Когда у вас работают опытные спецы, встроить в работу новые правила управления проектами практически невозможно. Потому что им, ветеранам по внедрению сложнейших ERP-систем, не нужны все эти новомодные регламенты. Они уже съели собаку на таких проектах, и видели в этой жизни всё и даже больше. И, в отличие от современных домашних зумеров, совершали трудовые подвиги еще во времена, когда не было удаленки – сурово и в полевых условиях, разрываясь между несколькими внедряемыми системами в разных городах. 

Поэтому когда руководство говорит «Теперь будем делать проекты по-другому, системно и правильно, вот вам новый регламент», у них возникает вопрос – а нам оно надо? Зачем нам все эти новые правила управления, как делать проекты? Почему мы должны полагаться на них, а не на свой опыт, который спасал десятки раз?

Однако опыта конкретных сотрудников недостаточно, если вы, как руководитель организации, хотите спать спокойно с уверенностью в результатах. Нужна такая система управления проектами, которая превратит ваших ветеранов труда из скептиков в амбассадоров новых правил. Только в этом случае вложенные инвестиции в их разработку начнут окупаться уже через 3 месяца. Как это сделать – читайте в этой статье на примере кейса ИТ-интегратора.

Почему высокой квалификации и опыта сотрудников недостаточно для успеха проектов

Пару лет назад после митапа по управлению проектами, на котором я выступал с докладом о своем авторском методе Парацельс ПМ, я познакомился с будущим заказчиком. Он искал подход к разработке единых правил управления проектами. Мы поговорили, и он рассказал о своей компании – это небольшой ИТ-интегратор, который занимается внедрением ERP-систем (и не только) вот уже 15 лет. Многие сотрудники работают в компании практически с её основания, и ниже я поясню, почему это важно.

Обычно, когда люди трудятся в одной компании так долго, это значит, что они очень хорошо понимают, как делаются «здешние» проекты. Например, знают, с кем нужно договориться в курилке, чтобы дали нужных людей уже завтра. Или как надо взаимодействовать со слабой командой заказчика, чтобы проект не встал.

Так что, у ключевых сотрудников здесь не только большой профессиональный опыт, но и своя сеть неформальных связей – как внутри компании, так и с подрядчиками и клиентами. И хотя для реализации проектов используются некоторые практики из Agile и PMBoK, по большей части каждый руководитель управляет по-своему. Так, как считает наиболее эффективнымбез лишних регламентов.

Однако такой подход, с опорой на знания «в голове», постоянно приводит к авральным ситуациям, когда сроки уже горят. Потому что каждый руководитель вывозит по 2-3 сложных проекта одновременно, а возможности хотя бы частично «разгрузиться» нет. Почему? Менее опытные сотрудники не могут сразу встать на подхвате, так как из-за сложной специфики проектов и особенностей внутренних процессов им приходится по несколько месяцев вникать в курс дел.

Но компания растет – проектов становится все больше и вместе с их количеством растет их сложность и масштаб. И управлять ими по старой схеме уже не получается. 

За решением этой проблемы ко мне и обратился генеральный директор (он же собственник) компании – помочь создать систему из единых правил управления проектами, чтобы:

  • избавиться от постоянного микроменеджмента, так как в отсутствии прозрачной системы нужно все держать на личном контроле;

  • делать проекты с более предсказуемыми сроками и маржинальностью;

  • подготовить организацию к масштабированию за счет быстрой передачи знаний от более опытных сотрудников новичкам.

В начале статьи я уже затронул тему, почему выработать новые правила в уже зрелой компании и навязать их опытным спецам это задача со звездочкой. И ниже я поделюсь своим авторским подходом – как сделать так, чтобы даже самые матерые профи одобрили, приняли и сразу же начали использовать новую методологию.

Почему нельзя просто взять и навязать новые правила игры

Когда приходишь в компанию в качестве внешнего эксперта с намерением причинить добро и помочь руководителям делать проекты еще лучше, то недоверия или сопротивления с их стороны не избежать. 

Во-первых, по их мнению (и это абсолютная правда) только они знают, как у них в компании делаются дела. Во-вторых, внедрение прозрачной системы и единых правил управления это всегда про создание рычагов контроля со стороны высшего руководства, и такое мало кому может понравиться.

В общем, прийти и сказать что-то в духе «Используйте такие-то шаблоны и все станет лучше прежнего» здесь не прокатит. Вас просто задавят своим авторитетом на месте, аргументированно отправляя каждый предлагаемый инструмент в нокаут и объясняя, почему он бесполезен в текущих проектах. 

Кстати, внедрение готовых фреймворков тоже ожидает полное фиаско, так как большинство из них имеет чисто декларативный характер. Потому что описание процессов невозможно применять на практике – последовательность шагов может постоянно меняться или вовсе пропускаться, и опытные руководители это знают. И предлагать им это, чтобы делать проекты лучше и быстрее, бесполезно.

По моему опыту единственный выход в ситуации, когда для роста организации жизненно необходимо выстроить прозрачную систему управления проектами из единых правил и требований и при этом завоевать доверие ключевых сотрудников, это придерживаться четырех принципов во время разработки. Ниже расскажу о них подробнее.

Четыре принципа разработки единых правил управления, чтобы быстро и безболезненно внедрить новую систему

В 90% случаев внедряемые правила воспринимаются как бесполезная бюрократия, которую можно и нужно игнорировать. Главная причина, почему так происходит, это то, что сотрудники не понимают её ценности и эффективности (либо её не донесли, либо пользы от ее использования реально нет).

Поэтому первый принцип при разработке методологии это её четкое обоснование за счет закрытия потребностей и главных болей организации.

Новые правила и требования к управлению должны однозначно давать ответ на вопрос: а зачем мы делаем то, что мы делаем? Так что в нашем кейсе, как и во многих других, при создании каркаса методологии мы выделили ключевые области внимания (аспекты), которыми критически важно управлять как для успеха проектов, так и для достижения целей компании. В большинстве организаций к таким аспектам относятся сроки и бюджет, но в каждом конкретном случае есть свои «больные места». Например, в этом кейсе была проблема с сохранением и передачей экспертизы, из-за чего онбординг новичков мог занимать несколько месяцев. 

При этом процесс определения аспектов всегда должен проходить совместно с ключевыми сотрудниками, которые знают всю картину изнутри. Это очень важный момент – не только определить, но и договориться о том, что действительно важно и какие проблемы чаще всего возникают. Потому что жизнеспособность любого регламента зависит от того, является ли он результатом реальных договоренностей, а не просто требованием.

Второй принцип – методология должна учитывать специфику проектов в конкретной компании и быть гибкой в применении.

Потому что ее цель не формализовать процесс реализации проектов, чтобы создать рычаги контроля для высшего руководства, а помогать руководителям делать проекты качественнее, избегая авралов и рисков. Например, учитывать вариативность проектов – их масштаб, сложность и специфику. Потому что если мы говорим о таких проектах, как запуск новой системы или доработка существующей, особенности реализации будут сильно отличаться. А значит и набор применяемых инструментов тоже.  

Кроме этого, методология должна быть идеально встроена в уже сложившиеся процессы, иначе она также будет оторвана от реальности. Например, в этом кейсе у заказчика уже была база знаний для онбординга новичков. Так что, мы внедрили новое правило ее использования: записывать итоги каждого этапа или проекта (какие были результаты, ограничения, риски), чтобы помочь менее опытным сотрудникам не наступать на одни и те же грабли в новых проектах.

Третий принцип – правила управления должны опираться на имеющийся успешный опыт компании.

Потому что только так новая методология будет принята и одобрена сотрудниками, а значит у нее будет шанс «выжить» после внедрения. 

Я категорически против того, чтобы ломать то, что уже работает. Все, что нужно, чтобы сотрудники восприняли новые правила «как родные» и не тратили потом месяцы на обучение, это вытащить их опыт и знания «из головы» на бумагу. А именно: 

  • собрать инструменты и практики, которые уже показали свою эффективность и хорошо работают; 

  • проанализировать то, что не сработало, чтобы понять – этот инструмент или практика бесполезны на всех проектах или только на некоторых (каких именно?); 

  • подобрать практики, которые еще не использовались, но которые показали свою эффективность в этой же отрасли в других компаниях, и проверить, можно ли их адаптировать к текущим процессам управления. 

В итоге получается дистиллированный успешный и улучшенный опыт компании в виде набора уже проверенных, работающих инструментов.

И четвертый принцип – методология будет реально работать, если ее использование будет проверяемым. Поэтому она должна опираться на результаты, а не процессы.

Прозрачная система управления это система из правил, соблюдение которых можно проверить – что руководители реально делают то, что нужно делать. И применение фреймворка с процессным подходом (описанием шагов) здесь не поможет. 

Например, рассмотрим шаг «Назначить руководителя проекта» из одного популярного фреймворка, в котором описана цель этого шага и ключевые навыки руководителя. Это, конечно, полезно (новичкам), но как нам проверить это на практике? Что Марину Петрову назначили так, как нужно, чтобы минимизировать возможные риски? С закреплением ответственности за результат и выдачей полномочий, а не просто на словах в курилке? Если мы придерживаемся описанием процессов, то никак. 

Так что все, что нужно, чтобы новые правила управления реально работали и их соблюдение было проверяемым, это четко определить, кто, что и в какой момент проекта должен делать для получения нужного результата, чтобы уделять внимание нужному аспекту. 

Как это делать? Мы используем артефакты и события. Артефакт – подтверждение выполненного результата (отчет, план, след в информационной системе), а событие – любой вид встречи для обсуждения данного артефакта и принятия решений. Если мы говорим об аспекте сохранение и передача экспертизы, то уделять внимание ему важно в середине и конце проекта – сохранять итоги каждого этапа в базе знаний (артефакт), проводить ретроспективы с участием новичков (событие) и т.д. 

Так, подбирая для каждого аспекта в нужный момент времени жизненного цикла нужные артефакты и события, мы получаем не просто набор инструментов, а прозрачную систему с опорой на проверяемые результаты. 

Я не буду сейчас останавливаться на этом очень подробно – лучше почитайте про данный метод в одной из моих прошлых статей. Однако, чтобы подытожить все вышеописанное, отвечу на главный вопрос – почему именно такой подход к разработке обеспечивает успешное внедрение и быстрый возврат вложенных инвестиций? 

Потому что новые правила и требования к проектам идеально встраиваются в текущие процессы, решают конкретные проблемы как компании, так и проектов, их соблюдение абсолютно проверяемо и, главное, они не вызывают у людей отторжения.

Главные мысли и выводы

В этом кейсе мы успешно закончили работу за 2,5 месяца – собрали ящик с работающими, проверенными инструментами и упаковали его в систему из понятных правил применения и инструкций. Отдельно стоит заметить про скорость разработки – важно уместиться в 2-2,5 месяца, потому что вовлечение ключевых сотрудников критически важно, а мотивация и драйв людей, как правило, начинают ослабевать спустя два месяца. 

Для нашего заказчика итогом разработки единых правил управления стало не только снятие ограничения в масштабирование, но и возможность со временем выбраться из текучки, которая отнимала большую часть его времени. А еще – значительные изменения в культуре реализации проектов. Что это значит? 

Большинство опытных руководителей проектов работают «по старинке» – предпочитают разруливать проблемы уже по факту, вместо того, чтобы заранее «подстелить соломку». Потому что куда проще порешать проблемы здесь и сейчас, чем на протяжении всего проекта делать скучные действия и процедуры, которые не дают мгновенного эффекта. 

Однако именно «скучные» действия важно превращать в привычку. Потому что именно эта привычка помогает заботиться о «здоровье» проекта постоянно, а не только когда случилась катастрофа. 

Коллеги, приглашаю вас в свой телеграм канал Андрей Малахов | От проектов к изменениям, где я регулярно провожу методологические экскурсии на примере кейсов моих клиентов. Кроме этого, в канале вы найдете много полезного для себя: проверенные инструменты, лайфхаки, кейсы, личные наработки за 20+ лет управления проектами и изменениями. А еще я там рассказываю про собственные разработки: мой авторский гибридный метод управления проектами Парацельс ПМ и ИТ-инструмент ресурсного планирования. Подписывайтесь!

Комментарии (19)


  1. Kwisatz
    22.05.2025 14:11

    Знаете, я долго думал что не так с системами управления проектами. Даже книга Павла Алферова прочел (что совсем уж для меня не характерно, хотя книжка понравилась). И наконец дошло: а что делать, если компетенций нет? Вот совсем нет, ни у кого в вашей или моей компании, включая нас с вами. Ну например, многие на полном серьезе пытались создать "убийцу ютуб", но вопрос "что такое ютуб" почти всегда оставался за гранью понимания этих людей. Но ведь мы не этого хотим, мы же не хотим чтобы проекты проваливались?


    1. PMLogix Автор
      22.05.2025 14:11

      Можно разбить понятие компетенции на - язык, знание инструментов, знание, как в целом система работает. Языку обучить не так сложно, но нужно его постоянно использовать, кроме того, он должен быть приземлен к терминологии компании, если она прижилась и работает. Инструментам тоже несложно обучить, если есть качественный онбординг, обучение и наставник, дающий обратную связь. Как все инструмены собрать в систему - тут нужна экспертиза методолога, у которого должен быть кругозор по разным фреймворкам, методам и их релевантности в конкретном контексте. Но большинству компетенции по системе не нужны. В итоге, если система грамотно собрана, то участникам достаточно общаться на одном языке и грамотно использовать инструменты. Это более чем реальная задача )


      1. Kwisatz
        22.05.2025 14:11

        никак не работает, нет языка, нет инструментов, нет системы. Хотим создать то чего еще не создавали. Причем мы дураки и не знаем этого потому что дураки.


        1. PMLogix Автор
          22.05.2025 14:11

          Зовите тех, кто может внедрить язык, инструменты и систему. Нас, например ) Было бы желание. А то так можно бесконечно сетовать, что этого нет!


          1. Kwisatz
            22.05.2025 14:11

            А с чего вы решили что вы компетентны? А как мне удостовериться что вы компетентны? А почему именно вы? А если вы лжете? А как мне узнать что мне пора кого то звать?

            PS кстати я изначально как раз постулировал что мы с вами тоже не имеем нужной экспертизы.


            1. PMLogix Автор
              22.05.2025 14:11

              Я этим давно профессионально занимаюсь, это мой бизнес, и я с клиентами годами работаю, значит они видят ценность. Отзывы можно посмотреть на сайте pmlogix.ru. или узнать лично, если будет реальный запрос. Вы можете что-то постулировать про меня, но думаю, что можете сильно промахнуться так не в курсе ни моих возможностей, ни моей деятельности.


              1. Kwisatz
                22.05.2025 14:11

                В таком случае я попробую еще раз перефразировать вопрос. Ваша статья называется "Как создать систему управления проектами", посему я спрашиваю, как, по вашему компетентному мнению избежать ситуации, когда проект существенно выше ваших компетенций и у вас нет способа это определить.

                У всех создателей убийц ютуба как правило опыт измеряется годами, это их бизнес, в них видят ценность и так далее, но ютуб, даже очень отдаленно и приблизительно не получается у людей.


                1. PMLogix Автор
                  22.05.2025 14:11

                  Вопрос понятен. Тут стоит разграничивать понимание предмета проекта (то, что из себя представляет ютуб) и умение управлять проектом. Скажу на своем примере - когда чувствую, что не хватает компетенции (что-то принципиально новое), то иду к экспертам, которые давно в рынке, деали что-то подобное, работали на референтную компанию. Чуйка новое/старое меня не подводила. Логика проста - делали ли что-то подобное в прошлом. Если нет, идите к экспертам, не тратьте время на собственные эксперименты. Кстати, я тоже не особо верил, что RUTUBE и VK Video взлетят. Но в текущей ситуации, кажется они неплохо себя чувствуют, и я ими пользуюсь.


                  1. Kwisatz
                    22.05.2025 14:11

                    А нету экспертов. И то что вы описываете далее - тому яркий пример: оба ваши кейса ничего общего с ютубом не имеют. И чувствую они себя плохо. Вконтакте кстати, это отдельная жесть, они просто утопили в деньгах топовых блогеров но так и не добились от них эксклюзивности, а многие вообще уже поняли что ловить там нечего. А фундаментальную проблему так и не решили. В итоге как будто печку деньгами топят.

                    Я разделяю. Но я работаю на острие, создавая вещи которых либо делаю лучше, у меня стратегия такая. Пока мне 20 лет везло, но я не бесконечен. Описанный мною риск все обходят стороной, предлагают декомпозировать задачи, распределять по доменам компетенций итд итп Но, повторюсь еще раз, дурак не знает что он дурак потому что он дурак. Соответственно, получается, что такие проекты реализуемы исключительно за счет личности. Тогда у меня возникает очень много вопросов ко всей шумихе по управлению проектами.

                    PS Кстати вы опять предполагает что ктото уже чтото сделал. Это довольно часто не так.


                    1. PMLogix Автор
                      22.05.2025 14:11

                      Это уже совсем экзистенциальный разговор. Я предполагаю, что кто-то что-то сделал в введенном вами контексте Ютуба. Ваш комментарий не в плоскости управления проектами, а в плоскости создания нового, инноваций. Тут нет гарантий, только метод проб и ошибок. Технология работы с продуктами и инновациями тоже есть, можно хотя бы того же Стива Бланка почитать. Но это не технология управления проектами. Она заточена на реализацию более менее понятного, а не "пока неизвестно чего".


                      1. Kwisatz
                        22.05.2025 14:11

                        Разговор такой только потому, что вы не пытаетесь вникнуть в суть вопроса. Я вам пытаюсь донести, что для меня копия Ютуба в категории "известно чего" но и все другие думали так же. Как именно предлагается понять что перед вами инновации, если вы свято уверены, что для вас здесь и сейчас "более менее понятно"


                      1. lyric
                        22.05.2025 14:11

                        А можно я влезу со своими 5 копейками в вашу дискуссию?)
                        Мне показалось, что вы чуть о разном говорите.
                        PMLogix не лезет в сферы стратегического управления (как сделать убийцу ютуба), он лишь предлагает собственнику/СЕО/менеджеру наладить процессы, чтобы помочь достичь / облегчить и ускорить достижение запланированных целей.
                        А вопрос целеполагания, позиционирования на рынке, да даже набора фичей - это не к нему.
                        Поправьте, если я не прав.


                      1. PMLogix Автор
                        22.05.2025 14:11

                        Спасибо, мы правда не занимаемся разаботкой стратегией, а помощи в их реализации через проекты, программы, оргизменения. Точно подмечено!


                      1. Kwisatz
                        22.05.2025 14:11

                        Статья называется "Как создать систему управления проектами"

                        Но в " продакт-менеджмента " мы не лезем.

                        Вы не видите тут противоречий?

                        Я 20 лет смотрю как в корпорациях проекты проваливаются изза того, что люди уверены, будто компетенции у них есть, когда это не так. И никакие системы управления проектами им не помогают, вот я и стал спрашивать как проектологи эту проблему предлагают решить, но они как один либо не понимают о чем я, либо делают вид.


                      1. PMLogix Автор
                        22.05.2025 14:11

                        Это тема стратегии, маркетинга и продакт-менеджмента. Мы занимаемся темой Execution. Это значит, что с первыми пунктами уже как-то разобрались ) Не в свои темы не лезем.


  1. Cordekk
    22.05.2025 14:11

    Вначале классическая проблема - "сапожник без сапог". Сменил несколько компаний, но в каждой было примерно похоже, и с каждым разом воспринималось всё хуже...
    Тут интегратор со скрипом реализует проект внедрения системы управления проектами. Рад что у вас получилось. Хотелось бы конечно больше технических деталей, надеюсь выпустите продолжение.


    1. PMLogix Автор
      22.05.2025 14:11

      Главное не смотреть на "сапожника без сапог" сверху вниз. Потому что таких большинство, из которых большинство никогда не в этом не признается. Поэтому сам факт признания - это крутой шаг вперед. Что касается вопросов, будет здорово, если конкретизируете вопросы, тогда могу добавить деталей.


      1. Cordekk
        22.05.2025 14:11

        Интересуют в первую очередь инструменты конечно, хоть и получается, что начинаем, так сказать, с конца.


        1. PMLogix Автор
          22.05.2025 14:11

          ИТ-инструменты или о чем речь? Конкретизируйте, пожалуйста, не совсем понимаю вопрос.