной высокотехнологичной смазкой и предусматривают индивидуальные передаточные числа для каждой струны, чтобы один оборот флажка изменял основную частоту колебаний ровно на полтона.
![](https://habrastorage.org/webt/hm/ko/-l/hmko-ljshkyoqfr_sh_iubawau4.jpeg)
Однако лично для меня те и другие колки равноценны, и это при десятикратной разнице в стоимости. Если гитаристу не требуется часто менять строй, то выбор, наверное, очевиден.
▍ Слушаем результаты
В верхнем положении селектора звукоснимателей инновационный регулятор «фазы» действует как фильтр верхних частот. То есть, представляет собой обычную электрогитарную ручку тона, только наоборот: срезаются не верха, а низы. Уже одно это может оказаться весьма полезным, когда нужно «подтянуть» гитарный сигнал, чтобы предусилитель не «захлёбывался».
Видео на Rutube
Видео на Youtube
Однако в среднем положении трёхпозиционного тумблера, когда на тембр начинает влиять не только амплитудно-частотная характеристика, но и фазовый сдвиг, случается «чудо». Регулятор фазы превращается в перестраиваемый полосовой фильтр и действует подобно квакушке — гитарному эффекту «вау».
Это даёт возможность плавной регулировки, позволяющей легко найти положения регулятора с нужным соотношением звонкого «стекла» и назального «твэнга».
Получилась простая в управлении и при этом весьма универсальная электрогитара. Февраль на дворе, а новогодние чудеса продолжаются, что не может не радовать.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
![](https://habrastorage.org/r/w1560/webt/tp/sk/z-/tpskz-7w7a8e74isoowuep40xeg.png)
jar_ohty
Всегда захожу в ваши статьи посмотреть на котов:)
По поводу силикота. Это ни в коем случае не смазка для пар трения. Это липкая смазка для резиновых прокладок в различных герметичных сочленениях. Не думаю, что хорошая идея смазывать ею шестеренки.