McDonald’s — символ простоты и доступности. Но в 1996 году они попытались сыграть в премиум: разработали рецепт за миллионы, сняли рекламу с гольф-клубами и выпустили Arch Deluxe. Бургер для взрослых, от которого шарахались даже дети.

В 90-е McDonald’s был на вершине. Самый известный фастфуд в мире, Рональд Макдональд — лицо бренда, Happy Meal — магнит для детей. Всё вроде бы шло как по маслу. Но внутри корпорации началась тревога: взрослые не воспринимают McDonald’s всерьез.
Продажи начали проседать, конкуренты наступали на пятки, а бренд прочно ассоциировался с детским весельем, клоунами и шариками. McDonald’s решил сделать нечто противоположное себе: серьёзный, «взрослый» бургер.
Он получил имя Arch Deluxe — и стал самым дорогим фиаско в истории компании.
Зачем McDonald’s вообще нужно было «взрослеть»?
К началу 90-х McDonald’s столкнулся с проблемой, которую до этого мог игнорировать: взрослая аудитория ускользала. У Wendy’s и Burger King были более «взрослые» бургеры, разнообразнее меню и меньше клоунских образов. На этом фоне McDonald’s выглядел как место, где радуются дети, а взрослые терпят.
Исследования, проведенные McDonald's, подтвердили опасения:
76% потребителей считали McDonald's идеальным местом для детей.
Но только 18% — что у них хорошая еда для взрослых.
Компания увидела в этом не провал, а возможность для роста. Если дети и так уже с ними, значит нужно расширяться за счёт родителей. Началась работа над тем, чтобы изменить восприятие бренда — без отказа от основ, но с добавлением «серьёзного» меню. Так родилась идея Arch Deluxe: бургера для взрослых.
Попытка решения: Arch Deluxe
Проект решили запустить по-крупному. На разработку рецепта, логистику, обучение персонала и изменение производственных процессов McDonald’s потратил около $100 миллионов. Остальные $200 миллионов ушли на рекламу — самая дорогая кампания в истории фастфуда на тот момент.
Рекламный слоган звучал амбициозно: “The burger with the grown-up taste” («Бургер с вкусом для взрослых»).

Внутри McDonald’s хотели сделать Arch Deluxe новой отправной точкой. Не просто бургером, а началом эволюции бренда. Планировалось, что он станет первой ласточкой в новой линейке «Deluxe» — с отдельным позиционированием и атмосферой.
Что из себя представлял Arch Deluxe?
Формально Arch Deluxe не был плохим бургером. Даже наоборот — по составу он был продуманным:
большая ¼‑фунтовая котлета из 100% говядины
лист салата, ломтик томата, сладкий лук
сыр чеддер (с опцией бекона)
булка из картофельного теста с кунжутом
сладковатый кетчуп
и главное — «Dijonnaise», фирменный соус из майонеза и дижонской горчицы с цельными зернами
Бургер подавался в слегка «премиальной» упаковке, по более высокой цене: $2.59 (в 1996 году), а с беконом — $2.79. Для сравнения: обычный бургер тогда стоил около $1.10.
Уже на этом этапе Макдак промахнулся. Бургер был вкусным, но не настолько чтобы платить в несколько раз больше.
С рекламой ещё интереснее.
Запуск: настоящий сюр
Презентация Arch Deluxe в Radio City Music Hall прошла с размахом, который был ближе к Бродвею, чем к запуску фастфуда.
На сцене — клоун Рональд Макдональд в строгом костюме, с портфелем в руке, танцует с Rockettes. А в перерывах между представлениями людям раздают новые «премиальные» бургеры. Всё это якобы символизировало переход в деловой мир взрослых.

Но зрители были в замешательстве. Что это — ирония, ребрендинг?
В рекламной кампании путаница только усилилась. Вот лишь часть того, что показывали:
Подростки сидят в McDonald’s — девочка заказала Arch Deluxe, мальчик взял обычный бургер. Далее закадровый голос: «Похоже, девочки действительно взрослеют быстрее мальчиков».
Повара в фартуках всерьез описывают вкусовой профиль Dijonnaise — смесь горчицы и майонеза.
Семейные сцены, где взрослые неожиданно приходят в восторг от Arch Deluxe. Дети морщатся с отвращением и с недоумением смотрят на родителей.
И, конечно, Рональд Макдональд, говорящий серьезным тоном о делах, в гольф‑клубе, на бизнес‑форумах. Но при этом все ещё в образе клоуна.
По идее месседж должен был привлечь взрослую аудиторию: «Дети воротят нос от Arch Deluxe. Потому что это взрослый и серьезный бургер».

Но в реальности сигнал был размытым. Никто не понимал, кому всё это адресовано.
Детям, которые хотят казаться крутыми и взрослыми?
Взрослым, которым надоело есть с детьми?
Или это насмешка над взрослением в целом?
Оставив клоуна Рональда в кадре, бренд будто пытался остаться в старом мире, делая вид, что идёт в новый.
Эффект: обратный
Вместо того чтобы расширить аудиторию, Arch Deluxe начал отталкивать уже лояльных клиентов.
Если детям говорят: «этот бургер не для тебя», то и в сам ресторан идти незачем. А именно дети часто приводили взрослых в McDonald’s.
Получилось, что рекламная кампания против детей — это кампания против собственного трафика.
Взрослые, которых пытались завлечь, не спешили менять привычки. Большая часть целевой аудитории — люди в возрасте 35–55 лет — тогда вообще редко ели фастфуд. А те, кто ел, делали это не ради изысканности.
Проблемы на кухне
Еще одна причина провала — производственный процесс. В 90-х McDonald's еще не внедрил систему сборки по заказу (которую позже назовут Made for You). Архитектура кухни была рассчитана на стандартные блюда.
Arch Deluxe собирался заранее, упаковывался и ждал в тепловом шкафу. Соус размягчал булку, овощи теряли вид, бургер превращался в нечто тяжёлое и вялое.
Учитывая, что его позиционировали как «премиум», это убивало все ожидания.
Продажи? Ну… точно не миллиард
McDonald’s надеялся, что Arch Deluxe принесет компании миллиард долларов за первый год.
Позже CEO McDonald’s в США — Эд Ренци — выпустил мемо, в котором утверждал, что “всё идёт по плану”, продажи даже на 10% выше внутренних ожиданий. А потом внезапно... ушёл в отставку. Так что «план» был примерно как у динозавров накануне падения метеорита.
Спустя годы в McDonald’s признали провал.
В 1997–1998 годах продажи Arch Deluxe свернули в большинстве ресторанов.
В 2000 году Arch Deluxe окончательно убрали из меню. Перед этим пытались сливать остатки через акцию Campaign 55 — бургер за $0.55 (в честь года основания компании, 1955).
Но с подвохом: скидка действовала только при покупке картошки и напитка по полной цене. В самой рекламе это не озвучивалось.
Клиенты приходили попробовать «премиальный» бургер за $0.55, а на кассе им говорили, что нужно купить сет. Поэтому жаловались и чувствовали себя обманутыми. И это только сильнее портило имидж компании.
Почему провалился?
McDonald’s допустил сразу несколько стратегических ошибок:
Противоречие позиционирования. Маркетинг говорил: «Это не для детей». Но именно дети приводят взрослых в McDonald»s. Ударив по ним, компания выстрелила себе в ногу.
Размытый месседж. Клоун в деловом костюме, подростки, повара, странный юмор — рекламные ролики выглядели как коллаж без единой идеи.
Неверная аудитория. Взрослые, которых хотели привлечь, либо уже ушли к конкурентам, либо вообще не интересовались фастфудом.
Цена и формат. Бургер был дороже и неудобен для обычного потребления. McDonald's всегда брал скоростью и доступностью — здесь этого не было.
Проблемы исполнения. Отсутствие системы «сборки по заказу» привело к ухудшению качества на выходе. Продукт не соответствовал заявленному уровню.
Финал: возвращение к истокам
После провала Arch Deluxe в McDonald»s отказался от идеи «взросления» и вернулись к своему ДНК — простоте, радости, ностальгии.
Лично я обожаю Мак и рад, что вкус не меняется.
Спасибо, что прочитали статью. Тут про традиционный бизнес из прошлого, а про стартапы будущего у меня на тг-канале. Подписывайся.
Комментарии (25)
ganzmavag
27.05.2025 16:46Напомнило чем-то попытки Coca-Cola сделать новую, более вкусную колу, которые с треском провалились (хотя фокус-группы в слепом тестировании реально выбирали её)
vorphalack
27.05.2025 16:46большинству потребителей, вполне очевидно, нужна предсказуемость, а не "угадай мелодию".
Corestone
27.05.2025 16:46Мак пытался сделать что-то действительно необычное, но, кажется, переоценил свою аудиторию. Ведь его сила всегда была в другом — в предсказуемости, скорости и ностальгии.
Allaire
27.05.2025 16:46По ходу статьи возникли было вопросы, благо задача в рамках моего профессионального интереса, но ссылка на телегу в конце на все ответила. Дальше можно проверять куда ещё эта статья кросспостнута, но это для комментария "со звёздочкой", так что норм.
Дно.
m1skam
27.05.2025 16:46Лично я обожаю Мак и рад, что вкус не меняется.
В рамках одной страны - наверное да, но от страны к стране может меняться.
YMA
27.05.2025 16:46Поспорил бы... Кофе в макдаке одинаков во всех странах (и даже сейчас в РФ тот же самый вкус), бывает разница в рецептуре - скажем, в Индии бургеры с курицей вместо говядины. А так что в Тайланде, что в Финляндии, что в мак.бай в Беларуси - вкус одинаков.
Что, кстати, и привлекает - я в любой стране (хоть в Греции, хоть в Австралии) получу одну и ту же предсказуемую еду, и с высокой вероятностью не отравлюсь. Поэтому в поездке перекушу там, а потом уже, когда разведаю ситуацию, перейду обратно на нормальную еду. :)
PS: Если что, наггетсы в европейских макдаках и российской вкусточке делаются по одному техпроцессу и из одной и той же бразильской курятины, только тссс....
kenomimi
27.05.2025 16:46А так что в Тайланде, что в Финляндии, что в мак.бай в Беларуси - вкус одинаков.
Вот неправда. Зашел в Турции дважды в мак - наш текущий вкусноиточка или испанский мак на голову выше по качеству. Прямо ощущение, что местами откровенно халтурят...
AgentFire
27.05.2025 16:46В Турции вообще проблемы с мясом в сетевых магазинах/ресторанах.
Но местечковые кокоречи сильно спасают страну в этом плане)))
GidraVydra
27.05.2025 16:46Вкус очка - абсолютное днище, есть там невозможно. Это даже хуже,чем турецкий или эмиратский макдак, хотя казалось бы, куда ещë хуже? С европейскими макдаками смешно сравнивать.
MakeYourVision
27.05.2025 16:46Вот я тоже читаю уже какой раз комменты восхваляющие вкус очка, и не пойму, люди точно про настоящее время говорят, а не про мак образца 2007 года? Или 2012? Это же тихий ужас что сейчас под видом бургеров продается. Я еще буквально в 2018 брал Биг Тейсти или Биг Мак, и реально плотно набивал желудок с одного достаточно крупного, сочного бургера. Сейчас же их аналоги настолько уменьшили в размерах, что нужно сразу штуки 2 чтобы плотно перекусить - котлета меньше по диаметру и тоньше, соусов добавляют меньше, нарезка огурцов, помидоров и листов салата стала тоньше, ломтики сыра тоже уменьшились. Бургеры стали тупо маленькие и сушняковые, да и выглядят они теперь откровенно жалко, а за те же 350-400р теперь гораздо лучше будет взять воппер - он в размерах и вкусе никак не изменился, например. Хотя я раньше не особо любил вопперы отдавая предпочтение маковским бургерам, теперь же все перевернулось наоборот.
mr_kazaam
27.05.2025 16:46У вкусно и точка есть одна неприятная особенность: не постоянство качества и вкуса бургеров от города к городу. Где-то оно реально вкусно, а где-то в рот не лезет блеват тянет. Есть такой факт. Например у нас в городе оно реально вкусно, разницу с былым маком вообще не заметил. Но приезжал один чел с соседнего региона и сказал что у них там прям днище, а у нас тут реально вкусно. Именно поэтому тут в комментариях одни нахваливают, другие удивляются как это можно есть. Потому что в разных точках пробовали. У одних "вкус очка" у других "вкусно и точка".
PrinceKorwin
27.05.2025 16:46бывает разница в рецептуре - скажем, в Индии бургеры с курицей вместо говядины. А так что в Тайланде, что в Финляндии, что в мак.бай в Беларуси - вкус одинаков.
Вы недооцениваете специи. Мак реально разный на вкус в разных странах. Вот старбакс практически везде одинаков.
m1skam
27.05.2025 16:46Не могу с вами согласиться. Вкус кофе во вкусно и точка - просто отвратительный. В классическом Маке это еще можно было пить, но сейчас, когда я последний раз был в России, пить невозможно. Вкус условного Бигтейсти скорее всего будет похожим между странами, где он представлен, вкус чисбургеров точно отличался между Финляндией, Францией и Россией, в мелочах, но он разный. В Финляндии раньше использовались другие соленые огурцы, которые больше нравятся местным. Ну и про специи справедливое замечание.
ganzmavag
27.05.2025 16:46Не судите по одному разу, проблемы с обслуживанием кофейных аппаратов были и до ухода мака из России. Я там часто беру кофе, по моему мнению он там тот же.
event1
27.05.2025 16:46Не знаю, как там про кофе, но на мясо тупо разные стандарты в разных странах. То, что в США продают, как говядину, в ЕС только показывают и только специально обученным людям. В частности, в Ирландии, что в маках, что в бургер кингах, чуть не на каждом столике написано, что говядина используется исключительно местного происхождения. Хотя влияние этих деталей на вкус, наверное, у каждого разное.
PerroSalchicha
27.05.2025 16:46PS: Если что, наггетсы в европейских макдаках и российской вкусточке делаются по одному техпроцессу и из одной и той же бразильской курятины, только тссс....
Я как бы не владею теорией относительно того, какие там рецепты и техпроцессы в макдаках, но чисто с точки зрения пользователя, в разных странах макдаки заметно отличаются. И по вкусу, и даже по меню. В Испании обычный нормальный макдак. В Грузии меню поскромнее, но вкусно, аж хочется там ещё порцию сожрать. В Румынии наоборот, всё сухое и отвратительное. Рискну предположить, что одинаковые техкарты на блюда ещё не гарантируют одинаковый вкус, если в одном ресторане говядина ранее паслась на склонах Мтацминды, а в другом - на задворках Тимишоары.
ErshoffPeter
27.05.2025 16:46Статья понравилась, на МакДак не моё.
Пришлось как-то месяц питаться МакДаком на обед (привозили в офис) - потом все МакДаки обходил стороной ибо не мог переносить сам запах.
Armitage
27.05.2025 16:46А я помню этот АрхиМак, как мы его тогда звали. Его проблема была в том, что он был тупо дорогим и абсолютно рандомным по вкусу, что для фастфуда категорически неприемлемо. Мне кажется реклама, позиционирование и прочее тут было вообще вторично на фоне того, что он получился дорогим и невкусным и они не поняли этого сразу же.
TadaoYamaguchi
27.05.2025 16:46Они попытались. И уже поэтому молодцы. Да, они сильно накосячили, но это хорошо видим мы сегодня с удобных диванов. Глядя назад всегда хорошо видно и можно делать умное лицо )))
ky0
И, видимо в отместку, они превратили обычный чизбургер в роял - разумеется, не бесплатно.