Когда ты создаешь продукт для консервативной отрасли, которая не использовала ничего, кроме Excel и 1С, приходится бороться с возражениями и идти на компромиссы. Брать больше доработок, чтобы выстоять на рынке и наладить контакт с клиентами, а затем перестраивать и собственные процессы. 

Привет, Хабр. Меня зовут Алексей Сердюков, уже больше пяти лет я PM «Синтеки», а по совместительству строю процессы и управляю командой. Мы занимаемся разработкой сервисов для строительных компаний. В статье хочу рассказать об изменениях в системе отбора тикетов от клиентов: как было раньше и к чему пришли. Наш подход помог сохранить клиентов на ранних этапах развития продукта и реализовывать задачи без лишней нагрузки на команду.  Надеюсь, опыт будет полезен в сферах, где без лояльности к фичам не выстоять, и поможет сориентироваться, как определить, стоит ли тикет усилий.


Нужно ли брать доработки со стороны клиентов? 

Из опыта могу сказать – надо. Реализовывать продукт на рынке в условиях быстро растущей конкуренции становится все сложнее. А делать это в сферах, где компании привыкли работать «по старинке» и в лучшем случае будут годами присматриваться к тебе – тем более. 

Как процесс строился раньше: генеральный директор – PM   

Немного предыстории: наш первый продукт – «Синтека» – был идеей генерального директора, когда тот руководил своей инженерной компанией. Тогда он столкнулся с тем, что на закупках стройматериалов деньги пропадают, как в черной дыре, а что с этим делать, было непонятно. Инструментов для оперативного контроля на этапе подачи заявок с объектов или для согласования счетов на рынке не существовало. Бюджетирование никто не вел. Все вопросы решали в мессенджерах и по телефону. К слову, многие работают так до сих пор. 

Тогда ему и пришла идея создать некую программу, которая и о превышениях предупредит, и весь процесс сделает контролируемым. Но так как он был больше про стройку, чем про ИТ, путь занял много лет. И начинался он с 1-2 разработчиков, а пилот запускался в знакомых компаниях. 

Спустя несколько лет, уже у сформированного продукта, появились вполне реальные клиенты, которые платили нам деньги. Появились запросы на кастом и точечные доработки. Тогда сбор таких обращений не был оформлен как процесс. Клиенты напрямую связывались с генеральным директором, который фактически выполнял роль PM. Иногда запросы передавали менеджеры, которые обучали пользователей. Фиксировали их разрозненно (в таблицах, заметках или устно). Задачи ставили в Redmine, там же пытались оценить трудозатраты на реализацию функционала. Команда разработки тогда была небольшой – всего около 6 человек, для такого размера компании было ок.

Основным источником новых функций в продукте пока еще оставалась экспертиза генерального директора. Его опыт позволял внедрять достаточно востребованные решения. Из его идей и формировался план, а все остальное – бралось «сверху». 

Мы делали почти все, что к нам поступало, это помогло на ранних этапах укрепить доверие клиентов – многие из них оставались с нами.  

Попытки структурировать процесс: еженедельные встречи и стори поинты 

Число клиентов росло, команда тоже, а мы столкнулись с увеличением нагрузки и резким развитием отраслей, в которых варились. IT менялась, появлялись новые инструменты, AI-решения, а некоторые сервисы, которые мы использовали ранее (например, Confluence и Jira), наоборот, стали недоступны. В строительной отрасли выросли требования к качеству, скорости и аналитике, клиенты стали требовательнее. Они уже успели познакомиться с чем-то лучше Excel и хотели получить «таблетку от всех болей». Им нужно было решение, которое и закупки проконтролирует, и ЭДО подтянет, и склад автоматизирует. А у нас за плечами был монолит, который не так просто подстраивать по первому требованию даже крупных клиентов.

Здесь мы поняли, что пора что-то менять: процессы не были оптимальны для большой команды, старый подход перестал работать, возникли проблемы с приоритизацией обращений и оценкой нагрузки на команду, с некоторыми задачами мы сталкивались впервые. 

Мы внедрили еженедельную встречу, на которой присутствовали сотрудники отделов внедрения ПО и технической поддержки, исполнительный директор и генеральный директор, который все еще был единственным продакт-менеджером. Состав определялся задачей – лучше понять клиентов и оценить реальную необходимость реализации того или иного функционала. Некоторые фичи были актуальны только для одного точечного клиента, бизнес-процессы у строительных компаний отличались, поэтому разбирать было что. Тратить время на разработку и менять продукт под одного клиента для всех нерационально. 

На встречах мы обсуждали поступившие запросы, определяли приоритеты и решали: брать и делать или отказать. В случае отказа мы искали альтернативные решения для клиента, чтобы минимизировать неудобства и попросту его не потерять. 

И стоит сказать, что вот на этом этапе уже начали возникать споры внутри состава. 

Немного техники: тогда мы использовали Jira (которую позже по понятным причинам заменили на Yandex Tracker) – это помогло сделать разработку более структурной. Задачи начали оценивать в стори поинтах, а работу организовали спринтами. Мы получили возможность точнее прогнозировать объем работы, эффективнее распределять ресурсы команды и отслеживать прогресс по ключевым задачам. Стори поинты мы, кстати, позже монетизировали, но об этом в блоге компании расскажут коллеги, которые поделятся опытом работы с enterprise-клиентом. 

Сбор доработок реализовали через тикет-систему, где использовался один из первых разработанных нами шаблонов. Это позволило стандартизировать процесс сбора информации, и сделать его более прозрачным для всех участников. 

Пример первого шаблона
Пример первого шаблона

Технический совет: заставили совещаться и разработчиков 

С усложнением запросов и появлением задач, связанных с интеграциями, стало понятно, что для принятия решений уже недостаточно обсуждений, нужна более глубокая оценка, значит, нужны технические специалисты. 

Функционал программы был достаточно обширным: он охватывал процесс закупок от закладывания смет по проекту до этапов согласования материалов и счетов и приемки поставок на объекты. Многие изменения могли затронуть узкие места системы и существенно увеличить нагрузку на мощности. Например, был запрос на поиск по всем полям сущностей, которых было больше всего в проекте, но на тот момент мы еще не внесли необходимых изменений для масштабирования поискового механизма, и такая доработка требовала обсуждения с технической командой, которой во встрече раньше не было.  

Это же касалось интеграций: если с 1С мы уже были знакомы, то при запросах на более нестандартные системы приходилось изучать их API и оценивать сложность запрошенной интеграции. Кроме того, мы развивали и собственный API продукта, и каждый новый запрос требовал анализа его влияния на систему.

Еженедельную встречу по сбору и первичному согласованию доработок хотелось сохранить и оставить компактной при этом. Поэтому мы внедрили второй этап – так называемый «Технический совет» с участием команды, собранной из продакт-менеджера, технического директора и лидов разработки и тестирования. Они решали: 

  • Возможно ли реализовать запрошенный функционал?

  • Как доработка повлияет на нагрузку системы и ее производительность?

  • Сможем ли мы реализовать запрошенную интеграцию? Какие ресурсы для этого потребуются?

Такое решение разделило процесс на два этапа, один фокусировался на бизнес-целях, второй – на технической стороне. Это позволило осуществлять проверку возможности реализации доработки до передачи ОС клиенту, а также утвердиться во мнении, что это то, что действительно нужно и возможно.  

Здесь же мы учились отказывать.

Работали над ошибками 

Компания продолжала расти: появились аналитики, сотрудники отдела внедрения были разделены на группы с собственными руководителями. Количество мнений множилось вместе с количеством людей, поэтому было принято решение – сокращать состав. 

Оставили только руководителей отделов, аналитиков и продукт-менеджера на первом этапе. Шаблон сбора информации переработали и актуализировали под новые требования. Это сказалось и на скорость обсуждений, и на их содержательность, при этом в объемах реализации задач мы не потеряли. Да и необходимость представлять доработки от своего отдела, а не от себя лично фоново создала первый ценз – любой запрос проходил оценку на осмысленность еще среди отдела внедрения. 

Пример нового шаблона
Пример нового шаблона

Утонули ли в кастомных запросах?

Помимо запросов доработок от клиентов мы проверяем и свои гипотезы. Например, несмотря на то, что в большинстве строительных компаний работают в офисах за компьютерами, а мобильные приложения используются редко – мы продолжали развивать мобильный функционал. Мы были убеждены, что часть процессов требует оперативного доступа к данным в мобильном формате, например, согласование закупок на строительные объекты или мониторинг статусов заявок. 

Гипотеза о востребованности мобильного приложения изначально вызывала вопросы, но чем больше функций мы переносили в мобильное приложение, тем выше становился отклик — клиенты стали отмечать удобство работы для сотрудников, которые часто находятся в режиме перемещения между объектами. Это дополнило наше мировоззрение – иногда мы действительно знаем лучше. 

Неотъемлемой частью процесса с самого начала являлась и остается постоянная связь с клиентом на всех этапах работы. Даже когда доработка не согласовывается, мы сообщаем клиенту о причинах отказа и предлагаем альтернативные варианты. Это позволяет нам сохранять доверие клиентов, что, конечно, сказывается и на успехе продукта на рынке в целом. Но с другой стороны, уходить только в кастом – гиблое трудозатратное дело. Комбинация подходов помогает нам оставаться на рынке и не перегружать внутренних специалистов. 

Что сработало:

  • Разделение обсуждений на бизнес- и техэтапы
    Помогло отделить «хотелки» от реальных возможностей, сократило количество спорных решений.

  • Шаблон для сбора запросов
    Стандартизировал ввод информации, избавил от «серых зон» и позволил быстрее оценивать запросы.

  • Формализация ролей и ответственности
    Снижение количества участников обсуждений → рост фокуса и ответственности за предложения.

  • Коммуникация с клиентом даже при отказе
    Поддерживает лояльность, даже если реализация невозможна. Клиенты чувствуют участие.

  • Собственные гипотезы – не менее важны
    Некоторые продуктовые идеи сначала казались спорными, но в итоге доказали свою ценность.

Надеюсь, наш опыт покажется кому-то полезным или подсветит возможности, которые еще не реализованы в вашей компании. Продуктовыми нюансами статью грузить не хотелось, если что-то упустил, c радостью расскажу в комментариях. А вы берете в работу фичи от клиентов?

Комментарии (0)