Решил написать этот пост, т.к. несмотря на некоторое падение интереса к онлайн-обучению, это направление сохраняет свою актуальность и каждый, кто решает освоить для себя новую профессию, сталкивается с выбором, куда направить усилия, а заодно и средства, чтобы это было с максимальной отдачей и не привело к выгоранию.

Школы программирования
Отдав 7 лет ежедневным вебинарам, проверкам ДЗ и наставничеству в одной известной школе программирования (ШП), заметил, что в то время они действительно были крутыми, т.к. самих школ было меньше, работали качественнее, не экономили на оплате труда методистов и преподов, и многие студенты потом отписывались о получении заветных офферов.
С 2022 г. ситуация постепенно начала ухудшаться, живые уроки заменили записями, проверку ДЗ с подробной обратной связью – автотестами, а наставничество и вовсе убрали. Некоторые ШП закрылись, другие остались, но перешли на жесткую экономию, т.е., например, оставили только наставников, которые, особо не напрягаясь, «ведут» несколько групп за 20-30к руб. в месяц. Вопрос, чему может научить наставник с подобной мотивацией? Оставшиеся ШП ищут новые пути развития, пытаются активно внедрять популярные направления, вроде аналитики данных или машинного обучения за 200-250к в год. Обучение в группах, готовые конспекты и уроки в записях, якобы поддержка менторов, ну такое себе, дороговато. И конечно приправляют это обещаниями о гарантированном трудоустройстве, которые раньше-то тяжело реализовывались на практике, а теперь вас устроят только с кучей сложно выполняемых условий.
Так что школы программирования более-менее подходят для детей, которым в группе учиться веселее, родители могут рассчитывать на налоговые вычеты, есть четкое расписание, которое дисциплинирует. Но взрослым от ШП будет сложно получить итоговый результат. Группа будет идти вперед, опаздывающих не ждут, наставники подробных объяснений давать не будут, не успел – твои проблемы. Поэтому количество тех, кто начал обучение, и кто дошел до конца, отличается в разы. А диплом, выдаваемый ШП, работодателю уже особо не нужен. Хотя нет, нужен, если вы планируете работать в гос. структурах или больших предприятиях. Небольшим и средним компаниям, специализирующимся на сфере IT, корочка особо не нужна, их интересует «скилл» соискателя и требования к этом скиллу с каждым годом выше. Поэтому ШП постепенно будут уходить с рынка или перейдут на какие-то узкие специализации. Как тут не упомянуть ChatGPT, который уже неплохо заменяет наставников.

Репетиторы
На Авито и других досках можно встретить объявления, где действующие разработчики и преподы предлагают индивидуальное обучение или обучение в небольших группах. Я тоже понемногу репетиторствую по Python. Здесь есть и плюсы, и минусы.
Почему это круто:
У преподов с опытом собственная программа обучения, которая в чем-то близка к программам ШП, но где убрано все плохое и добавлено то, чего не хватало.
Индивидуальный подход. Уроки в удобное время, возможны переносы, любые форматы оплат. Все обучение строится по договоренностям и здесь можно подобрать нагрузку под ваше время, возможности, средства.
Экономия. Стандартная ШП берет за профессию (в среднем год обучения) от 100 до 250 к. Из расчета 1000-1400р за час обучения, например, в Python, итоговая стоимость выходит на 30-40% ниже, чем в ШП, а эффекта больше, т.к. препод все внимание уделяет ученику или небольшой группе учеников (5-7). В ШП в группы набирают порой по 50-70 студентов. О какой эффективности здесь можно говорить.
Многие репетиторы также помогают своим студентам с созданием резюме и поиском работы.
Минусы подхода:
Придется много работать, даже вкалывать. Хороший репетитор, как правило, требователен. Любые «уехал, не успел, не смог» считаются несерьезным подходом к делу. Есть задание – сделай, хоть утром, хоть ночью.
Препод может пропасть или легкомысленно относиться к своей работе. Здесь стоит посмотреть на отзывы. Если наставник «халтурит», об этом обязательно напишут в отзывах, а тот же Авито обжалования отзывов делает редко, только при наличии явных доказательств. Проплаченных или накрученных отзывов там тоже нет. Встроенные алгоритмы вычисляют, общался ли ученик с преподом, как долго и т.к. Просто поставить «Отлично» случайному преподу не выйдет, система такое вычисляет на раз.
Придется потратить время на поиск достойного препода. Но достойные обычно работают много лет, имеют немало отзывов, ведут каналы, берегут свою репутацию, о них есть информация в сети. Многие создают авторские курсы и размещают, например, на Степике. Я тоже создал свой канал в ТГ, где размещаю много собственных материалов по Python в открытом доступе, а курсы по созданию боевых проектов - на Степике.

Самообучение
«Зачем платить деньги, если все есть в сети в открытом доступе» – примерно такое в разных вариациях приходится слышать от начинающих. Самообучение – это прекрасно при наличии отличной самодисциплины – вас не нужно заставлять, вы сами строите план обучения, строго ему следуете, умеете искать нужные материалы, пользуетесь форумами, образовательными каналами. Но, как показывает практика, таких людей очень мало.
Тут сразу череда минусов:
Нужно составить подходящую образовательную дорожную карту.
Если по основам языков программирования достойных материалов в открытом доступе немало, то как быть с проектами? Не так много курсов, где описывается процесс создания веб-приложения или бота с нуля. А даже если вы найдете такой курс и скачаете, то у кого спрашивать, когда что-то не работает?
Процесс обучения затянется. С наставником можно за 7-9 мес. неплохо прокачаться. Индивидуально же это срок может вырастать в два раза и более.
Отсутствие контроля и мотивации. Хороший наставник будет побуждать, мотивировать заниматься, а если вы сами по себе, то собственной мотивации может не хватить.
Выгорание. Когда не все получается, то даже несмотря на форумы и чаты с искусственным интеллектом, можно перегореть от всего этого и бросить, как часто и бывает.
Такой способ подходит 5-7% учеников, но именно он дает максимальный профессиональный рост, когда ты сам во все погружаешься, прорабатываешь, преодолеваешь сложности, но нужно хотеть этого, гореть этим процессом, иначе, самообучение превратится в ад.

Комбинированный вариант
Например, изучать основы языка по открытым материалам: документация (на русском легко можно найти или перевести), литература, материалы из образовательных каналов, бесплатные и платные курсы.
По крайней мере начать, и, если будет тяжело, взять в помощь наставника, хотя бы на несколько уроков.
А вот дальше хотя бы 2-3 проекта сделать совместно с ментором, а потом пытаться самому. Например, находить готовые проекты на Гитхабе и разбирать как они устроены. Трудно, нудно, но дает хороший результат.
Написание проектов – самая тяжелая часть работы, ведь мы используем фреймворки и библиотеки, а здесь мало знать только теорию, нужен именно навык, понимание как все работает. «Пилить» проект самому с нуля будет непросто. Как вариант, еще объединиться в команды 2-5 человек и работать вместе. Пробелы по каким-то направлениям можно добирать курсами опять же со Степика (Юдеми давно и похоже навсегда закрыт для российских пользователей).

В общем, если резюмировать, то «войти в айти» без поддержки со стороны практический нереально, но если быть готовым к активному самообучению плюс добавить хорошие курсы (не обязательно платные) и помощь наставника, влиться в новую сферы можно и без вливаний средств в школы программирования, тем более их диплом ничего не значит, а часто даже отпугивает работодателей, ведь выпускники получаются типовые, шаблонные.
Комментарии (5)
Octagon77
11.06.2025 10:49Всё время пока чистил ножиком яблочко, нарезал его на дольки, слегка поливал их цветочным мёдом и ел палочками, ненапряжно размышлял над этим текстом. Контекст важен, ибо мог повлиять на итог.
Думается, идти в IT чтобы даже не столько пахать на дядю, сколько решать чужие проблемы - наверно лучше с ментором или репетитором или даже на курсах. Идти в IT из любых других соображений - лучше самому или с друзьями. Друзей да, можно и на Гитхабе найти, только проекты надо не разбирать, а развивать, в чём мы с автором немного расходимся.
А сильно мы с автором расходимся в том, что я считаю гибрид отличным примером к максиме компромисс всегда хуже любой из альтернатив.
ssmaslov
11.06.2025 10:49Што то фигня што то :-) Если есть способности и понимание зачем - самообучение, готовых тоеков и бесплатных программ гора. Если в школе по математике тройка (условно) была да и сама школа 10 лет назад ни онлайн школа ни ментор ничего кроме траты денег не дадут. Ну будешь занят чем то что можно назвать саморазвитием. Инфа 100%
4wards1
11.06.2025 10:491000-1400 за час персональных занятий? Это статья из 2015 года? Сейчас нормального наставника с реальным опытом дешевле, чем за 2000 в час, днём с огнём не сыщешь.
Если вы берёте 1000 в час, то на фуллтайме заработаете максимум 160 000 в месяц, и это лишь гипотетическая сумма. Реальная будет ещё меньше, потому что вы физически не сможете закрывать 8 платных часов за 8-часовой рабочий день. Будут отмены, переносы, окна в расписании. Да и это банально тяжело психологически - по 8 часов в день нон-стоп поддерживать личный контакт с новичками. Это как разбирать легаси от джуна, только ещё тяжелее, потому что джун - это уже следующая ступень, он уже хоть что-то умеет.
Поэтому возникает закономерный вопрос: если "наставник" готов работать за условные 120 000 в месяц, хотя даже ИП Пупкины ищут мидлов на бОльшую ставку, то каков реальный уровень такого наставника? Чему он может научить, если сам не может найти нормально оплачиваемую работу?
s0n0ma
В продолжение написанного Дмитрием...
ИИ ошибается и довольно нередко;
Онлайн курс - это хорошо, но очень часто возникают вопросы по ходу курса, а задать их некому (есть ИИ, но и он не панацея);
Педагог (наставник) очень часто может сэкономить уйму времени тем, что видит затыки обучающего и может оперативно вернуть назад, разъяснить и направить по правильному пути;
Педагог (правильный педагог) всегда расставляет акценты и тем самым сразу же не даёт повода совершить ошибку, пойдя неверным путем;
Найти хорошего педагога не так просто. Уметь объяснять сложное простыми словами - это талант, которым обладает не так много людей.