В 2025 году многие системы Федерального управления гражданской авиации США (FAA) все еще работают на Windows 95 и используют флоппи-диски. Администрация FAA планирует провести модернизацию, но процесс будет непростым. Схожая ситуация и в других отраслях, причем не только США: старые системы до сих пор используются на транспорте, в обороне и госструктурах. Давайте обсудим, почему авиация зависит от винтажных технологий, по какой причине обновиться не так просто и когда эту проблему собираются решить.

Windows 95 в авиации: напрочь устаревшая инфраструктура
В июне 2025 года исполняющий обязанности главы FAA Крис Рошло объявил о планах обновить устаревшие части управления воздушным движением (ATC). По данным Tom's Hardware, 51 из 138 подсистем FAA признаны ненадежными из-за устаревших возможностей и отсутствия запасных частей. В них до сих пор применяются 3,5-дюймовые флоппи-диски для передачи данных. Сами они работают под управлением Windows 95 — операционной системы, выпущенной Microsoft 30 лет назад. Министр транспорта Шон Даффи назвал проект модернизации важнейшей инфраструктурной задачей десятилетия.
Несмотря на то, что в управлении полетами давно применяются современные технологии — радары, спутниковая навигация и цифровые карты, — некоторые подсистемы до сих пор работают по стандартам 90-х. В ряде диспетчерских центров сотрудники используют бумажные карточки с информацией о рейсах и вручную передвигают их по специальным столам, отслеживая движение самолетов. При этом передача данных между отдельными системами по-прежнему осуществляется через флоппи-диски.

Устаревшая инфраструктура время от времени сбоит. В январе 2023 г. отказ системы оповещения пилотов (Notice to Airmen) привел к остановке всех рейсов в США на два часа. Причиной стали поврежденные файлы базы данных и старое оборудование. В 2025 году неисправная проводка в аэропорту Ньюарка вызвала сбои в работе радаров и систем связи, что привело к сотням задержек и отмен рейсов.
Почему не обновляется?
У FAA накопилось сразу несколько причин, по которым модернизация откладывалась. Основное — это то, что старые подсистемы изначально разрабатывались с упором на надежность. Windows 95 проста в использовании, ее поведение предсказуемо, а все оборудование и программное обеспечение прошло строгую сертификацию. Сейчас любое изменение требует повторного тестирования, а это может занять годы и обойтись в миллионы долларов. По словам профессора Университета Иллинойса Шелдона Джейкобсона, эти системы действительно работают, но их стабильность — скорее удачное совпадение, чем результат продуманного архитектурного решения.
Еще один фактор — ограниченный бюджет FAA. За последние 15 лет на обновление инфраструктуры выделялось около 3 млрд долларов в год, но с учетом инфляции реальная покупательная способность снизилась примерно на 1 млрд долларов. При этом большая часть этих средств уходит не на развитие, а на поддержание устаревших систем: поиск редких комплектующих, ремонт оборудования и обслуживание программ, которые давно не обновляются. В результате FAA вынуждена вкладываться в прошлое, не имея ресурсов на переход к современным решениям.
Системы управления воздушным транспортом работают круглосуточно, их нельзя просто выключить для замены. То есть новые технологии нужно внедрять постепенно. А это требует сложной координации, резервных систем и тщательного тестирования, чтобы избежать сбоев, которые могут поставить под угрозу безопасность полетов. Политические барьеры тоже тормозят прогресс. Бывший глава FAA Майкл Хуэрта отмечал, что сокращение числа диспетчерских центров упростило бы модернизацию и снизило затраты, но конгрессмены защищают рабочие места в своих округах, блокируя такие инициативы.
Не самолетами едиными
FAA не единственная организация, чьи системы зависят от технологий прошлого. Городская транспортная сеть Сан-Франциско до сих пор базируется на старой платформе управления поездами. Она работает на DOS, а данные загружаются с 5,25-дюймовых флоппи-дисков. Обновление запланировано на 2030 год, но бюджетные ограничения откладывают процесс. Отсутствие запчастей и специалистов, знакомых с DOS, делает систему уязвимой: любой сбой может парализовать городские перевозки.

До 2019 года в системе управления ядерным арсеналом США (SACCS) применялись 8-дюймовые флоппи-диски, разработанные в 1960-х. Эта система координировала ядерные ракеты и бомбардировщики. Несмотря на древность, все работало неплохо. Но вот отсутствие современных интерфейсов и дефицит носителей стали проблемой. А переход на новые технологии занял годы из-за необходимости сохранять совместимость со старым оборудованием и проходить строгую сертификацию.
Некоторые самолеты Boeing 747 в 2020-х годах загружали навигационные данные через 3,5-дюймовые флоппи-диски. Каждые 28 дней экипажи задействовали до восьми дискет с информацией о маршрутах и аэродромах. Это не только неудобно, но и рискованно: поврежденный диск или устаревшие данные могли привести к ошибкам. Сертификация новых решений, таких как USB или облачные системы, тормозилась строгими авиационными стандартами.
В Японии до 2024 года государственные системы регистрации данных, включая банковские и муниципальные архивы, использовали флоппи-диски. Жесткая бюрократия замедляла переход на современные технологии. Когда обновление все же началось, данные пришлось переносить вручную, так как старые форматы были несовместимы с новыми платформами.
Все эти случаи объединяет общая черта: системы, созданные десятилетия назад, были настолько надежными и дорогими в замене, что их продолжали использовать, несмотря на риски. Как бы там ни было, большинство проблем удалось решить. Но что с полетами?
Что в итоге?
FAA поставила цель завершить модернизацию за четыре года. Задача сложная: нужно не просто заменить компьютеры, а перестроить всю инфраструктуру, не останавливая при этом полеты. Диспетчеры, привыкшие к старым интерфейсам, должны будут освоить новые системы без потери эффективности, обучение потребует времени.
Стоимость проекта пока не названа, но оценки говорят о десятках миллиардов долларов. В любом случае модернизация FAA потребует огромных ресурсов, времени и политической воли, но без нее риски сбоев и кибератак будут расти.
Комментарии (4)
saipr
18.06.2025 07:45Почему не обновляется?
В начале 2000-х я ставил кое-какие программы в Московском офисе Ксерокс и с удивлением увидел на рабочих местах Win-3.11. Пояснения были замечательные: 90 % сотрудникам нужны таблицы, редактор, браузер. Win-3.11 они специально заказывали в Микрософт (к тому времени он уже не выпускался).
Мне кажется, здесь такая ситуация: обновления ключевых систем — зло, работает — не трогай.
Конечно, рано или поздно (лучше вовремя) потребуется модернизация и FAA с ней справится.
AliGil
18.06.2025 07:45и для каких дураков они несут этот бред? там абсолютно всё делается за один час максимум. всё есть готовое, надежное и современное.
skwo73
18.06.2025 07:45В критических системах за час это не делается. замену, в теории, можно сделать и за 5 секунд, но подготовительные работы могут идти годами.
возьмем для примера схожую с FAA нашу систему - нельзя просто взять и заменить на ней старую винду и древний sql - комп уже не потянет, а это влечет замену компьютера. поменяли винду и sql, а прикладная прога не будет работать с новой виндой и sql, а еще понимаем, что это решение даже не сертифицированное будет и понимаем, что надо менять весь комплекс совсем на другую систему, но сначала надо обучить людей на нее... и так много всяких добрых вещей.
цена некорректной работы - трупы.
M_AJ
Не знаю, почему во всех подобных статьях рассказывают о 3,5 дюймовых дискетах и дисководах для них как о каком-то критическом узле, который если сломается, то всё -- конец. На самом деле их используют скорее всего исключительно потому, что имеют запас рабочих дискет, так как заменить флопповод на его эмулятор, читающий данные с других носителей не проблема, устройства давно доступны в широком ассортименте, и в ценовых диапазонах от нескольких десятков до нескольких сотен долларов. Возможности тоже практически на любой вкус, от чтения образов дискет просто с SD карты до получения их по Wi-Fi. Единственная причина по которой это оборудование не заменяют -- бизнес не любит вкладывать дополнительные деньги в то, что не приносит профита. Это я могу пойти и купить условно говоря новый автомобиль просто потому что мне надоел старый или я хочу какую-то новую приятную, хоть и бесполезную по сути, примочку, а бизнес купит его только когда старый больше не сможет ездить, или станет дорогим в обслуживании настолько, что купить новый станет выгоднее.